Положительное влияние проектной деятельности на развитии творческого потенциала младших школьников. Гуцол Елена Вячеславовна, аспирантка МПГУ, учитель высшей категории ГОУ ЦО № 1493 Изменились условия жизни, произошла смена парадигмы образовательного процесса, стремительными темпами изменились параметры окружающего мира. Все это привело к тому, что действия по шаблону, в рамках стандартных знаний, умений и навыков не дают возможности адаптироваться к происходящим изменениям. В настоящее время к деятельности человека предъявляются множество требований, одним из которых является ее творческий характер. Развитие творческой личности в процессе обучения и воспитания стало одной их социально значимых задач современной школы. Школа должна выпустить в жизнь успешного, полноценно действующего человека, который способен самостоятельно выйти за пределы стандартного набора знаний, навыков и умений, сделать самостоятельный выбор, принять самостоятельное решение. Только такой человек сможет достойно жить в современном обществе. Творческий потенциал лучше всего начинать формировать в начальной школе, так как в этот период дети впитывают все сказанное, как губка, и интересуются всем вокруг. В младшем школьном возрасте ведущую роль в психическом развитии играет учебная деятельность. Различные виды ее проявления являются основой психического развития ребенка. Нельзя ввести ребенка в мир познания, минуя его собственную деятельность. Таким образом, ведущим принципом процесса обучения является деятельностный подход в обучении, направленный на формирование средств и способов мыслительной деятельности. Суть воспитания с точки зрения деятельностного подхода заключается в том, что в центре внимания стоит не просто деятельность, а совместная деятельность детей со взрослыми, в реализации вместе выработанных целей и задач. От творческого настроя педагога, зависит творчество учащихся. На сколько учитель сможет заинтересовать детей, открыть перед ними двери в творческий мир непознанного, зависит успех деятельности. Действия учителя и учащихся должны характеризоваться единством. Основная особенность деятельностного метода заключается в том, что новые знания не даются в готовом виде. Дети «открывают» их сами в процессе самостоятельной исследовательской деятельности. Учитель лишь направляет эту деятельность и подводит итог, давая точную формулировку установленных алгоритмов действия. Деятельностный подход к обучению имеет явные преимущества как с точки зрения интеллектуального, творческого и личностного развития детей, так и с позиций качества усвоения знаний. Одной из форм деятельностного подхода является проектная деятельность. Многие годы традиционной целью школьного образования было овладение системой знаний, составляющих основу наук. Память учеников загружалась многочисленными фактами, именами, понятиями. Именно поэтому выпускники российской школы по уровню фактических знаний заметно превосходят своих сверстников из большинства стран. Развитие творческого потенциала личности в первую очередь зависит от чуткого, тактичного, всё понимающего учителя, его творческого потенциала. Поэтому перед учителем стоят следующие задачи: • Замечать любые творческие проявления учеников; • Создавать условия для развития творческих способностей на уроках и во внеклассной работе. Через творчество учителя развивается творчество детей. Через творчество учителя проходит обучение. Именно от искусства учителя зависит то, как ребенок будет смотреть на свою деятельность. Чем богаче духовная жизнь ребенка, тем глубже и прочнее его знания. Яркие образы действительности необходимы для познания ребенком взаимосвязей окружающего мира. Творчество – это исследование. Человек исследует, а это значит, что он наблюдает и познает окружающий мир. В основе творчества лежит система творческого воспитания, которая обусловлена двумя основными принципами: индивидуальной заинтересованностью и социальной значимостью. И.Я. Лернером выделены следующие черты творческой деятельности: • самостоятельный перенос знаний и умений в новую ситуацию; • видение новых проблем в знакомых, стандартных условиях; • видение новой функции знакомого объекта; • умение видеть альтернативу решения; умение комбинировать ранее известные способы решения проблемы в новый способ; • умение создавать оригинальные способы решения при наличии уже известных. [4] При обсуждении проблемы творческого поведения, прежде всего, встает вопрос о его критериях. Одно из условий создания системы развития творческих способностей детей – поиск новых технологий, форм и средств обучения. Метод проектов не является принципиально новым в педагогической практике, но тем не менее относится к педагогическим технологиям ХХ1 века. Метод проектов – это система обучения, при которой учащиеся приобретают знания в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий - проектов. Проективная (или проектная) деятельность относится к разряду инновационной, так как предполагает преобразование реальности, строится на базе соответствующей технологии, которую можно унифицировать, освоить и усовершенствовать. Учебный проект с точки зрения учащихся – это возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала. Это работа позволяющая проявить себя индивидуально или в группе, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу, показать публично достигнутый результат. Эта деятельность направлена на решение проблемы, сформулированной зачастую самим учащимся, интересной и значимой для ученика. В процессе творческой работы во время проектной деятельности учащиеся получают опыт коллективной работы, удовлетворение от сделанного, навыки и умения, способствующие самостоятельной творческой деятельности по созданию индивидуальных работ. Проектная деятельность способствует самоутверждению детей с низкой успеваемостью. Творческая учебная деятельность - это субъективная сторона учебного труда школьника, отражение потребностей, интересов, способностей, волевых усилий, эмоционального отношения. Системообразующий элемент творческой активности – мотивационно-потребностное ядро личности учащегося. Важнейшие условия формирования творческого потенциала учащихся - содержание изучаемого материала, характер деятельности. Формирование творческого потенциала взаимосвязано с развитием самостоятельности. Литература. 1. Алешаева Н.П., Тупарева Н.В. Развитие творческой активности младших школьников на уроках литературного чтения. – Начальная школа плюс ДО и ПОСЛЕ. 2004. №11. 2. Атаева А.В. Творчество – основа педагогической деятельности. – Начальная школа плюс ДО и ПОСЛЕ. 2005. №5. 3. Веретенникова Л.К., Сотникова Н.Н., Ускова Г.А. Психолого-педагогические основы экспериментальной работы в образовательном учреждении: монография. – Ставрополь: РИО филиала МГОПУ им. Шолохова в г. Ставрополе; «Сервисшколав»; 2006, - 144с. 4. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. 2-ое изд. – М. 1977 5. Лернер И.Я. Проблемное обучение. – М.: Знание, 1974. – 164 с. 6. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования/ Под ред. Е.С.Полат – М., 2000 7. Пономарев Я.А. Психология творчества. – М.: Наука, 1990. 8. Романова Л.И. Развивать у детей творчество. – Начальная школа. 1985. №10. 9. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. – Киев: Радянська школа, 1974. - 288 с. 10. Цалок В.А. Творчество: Философский аспект проблемы. – Кишинев, 1989.
|