Главная » Статьи » В помощь учителю » Научная кафедра |
Использование информационных и коммуникационных технологий в химическом образовании. Одна из главнейших особенностей общества начала III тысячелетия – возросшая значимость интеллектуального труда, ориентированного на использование информационных ресурсов. Решающее значение имеет доступ к максимально бόльшим объемам информации, быстрота отбора нужного знания и скорость его усвоения. Но не просто определенный объем знаний должен выносить ученик из школы, а умение учиться. Сейчас выигрывает тот учитель, который не только может дать базовые знания учащимся, но и направить их действия на самостоятельное освоение знаний. Информатизация образования это комплекс мер по преобразованию педагогических процессов на основе внедрения в обучение информационной продукции, средств, технологий. Информатизацию образования следует рассматривать не просто как использование компьютера и других электронных средств в обучении, а как новый подход к организации обучения и как направление в науке. Педагоги нового поколения должны уметь квалифицированно выбирать и применять именно те технологии, которые в полной мере соответствуют содержанию и целям изучения конкретной дисциплины, способствуют достижению целей гармоничного развития учащихся с учётом их индивидуальных особенностей. Но при этом не стоит преувеличивать возможности компьютеров, поскольку передача информации – это не передача знаний, культуры, и поэтому информационные технологии предоставляют педагогам очень эффективные, но вспомогательные средства. Электронная технология обучения (или электронное обучение)- это обучение учащихся с помощью средств современной электроники и безбумажной информатики. Ее подразделяют на два основных вида: – рецептивное электронное обучение (от слова “рецепция” - “принятие”, “прием”) - восприятие и усвоение знаний, передаваемых по телевидению, записанных на магнитофон или видеомагнитофон, воспроизводимых посредством других аудиовизуальных ТСО; – интерактивное электронное обучение (от английского “взаимодействие”) - взаимодействие учащегося и обучающей системы в форме диалога человека и машины. Синонимом данного понятия является компьютерное обучение (технология компьютерного обучения – ТКО). Компьютер может использоваться на всех этапах процесса обучения химии: при объяснении нового материала, закреплении, повторении, контроле знаний, умений, навыков. При этом для ребенка он выполняет различные функции: учителя, рабочего инструмента, объекта обучения, сотрудничающего коллектива, досуговой (игровой) среды. Внедрение ИКТ в процесс обучения химии позволяет достаточно эффективно решать многие учебные и воспитательные задачи, такие как: • обучение восприятию и переработке информации, развитие коммуникативных способностей. • развитие критического мышления, умений понимать скрытый смысл того или иного сообщения; • включение внешкольной информации в контекст общего базового образования, в систему формируемых в предметных областях знаний и умений; • формирование умений находить, готовить, передавать и принимать требуемую информацию, в том числе с использованием различного технического инструментария (компьютеры, модемы, сканеры, мультимедиа и др.). • формирование исследовательских умений, умений принимать оптимальные решения. Педагогической наукой и практикой доказано, что работа с персональным компьютером (ПК) на уроках химии и во внеурочное время эффективно обеспечивает реализацию индивидуального подхода к обучению. Способствует реализации межпредметных связей химии с другими предметами естественнонаучного цикла и с другими циклами учебных предметов, например, с информатикой, математикой как метапредметами, с циклами гуманитарных предметов, например, химии с историей, экономикой, иностранным языком и др. позволяет рассмотреть все аспекты изучаемых вопросов. К особенностям дифференцированного функционирования ИКТ в обучении химии можно отнести следующее: - наряду с общепедагогическими, общими информационно-технологическими целями решаются конкретные методические цели предметного обучения, например проявление функции управляемого в интерактивном режиме химического моделирования и конструирования, решения расчетных и экспериментальных задач, выявление на их основе и графическая фиксация химических закономерностей, создание ученических проектов решения комплексных химико-экологических задач; - технология предметного обучения призвана прежде всего, совместно с развитием общеучебных умений, формировать системные знания и обобщенные предметные умения по химии, переносить их с помощью компьютера к решению различных прикладных задач (осуществлять модельный эксперимент, решать типовые расчётные и экспериментальные задачи, кодировать информацию в символико-графической форме, наглядно выражать химические закономерности и т. д.); - НИТ (новая информационная технология) в обучении химии помимо предметных умений формирует принципиально новый тип умений – обобщенные компьютерно-химические умения, позволяющие активно использовать компьютер и его инструментально-прикладные возможности для решения разнообразных задач, для ученического проектирования разных проблем и ориентировочных основ действий. Основные цели и задачи использования НИТ в обучении химии можно разделить на несколько групп. К первой группе задач относятся задачи, связанные с большим объемом вычислительной работы, например квантово-механические расчеты, кинетическое описание сложных химических реакций, компьютерное планирование синтеза, моделирование работы сложных приборов и т.п. Данная группа задач решается в основном в научных исследованиях. Демонстрация работы с программами подобного типа может быть проведена для учащихся химического профиля, или при подготовке к региональным и областным турам олимпиады по химии. Ко второй группе задач относятся задачи на построение графиков, трехмерное изображение молекул, изображение механизмов реакций и т.п. Например, изучение зависимости работы газа от различных факторов. К третьей группе относятся задачи моделирования. Химическая наука построена на моделях, как средствах понимания и прогнозирования почти всех изучаемых аспектов. В химическом образовании моделирование используют для экспериментально труднодоступных систем. Через моделирование формируется системно-комбинаторное мышление, умение решать реальные задачи. Все модели, используемые в преподавании химии по уровню представления объектов можно разделить на две группы модели микро- и макро мира. К четвертой группе задач относится создание информационно-справочных и обучающих систем, являющихся источниками информации для самостоятельного изучения материала. Например, справочно-информационных возможностей интерактивной таблицы Менделеева, или информационно-справочного материал БЭНП "Химия 8-11" ООО "Кирилл и Мефодий" и т.п.), или справочника в ЭИ "Открытая химия". Шестая группа задач включает задачи, направленные на осуществление различных видов химического эксперимента. Химический эксперимент помогает учащимся связать теоретические закономерности со своими собственными наблюдениями и действиями. Использование виртуального эксперимента, видеофрагментов демонстрационных опытов, особенно длительно протекающих, позволяет повысить эффективность уроков. Кроме того, с использованием ПК возможно проведение предварительного контроля готовности учащихся к лабораторным работам, предлабораторное моделирование, обработка данных эксперимента, построение графических закономерностей диаграмм, рисование наблюдаемых объектов и явлений. | |
Просмотров: 3968 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|