Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Научная кафедра

Использование информационных и коммуникационных технологий в химическом образовании.
Использование информационных и коммуникационных технологий в химическом образовании.
Одна из главнейших особенностей общества начала III тысячелетия – возросшая значимость интеллектуального труда, ориентированного на использование информационных ресурсов. Решающее значение имеет доступ к максимально бόльшим объемам информации, быстрота отбора нужного знания и скорость его усвоения. Но не просто определенный объем знаний должен выносить ученик из школы, а умение учиться. Сейчас выигрывает тот учитель, который не только может дать базовые знания учащимся, но и направить их действия на самостоятельное освоение знаний.
Информатизация образования это комплекс мер по преобразованию педагогических процессов на основе внедрения в обучение информационной продукции, средств, технологий. Информатизацию образования следует рассматривать не просто как использование компьютера и других электронных средств в обучении, а как новый подход к организации обучения и как направление в науке.
Педагоги нового поколения должны уметь квалифицированно выбирать и применять именно те технологии, которые в полной мере соответствуют содержанию и целям изучения конкретной дисциплины, способствуют достижению целей гармоничного развития учащихся с учётом их индивидуальных особенностей. Но при этом не стоит преувеличивать возможности компьютеров, поскольку передача информации – это не передача знаний, культуры, и поэтому информационные технологии предоставляют педагогам очень эффективные, но вспомогательные средства.
Электронная технология обучения (или электронное обучение)- это обучение учащихся с помощью средств современной электроники и безбумажной информатики. Ее подразделяют на два основных вида:
– рецептивное электронное обучение (от слова “рецепция” - “принятие”, “прием”) - восприятие и усвоение знаний, передаваемых по телевидению, записанных на магнитофон или видеомагнитофон, воспроизводимых посредством других аудиовизуальных ТСО;
– интерактивное электронное обучение (от английского “взаимодействие”) - взаимодействие учащегося и обучающей системы в форме диалога человека и машины.
Синонимом данного понятия является компьютерное обучение (технология компьютерного обучения – ТКО).
Компьютер может использоваться на всех этапах процесса обучения химии: при объяснении нового материала, закреплении, повторении, контроле знаний, умений, навыков. При этом для ребенка он выполняет различные функции: учителя, рабочего инструмента, объекта обучения, сотрудничающего коллектива, досуговой (игровой) среды.
Внедрение ИКТ в процесс обучения химии позволяет достаточно эффективно решать многие учебные и воспитательные задачи, такие как:
• обучение восприятию и переработке информации, развитие коммуникативных способностей.
• развитие критического мышления, умений понимать скрытый смысл того или иного сообщения;
• включение внешкольной информации в контекст общего базового образования, в систему формируемых в предметных областях знаний и умений;
• формирование умений находить, готовить, передавать и принимать требуемую информацию, в том числе с использованием различного технического инструментария (компьютеры, модемы, сканеры, мультимедиа и др.).
• формирование исследовательских умений, умений принимать оптимальные решения.
Педагогической наукой и практикой доказано, что работа с персональным компьютером (ПК) на уроках химии и во внеурочное время эффективно обеспечивает реализацию индивидуального подхода к обучению. Способствует реализации межпредметных связей химии с другими предметами естественнонаучного цикла и с другими циклами учебных предметов, например, с информатикой, математикой как метапредметами, с циклами гуманитарных предметов, например, химии с историей, экономикой, иностранным языком и др. позволяет рассмотреть все аспекты изучаемых вопросов.
К особенностям дифференцированного функционирования ИКТ в обучении химии можно отнести следующее:
- наряду с общепедагогическими, общими информационно-технологическими целями решаются конкретные методические цели предметного обучения, например проявление функции управляемого в интерактивном режиме химического моделирования и конструирования, решения расчетных и экспериментальных задач, выявление на их основе и графическая фиксация химических закономерностей, создание ученических проектов решения комплексных химико-экологических задач;
- технология предметного обучения призвана прежде всего, совместно с развитием общеучебных умений, формировать системные знания и обобщенные предметные умения по химии, переносить их с помощью компьютера к решению различных прикладных задач (осуществлять модельный эксперимент, решать типовые расчётные и экспериментальные задачи, кодировать информацию в символико-графической форме, наглядно выражать химические закономерности и т. д.);
- НИТ (новая информационная технология) в обучении химии помимо предметных умений формирует принципиально новый тип умений – обобщенные компьютерно-химические умения, позволяющие активно использовать компьютер и его инструментально-прикладные возможности для решения разнообразных задач, для ученического проектирования разных проблем и ориентировочных основ действий.
Основные цели и задачи использования НИТ в обучении химии можно разделить на несколько групп.
К первой группе задач относятся задачи, связанные с большим объемом вычислительной работы, например квантово-механические расчеты, кинетическое описание сложных химических реакций, компьютерное планирование синтеза, моделирование работы сложных приборов и т.п. Данная группа задач решается в основном в научных исследованиях. Демонстрация работы с программами подобного типа может быть проведена для учащихся химического профиля, или при подготовке к региональным и областным турам олимпиады по химии.
Ко второй группе задач относятся задачи на построение графиков, трехмерное изображение молекул, изображение механизмов реакций и т.п. Например, изучение зависимости работы газа от различных факторов.

К третьей группе относятся задачи моделирования. Химическая наука построена на моделях, как средствах понимания и прогнозирования почти всех изучаемых аспектов. В химическом образовании моделирование используют для экспериментально труднодоступных систем. Через моделирование формируется системно-комбинаторное мышление, умение решать реальные задачи.

Все модели, используемые в преподавании химии по уровню представления объектов можно разделить на две группы модели микро- и макро мира.
Предложенная классификация, хотя и не является всеобъемлющей, позволяет преподавателю облегчить выбор необходимого класса моделей для изучения отдельного раздела или курса химии, в зависимости от целей или задач занятия, Например, моделей гибридизации атомных орбиталей или шаростержневых моделей молекул, или загрязнения окружающей среды выбросами промышленных предприятий.
Кроме этого, на уроках химии компьютер может позволить достигнуть качественно нового уровня реализации принципа наглядности. По мнению О.С. Зайцева, с методической точки зрения компьютерное моделирование в обучении химии целесообразно использовать в следующих случаях: когда необходимо изучить процессы и явления, которые с помощью эксперимента изучить невозможно.

К четвертой группе задач относится создание информационно-справочных и обучающих систем, являющихся источниками информации для самостоятельного изучения материала. Например, справочно-информационных возможностей интерактивной таблицы Менделеева, или информационно-справочного материал БЭНП "Химия 8-11" ООО "Кирилл и Мефодий" и т.п.), или справочника в ЭИ "Открытая химия".
Пятая группа задач рассматривает задачи практического характера – тренажеры, предназначенные для формирования и закрепления умений и навыков, а также для самоподготовки обучающихся.

Шестая группа задач включает задачи, направленные на осуществление различных видов химического эксперимента. Химический эксперимент помогает учащимся связать теоретические закономерности со своими собственными наблюдениями и действиями. Использование виртуального эксперимента, видеофрагментов демонстрационных опытов, особенно длительно протекающих, позволяет повысить эффективность уроков. Кроме того, с использованием ПК возможно проведение предварительного контроля готовности учащихся к лабораторным работам, предлабораторное моделирование, обработка данных эксперимента, построение графических закономерностей диаграмм, рисование наблюдаемых объектов и явлений.
Преимущество уроков химии на основе использования ИКТ заключается в том, что с их помощью можно решить ряд актуальных проблем, стоящих перед школой. К ним, прежде всего, относятся:
1. Применение компьютерных технологий при изучении химии активно способствует повышению интереса учащихся к предмету, поскольку ИКТ представляют собой эффективный метод решения проблемы мотивации в современном образовании.
2. Повышение качества учебно-воспитательного процесса, приведение его к современному уровню научно-технического прогресса.
3. Реализация идей индивидуального дифференцированного подхода в процессе обучения химии, развитие интеллекта.
4. Реальная подготовка учащихся к жизни и работе в информационном обществе, к труду в современном автоматизированном процессе, к профессиональной мобильности.
5. Оказание помощи учителю в организации различных форм проведения занятий, контроля знаний, эффективной обратной связи.
6. Создание комфортной психологической обстановки в процессе обучения, при которой исключаются многие конфликты в звене «ученик-учитель».
7. Оказание помощи в решении ряда задач развития личности, ее компетентности, способности к саморегуляции, творчеству.
8. Активизация познавательной деятельности учащихся в процессе обучения химии, что позволяет им выйти на более высокий уровень восприятия и усвоения изученного материала, его применения в жизни.
И всё-таки:
Развивая логическое мышление, обогащая детей новыми знаниями, умениями и навыками, компьютер, тем не менее, не развивает монологическую и диалогическую речь детей, сужает область коммуникации. Следовательно, компьютер на уроках необходим как одно из средств обучения, но при этом далеко не единственное. Компьютер не подменяет ставшие уже привычными дидактические средства, а лишь дополняет их в процессе проведения занятия.

Категория: Научная кафедра | Добавил: marpl76 (2011-01-22) | Автор: Рогальских Марина Анатольевна
Просмотров: 3954 | Рейтинг: 3.0/2
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Понедельник, 2024-11-18, 7:14 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru