Главная » Статьи » В помощь учителю » Научная кафедра |
Профессионализм и компетентность педагогической деятельности состоит в искусстве педагога воспитывать и развивать учащегося с учетом индивидуальных возрастных особенностей. Воспитание и развитие личности учащегося происходит посредством педагога не только через предмет и методы обучения, но и с помощью оценки, которая представляет собой фактор непосредственного руководства учением учащихся. Педагогическая оценка - это многообразный процесс с рядом стадий, начиная с парциальной оценки и заканчивая интегральной оценкой в педагогической характеристике учащегося. Деятельность оценивания, на наш взгляд, является составной частью педагогических, воспитательных отношений в системе "преподаватель - учащийся". Сама категория "отношение" имеет следующий состав: познавательное отношение, собственно оценочное отношение и практическое отношение. Процесс оценивания учащихся полностью реализует состав категории "отношение". Сначала педагог познает (узнает), что знает и умеет учащийся, сравнивает познанное с эталоном, пользуясь требованиями учебной программы или стандарта (познавательное отношение). Затем собственно оценивает (оценочное отношение) и, наконец, реализует практическое отношение - ставит отметку, руководствуясь критериями оценки. Оценивать знания и умения учащихся может лишь преподаватель, так как только он полностью знает требования программы, содержание знаний, умений, навыков и критерии оценки, и только у него есть право высказывать окончательное оценочное суждение. Но, к сожалению, эти оценочные суждения часто бывают необъективными, что приводит к возникновению реактивных состояний у учащихся. Реактивное состояние - это состояние, которое возникает как реакция на очень сильный неблагоприятный раздражитель, следствием которого является острый внутренний дискомфорт и резкая утрата эмоционального благополучия. Кроме этого, многие учащиеся низкую оценку своей деятельности отождествляют с низкой оценкой своей личности, что впоследствии формирует их негативную самооценку. Так как низкая оценка оказывает психотравмирующее действие на учащегося, то преподаватель должен быть высоко профессионален и компетентен в реализации оценочного отношения. Непрофессиональной педагогической деятельностью занимаются все без исключения люди и постоянно оценивают своих детей, родственников, подчиненных, других людей. Это оценивание может быть различным и приносить как положительные, так и отрицательные результаты. Профессиональной же деятельностью занимаются преподаватели, но мера владения этой деятельностью у них различна - здесь можно говорить о высоком, среднем или низком уровне профессионализма. О низком уровне профессионализма преподавателя нужно сказать особо: в отношении оценивания он просто не допустим, так как может привести к непоправимым последствиям: · низкой самооценке учащегося, сопряженной с внутренним дискомфортом, что может привести к аффективному взрыву даже у достаточно спокойного и уравновешенного человека; · негативная оценка своих возможностей обуславливает снижение волевого импульса к самореализации; · следствием низкой оценки и самооценки может стать суицид или суицидальная попытка. Наше исследование направлено, в частности, на выявление влияния педагогической оценки на мотивацию учения. С психологической точки зрения важна не любая мотивация учебной работы учащихся, а такая, которая основана, главным образом, на познавательной потребности и интересе, на признаваемой ими результативно-процессуальной ценности этой деятельности. Но наше исследование показало, что педагоги часто пользуются отметками как мотивирующим средством, как средством побуждения учащегося к активной работе, не задумываясь над тем, что они сдвигают центр мотивационной сферы с самой деятельности и его результата на оценку. Отметка же приобретает для учащегося самодовлеющую ценность, заслоняя подлинную ценность его деятельности. Мотивация связана с возрастными особенностями учащегося, но не возраст, как стадия созревания, определяет мотивы, а именно характер деятельности учащегося и система его взаимодействий с окружающими людьми в этом возрасте. Эмоции, связанные с учением в младшем возрасте, имеют важное мотивационное значение. Известны положительные эмоции детей при поступлении в школу, при получении хороших оценок и отметок, приводящие к возрастанию мотивации учения. Также известны отрицательные эмоции при получении плохих оценок и отметок, приводящие к отказу посещать образовательные учреждения, негативному отношению к учению и преподавателю. Особенности негативной мотивации к учению у подростка вызваны рядом причин: незрелость оценок самого себя и другого человека, приводящая к трудностям во взаимоотношениях; подросток не принимает на веру мнения и оценки преподавателя, вступает в конфликты с окружающими взрослыми; стремление подростка к взрослости вызывает внешнее безразличие к педагогической оценке, несмотря на то, что он дорожит мнением взрослого. В младшем юношеском возрасте мотив получения хорошей отметки связан с получением аттестата или диплома об образовании. Слабоуспевающие учащиеся вне зависимости от возраста плохо осознают свою мотивационную сферу, предпочитая мотивацию "избегания". Все 100% слабоуспевающих учащихся к значимым отнесли следующие мотивы: хочу избежать плохой отметки; хочу избежать осуждения со стороны товарищей; хочу избежать отрицательных суждений со стороны педагогов; хочу избежать неприятностей (наказания) со стороны родителей. Эти данные служат наглядным примером взаимосвязи педагогического оценивания и мотивации учения. Поэтому профессионализм и компетентность современного педагога должна проявляться в формировании положительной устойчивой мотивации учебной деятельности, чтобы главным в оценке работы учащегося был качественный анализ, подчеркивание всех положительных моментов, продвижений в освоении учебного материала и выявления причин имеющихся недостатков, а не только их констатация. Необходимо помнить, что педагогическая оценка выступает существенным фактором, влияющим на перестройку разнообразных отношений (учащийся - педагог, учащийся - коллектив, учащийся - семья и т.д.), стимулирующих развитие учащегося, ориентирующих самого учащегося и окружающих его людей в характере его знаний и умственного развития. Поэтому оценочные приемы в работе педагога должны быть представлены в едином плане, индивидуально направлены, мотивированы и систематизированы. | |
Просмотров: 4343 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|