П Р О Г Р А М М А По предмету КОНЦЕРТМЕЙСТЕРСКИЙ КЛАСС Власюк Виктор Владимирович Концертмейстер школы- комплекса эстетического воспитания № Цель и задачи дисциплины Цель дисциплины- воспитание современного учителя-музыканта широкого профиля, обладающего высокой общей культурой, объемными знаниями в области музыкальной литературы, серьезного профессионала с хорошими концертмейстерскими навыками. Задачи дисциплины: - развитие музыкальных способностей, мышления, воображения; - формирование концертмейстерских умений (аккомпанирование; пение под собственный аккомпанемент; чтение с листа и транспонирование; объединение вокальной партии с сопровождением; подбор по слуху); - развитие самостоятельности во всех видах концертмейстерской работы; - накопление концертмейстерского репертуара для работы с детьми; - формирование готовности к практической деятельности в школе. Формирование концертмейстерских навыков тесно связано с освоением особенностей ансамблевой игры. Поэтому в структуре курса для пианистов и баянистов-аккордеонистов предусмотрена работа в фортепианном ансамбле и, соответственно, в ансамбле народных инструментов. Рекомендуется проходить ансамбль на всем протяжении преподавания дисциплины и включать в программу зачета. Игра одного произведения в ансамбле может стать частью программы государственного экзамена по музыкальному инструменту. 2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины При подготовке специалиста необходимо организовать обучение следующим концертмейстерским навыкам: - аккомпанирование солисту, ансамблю, хору; - транспонирование, творческое обращение с нотным текстом; - объединение аккомпанемента с партией солиста; - подбор по слуху мелодий и аккомпанементов к ним; кроме того, специальным концертмейстерским (педагогическим) умениям: - управление при аккомпанировании детским хором-классом с использованием элементов дирижерской техники; - исполнение-показ классу или солисту нового произведения с одновременным пением; - разучивание нового произведения с солистом, хором-классом; - самостоятельная работа с вокалистом, инструменталистом. 3. Объем дисциплины и виды учебной работы Виды учебной работы Всего часов Семестры Общая трудоемкость дисциплины 140 5 Аудиторные занятия 30 30 Лекции - - Практические занятия 30 30 Семинары - - Лабораторные работы - - И (или) другие виды аудиторных занятий - - Самостоятельная работа 110 110 Курсовой проект (работа) - - Расчетно-графические работы - - Реферат - - И (или другие виды самостоятельной работы) - - Вид итогового контроля (экзамен, зачет) экзамен Э 4. Содержание дисциплины Содержание дисциплины по ГОС Музыкально-исполнительские навыки аккомпанемента на примерах изучения произведений различных стилей, эпох, композиторов. Специфика исполнения аккомпанемента, вокальных и инструментальных произведений. Собственно исполнительская задача. Работа над фортепианной партитурой. Содержание, композиционная структура, характер фактуры аккомпанемента. Особенности поэтического текста, связь слова и звука. Работа с солистом. Чтение с листа. Транспонирование 4.1 Тематический план дисциплины № п/п Разделы и темы дисциплины Практические, семинарские занятия (ч.) Самостоятельная работа (ч.) 1. Элементы концертмейстерской работы 4 12 2. Аккомпанирование солисту и концертмейстерская работа с ним 6 14 3. Произведения школьного репертуара: пение под собственный аккомпанемент 4 14 4. Эскизная работа над аккомпанементами вокальных произведений 3 14 5. Чтение с листа и транспонирование 3 14 6. Подбор по слуху 4 14 7. Навыки концертного исполнительства 4 14 8. Игра в ансамбле 2 14 ИТОГО 30 110 4.2.Содержание разделов дисциплины 1. Элементы концертмейстерской работы Партия сопровождения как равноценная часть произведения, способствующая раскрытию его содержания. Содержание, композиционная структура, характер фактуры аккомпанемента. Специфика аккомпанемента вокальных и инструментальных произведений. Особенности поэтического текста, связь слова и звука. 2. Аккомпанирование солисту и концертмейстерская работа с ним Музыкально-исполнительские навыки аккомпанемента. Формирование умений следовать динамике солирующей мелодии, выполнять агогические оттенки, уверенно держать партнера в заданном темпе, создавать ритмическую пульсацию. Сочетание исполнения аккомпанемента с одновременным подпеванием вокальной партии. Формирование исполнительского умения аккомпанировать солисту-партнеру. Изучения произведений различных стилей, эпох, композиторов. 3. Произведения школьного репертуара: пение под собственный аккомпанемент Обучение пению под собственный аккомпанемент происходит в процессе изучения школьных песен и классических вокальных произведений для школьной аудитории. Студент должен уверенно исполнять партию солиста с сопровождением, осуществляя слуховой контроль за правильным соотношением звучания голоса и аккомпанемента, при этом следя за классом, а также используя элементы дирижерской техники. показывать вступление и дыхание головой или рукой). 4. Эскизная работа над аккомпанементами вокальных произведений В эскизной работе над произведениями решаются концертмейстерские задачи: развитие чувства ансамбля, умение слышать себя в сочетании с солирующей партией и осуществлять контроль за звучностью аккомпанемента, преодоление технических трудностей сопровождения. Изучение относительно несложных произведений различных стилей, эпох, композиторов. Изучение фортепианных партитур и клавирных переложений. 5. Чтение с листа и транспонирование Свободное чтение нотного текста с листа. Самостоятельно и под контролем преподавателя ознакомление с различной музыкальной литературой, пополнение исполнительского репертуара, расширение музыкального кругозора. Посильности и постепенность усложнения репертуара при чтении с листа. Опережение взглядом процесса игры. Охватывание всего текста и выделение главного. Овладение принципами партнерства, расширенного видения (исполнения не только аккомпанемента, но и партий), непрерывности исполнения. Навыки чтения 3-х строчного текста. При чтении с листа и транспонировании допускаются упрощения фактуры: не исполняются подголоски и украшения, облегчаются и перемещаются аккорды и т.д. 6. Подбор по слуху В подборе по слуху на первом этапе определяется план произведения, его стилистические и жанровые особенности, вычленяются главные элементы сопровождения. На 2м этапе песня фактурно оформляется. Затем на основе определенных жанровых особенностей обогащается звучание мелодии в правой руке: добавляются подголоски, двойные ноты. Партия левой руки делится на бас и аккорд, либо раскладывается на гармонические фигурации. Умение самостоятельно подобрать мелодию и развернутый аккомпанемент к ней. Умение сыграть песню в различных тональностях, что продиктовано практической деятельностью в школе (возможная неудобная для детей тесситура, интонационные трудности произведения) и методическими задачами обучения. 7. Навыки концертного исполнительства Постановка и решение собственно исполнительских задач концертмейстерской работы: подготовка к выступлениям и участие в концертах с аккомпанементами вокальной, инструментальной музыке и с игрой в ансамбле. 9. Игра в ансамбле Изучение четырехручных переложений и сочинений для двух фортепиано различных стилей и жанров. Игра в камерном инструментальном ансамбле (скрипка – фортепиано). Игра в ансамбле народных музыкальных инструментов. 5 Лабораторный практикум - не предусмотрен 6. Учебно-методическое обеспечение дисциплины: 6.1. Рекомендуемая литература а) Основная литература: 1. Кубанцева, Е.И. Концертмейстерский класс/Е.И.Кубанцева. - М.:Академия, 2006. - 181с. б) Дополнительная литература: 1. Бах, И.С. Инвенции: двухголосные и трехголосные для фортепиано. - М.: Музыка, 2006. - 93с. 2. Гаммы и арпеджио для фортепиано: в 2ч. - М.: Музыка, 2006. - 40с. 3. Комиссинский, В.Г. Десять романтических пьес для фортепиано/В.Г.Комиссинский. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2007. - 47с. 4. Крючков, Н.А. Искусство аккомпанемента как предмет изучения/Н.А.Крючков.- Л.,1996. - 86с. 5. Леденев, Р.С. Альбом фортепианных пьес/Р.С.Леденев. - М.: Владос, 2003. - 111с. 6. Малинковская, А.В. Класс основного музыкального инструмента: искусство фортепианного интонирования: учебное пособие для вузов/А.В.Малинковская. - М.: ВЛАДОС, 2005. - 381с. 7. Мордасов, Н.В. Сборник джазовых пьес для фортепиано: для средних классов музыкальных школ/Н.В.Мордасов. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2006. - 53с. 8. Муравлев, А.А. Фортепианная музыка для детей/А.А.Муравлев. - М.: Владос, 2003. - 95с. 9. Новая школа игры на фортепиано: учебное пособие. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2007. - 206с. 10. О работе концертмейстера/ Ред.-сост. М.Смирнов. - М., 1994. 11. Поливода, Б.А. Школа игры на фортепиано: 110 новых пьес/Б.А.Поливода. - Ростов-на-Дону, 2006. - 136с. 12. Пузикова Л.Б. Музыка дождя: эстрадно-джазовые композиции. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2007. 13. Пьесы, сонатины, вариации и ансамбли для фортепиано: учебно-методическое пособие. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2003.- 61с. 6.2. Средства обеспечения освоения дисциплины Средства обеспечения освоения дисциплины предусматривает наличие: видеотеки, телефильмов и диафильмов. 7. Материально-техническое обеспечение дисциплины Техническое обеспечение дисциплины предполагает наличие: аудиторий для индивидуальных занятий с музыкальным инструментом, концертного зала. 8. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины 8.1. Методические рекомендации преподавателю Занятия в концертмейстерском классе во всех элементах своего содержания опираются на значительную самостоятельную работу студента. В основе организации такой работы - выбор индивидуальной программы самостоятельной работы студента и контролю за ее выполнением. Самостоятельная работы предусматривает работу над деталями исполнения (звуком, педализацией, динамикой, нюансировкой, артикуляцией), техническим освоением произведения, осмысление художественных задач аккомпанемента и т.д. Самостоятельные репетиции при аккомпанировании исполнению товарища и при игре в ансамбле. Самостоятельное освоение нового материала – аккомпанементов произведений из школьного репертуара. Знакомство с методической литературой, прослушивание звукозаписей. Работа над сочинениями для эскизного освоения, чтение музыки с листа и транспонирование. В задачи самостоятельных занятий входит приобретение комплекса концертмейстерских навыков (чтение с листа, транспонирование, аккомпанемент собственному пению, пению вокалиста (другого студента), разучивание аккомпанемента хоровому произведению с последующим включением подготовленных произведений в программу концертной исполнительской практики, аккомпанемент по слуху, работа над исполнительскими приемами и изучение разнообразной литературы классического, народного, эстрадного и детского (школьного) репертуаров. 8.2. Методические указания для студентов Перечень примерных заданий для самостоятельной работы: Индивидуальные самостоятельные занятия предполагают разучивание: - Школьного репертуара, включающего произведения для чтения с листа, транспонирования, подбора по слуху и самостоятельного изучения (для фортепиано и баяна). - Инструментального аккомпанемента, в котором предусмотрено в основном изучение литературы для скрипки, домры или балалайки и фортепиано. - Вокального аккомпанемента, включающего романсы и песни для голоса с фортепиано и баяном (аккомпанемент пению товарища и собственному пению). - Хорового аккомпанемента, где основное место отведено изучению произведений из школьной программы. - Чтение с листа - Работа по овладению навыками транспонирования - Развитие навыка подбора по слуху Содержанием ансамблевых самостоятельных занятий является игра в ансамбле и аккомпанемент пению товарища В репертуар создаваемых ансамблей - фортепианных, баянистов, камерных, народных инструментов - входят как специально ансамблевые произведения, так и переложения симфонических, оперных и других музыкальных произведений, обработки народной музыки. Одним из важнейших этапов работы в концертмейстерском классе является исполнительская концертная практика Требования к составлению индивидуальной программы студентов за период обучения - произведения – аккомпанемент с иллюстратором - произведения - аккомпанемент эскизно. - вокальных произведений из обязательного списка с подпеванием - школьные песни с пением и аккомпанированием; - не менее 10 произведений по чтению с листа 2-х и 3-х строчного текста, из них - 5 школьных песен. - подбор двух песен по слуху, умение играть в тональностях выше и ниже основной на м2"", б"2", м3 и б3. - транспонировать вокальные произведения. Примерный репертуарный список вокальных произведений для аккомпанирования 1. Глинка М. Адель. Ночной зефир. Попутная. Скажи, зачем. Ночной смотр. 2. Григ Э. Горе матери. Розы. Сердце поэта. У моря. Баркарола.Избушка. 3. Кюи Ц. Коснулась я цветка. Желание. Царскосельская статуя. 4. Рахманинов С. Островок. Сон. Полюбила я . Здесь хорошо. Сумерки. 5. Чайковский П. Ночь. Средь шумного бала. Мой садик. Мы сидели с тобой. То было раннею весной. Забыть так скоро. Я тебе ничего не скажу. 6. Шуберт Ф. Вечерняя серенада. Утренняя серенада. Форель. Баркарола. 7. Шуман Р. Лунная ночь. Тихие слезы. Лотос. Посвящение. Я не сержусь. 8. Римский-Корсаков Н. Колыбельная Волховы из оперы "Садко". Звонче жаворонка пенье. Третья песня Леля из оперы "Снегурочка". 9. Ипполитов-Иванов М. Цикл "Пять японских стихотворений" 10.Лист Ф. Лорелея. Сонеты Петрарки. Как дух Лауры. Радость и горе. 11.Прокофьев С. Пять песен на стихи А.Ахматовой. Болтунья. 12.Свиридов Г. Зимняя дорога. Как небеса, твой взор блистает. 13.Танеев С. Люди спят. В дымке-невидимке. Музыка. Мое сердце - родник. 14.Бородин А. Морская царевна. Спящая княжна. Для берегов отчизны дальней. 15.Кабалевский Д. Из сонетов Шекспира: Тебе ль меня придется хоронить, Трудами изнурен, Когда на суд. Произведения для чтения с листа 1. Бычков И. Мечта о небе. 2. Бычков И. На бульваре Тверском. 3. Бычков И. Сереневй бульвар. 4. Бычков И. Я к небу устремлен и к богу.Глинка М. Как сладко с тобою мне быть. 5. Гурилев. Однозвучно гремит колокольчик. 6. Даргомыжский А. Мне грустно. Шестнадцать лет. Ты и вы. 7. Чайковский П. Мой Лизочек. Колыбельная в бурю. 8. Шопен Ф. Желание. 9. Шуберт Ф. Серенада. Мельник и ручей. 10. Рахманинов С. Вчера мы встретились. Проходит все. Сирень. 11. Римский-Корсаков Н. Не ветер, вея с высоты. О чем в тиши ночей. 12. Бах И. Весенняя песня. 13. Пахмутова А. Надежда. 14. Гладков Г. Точка, точка, запятая. 15. Окуджава Б. Нам нужна одна победа. 16. Никитин С. Песня о маленьком трубаче. 17. Струве Г. Музыка. Школьный корабль. 18. Крылатов Е. Прекрасное далеко. Крылатые качели. Произведения для трехстрочного чтения с листа 1. Бетховен Л. Тоска разлуки. Покой. К надежде. 2. Глинка М. Ах, ты, душечка. Забуду ль я. Милочка. 3. Калинников В. Сосны. 4. Крылатов Е. Школьный романс. Где музыка берет начало. 5. Кюи Ц. Майский день. 6. Моцарт В. Сновидение. Колыбельная. 7. Паулс Р. Небо плачет. Колыбельная. Золотая свадьба. Шерлок Холмс. 8. Чичков Ю. Родная песенка. Наташка-первоклашка. Свирель да рожок. Произведения для чтения с листа в 4 руки 1.Бетховен Л. Шесть вариаций. Увертюры. 2. Вила-Лобос Э. Разбитая гитара. 3. Глазунов А. Венгерский танец. 4. Григ Э. Сюита "Пер Гюнт". 5. Хачатурян А. Музыка к балету "Чипполино". 6.Чайковский П. Отрывки из балета "Щелкунчик". 7.Штраус И. Персидский марш. Примерный перечень заданий к зачету и экзамену 1. одна школьная песня с собственным аккомпанементом. 2. Чтение с листа двух и трехстрочного нотного текста. 3. Один-два произведения с иллюстратором. 4. Подбор по слуху. 5. Транспонирование.
|