Главная » Статьи » В помощь учителю » Научная кафедра |
Профориентационная работа в школе Аникина Галина Ивановна директор Государственного образовательного учреждения г. Москвы Центра образования № 1493 г , Кандидат педагогических наук. На современном этапе определены основные требования к подготовке учащихся в общеобразовательной школе. Это развитие индивидуальных способностей учащихся, расширение дифференцированного обучения в соответствии с их запросами и склонностями, развитие сети специализированных школ и классов с углубленным изучением различных предметов, обеспечение соответствия уровня среднего образования требованиям научно-технологического прогресса. Реализация современных требований, предъявляемых к современной общеобразовательной школе, значительно активизировала разработку научных и практических проблем профориентации. Система профориентационной работы в школе – это целостная, структурированная и в то же время динамичная система, состоящая из отдельных элементов, которые тесно связаны между собой: это различные формы и методы профориентационной работы, применяемые на разных ступенях обучения, учитывающие возрастные особенности учащихся . Система профессиональной ориентации состоит из нескольких объектов, которыми являются учреждения образования, предприятия и организации, заинтересованные в профориентационной работе, а субъектами являются школьники, учащаяся молодежь. Основные направления профориентационной работы в целостной системе : Профессиональное просвещение – предусматривает вооружение учащихся определенной совокупностью знаний об особенностях различных профессий, условиях правильности выбора одной из них, воспитание положительного отношения и различным видам профессиональной и общественной деятельности, формирование мотивированных профессиональных намерений. (Профессиональное просвещение включает в себя профессиональную информацию определенного круга сведений о наиболее массовых профессиях, информирование о способах и условиях овладения ими, так же профпросвещение включает в себя пропаганду общественной значимости тех профессий, в которых в данное время испытывает острую потребность экономики региона). Профессиональная консультация – имеет целью установление соответствия индивидуальных, психологических и личностных качеств соответствующих специфическим требованиям той или иной профессии. Виды консультаций: справочные, диагностические, методические. Профессиональный отбор – проводится с целью выявления пригодности человека к конкретному виду деятельности. Социально-профессиональная адаптация – представляет собой активный процесс приспособления молодых людей к производству, к новому социальному окружению, условиям труда и особенностям конкретной специальности. В связи с возрастными особенностями человека профессиональное самоопределение проходит несколько этапов, и поэтому работу по руководству его профессиональным самоопределением в учреждениях образования необходимо осуществлять на следующих этапах: Пропевдетический (1–3 (4) кл.) Поисково – зондирующего (5–7 кл.) 3. Период развития профессионального самосознания и уточнения социально – профессионального статуса (8–11 кл.) Профессиональное самоопределение как сложный и длительный процесс согласования внутриличностных и социально-профессиональных оснований не может быть сведен к одномоментному акту выбора профессии. Существует разнообразие форм и методов профессионального самоопределения, разных на каждом этапе, при обязательном учете возрастных особенностей учащихся. Чтобы профессиональная ориентация в школе дала нужные результаты, она должна быть непрерывным процессом, проводиться в системе, состоять из ряда взаимосвязанных этапов. Внутришкольная система ориентации учащихся на продолжение образование должна включать следующие направления деятельности педагогического коллектива: 1. Информационное - поиск, сбор и хранение информации о профессиях, профессиональных учебных заведениях, рабочих местах по разным профессиям, лицах и организациях, оказывающих профконсультационные услуги, на основе данных средств массовой информации, литературы, мультимедиа и Internet. 2. Диагностическое - разработка, апробация и внедрение методик психологической диагностики профессионально важных качеств человека: общих и специальных профессиональных способностей, склонностей и интересов, анализ и сравнение имеющихся психологических тестов, компьютерных программ и автоматизированных диагностических экспертных систем оценки профессиональной пригодности. 3. Профессиографическое - создание описаний профессий, методик анализа и выявления требований различных профессий и должностей к человеку, изучение общих закономерностей и специфики различных видов профессиональной деятельности. 4. Консультационное - поиск, создание и систематизация методик индивидуального и группового консультирования по вопросам выбора профессии, профессионального обучения, поиска работы и трудоустройства, адаптации на рабочем месте, решения проблем и преодоления кризисов на различных этапах карьеры, разработка, апробация и внедрение профориентационых программ для работы с учащимися и выпускниками школ, абитуриентами, студентами и выпускниками профессиональных учебных заведений, безработными, инвалидами и другими категориями населения. 5. Образовательное - изучение психологических факторов эффективности профессионального обучения, развития профессиональных интересов и способностей в процессе реализации различных образовательных программ, профессионализации человека. 6. Кадровое - изучение психологических аспектов кадровой работы: описание требований должности к психологическим качествам человека, оценка степени соответствия психологических особенностей работника занимаемой должности, подбор сотрудников в соответствии с должностными обязанностями, учет содержания и условий деятельности, личных качеств и взаимоотношений работников при проектирование рабочего места и штатной структуры, управлении мотивацией, планировании карьеры и т.п. Выводы: Выбор профессии – важный шаг в жизни каждого человека. Профессия человека своего рода судьба, поэтому стоит потратить время, чтобы основательно и заблаговременно ее планировать. Литература. 1. Захаров, Н.Н. Профессиональная ориентация школьников / Н. Н. Захаров. - М.: Педагогика, 1989. - 321 с. 5. Крюкова Е.П. Методы и формы профориентационной работы в школе. [Текст]/Крюкова Е.П., Степаненко А.П. – Омск: «ООЦПО». 2001. 6. Прошицкая, Е.Н. Выбирайте профессию [Текст]/ Е.Н. Прошицкая – Москва: «Просвещение». 1991. | |
Просмотров: 3378 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|