Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Научная кафедра

Проектирование УВП в контексте современной казахстанской модели образования
Проектирование учебно-воспитательного процесса в контексте современной казахстанской модели образования
Кудайбердиев Темирхан Кожабаевич – проректор по развитию образования региона Карагандинского ИПКиПГСРО, к.психол.н., доцент психологии

Статья посвящена видению стратегии (или логики) проектирования учебно- воспитательного процесса в контексте современной казахстанской модели образования. Современная казахстанская модель образования как научно-методический и нормативно-правовой документ в Республике ещё не создан. Кафедра педагогического менеджмента Карагандинского института повышения квалификации и переподготовки государственных служащих попыталась восполнить данный пробел, обобщив все нормативно-правовые и научно-методические документы, разработанные в Республике в области образования. Так появились концептуальные положения современной казахстанской модели образования. В данной статье некоторые из этих положений мы обозначим. Сейчас же не менее актуальный вопрос – логика (стратегия) проектирования учебно-воспитательного процесса в современной казахстанской школе.
Очевидно, его проектирование должно начаться с определения образовательного процесса и его характеристик. На Слайде №1 представлены основные характеристики образовательного процесса.
Слайд №1
Характеристики образовательного процесса:
• ценности, цели - результаты, (задачи), которые формулируются государством (организацией образования в пределах её компетенций) путем согласования запросов потребителей образовательной услуги
• технологии (учебный материал, способы, приемы, формы организации образовательного процесса), используемые для достижения намеченных результатов (так называемая, осознаваемая целенаправленная деятельность педагога
• неосознанное поведение педагога, влияющее на осуществление заявленных целей
• деятельность ученика, соответствующая разработанному педагогом сценарию и его самостоятельное поведение
• реально произошедшие изменения
• критерии достижения образовательных результатов и процедуры оценки
• система управления (стратегическое и оперативное планирование, контроль результатов, процесса и условий деятельности, психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса, внутренняя

Наш анализ работ по организации образовательного процесса показал, что в большинстве из них образовательный процесс рассматривается узко - только как технологии (учебный материал, способы, приемы, формы организации образовательного процесса), используемые для достижения намеченных результатов (это так называемая осознаваемая целенаправленная деятельность педагога).
Но такое узкое понимание отрывает работу по организации образовательного процесса от контекста, в котором эта работа протекает, и в котором все мы работаем и живём. Но именно контекст определяет основные требования, как к системе образования Республики в целом, так и к организации образовательного процесса: к ценностям, целям - результатам, технологиям, деятельности педагога и ученика, критериям достижения образовательных результатов, процедурам оценки, системе управления.
Итак, контекст нашей жизнедеятельности, прежде всего, характеризуется вызовами (требованиями) времени и ответами на них Республики. Прежде всего, это глобальный экономический кризис и форсированное индустриально-инновационное развитие Республики как казахстанский путь к посткризисному развитию и лидерству [1].
Каким должно быть образование в этом контексте? На Слайде №3 показана динамика развития ценностей и политик образования или моделей образования в мировом сообществе.
Слайд №2

Эта тенденция развития мирового образования показывает, что в современных условиях образование должно соответствовать требованиям, которые предъявляются к нему со стороны государства и общества, а значит выступать как социально-адаптивный механизм, способный реагировать на социальные преобразования. А современная модель образования должна функционировать как динамичная и гибкая система, способная реагировать на социальные изменения и обеспечивать их эффективность.
Как показывает опыт других стран, реализация этого требования к образованию обеспечивает формирование инвестиционной привлекательности страны и её технологический прорыв.
Очевидно, что дисциплинарная (предметная) модель образования не способна реализовать это требование. Так как в условиях быстроизменяющегося мира и увеличения потоков информации (особенно в периоды кризисов) фундаментальные предметные знания являются обязательной, но не достаточной целью образования. Гораздо важнее и сложнее привить обучающимся умение самостоятельно добывать, анализировать, структурировать и эффективно использовать информацию для максимальной самореализации и полезного участия в жизни общества (то есть быть компетентным) [2].
Это означает, что обеспечение «форсированного индустриально-инновационного развития» Республики с необходимостью требует инновационной стратегии развития образования для устойчивого развития государства, общества и личности. На наш взгляд, только инновационная стратегия развития образования позволит обогатить дисциплинарную (предметную) модель образования, сохранив всё ценное, что в ней есть и осуществить переход на качественно новый уровень - к компетентностно-ориентированной модели образования.
Уникальность нашей ситуации в том, что мы реализуем параллельно ещё одну инновационную модель образования, ориентированную на ребёнка. Она нашла отражение в программе духовно-нравственного образования «Самопознание».
Именно эти две инновационные составляющие 12 летней модели обучения обеспечат её способность реагировать на осуществляемые в Республике преобразования и обеспечивать их социальную эффективность. То есть обеспечить адекватный ответ системы образования Республики вызовам времени и заказу государства. Таким образом, 12 летняя модель обучения в Республике – это модель компетентностно-ориентированного и духовно-нравственного образования.
Именно эта модель должна определить новые требования к организации нового образовательного процесса.
Ну, а само проектирование нового образовательного процесса необходимо начинать с выявления зон несоответствия существующего образовательного процесса новым требованиям 12 летней модели обучения (Слайд №4).
На слайде показаны основные недостатки в организации образовательного процесса в Казахстанских школах. Именно они должны определить основные направления проектирования нового образовательного процесса.
Слайд №3
Основные недостатки в организации образовательного процесса:
1. Cодержание образования представляет собой набор определенных образовательных областей знаний, которые, как правило, не связаны между собой, а главное, не учитывают, во-первых, специфику возраста, во-вторых - современную ситуацию в социальном развитии Республики, в-третьих – не адекватны ценностям, целям-результатам инновационной стратегии развития казахстанского образования.
2. Организация учебного процесса в начальном, основном и старшем звене, городской и сельской школе, в разных видах/типах организаций образования практически не отличается, и строится на жестко заданной классно-урочной системе.
3. Учебный процесс оторван от других видов деятельности и жёстко ограничивает пространство жизнедеятельности ребенка.
4. Образовательный процесс не учитывает индивидуальные предпочтения учащихся, а значит, не обеспечивает возможности индивидуализации.
5. Отсутствуют психолого-педагогические обоснования построения различных моделей образовательного пространства начальной, основной и старшей школы.
6. Доминируют вербально-репродуктивные формы обучения.
7. Образовательный процесс не ориентирован на целенаправленную работу по формированию интеллектуальной сферы (разных типов мышления) у детей.
8. Недостаточность школьных форм социализации, духовно-нравственного воспитания для решения индивидуальных задач взросления, отсутствие возможностей самоорганизации, самостоятельного индивидуального и коллективного действия учащихся в школе.
9. Недостаточное внимание к формированию общеучебных умений.
10. Контроль результатов не ориентируется на формирующую систему оценивания индивидуального прогресса каждого учащегося.
11. Отсутствует психолого-педагогическое сопровождение развивающего компонента образования.
12. Учителя не владеют технологиями, обеспечивающими реализацию индивидуальных учебных программ, проектной деятельности и направленными на формирование социальных практик.

Перечисленные недостатки свидетельствуют о наличии основного противоречия в нашем образовании, которое будет мешать выполнению задачи, поставленной Президентом: обеспечить успешное функционирование 12 летней модели обучения к 2020 году [1]. Суть этого противоречия в следующем: с одной стороны, современное Казахстанское общество нуждается в воспитании самостоятельного, ответственного, думающего, нравственного человека, т.е. конкурентоспособного. А с другой - в отечественной системе образования преобладающим по-прежнему остается формализованный подход к ученику, от которого требуется, чтобы он был удобен для школы, а не школа для него.
12 летняя модель обучения должна снять это противоречие.
На что же, в первую очередь, должно быть направлено проектирование образовательного процесса в новой модели?
Прежде всего - на создание «развивающей среды» (Слайд №4), под которой понимается не только культурная среда, как у М.Монтессори или создание проблемных ситуаций, как у Д. Дьюи. Создание развивающей среды это в первую очередь изменение основных установок педагогов и их отношений с детьми. Развивающая среда это главным образом совокупность социальных отношений, общий климат организации образования, позитивно влияющих на развитие мотивации учения. Так как именно мотивация является основным «компонентом» компетенций, то влиянию среды на их формирование придается особо важное значение [3].
Идея создания благоприятной развивающей среды имеет то преимущество, что ее можно реализовывать постепенно, не предпринимая сразу радикальных изменений в традиционной организации обучения [4].
Слайд №4
Развивающая среда –
1. Совокупность социальных отношений, общего климата в организации образования, влияющих на мотивацию учения (субъект-субъектные отношения)
2. Установки и стиль отношений между учителем и учениками
3. Структура предметно-культурной среды: количество и качество лабораторий, кружков, объединений, обществ, мастерских, секций, центров, ученическое самоуправление, …)

Во-вторых – на поиск новых форм организации обучения вызванный тем, что традиционные формы создают лишь ограниченные возможности для создания развивающей среды. Напротив, проектные формы обучения, уроки-дискуссии, уроки-исследования, внешкольные занятия и другие способствуют самореализации ученика и формированию его компетенций. Но это возможно, если соблюдены следующие условия:
 Реализован деятельностный характер обучения,
 формы организации учебного процесса ориентированы на развитие самостоятельности и ответственности ученика за процесс и результаты своей деятельности,
 созданы условия для понимания учениками собственных ценностей и приобретения опыта достижения цели,
 обеспечена четкость, и понятность всем сторонам учебного процесса правил аттестации.
Как побочный эффект введения новых методов достигается значительная разгрузка учителей.
В-третьих – на учёт факторов, препятствующих развитию компетенций и самореализации учащихся (Слайд №5). Как вы видите, уважаемые коллеги, это сложный комплекс, состоящий из субъективных и объективных факторов. Однако, главным фактором, препятствующим созданию условий, благоприятствующих развитию личности и компетенций, является нежелание взрослых (родителей и учителей), чтобы в детях развивались независимость, уверенность в себе и любознательность. Существует боязнь, что развитие таких форм поведения может повредить самим детям в жизни, так как повседневный опыт взрослых показывает, что формы независимого и инициативного поведения не поощряются в той жизненной среде, в которой существуют они сами.

Слайд №5

Факторы, препятствующие развитию компетенций
• Стрессы, депрессии, страх перед самостоятельностью детей и связанные с ней неудобства и т.д..
• Ценности и установки, привычки мышления, препятствующие созданию развивающей среды (например, когда взрослые не разделяют ценности развития компетентностей как образовательной цели).
• Материальная необеспеченность и организационные формы, препятствующие созданию развивающей среды.
• Наличие различных жизненных проблем, не позволяющих взрослым с необходимой заинтересованностью относиться к развитию детей и демонстрировать самим компетентностное поведение.
• Страх перед независимым и самостоятельным поведением детей и связанными с таким поведением повышенными требованиями к самим взрослым.
• Трудность презентации и признания со стороны родителей и администрации разных уровней результатов деятельности, достигаемых учителями, стремящимися к развитию компетентностного подхода у своих учеников.
• Традиционные формы оценки результативности обучения учащихся, которые являются в то же время и формой оценки качества труда учителя.
• Непросвещенность учителей и руководителей в отношении компетентностного подхода.
• Сложно учесть интересы, мотивации и умения учащихся, чтобы создавать индивидуальные учебные планы.
• Нежелание взрослых (родителей и учителей), чтобы в детях развивались независимость, уверенность в себе и любознательность.

Таким образом, уважаемые коллеги, 12 летняя модель обучения требует по сути перепроектирования всего уклада школьной жизни. Задача насколько интересная настолько и сложная, но решаемая. Важно определить шаги её осуществления (Слайд №6) и шаг за шагом двигаться к цели.
Слайд №6
Пошаговое осуществление 12 летней модели обучения
1. Изменения в методике преподавания
2. Изменения в деятельности учителя и ученика
3. Изменение позиции учителя
4. Изменение требований к учащимся
5. Организационные изменения форм учебной деятельности
6. Использование учителем микросценариев
7. Переориентация на формирующую систему оценивания индивидуального прогресса (уровня развития личности и сформированности её компетенций)

Для обеспечения эффективности движения необходимо создать ряд первоочередных условий на республиканском уровне:
1. Разработать компетентностно-ориентированные стандарты образования (опыт их разработки у нас уже есть: стандарт дошкольного воспитания и обучения, стандарт учебных предметов, стандарт по предмету «самопознание» и др.).
2. Разработать национальный куррикуллум, в котором детально были бы прописаны особенности результатов, процесса и условий реализации 12 летней модели обучения в Республике. По существу куррикуллум стал бы нормативно-правовым документом, описывающим и закрепляющим 12 летнюю модель обучения в Республике.
3. Сформировать нормативную, кадровую, ресурсную, методическую базы и организационно-управленческие условия перехода на компетентностно-ориентированное образование.
4. Разработать программу развития содержания образования и перехода системы образования Республики на 12 летнюю модель обучения.
5. Разработать программу психолого-педагогического сопровождения развития образовательного процесса с целью систематического мониторинга, проектирования и экспертизы его развития [5].
6. Необходимы так же обобщение и систематизация инновационной деятельности всех регионов Республики и уровней системы образования в свете инновационной стратегии развития образования для устойчивого развития государства, общества и личности. Опыт инновационной деятельности в образовании Республики, на наш взгляд, достаточен для научно-методического сопровождения переходного этапа.
Например, в Карагандинской области мы уже начали разработку региональной программы развития содержания регионального образования, которая станет подпрограммой региональной программы перехода на 12 летнюю модель обучения (современную казахстанскую модель образования).
Программа основывается на обобщённых нами концептуальных положениях современной казахстанской модели образования (12 летней модели обучения) и результатах мониторинга готовности каждого уровня и подсистемы регионального образования к её реализации. Уровни готовности к реализации модели высветили западающие зоны в деятельности каждого уровня и подсистемы и стали основой стратегий развития содержания регионального образования и перехода её на 12 летнюю модель обучения.
Программа станет основой для разработки программ перехода систем образования городов и районов и каждой организации образования области на 12 летнюю модель обучения.

Литературные источники:

1. «Новое десятилетие – новый экономический подъём – новые возможности Казахстана» Послание Президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева народу Казахстана. г.Астана 2010 г.
2. Государственная программа развития образования в Республике Казахстан на 2005–2010 годы Астана. 2004г.
3. Компетентностный подход как способ достижения нового качества образования. Москва 2002 год.
4. Д.Равен. «Компетентность в современном обществе, выявление, развитие и реализация». М., 2002.
5. Битянова М.Р. Психолого – педагогическое сопровождение: идеология, метод, модель // Интернет-проект "СОМ - В помощь учителю" http://som.fio.ru.

Категория: Научная кафедра | Добавил: Temir (2010-03-07) | Автор: Проектирование учебно-воспитательно
Просмотров: 3202 | Рейтинг: 1.0/1
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Среда, 2024-12-18, 3:13 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru