Главная » Статьи » В помощь учителю » Научная кафедра |
«№13 жалпы орта білім беретін мектеп» КММ КГУ «Средняя общеобразовательная школа №13» Проблемы современного образования и пути их решения. Подготовили: Авдеева Татьяна Асильматовна- учитель физики , Хиль Людмила Ивановна- учитель географии. г. Экибастуз, 2015год Цель: Основа современных образовательных стандартов - функциональная грамотность современного человека через формирование базовых компетентностей Задачи: изучить проблемы формирования и оценивания функциональной грамотности учащихся по предметам естественнонаучного цикла в теории и практике; • определить методологические и теоретические основы формирования и оценивания функциональной грамотности учащихся; • определить принципы преемственности формирования функциональной грамотности учащихся; • проектировать основы содержания предметов естественнонаучного цикла; разработать методические рекомендации по формированию функциональной грамотности учащихся Гипотеза: Если учебно-воспитательный процесс реализуется на основе принципов формирования и развития специальных и интеллектуальных умений и навыков школьников, то динамика обучения носит положительный характер. На современном этапе цели образования направлены на формирование и всестороннее развитие творческой, активной личности учащегося, формирование у школьников умений самостоятельно приобретать и применять знания, подготовку их к последующей трудовой и общественной деятельности. Стремительное развитие научно-технического прогресса оказывает существенное влияние на различные сферы человеческой деятельности, в связи с интенсивным внедрением новых, постоянно меняющихся технологий, что, безусловно, предъявляет ряд требований к человеку, живущему в XXI веке. Получить специальные знания в соответствующих областях техники и технологии, сформировать определенную культуру научного мышления можно только благодаря естественнонаучному образованию. Как вы думаете, соответствует ли уровень образования большинства выпускников наших школ цели педагогического процесса? Выполняет ли современная школа социальный заказ, поставленный ей обществом? Общество ждет от школы образованных, творческих людей, обладающих моральными принципами и способных к решению сложнейших экономических и социальных проблем. Опыт восточных стран, прежде всего Японии, Южной Кореи, Сингапура является тому доказательством, что одно из самых ценных вложений капитала -это вложение в образование подрастающего поколения. Школа является основным звеном в системе образования, где должны воспитываться люди с творческим мышлением и общечеловеческой моралью. Научно обоснованным можно признать постулат о том, что цель педагогического процесса школы – это развитие нравственной и творческой личности в процессе усвоения основных закономерностей и методов культуры, самостоятельной в познавательной и практической деятельности, свободной в выборе профессиональной, общественной и семейной карьеры. Один из философов заметил, что образование- это то, что остается в сознании ученика, когда все выученное забыто. Что должно остаться в голове ученика, если забыты им законы физики, химии, теоремы геометрии, закономерности географии? Должны остаться творческие умения необходимые для самостоятельной познавательной практической деятельности, и убеждения в том, что любая деятельность должна отвечать моральным нормам. Комплексы нравственных и творческих умений образуют соответствующие качества личности. Какие же дидактические условия необходимы для развития этих качеств на уроке? В чем методические особенности педагогического процесса, направленного на развитие этих качеств? Как научить учащихся планировать свою творческую карьеру? Доказано в философии, что личностью человек становится только тогда, когда начинает самостоятельно выполнять творческую деятельность! Значит, в этом должны помочь ему мы, учителя! В этом сейчас состоит сущность компетентностного образования. Какими же качествами должна обладать творческая личность? Еще в 80х г-х исследователи Г.С.Альтшуллер и И.М.Верткин через анализ биографии выдающихся творческих личностей пришли к выводу что это : - Умение поставить творческую цель и подчинить творческую деятельность её достижению; - Умение планировать и самоконтролировать свою деятельность; - Высокая работоспособность; - Умение находить и решать проблемы, составляющиеся основы цели; - Умение защищать свои убеждения. Воспитание у учащихся данных качеств осуществляется в процессе планомерного обучения их приемам и методам активизации учебной деятельности, среди основных можно назвать приёмы составления конспектов, сравнения исправления ошибок, доказательство, опровержения, выбор нужной информации, определение путей решения, составление картотеки, умение работать парами, в группах и другие. В настоящее время активно применяются различные методы критического мышления. Но правильно ли мы их применяем? Главное - учителю необходимо определить цель и конкретный объём заданий для выполнения на уроке. Недопустима перегрузка учащихся так как пропадает интерес к заданиям, поэтому процесс увеличения творческих заданий должен носить постепенный характер. В психологии доказано, что личность обладает творческим мышлением, если умеет комбинировать информацию, определять причинно-следственные связи, выполнять практические действия. Каждый учитель заинтересован в интересном, результативном, содержательном уроке, а этого можно добиться только в процессе тщательной подготовки к уроку! Когда каждый урок обучает, развивает и воспитывает через применение разнообразных активных методов обучения с учетом возрастных особенностей и способностей учащихся. В системе образования Республики Казахстан, всем участникам педагогического процесса предстоит предпринять ряд действенных мер по обновлению содержания образования, созданию учебных программ, учебников, мониторингу способности учащихся применять полученные знания в учебных и практических ситуациях. Необходимо обеспечить адекватные организационные, материально-технические, психолого-педагогические и технологические условия обучения школьников непосредственно на уроках. В настоящее время принят стандарт образования, который ориентирован на реализацию модели компетентностного образования. Национальные ценности и цели образования сформулированы в виде базовых компетенций, или жизненных ролей, которые будут выполнять граждане, это: • доброжелательный человек; • заботливый член семьи; • творческая индивидуальность; • ответственный гражданин; • здоровая и совершенствующаяся личность. Эти ценности являются универсальными, они касаются каждой личности, каждой семьи. Развитие этих ценностей, являясь задачей индивидуума, семьи и школы выполняет важную социальную роль и укрепляют общество. Реализация основ формирования функциональной грамотности учащихся по предметам естественнонаучного цикла сводится к решению следующих задач: • изучить проблемы формирования и оценивания функциональной грамотности учащихся по предметам естественнонаучного цикла в теории и практике; • определить методологические и теоретические основы формирования и оценивания функциональной грамотности учащихся; • определить принципы преемственности формирования функциональной грамотности учащихся; • проектировать основы содержания предметов естественнонаучного цикла; • разработать методические рекомендации по формированию функциональной грамотности учащихся . Следует выделить несколько противоречий, являющиеся, по сути, главными замедлителями прогресса существующей системы образования: 1) Многие годы в систему образования не привносилось ничего кардинального нового и интересного, менялись лишь методики и способы восприятия, на которые ставились акценты при передаче информации, что породило некую «стагнацию» в образовании. Учебники не являются достаточно информативными и пригодными к обучению. 2) Существующий порядок обучения не справляется с количеством информации и требованиями общества, возложенными на него. В итоге, на выходе из образовательного учреждения возникает потребность в переаттестации и повышении квалификации выпускника, что негативно сказывается как на положении высшего образования в обществе, так и на личностном отношении человека к получаемым знаниям. 3) Как известно, процесс внедрения инноваций, которые, в большинстве случаев, придумываются и продвигаются молодыми и энергичными людьми затрудняется, т.к. учебным процессом чаще руководят педагоги старой закалки, полагающиеся на свой опыт и проверенные книги, нежели на «безумные идеи» младшего поколения. 4) На данный момент, методика построения урока и вкладываемые в него знания являются недостаточно эффективным способом передачи информации, ввиду крайней незаинтересованности детей в получении знаний традиционным путем. В связи с этим, остро встает проблема повышения мотивации к процессу обучения среди учеников . В связи с вышеперечисленными противоречиями, на сегодняшний день уже имеющимися в существующей модели образования, вытекают следующие проблемы, требующие пристального внимания и решения в ближайшем времени: 1) Проблема стагнации, заключающаяся в отсутствии новизны в процессе обучения. 2) Проблема устаревания знаний, заключающаяся в недостаточной скорости обновления существующей информации в процессе ее передачи от учителя к ученику, с помощью традиционных средств обучения. 3) Проблема нехватки молодых специалистов, заключающаяся в недостаточной укомплектованности выпускниками школ из-за низкой заработной платы и невозможности самореализации. 4) Проблема незаинтересованности учащихся, заключающаяся в отсутствии мотивации к обучению у школьников , вызванная неизменностью методики проведения каждого урока. В современных условиях предъявляются высокие требования не только к уровню знаний учащихся, но и к умению работать самостоятельно, к способности рассматривать проблему с точки зрения различных наук. Ориентация школьного образования на компетентностный подход предполагает усиление его практической направленности. «Усиление» не означает увеличение количества практических работ в содержании, а предполагает изменение традиционной методики обучения, переход от простой передачи учебной информации к методике, направленной на формирование умений школьников. Иными словами, компетентностный подход ориентирует, с одной стороны, на обновление практической составляющей обучения, а с другой, – на создание условий для ее эффективной реализации. Существующая классификация ключевых компетенций позволяет учителю эффективно использовать их в практической деятельности(см. приложение) Одна из важных задач современной школы это формирование у учащихся исследовательской компетенции. Учащиеся приобщаются к пониманию глобальных экологических проблем, изучают проблемы с разных сторон, у них усиливается стремление к получению теоретических знаний в области физики, экологии, биологии и др. наук. Особенности исследовательской деятельности: • Эта работа трудная и кропотливая, но в то же время очень интересная. Вместе с учащимися мы выбираем тему исследования, помогаем анализировать полученную информацию, а затем обобщаем, выделяем главное и исключаем второстепенное. Очень важно, чтобы представленные к отчету материалы отвечали не только содержанию исследования, но и эстетическим требованиям. • О выполненной работе надо не просто рассказать, ее, как и всякое настоящее исследование, надо защитить. Защита – венец исследовательской работы и один из главных этапов начинающего исследователя. • Целью проведения учебно-научной конференции является раскрытие творческого потенциала ученика. • Проектную деятельность используют для того, чтобы научить учащихся самостоятельному, критическому мышлению, размышлять, опираясь на знание фактов, делать обоснованные выводы и принимать аргументированные решения, научить работать в команде. • Метод проектов позволяет школьникам овладеть умением построения цепочки: от идеи через цели, задачи, мозговой штурм до реализации и публичной защиты проекта. В основе проектной деятельности учащихся лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие их критического и творческого мышления, умение увидеть, сформулировать, найти пути решения и решить проблему. • Проектная деятельность учащихся – это новая технология обучения. В отличие от традиционной, она позволяет перейти от учения как процесса запоминания к самостоятельной познавательной деятельности; от ориентации на среднего ученика к дифференцированному, персонифицированному обучению. • Проект – самостоятельная творческая работа ученика, начиная от идеи кончая материальным воплощением. Одной из инновационных методик является интерактивное обучение, прежде всего это диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие учителя и ученика. Это, прежде всего разнообразные формы групповой работы. При групповой форме работы учащихся на уроке в значительной степени возрастает и индивидуальная помощь каждому ученику, как со стороны учителя, так и своих товарищей. Личность ребенка формируется в процессе его собственной деятельности, которая, в свою очередь, возможна только в общении с взрослыми, во взаимодействии с ними и под их постоянным руководством. Через общение лежит путь к родству душ. 45 минут урока – это не только интеллектуальное напряжение, но и простое человеческое общение. В новой, реформированной школе школьнику должно быть интересно и комфортно учиться, в такую школу ребенок будет приходить с удовольствием, предвкушая радость от встречи со сверстниками и учителями. Внедрение новых образовательных технологий в учебный процесс меняет методику обучения, позволяет наряду с традиционными методами, приемами и способами использовать моделирование физических процессов, анимации, персональный компьютер, которые способствуют созданию на занятиях наглядных образов на уровне сущности, межпредметной интеграции знаний, творческому развитию мышления, активизируя учебную деятельность учащихся. Формирование функциональной грамотности реализуется во всех образовательных областях. Основными этапами является следующее: • создание образовательных маршрутов в соответствии с разделами программы; • разработка методических рекомендаций; • подбор диагностического инструментария; • отслеживание результатов. Например, представление о функциональной грамотности по предмету физика включает в себя: • процесс овладения грамотностью - освоение физического языка и знаковых систем, без которых невозможно получение информации и использование знаний в той или иной сфере жизни и деятельности. • процесс обучения - освоение знаний, умений, навыков по предмету и учебным дисциплинам. • процесс подготовки - адаптация имеющихся и получаемых знаний, умений и навыков для выполнения практической, лабораторной работы, использование алгоритма при решении задач или для занятия определенного социального положения. Процесс воспитания. Освоение правил и норм культуры, традиций и особенностей народа, социального положения. • процесс образования (в узком значении этого термина) - составная часть интегрального процесса образования, имеющая целью обеспечить общий уровень культуры и знакомство с ценностями, установками и стандартами цивилизации. Одним из основных видов деятельности учащихся при обучении предметам естественнонаучного цикла является умение использовать теоретический материал на практике. Данная деятельность дает возможность: • развивает когнитивные компетенции учащихся; • активизирует познавательную мыслительную деятельность; • развивает навыки самообучения; • способствуют формированию универсальных учебных действий; • развивают способность выделять основную мысль текста; • помогают анализировать текст с разных позиций, оценивать информацию; • помогает осваивать новые понятия; • дают возможность понять текст, обратить внимание на отдельные; • предъявить свой субъектный опыт и т.д. Учащиеся, уверенно использующие некоторое умение на одном предмете, далеко не всегда смогут применить его на другой дисциплине и в жизни. Для преодоления этого барьера нужна специальная работа, в которой учитель помогает ребенку прояснить задачу, выделить предметную составляющую, показать применение известных способов в новой ситуации. Например, при решении текстовых физических задач дети испытывали трудности по нескольким причинам: сложно построить математическую модель процесса, присутствие непривычных символов; непонимание условия задачи, ее особенностей, стратегии ее решения, неспособность применить математический аппарат в новых обозначениях. Для решения этой проблемы существует несколько путей: • учитель может сам продемонстрировать некоторые способы работы с символическим текстом на предметных и непредметных материалах, раскрывая смысл, логику, особенности преобразований; • можно организовать групповую или самостоятельную индивидуальную работу с символическим текстом, в которой необходимо переводить текст с обычного языка на математический, с геометрического – на язык векторов, а также переводить модель, заданную одним способом, в иную модель. Формирования функциональной грамотности на уроках физики невозможно без правильной и четкой физической речи. Для её формирования можно использовать составление физического словаря, написание физического диктанта, выполнение заданий, направленных на грамотное написание, произношение и употребление физических терминов. Одним из методов формирования функциональной грамотности является физический эксперимент, который позволяет решать исследовательские и коммуникативные задачи, формирует умение анализировать различные ситуации в учебном процессе с точки зрения безопасности жизнедеятельности учащихся. Использование на уроках виртуальной физической лаборатории значительно повышает интерес к предмету, способствует освоению компьютерных технологий. Формирование информационных компетентностей на уроках географии возможно через: • обучение с использованием учебника, учебных схем, рисунков, таблиц, диаграмм; • работу с картографическим материалом- картами, планами местности; • использование дополнительной литературы, материалов периодической печати, словарей; • пользование электронными учебниками, компьютерными программами; • работу с ресурсами интерактивной доски; • использование Интернет- ресурсов. Заключение Реализация Национального плана позволит обеспечить общую координацию деятельности государственных органов, профессионального сообщества, неправительственных организаций, родителей по развитию функциональной грамотности школьников. В результате выполнения Национального плана к 2017 году будут созданы следующие условия для развития функциональной грамотности казахстанских школьников: Научно-исследовательское обеспечение: 1) определены научно-методологические основы формирования и развития функциональной грамотности, системы управления школой в парадигме компетентностного образования; 2) обеспечено научно-исследовательское, экспертно-аналитическое сопровождение мероприятий, направленных на формирование и развитие функциональной грамотности; 3) обеспечена диагностика смысла жизненных ориентации школьников, роли родителей в формировании функциональной грамотности детей. Концепция обновления современной казахстанской школы определила новые приоритеты общего образования, которые предполагают, что формирование модели учебного процесса должно осуществляться на основе развития взаимоотношений сотрудничества учителя и ученика, гармоничного сочетания различных методов обучения, обеспечивающих использование разнообразных видов учебной деятельности. В основной школе на современном этапе ученик поставлен в центр учебного процесса. Внимание акцентируется на развитии ученика, формировании его мотивационной сферы и независимого стиля мышления. Последовательное развитие идей гуманизации школьного образования, включает изменение целей, планируемых результатов, содержания и способов обучения. Конкретизируется содержание предмета физики, с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, возрастных особенностей учащихся, а также определяется минимальный перечень демонстраций, практических и творческих работ и экскурсий. Определены требования и к выбору методов обучения, и к логике построения предмета. В основу технологии преподавания предметов естественно-научного цикла ставится деятельностный подход. Содержание понятия «грамотность» трансформируется исторически вместе с изменением требований общества. Изменение современной парадигмы образования под влиянием социальных факторов, тенденций развития общества определили необходимость рассмотрения вопроса формирования функциональной грамотности в сфере коммуникации как важное качество личности, определяющее успешность функционирования индивида в современном обществе. Формирование функциональной грамотности - сложный, многосторонний, длительный процесс. Достичь нужных результатов можно лишь умело, грамотно сочетая различные современные образовательные педтехнологии. Список использованной литературы 1. Бабанский, Ю. К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований. – М.: 1982. – 431 с. 2. Грушевицкая Т.Г., Попков В.Д., Садохин А.П. Основы межкультурной коммуникации: Учеб . 3. Ермошкина, А. С Личностно-культурологическая модель школьной географии.// География в школе. – 2010. – №7. – 45 с. 4. Зимняя И.А. Компетентностный подход. Каково его место в системе современных подходов к проблемам образования? // Высшее образование сегодня. 2010. №8. -54с.– 314 с. 5. Максаковский В.П. Географическая культура. – М.: Владос, 1998. -314с. 6. Нейматов, Я. М. Образование в XXI веке: тенденции и прогнозы. – М.: Алгоритм, 2002. – 480 с. 7. Риэрдон Б.Э. Толерантность – дорога к миру. М.: Бонфи, 2001. – 304 с. 8. Солдатов, Г. У., Шайгерова, Л. А., Шарова, О. Д. Жить в мире с собой и другими: Тренинг для подростков. М.: Генезис, – 2000. – 112 с. 9. Хуторской, А. В. Определение общепредметного содержания и ключевых компетенций как характеристика нового подхода к конструированию образовательных стандартов. Компетенции в образовании: опыт проектирования: сб. науч. тр.– М.: Научно-внедренческое предприятие «ИНЭК», 2007. – 135с. 10. Послание Президента Республики Казахстан - Лидера нации Нурсултана Назарбаева народу Казахстана «Стратегия «Казахстан-2050»: новый политический курс состоявшегося государства». 14.12.2012. 11. Государственная Программа развития образования Республики Казахстана 2011-2020 годы от 7 декабря 2010 года. 12. Национальный план действий по развитию функциональной грамотности на 2012-2016 годы. 13. Компетенции в образовании: опыт проек¬тирования: сб. науч. тр. / Под ред. А.В. Хуторского. – М.: Научно-внедренческое пред-приятие «ИНЭК», 2007. – 327 с. 14. Перминова Л.М. Минимальное поле функциональной грамотности (из опыта С.-Петербургской школы)//Педагогика. 1999. - №2. - С.26-29. 15. Перминова Л.М. Функциональная грамотность/ неграмотность как социально-педагогичекое явление. – М., 2003 16. Репкина Г.В., Заика Е.В. Оценка уровня сформированности учебной деятельности. – М., 1997. 17. Тянгян С.А. Грамотность в компьютерный век. – М.: Педагогика. – 1995. - №1. | |
Просмотров: 5388 | Комментарии: 2 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|