Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Научная кафедра

Статья "Приемы развития логического мышления младших школьников"
Приемы развития логического мышления
на уроках в начальной школе

Концепция развивающего обучения Д.Б. Эльконина и В.В. Давыдова, педагогические эксперименты убедительно продемонстрировали огромный потенциал детских способностей, и были найдены пути их развития.
Уроки математики и русского языка способствуют развитию у детей мышления, памяти, внимания, наблюдательности, строгой последовательности рассуждения и его доказательности; дают предпосылки для развития логического мышления учеников, обучения их умению кратко, точно, ясно и правильно излагать свои мысли. Развитие логического мышления учащихся на всех уроках — одно из наиболее существенных требований, обеспечивающих качество обучения.
Мыслительная деятельность людей совершается при помощи мыслительных операций: сравнения, анализа, синтеза, абстракции, обобщения и конкретизации.
Сравнение — это сопоставление предметов и явлений с целью найти сходство и различие между ними.
Анализ — это мысленное расчленение предмета или явления на образующие его части, выделение в нем отдельных частей, признаков и свойств.
Синтез — это мысленное соединение отдельных элементов, частей и признаков в единое целое.
Анализ и синтез неразрывно связаны, находятся в единстве друг с другом в процессе познания. Анализ и синтез — важнейшие мыслительные операции.
Абстракция — это мысленное выделение существенных свойств и признаков предметов или явлений при одновременном отвлечении от несущественных. Абстракция лежит в основе
Обобщение — мысленное объединение предметов и явлений в группы по тем общим и существенным признакам, которые выделяются в процессе абстрагирования. Процессам абстрагирования и обобщения противоположен процесс конкретизации.
Конкретизация — мыслительный переход от общего к единичному, которое соответствует этому общему. В учебной деятельности конкретизировать — значит привести пример.
Между понятиями бывают разные отношения. Во-первых, отношения «вид — род». Это такие отношения, когда все предметы, входящие в «вид», входят и в «род», имеют общие существенные признаки. Например, сандалии — обувь, окунь — рыба.
Подбери родовое понятие к следующим словам:

щука — … оса — …
липа — … вилка —…
ромашка — … деление — …
картофель — … метр — …
грач — … серебро —…
глаз — … озеро — …
осень — … скрипка —…

Понятия могут относиться друг к другу и как «часть» — «целое», например: лист — часть дерева, ноготь — часть пальца.
Укажи целое, частью которого являются:

карман — … окно — …
крыло — … кабина — …
плавник — … лепесток — …
ветка — … циферблат — …
рукав — … ступень — …
ножка — … ручка — …

Понятия могут находиться между собой в отношении рядоположности, когда указывают предметы, вещи, явления, в чем-то сходные, принадлежащие к одной группе, которую можно назвать общим понятием (например, сосна, липа — деревья).

В данных рядах слов подчеркни понятия, которые находятся в отношении рядоположности:
Повар, кастрюля, инженер, человек, чертеж (повар, инженер)
Река, озеро, водоем, вода, берег (река, озеро)
Лев, хищник, охотник, ружье, тигр, жертва (лев, тигр)
Утро, время, день, сутки, солнце (утро, день)
Автобус, самолет, вертолет, транспорт, корабль (самолет, вертолет)

Иногда понятия отражают какие-то явления одного порядка, но являющиеся противоположными по смыслу. Это отношение противоположности. Например, добрый — злой.
Подбери противоположные понятия:

большой — … печальный — …
свет — … начало — …
радость —… длинный — …
храбрость — … ложь — …
быстрый — … победа — …
тусклый — … смерть — …
день — … молодость — …
сладкий — … бодрый — …

Назови вероятные причины следующих событий:

насморк — … наказание — …
синяк — … наводнение — …

авария — … ошибка — …
опоздание — … драка — …
Назови возможные следствия следующих событий:

засуха —… осень — …
праздник — … опасность — …
сражение — … переедание — …
молния — … болезнь — …

К следующим словам подбери понятия, которые находятся в отношении последовательности:

февраль — …
вторник — …
первый — …
вечер — …

Отношения между понятиями, когда одно из них отражает какое-то свойство, качество, признак или функцию другого, называют функциональными. Например, стол — обедать, стол — дубовый.
К предложенным понятиям подбери еще два, находящиеся с ним в функциональных отношениях:

ложка — …(серебряная, есть)
бумага — …(белая, писать)
врач — … (детский, лечить)
калькулятор — …(электронный, считать)
библиотека — … (городская, книги)

Определи закономерность составления среднего слова в верхней строке и вставь вместо точек слова, составленные по тому же принципу:
гараж жаба банан пирог поле слеза утка туча чаща
ливер … кулак рынок … осада орел … сажа
В исходном слове меняется одна (любая) буква. Получается новое слово. В этом слове также меняется одна (любая) буква, снова получается новое слово. Таким образом, нужно дойти до заданного нужного слова.
лес — … — … — … — бор
кошка — … — мышка
Приставьте козе рога (рога — коза) рога — роза — коза.
Доведите кота до сыра (кот — сыр) кот — ком — сом — сор — сыр
Доведите мышку до норки (мышка — норка)
Протяните мост через реку (мост — река)
Назови одним словом следующие группы слов:

мак, ромашка, роза
чашка, тарелка, миска
рубашка, брюки, платье
морковь, капуста, свекла
кукла, мишка, мячик


Подбери нужное слово:
человек — ребенок, собака — …
овца — стадо, буква — …
растение — семя, птицы — …
бежать — стоять, кричать — …


Из каждого слова взять только первые слоги, составить новое слово:

автомобиль, тормоз — автор
колос, роза, вата — …
кора, лото, боксер — …
баран, рана, банка — …

Составь предложение, в котором бы были эти три слова:

медведь, озеро, карандаш
мальчик, клен, пень
лиса, варенье, лавка

С помощью учителя ребенок должен научиться рассуждать, выделять главное, анализировать разные факты и точки зрения, сопоставлять и сравнивать их, задавать вопросы и пытаться самостоятельно искать ответы на них. Без способности к самостоятельному мышлению вряд ли возможно интеллектуальное развитие ребенка.
Категория: Научная кафедра | Добавил: nama (2015-01-08) | Автор: Макарова Наталья Викторовна E
Просмотров: 1164 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Среда, 2024-12-18, 1:42 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru