Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Научная кафедра

Обращения как основной способ вербального выражения социального статуса личности
Обращения как основной способ вербального выражения социального статуса личности

А.Р. Бейсембаев
д. филол.н., проф.
А.С. Куатова, магистрант ИНЕУ, г. Павлодар.

Обращение является прямым и основным, вербальным и намеренным способом выражения социального статуса человека в обществе. Категориальный признак социального статуса человека в лексической семантике может быть представлен в качестве основного и дополнительного значения. В этом случае то или иное слово вызвано к жизни функцией выражения социального статуса, к числу которых В.И. Карасик относит единицы двух типов:
 слова, выступающие в функции обращения и выражающие характеристики статусного признака (индекс, вектор, репрезентация);
 слова, обозначающие иерархию в той или иной системе социальных учреждений (например, армейские чины).
Слова второго типа также могут быть использованы в функции обращения.
В нашей работе мы будем рассматривать слова этих двух типов, выражающие значение социального статуса как основное. К таким лексемам, по мнению В.И. Карасика, относятся стандартные и нестандартные вокативы.
Стандартные вокативы включают два типа единиц, которые предлагается обозначить как неопределенные и определенные вокативы. К ним относятся, например, междометия, посредством которых привлекают внимание людей (типа Эй!, Ау!), а также некоторые виды местоимений (Всем привет!).
Наиболее широко представлен в русской лингвокультуре второй класс, в который входят различного рода титулы, звания, термины родства, личные местоимения второго лица, имена собственные, а также эмоционально-экспрессивные обращения. К нестандартным вокативам автор относит любые слова, которые могут быть употреблены в функции обращения.
В английском языке выделяется четыре класса стандартных определенных вокативов. Основным критерием отнесения слова к одному из этих классов считается тот или иной «категориальный признак, связанный с признаком вокативности – статусный, дейктический, антропонимический и эмотивный».
Признак социального статуса человека «устанавливается в значении слов, употребляемых в функции обращения и выражающих соотносительную позицию человека в социальной иерархии», которые в классификации В.И. Карасика названы социальными вокативами.
Общие вокативы являются универсальной формой этикетного контакта равных либо неравных по статусу людей; проявляют тенденцию к грамматикализации, которая выражается в том, что такие слова произносятся всегда в безударной позиции и становятся своего рода морфемами вежливости. Например, в русском языке дореволюционной эпохи обращение Государь! в устной речи сократилось в «сударь».
Специальные вокативы приняты по отношению к лицам, занимающим престижные должности в сложных автономных общественных образованиях, например, в армии, в государственных учреждениях (суде, полиции и т.д.), в образовательных и медицинских учреждениях, в церкви. Соответственно, в разных общественных подсистемах действуют разные правила обращения. Так, некоторые специальные вокативы развивают двойную вокативную систему – прямую и опосредованную. Двойная вокативная система свидетельствует о высоком социальном статусе адресата в обществе и распространяется на монарха и его близких, высшее дворянство, церковных иерархов, руководителей государства, высших чиновников. Например, обращения в двойной вокативной системе могут сосуществовать (Государь! и Ваше Величество!), могут иметь свою сферу употребления. Приведём примеры обращения главнокомандующего к императору: « Потому и не начинаю, государь, - сказал звучным голосом Кутузов, как бы предупреждая возможность не быть расслышанным, и в лице его ещё раз что-то дрогнуло. – Потому и не начинаю, государь, что мы не на параде и не на Царицыном Лугу, – выговорил он ясно и отчётливо» (Л.Н. Толстой. Война и мир); «Я поджидаю, ваше величество, отвечал Кутузов, почтительно наклоняясь вперёд» (Л.Н. Толстой. Война и мир).
Характерным фактом является то, что данные виды обращений не вызывают отторжения со стороны адресата, этикетная форма дает начало коммуникативному процессу, способствует установлению диалога.
До сих пор в лингвистической литературе нет единого мнения на природу вокатива. Однако в трудах многих исследователей обращение дифференцируется в функциональном аспекте.
Вокативная функция представляет собой более частный случай фатической («фаза включения контакта») и связана с «начальной» ситуацией общения. Некоторые исследователи связывают вокатив не только с фазой «включение контакта», но и с фазой «поддержание контакта». На наш взгляд более убедительной выглядит точка зрения Н.И. Формановской, которая связывает вокатив только с фазой «включения контакта» (то есть с реализацией апеллятивно-вокативной функции). Этой функцией автором наделяется свободное обращение.
Обращения могут занимать место в начале, середине или в конце высказывания. Свободное обращение, находящееся в начальной позиции, помимо общей для речевого этикета фатической (контактоустанавливающей) функции выполняет апеллятивно-вокативную функцию (призывает собеседника). «Обращение для того и существует, чтобы с его помощью включиться в речевой контакт, получить возможность сказать что-либо адресату». Несвободное обращение (находящееся в интерпозиции и постпозиции) не в полной мере выполняет функцию привлечения внимания, так как оно уже привлечено и беседа идет.
По мнению В.Е. Гольдина, структурное расположение обращений функционально и семантически значимо. В препозиции преобладает выражение номинативных значений, а в других позициях главным нередко становятся социально-регулятивные значения, так как функция адресации в этих случаях менее актуальна, а обозначение социальной структуры акта общения своей актуальности не теряет. Обращения в середине или в конце предложения служат не «просто для поддержания уже ранее установленного контакта», а, в основном, для указания на взаимное положение адресата и адресанта и регулируют отношения между ними, отмечая все предлагаемые или происходящие изменения, а также сохранения прежних отношений.
В.Е. Гольдин пишет о том, что «в русском языкознании существует определённая традиция исследования обращения, выход за пределы которой наметился лишь в последние годы». В рамках этой традиции обращение рассматривалось главным образом как явление чисто грамматическое или ещё уже – только как факт синтаксиса. Актуальным вопросом оказывался вопрос об отношении обращения к предложению, причём функции обращения анализировались преимущественно на уровне грамматики.
Таким образом, в русской лингвокультуре наиболее частотны в употреблении стандартные и нестандартные вокативы, а в английском языке выделяется четыре класса стандартных определенных вокативов. Основным критерием отнесения слова к одному из этих классов считается тот или иной категориальный признак, связанный с признаком вокативности – статусный, дейктический, антропонимический и эмотивный.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Формановская Н.И. Культура общения и речевой этикет. – М.: Издательство ИКАР, 2002.
2. Култыгин В.П. Исследования социальной структуры в переходных обществах [историко-методологический обзор] // Социологические исследования. – № 4. – 2002.
3. Прохоров Ю.Е. Социальный статус как прагмалингвистическая основа речевого общения и его роль в межкультурной коммуникации // Русский язык как иностранный. Лингвистические проблемы. – М., 1997.
4. Формановская Н.И. Коммуникативно-прагматические аспекты единиц общения. – М.: Институт русского языка имени А.С. Пушкина, 1998
5. Л.Н. Толстой. Война и мир.
6. А.Н. Толстой. Пётр Первый.
Категория: Научная кафедра | Добавил: asseta2606 (2015-06-13) E
Просмотров: 786 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Понедельник, 2024-11-18, 5:22 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru