Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Научная кафедра

Использование инновационной технологии в начальной школе
Латыпова Р.К., СШ №12 г. Актобе

В модульной технологии сочетаются новые подходы к обучению и традиции, накопленные с момента возникновения обычного комбинированного урока. Применение этой технологии полезно учителю постепенностью, что облегчает и детям работу на этапе её освоения. Модульная технология позволяет избежать шока у учащихся, потому что постоянная рефлексия дает информацию учителю о состоянии учебного процесса. Технологии предполагает такую организацию учебной деятельности, при которой ученик сам оперирует учебным содержанием, что, безусловно, ведёт к более прочному и осознанному усвоению материала. Технология интегрировала многое из того, что накоплено в педагогической теории и практике. Так, идея активности ученика в процессе его чётких действий в определённой логике, постоянное подкрепление своих действий на основе самоконтроля, индивидуализированный темп учебно-познавательной деятельности - всё это влияние теории программированного обучения. С теорией развивающего обучения модульную технологию связывает идея ориентировочной основы деятельности - поэтапное формирование умственных действий. Технология имеет широкий диапазон внутреннего саморазвития, таким образом, в ней заложена энергия постоянно развивающейся системы. Опыт применения технологии неизбежно приводит к росту компетентности и учителей, и учащихся.
Одной из особенностей технологии обучения является ориентация не на усвоение знаний, а на развитие познавательных способностей личности и познавательных процессов: различных видов памяти (слуховой, зрительной, моторной и т.д.), мышления, внимания, восприятия посредством специально созданных учебных и познавательных ситуаций, а также удовлетворение потребностей личности в безопасности, самоактуализацию, самоутверждении, в общении, игре, в познании и творчестве; на развитие активного словарного запаса (устной и письменной речи).
Ориентация на вышеперечисленные цели при продуманной конструкции учебного процесса позволяет значительно повысить качество знаний учащихся и обеспечить стопроцентное усвоение изучаемого материала, определенного стандартом образования, всеми учениками.
Другой особенностью конструирования учебного модуля является система подготовки учителя.
Учитель, определив количество часов на один учебный модуль, начинает его конструировать, продумывая цель, содержание и результаты, а также форму организации уроков данного модуля.
Предварительная работа учителя состоит из следующих шагов – действий.
1. Выявление обязательных знаний, умений и навыков, усвоение которых определено программой курса по данному разделу, блоку или теме, а также цели и задач обучения.
2. Изучение всего содержания учебного материала по данному модулю.
3. Вычленение ключевых понятий, несущих основную смысловую нагрузку по данному модулю, рельефных слов, в которых как бы «закодирована» основная информация по теме. Определение их взаимосвязи и взаимозависимости.
4.Составление опорных схем по всей теме (на основе выделенных ключевых понятий , «кодов»).
5.Составление тестовых заданий по всему содержанию учебного модуля ( в пределах 15-20 заданий).
6.Составление блока вопросов и заданий по всему содержанию учебного материала данного модуля для зачёта (можно заменить диктантом, контрольной работой и т.д.)
7.Разработка диалогической части. Подбор активных форм обучения.
Особенностью технологии является последовательная и системная работа с одаренными детьми.
Учебный модуль имеет конструкцию, состоящую из трех структурных частей: вводной, диалогической и итоговой.
Во вводной части учитель знакомит учащихся со всей структурой учебного модуля, его целями и задачами. Затем учитель кратко объясняет учебный материал, рассчитанный на изучение в течение всех часов данного учебного модуля, опираясь при этом на схемы, таблицы и т.д.
Многократная проработка учебного материала учащимися на уровнях воспроизведения, элементарных умений и навыков и переноса знаний производится на уроках диалогической части.
Неоднократное возвращение к содержанию по «нарастающей» - от простого к сложному, от репродуктивных заданий к заданиям творческого характера, к элементам исследовательской деятельности дает возможность каждому ученику посредством работы с учебным материалом развивать способности, память, внимание, мышление, устную и письменную речь.
В диалогической части познавательный процесс строится преимущественно посредством взаимодействия учащихся между собой через деление класса на микрогруппы по 4 ученика.
Познавательная деятельность учащихся строится таким образом, чтобы каждый ученик на каждом уроке имел возможность слушать, записывать, видеть и проговаривать учебный материал, предлагаемый ему на трех уровнях сложности.
Обязательным условием является обучение посредством игровой организации и применения разнообразных активных форм (групповая, индивидуально-групповая и парная работа). Диалогическая часть строится на активных формах обучения сначала с целью воспроизведения учебного материала и формирования элементарных умений и навыков, а затем – с целью проведения анализа синтеза и оценки знаний.
Начиная с 3-4 урока, ученикам предлагаются дифференцированные задания, отвечающие требованиям стандарта (II и III уровни).
Задания I уровня предназначены для одаренных детей.
Выбор заданий любого уровня осуществляется самими учащимися. Не является обязательным поэтапное выполнение заданий (от простого к сложному). Ученик вправе выбрать задание, исходя из своей внутренней установки на возможность его выполнения.
Диалогическая часть модуля строится на самообучении и самооценки, взаимообучении и взаимооценке учащихся. Осуществляется это посредством подготовки для каждого ученика не только трехуровневых заданий, но и ответов эталонов на них.
Удовольствие и удовлетворение познавательной деятельностью – один из важнейших факторов достижения высокого конечного результата каждым учеником.
Итоговая часть модуля – контрольная. Если на протяжении всех уроков диалогической части поощряется взаимопомощь, взаимообучение, использование учениками различных источников, то в итоговой части ученик должен показать знания, умения и навыки, приобретенные в диалогической части, без посторонней помощи.
Тестовые задания, контрольные работы, зачет, сочинение либо диктант, как формы контроля знаний учащихся, в зависимости от специфики учебного предмета предъявляются ученику именно в итоговой части учебного модуля.
Если в диалогической части учащимся предлагались задания трех уровней («облегченный стандарт», «стандартные», «сверхстандартные»), то в итоговой части всем учащимся предлагаются задания, соответствующие требованиям государственного стандарта образования.
Подготовку к работе над модулем я начинаю с первого класса: обучаю учащихся коллективным формам работ на уроках по технологии Чередова И.М. Во 2-3 классах провожу отдельные темы по модулю, а в 4 классе все темы по русскому языку разбиваю на модули.
Обучение и развитие – процессы, находящиеся в сложном взаимоотношении как уже отмечалось, многие личностные психические свойства ребёнка проявляются и формируются в ходе собственной, приносящей удовлетворение деятельности. Поэтому всякая попытка учителя «внести» в ребёнка познание не приносит желаемых результатов (т.е. не развивает личность), если не организована собственная деятельность ученика, приносящая ему переживание положительных эмоций от преодоления трудностей, открытий, получения положительного результата и, главное, от самой познавательной деятельности. Для этого учителю необходимо создать на уроке атмосферу психологической поддержки, психологического комфорта для каждого ученика. К. Роджерс считает, что учитель может создать такую атмосферу, если будет руководствоваться следующими правилами:
1. Всегда демонстрировать детям своё доверие.
2. Помогать учащимся в формулировании и уточнении целей и задач обучения.
3.Исходить из того, что у учащихся есть внутренняя мотивация к учению.
4.Выступать в качестве источника разнообразного опыта, к которому всегда можно обратиться за помощью, столкнувшись с трудностями.
5.Выступать в такой роли для каждого ученика.
6.Развивать в себе способность чувствовать эмоциональный настрой группы и принимать его.
7. Быть активным участником группового взаимодействия.
8.Открыто выражать к группе свои чувства.
9.Стремиться к достижению эмпатии, позволяющей понимать чувства и переживания каждого школьника.
10.Хорошо знать самого себя.

Литература
1. Жанпеисова М.М. Модульная технология обучения как средство развития ученика.- Алматы. 2002
2. Дьяченко В.К. Сотрудничество в обучении.- М., 1991.
3. Матюхина М.В. Мотивация учения младших школьников.- М.,

Категория: Научная кафедра | Добавил: ДЖИЛ (2010-05-19) | Автор: Латыпова Р.К. E
Просмотров: 3495 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Понедельник, 2024-11-18, 5:23 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru