Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Научная кафедра

Деловая игра по ИКТ для учителей-предметников
Деловая игра по использованию информационно-коммуникационных технологий на различных этапах урока

Цель игры: определить, каким образом на различных этапах урока могут использоваться информационно-коммуникационные технологии, какие программно-технические средства можно для этого использовать.
Задачи: в ходе обсуждения участникам игры необходимо определить возможности эффективного использования различных видов ИКТ на различных этапах урока.
Каждая группа должна разработать один из элементов структуры урока с использованием ИКТ.
В ходе деловой игры участники семинара делятся на несколько групп. Каждая команда проводит обсуждение, разработку своего вопроса, в дальнейшем озвучиваются результаты, в которых каждая команда должна обосновать свой выбор программных и технических средств и описать их преимущества для эффективной реализации определенного этапа урока. Каждая команда получает справочную информацию для анализа и использования.
Для разработки предлагаются следующие элементы структуры урока
1. Организация начала занятия. Подготовка учащихся к работе на занятии. Полная готовность класса и оборудования, быстрое включение учащихся в деловой ритм.
2. Проверка выполнения домашнего задания. Установление правильности и осознанности выполнения домашнего задание всеми учащимися, выявление пробелов и их коррекция. Оптимальность сочетания контроля, самоконтроля и взаимоконтроля для установления правильности выполнения задания и коррекции пробелов.
3. Подготовка к основному этапу занятия. Обеспечение мотивации и принятия учащимися цели, учебно-познавательной деятельности, актуализация опорных знаний и умений. Готовность учащихся к активной учебно-познавательной деятельности на основе опорных знаний.
4. Усвоение новых знаний и способов действий. Обеспечение восприятия осмысления и первичного запоминания знаний и способов действий, связей и отношений в объекте изучения. Активные действия учащихся с объемом изучения; максимальное использование самостоятельности в добывании знаний и овладении способами действий.
5. Первичная проверка понимания. Установление правильности и осознанности усвоения нового учебного материала; выявление пробелов и неверных представлений и их коррекция. Усвоение сущности усваиваемых знаний и способов действий на репродуктивном уровне. Ликвидация типичных ошибок и неверных представлений у учащихся.
6. Закрепление знаний и способов действий. Обеспечение усвоения новых знаний и способов действий на уровне применения в измененной ситуации. Самостоятельное выполнение заданий, требующих применения знаний в знакомой и измененной ситуации.
7. Обобщение и систематизация знаний. Формирование целостной системы ведущих знаний по теме, курсу; выделение мировоззренческих идей. Активная и продуктивная деятельности учащихся по включению части в целое, классификации и систематизации, выявлению внутрипредметных и межкурсовых связей.
8. Контроль и самопроверка знаний. Выявление качества и уровня овладения знаниями и способами действий, обеспечение их коррекции. Получение достоверной информации о достижении всеми учащимися планируемых результатов обучения.
9. Подведение итогов занятий. Дать анализ и оценку успешности достижения цели и наметить перспективу последующей работы. Адекватность самооценки учащегося оценке учителя. Получение учащимися информации о реальных результатах учения.
10. Рефлексия. Мобилизация учащихся на рефлексию своего поведения (мотивации, способов деятельности, общения). Усвоение принципов саморегуляции и сотрудничества. Открытость учащихся в осмыслении своих действий и самооценке. Прогнозирование способов саморегуляции и сотрудничества. Я доволен своими действиями... В этой области я хотел бы изучить... В следующий раз я хотел бы...»
11. Информация о домашнем задании. Обеспечение понимания цели, содержания и способов выполнения домашнего задания. Проверка соответствующих записей. Реализация необходимых и достаточных условий для успешного выполнения домашнего задания всеми учащимися в соответствии с актуальным уровнем их развития.
В зависимости от типа урока, структура конкретного занятия может меняться, а в качестве основного этапа выступает этап, отвечающий основной обучающей цели данного урока.

Справочный материал:
Интернет – возможности дистанционного обучения, поиска информации, работы с образовательными сайтами.
Поисковые системы – возможность обычному посетителю найти то, что ему нужно в Интернете
Образовательные сайты – обучение за рубежом, изучение иностранных языков, репетиторы и курсы подготовки, школы, коллекции рефератов и другие тематические ресурсы
Тестирующая программа – возможность быстро и качественно проверить учащихся, используя различные виды сложности, многообразие вариантов, вести мониторинг знаний.
Мультимедийный кабинет – предназначен для использования современных технологий в организации образовательного процесса учителя-предметника, дает возможность работать с текстовой, графической, звуковой, видеоинформацией.
Проектор, экран – позволяет отображать на экран материал с компьютера.
Интерактивная доска - сенсорный экран, подсоединенный к компьютеру, изображение с которого передает на доску проектор. Достаточно только прикоснуться к поверхности доски, чтобы начать работу на компьютере.
Видеофильм - создается в результате съемки, проведенной на натуральной природе или синтеза с помощью прикладных программ компьютерной графики. Примерами второго пути являются мультипликация и виртуальная реальность. Большими возможностями, здесь, обладает современная видеотехнология.
Программы: текстовый редактор Word, табличный редактор Excel, программа для создания презентаций Power Point, графический редактор Pant.
Дистанционное образование: образование, которое полностью или частично осуществляется с помощью компьютеров и телекоммуникационных технологий и средств. Субъект дистанционного образования удалён от педагога, и/или учебных средств, и/или образовательных ресурсов.
Дистанционное образование осуществляется с преобладанием в учебном процессе дистанционных образовательных технологий, форм, методов и средств обучения, а также с использованием информации и образовательных массивов сети Интернет.

Интерактивная доска в паре с проектором – позволяет демонстрировать видео, слайды и компьютерную анимацию, производить различные действия с объектами посредством электронной ручки или указки.
Развивающие компьютерные игры разделяются на несколько типов, согласно их предназначению:
- развивающие логическое мышление и память ребенка;
- улучшающие координацию движений (мелкую моторику рук);
- развивающие навыки счета и чтения;
- развивающие фантазию и объемное восприятие;
- развивающие художественный вкус и музыкальный слух ребенка.

Из числа не участвующих в обсуждении назначаются члены жюри, которые в дальнейшем анализируют работы команд, выносят решение по результатам игры.
После завершения игры проводится ее детальный разбор. Определяются и оцениваются ответы команд, созданные в ходе игры. На разборе дается итоговая оценка результатам проведенной игры, оценивается степень выполнения поставленной цели и задач. Сопоставляются результаты параллельно работающих команд. Выделяются и анализируются имевшиеся в игре ошибки, недостатки и упущения в действиях играющих. Подводятся итоги игры.

Элемент структуры урока
Организация начала занятия. Подготовка учащихся к работе на занятии. Полная готовность класса и оборудования, быстрое включение учащихся в деловой ритм.
Решение команды:
На данном этапе урока можно использовать различные видеофрагменты мультфильмов (в начальной школе) или видеофрагменты, в которых задается какой-либо интересный вопрос для учащихся. Это даст познавательную активность и мотивации усвоения знаний, обеспечит интерес учащихся.

Элемент структуры урока
Проверка выполнения домашнего задания. Установление правильности и осознанности выполнения домашнего задание всеми учащимися, выявление пробелов и их коррекция. Оптимальность сочетания контроля, самоконтроля и взаимоконтроля для установления правильности выполнения задания и коррекции пробелов.
Решение команды:
На данном этапе урока можно использовать компьютерное тестирование, системы контроля знаний, интерактивную доску с проверяющими заданиями. Явным преимуществом такого урока будет рост объема выполненных на уроке заданий, повышение познавательной активности, возможность получить оценку знаний сразу после выполнения теста (когда эта информация еще не потеряла свою актуальность), ученик получает объективный результат с указанием ошибок, что невозможно, например, при устном опросе.

Элемент структуры урока
Подготовка к основному этапу занятия. Обеспечение мотивации и принятия учащимися цели, учебно-познавательной деятельности, актуализация опорных знаний и умений. Готовность учащихся к активной учебно-познавательной деятельности на основе опорных знаний.
Решение команды:
Весьма важный этап урока. На этом этапе можно использовать мультимедиа-системы, электронные учебники, которые позволят наполнить программу звуком естественных процессов, продублировать текст голосом диктора, создать необходимый музыкальный фон для работы, включить любой видеофрагмент, «оживить» мультипликацией любой географический процесс; что обеспечивает большую наглядность и интерес учащихся.

Элемент структуры урока
Усвоение новых знаний и способов действий. Обеспечение восприятия осмысления и первичного запоминания знаний и способов действий, связей и отношений в объекте изучения. Активные действия учащихся с объемом изучения; максимальное использование самостоятельности в добывании знаний и овладении способами действий.
Решение команды:
На данном этапе урока можно использовать такие ИКТ средства как электронные энциклопедии, словари, хрестоматии, развивающие компьютерные игры, мультимедийные учебные занятия.
Можно широко использовать визуальную информацию: коллекции фотографий, портреты, иллюстрации, видеофрагменты процессов и явлений, демонстрации опытов, видеоэкскурсии. Также можно использовать статистические и динамические видеомодели, интерактивные модели: предметные лабораторные практикумы, предметные виртуальные лаборатории.
если говорить о различных предметах, то можно использовать:
 аудиоинформацию (звукозаписи выступлений, музыкальных произведений, звуков живой и неживой природы, синхронизированные аудиообъекты);
 комбинированную информацией (учебники, учебные пособия, первоисточники, хрестоматии, задачники, энциклопедии, словари, периодические издания).

Элемент структуры урока
Первичная проверка понимания. Установление правильности и осознанности усвоения нового учебного материала; выявление пробелов и неверных представлений и их коррекция. Усвоение сущности усваиваемых знаний и способов действий на репродуктивном уровне. Ликвидация типичных ошибок и неверных представлений у учащихся.
Решение команды:
На данном этапе урока можно эффективно использовать средства практической подготовки - задачники, практикумы, виртуальные конструкторы, программы имитационного моделирования, тренажеры, использовать возможности интерактивной доски.
Элемент структуры урока
Закрепление знаний и способов действий. Обеспечение усвоения новых знаний и способов действий на уровне применения в измененной ситуации. Самостоятельное выполнение заданий, требующих применения знаний в знакомой и измененной ситуации.
Решение команды:
На данном этапе урока можно использовать средства практической подготовки – электронные задачники, практикумы, виртуальные конструкторы, программы имитационного моделирования, тренажеры, комплексные средства, дистанционные учебные курсы.
Элемент структуры урока
Обобщение и систематизация знаний. Формирование целостной системы ведущих знаний по теме, курсу; выделение мировоззренческих идей. Активная и продуктивная деятельности учащихся по включению части в целое, классификации и систематизации, выявлению внутрипредметных и межкурсовых связей.
Решение команды:
На данном этапе урока можно эффективно использовать мультимедийные презентации по конкретной теме, флипчарты для интерактивной доски по систематизации, упорядочению материала. Во время работы по изучению нового материала с помощью компьютера можно показывать грамотное оформление задачи. Используя возможности интерактивной доски, можно производить решения каких-либо задач и сохранять их в файлах для дальнейшей передачи учащимся.

Элемент структуры урока
Подведение итогов занятий. Дать анализ и оценку успешности достижения цели и наметить перспективу последующей работы. Адекватность самооценки учащегося оценке учителя. Получение учащимися информации о реальных результатах учения.
Решение команды:
На данном этапе урока можно использовать презентации или флипчарты, используемые при проверке знаний или частично – при объяснении темы, затем, чтобы объяснить объективность оценки учащегося. Также можно при подведении итогов использовать результаты компьютерного тестирования. Проверку и самопроверку диктанта либо работы можно быстро сделать, показав ответы на экране
Элемент структуры урока
Рефлексия. Мобилизация учащихся на рефлексию своего поведения (мотивации, способов деятельности, общения). Усвоение принципов саморегуляции и сотрудничества. Открытость учащихся в осмыслении своих действий и самооценке. Прогнозирование способов саморегуляции и сотрудничества.
Решение команды:
На этапе рефлексии можно эффективно использовать возможности интерактивного оборудования. Например, можно использовать тестирующие устройства ActiVote для проверки мотивации учащихся или закрашивание элементов картинки в какой-нибудь цвет, который соответствует настрою ребенка в данный момент урока.

Элемент структуры урока
Информация о домашнем задании. Обеспечение понимания цели, содержания и способов выполнения домашнего задания. Проверка соответствующих записей. Реализация необходимых и достаточных условий для успешного выполнения домашнего задания всеми учащимися в соответствии с актуальным уровнем их развития.
Решение команды:
На данном этапе урока можно использовать презентации Power Point или использовать возможности интерактивной доски.

Далее команды устно обсуждали, какие проблемы возникают при использовании ИКТ на различных этапах уроков.
Участники игры определили следующие основные проблемы: недостаточная компьютерная грамотность учителя, отсутствие контакта с учителем информатики, отсутствие личного компьютера у учителя-предметника, не предусмотрено деление класса на группы при проведении занятия в компьютерном классе, проблемы перехода от развивающего обучения к наглядно-иллюстративным методам. Кроме того, учителю не всегда понятно, как можно использовать ИКТ на своем уроке. В связи с этим, представляется необходимым конкретизировать способы использования ИКТ в преподавании различных предметов. Также определили проблему неразвитости ИКТ-инфраструктуры и проблемы ее обслуживания. Следующими после инфраструктурных, являются проблемы электронных образовательных ресурсов и отсутствие методических разработок по использованию ИКТ в образовательном процессе.

Литература:

1. Беляков Е.В. «Понятие информационно – коммуникационных технологий – (ИКТ) и их роль в образовательном процессе».
2. Булин-Соколова Е.И, Вержбицкий В.В. «Использование ИКТ в образовании»

3. Войтко С. А. «Об использовании информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе».

4. Лямкова Е. И. «Использование мультимедиа технологий как средства повышения мотивации изучения общественных дисциплин».

5. Электронные энциклопедия «Википедия»

Категория: Научная кафедра | Добавил: Альфия (2010-05-27) | Автор: Нигматуллина Альфия
Просмотров: 3062 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Среда, 2024-12-18, 3:25 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru