МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН КАРАГАНДИНСКИЙ ОБЛАСТНОЙ ИНСТИТУТ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ И ПЕРЕПОДГОТОВКИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СЛУЖАЩИХ И РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ Кафедра естественно-математических и технических дисциплин ПРОЕКТ Тема: Отношение учащихся к самостоятельной деятельности. Выполнил: Калиев А. учитель физики Кояндинской СШ Абайского района Подпись слушателя_____________ Научный руководитель: Туганбаев А.О. доцент кафедры ЕМ и ТД Дата сдачи работы: 01.12.2010г. Караганда 2010г. I. Введение. Образование является одним из основных факторов развития человека. Цели современного образования направлены на современного выпускника, который будет жить и трудиться в новом тысячелетии, в постиндустриальном обществе. Он должен обладать следующими качествами личности: - гибко адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях, уметь самостоятельно приобретать необходимые ему знания, умело применять их на практике для решения разнообразных возникающих проблем; - самостоятельно критически мыслить, уметь видеть возникающие в реальной действительности проблемы и, используя современные технологии, искать пути их рационального решения; четко осознавать, где и каким образом приобретаемые им знания могут быть применены в окружающей его действительности; быть способным генерировать новые идеи, творчески мыслить; -грамотно работать с информацией: уметь собирать необходимые для решения определенной проблемы факты, анализировать их, выдвигать гипотезы решения проблем. Делать необходимые обобщения, сопоставления с аналогичными или альтернативными вариантами решения, устанавливать статистические закономерности, делать аргументированные выводы, применять полученные выводы для выявления и решения новых проблем; -быть коммуникабельным, контактным в различных социальных группах, легко предотвращать или уметь выходить из любых конфликтных ситуаций; -самостоятельно работать над развитием собственной нравственности, интеллекта, культурного уровня. Это самостоятельный, уважающий себя человек, с развитым мышлением, ответственный перед собой и обществом, способный к саморазвитию, самосовершенствованию. Актуальность Кто из родителей не хотел бы видеть своих детей самостоятельными? Какой учитель не знает, что его задача - учить своих питомцев так, чтобы они не только много знали, но и умели пополнять свои знания? Наконец, разве все мы, взрослые, не заинтересованы в том, чтобы школьники были готовы к самостоятельному труду, активным социальным действиям? Конечно, услышим ответ: и семья, и педагоги, и вообще все наше общество стремится к этому! А сам воспитанник? Какова его позиция? Ответим с полной уверенностью: стремление к самостоятельности - естественная потребность человека. Но легко ли быть самостоятельным современному школьнику? «Работаем самостоятельно», - произносит голос учителя. Да … Эти слова не предвещают ничего хорошего. В голове одна мысль налетает на другую: удастся ли сдуть, у кого удобнее и как лучше это проделать? Такие ситуации - вполне обычны в школьной практике. Дефицит времени, нежелание получить «двойку» заставляют одних торопиться, делая ошибки, других - списывать у товарищей. А тот, кто привык к «двойке»- вообще ничего не делает, списывает совершенно не думая, и даже не пытаясь думать. Продуктивность самостоятельной учебной работы зависит во многом от общих умений познавательной деятельности, поэтому учащихся нужно ориентировать на развитие умений обобщать, классифицировать, систематизировать учебный материал. Учащиеся считают, что учителям - «надо поддерживать ход мыслей каждого». Трудно с этим не согласиться: самостоятельную работу часто проводят лишь для того, чтобы проверить знания, в то время как главная ее функция – развивающая. А для того, чтобы такие работы действительно развивали, учителю надо знать интересы, особенности своих учеников. Но изучить «индивидуальные особенности» каждого – далеко не простая задача. Нужны простые и удобные диагностические методики, с помощью которых можно выявлять мотивы и потребности, познавательные интересы и жизненные планы ребят, особенности их самостоятельного труда и т.п. Без таких методик прекрасный призыв «Повернуться к ученику!» остается лишь красивой фразой. В педагогической практике - две крайности: или ученика стремятся уберечь от трудностей, создают такие тепличные условия, в которых инициатива и самостоятельность ему просто не нужны, или от него требуют полной самостоятельности даже тогда, когда он к этому еще не готов. Отсюда неуверенность, страх перед новыми трудностями. Наша задача научить ученика свободно ориентироваться в учебной самостоятельной работе, но для этого мы должны знать все его потребности и желания. Как изучить «индивидуальные особенности» каждого учащегося, выявить мотивы и потребности, познавательные интересы и жизненные планы ребят, особенности их самостоятельного труда…? Каковы условия эффективности самостоятельной работы на уроке? Возникла необходимость исследования данных вопросов. Цель: Исследование отношения учащихся к самостоятельной работе. Задачи: 1. Изучение теоретических основ организации самостоятельной работы. 2. Ознакомление с опытом работы учителей по проведению самостоятельной работы. 3. Определение требований к организации самостоятельной работы на уроках. 4. Определить направления для тематики анкет. 5. Разработка анкет для учащихся. 6. Проведение анкетирования среди учащихся 9-11 классов 7. Проведение анализа анкетирования. 8. Выполнение диаграмм по итогам анкетирования. 9. Оформление проекта. Ожидаемый результат: Знания учителя об «индивидуальных особенностях» каждого учащегося, его потребностях и особенностях самостоятельного труда способствуют эффективной организации самостоятельной работы, повышению качества и прочности знаний, развитию познавательных интересов и мыслительной деятельности. Проведение анкетирования по разработанным анкетам помогут учителю проанализировать трудности, возникающие у учащихся при выполнении самостоятельной работы, а также их предложения по ее организации. Успешность реализации выводов по анкетам, грамотный анализ предложений и замечаний учащихся, их учет – это эффективно организованный учебный процесс Проблема: Организация и проведение самостоятельных работ, ориентированных на результат. Противоречие: В современном образовании личность ученика находиться в центре внимания педагога и психолога, деятельность учения - познавательная деятельность, а не преподавание, а традиционная парадигма образования учитель- учебник- ученик замена на новую парадигму - ученик- учебник- учитель. В центре - он, ученик - самостоятельный, уважающий себя человек, с развитым мышлением, ответственный перед собой и обществом, способный к саморазвитию, самосовершенствованию. В педагогической практике - две крайности: или ученика стремятся уберечь от трудностей, создают такие тепличные условия, в которых инициатива и самостоятельность ему просто не нужны, или от него требуют полной самостоятельности даже тогда, когда он к этому еще не готов. Отсюда неуверенность, страх перед новыми трудностями. Объект: Отношение учащихся 9-11 классов к выполнению самостоятельных работ. Предмет: Деятельность учителя по изучению трудностей при выполнении самостоятельной работы учащимися и их предложений. Гипотеза: Знания учителя об «индивидуальных особенностях» каждого учащегося, его потребностях и особенностях самостоятельного труда способствуют эффективной организации самостоятельной работы, повышению качества и прочности знаний, развитию познавательных интересов и мыслительной деятельности. II. Теоретическое обоснование «Самостоятельную работу часто проводят, чтобы проверить знания, хотя ее главная функция – развивающая» Организация самостоятельной работы, руководство ею — это ответственная и сложная работа каждого учителя. Воспитание активности и самостоятельности и необходимо рассматривать как составную часть воспитания учащихся. Эта задача выступает перед каждым учителем в числе задач первостепенной важности. Говоря о формировании у школьников самостоятельности, необходимо иметь в виду две тесно связанные между собой задачи. Первая их них заключается в том, чтобы развить у учащихся самостоятельность в познавательной деятельности, научить их самостоятельно овладевать знаниями, формировать свое мировоззрение; вторая — в том, чтобы научить их самостоятельно применять имеющиеся знания в учении и практической деятельности. Самостоятельная работа не самоцель. Она является средством борьбы за глубокие и прочные знания учащихся, средством формирования у них активности и самостоятельности как черт личности, развития их умственных способностей. Ребенок, в первый раз переступающий порог школы, не может еще самостоятельно ставить цель своей деятельности, не в силах еще планировать свои действия, корректировать их осуществление, соотносить полученный результат с поставленной целью. В процессе обучения он должен достичь определенного достаточно высокого уровня, самостоятельности, открывающего возможность справиться с разными заданиями, добывать новое в процессе решения учебных задач. На уроках физики, как и на уроках по другим предметам, с помощью различных самостоятельных работ учащиеся могут приобретать знания, умения и навыки. Все эти работы только тогда дают положительные результаты, когда они определенным образом организованы, т.е. представляют систему. Под системой самостоятельных работ мы понимаем прежде всего совокупность взаимосвязанных, взаимообуславливающих друг друга, логически вытекающих один из другого и подчиненных общим задачам видов работ. Под самостоятельной работой учащихся мы понимаем такую работу, которая выполняется учащимися по заданию и под контролем учителя, но без непосредственного его участия в ней, в специально предоставленное для этого время. При этом учащиеся сознательно стремятся достигнуть поставленной цели, употребляя свои умственные усилия и выражая в той или иной форме (устный ответ, графическое построение, описание опытов, расчеты и т.д.) результат умственных и физических действий. Самостоятельная работа предполагает активные умственные действия учащихся, связанные с поисками наиболее рациональных способов выполнения предложенных учителем заданий, с анализом результатов работы. В процессе обучения физике применяются различные виды самостоятельной работы учащимися, с помощью которых они самостоятельно приобретают знания, умения и навыки. Все виды самостоятельной работы, применяемые в учебном процессе, можно классифицировать по различным признакам: по дидактической цели, по характеру учебной деятельности учащихся, по содержанию, по степени самостоятельности и элементу творчества учащихся и т.д. Взаимосвязь между различными видами самостоятельной работы на уроках физики представлена схемой 1. Схема 1. Разнообразие всех видов самостоятельной работы по физике представлено в таблице 1, где они сгруппированы по основной дидактической цели. В процессе обучения физике возможна организация более 30 видов самостоятельных работ. Таблица 1. Группы работ № Вид деятельности инд Название А Работы, основная цель которых — приобретение новых знаний и умений и овладение умением самостоятельно приобретать знания из различных источников 1 Работа с учебником: изучение нового, работа с таблицами 2 Наблюдения 3 Опыты на уроке и в домашних условиях 4 Работа с раздаточным материалом 5 Изучение устройства и принципа действия приборов по моделям и чертежам 6 Вывод формул, выражающих функциональную зависимость физических величин 7 Анализ формул, получение на этой основе выводов о характере зависимости физических величин, входящих в формулы 8 Работа с дополнительной литературой Б Работы, основная цель которых — совершенствование знаний (их уточнение и углубление), выработка умений применять знания на практике 1 Решения задачи вычислительных с «абстрактным» содержанием; вычислительных с производственно-техническим содержанием; качественных; графических; экспериментальных. 2 Доказательство справедливости формул 3 Эксперимент: проверка справедливости законов; установление связи между законами, явлениями; установление количественной зависимости между величинами; изучение физических свойств веществ; определение физических величин. 4 Наблюдение с целью уточнения условий, в которых протекает явление 5 Придумывание примеров на новые законы 6 Составление задач на применение новых физических законов и формул 7 Выполнение заданий по классификации: приборов, машин, установок, схем, электрических цепей и т.д.; состояния вещества; свойств тел, веществ; явлений; форм движения; видов энергии; элементарных частиц и т.д. 8 Вычерчивание и чтение схем электрических цепей В Работы, основная цель которых — формирование у учащихся умений и навыков практического характера 1 Решение задач 2 Вычерчивание и чтение схем приборов и электрических цепей 3 Построение и анализ графиков 4 Сборка приборов из готовых деталей 5 Выявление неисправностей в приборах и устранение их 6 Изготовление приборов по готовым схемам и чертежам 7 Измерение физических величин 8 Сборка электрических цепей Г Работы, основная цель которых — развитие творческих способностей учащихся 1 Подготовка докладов и рефератов 2 Разработка нового варианта опыта 3 Разработка методики постановки опыта 4 Внесение изменений в конструкцию прибора 5 Разработка новой конструкции прибора 6 Составление задач на использование новых 7 Построение гипотез 8 Выполнение опытов с элементами исследования Практический опыт учителей многих школ показал, что: Если учитель убежден, что только его изложение учебного материала может быть по – настоящему полезно классу (школьникам ежедневно приходится слушать объяснение нового, на которое уходит 20-30 минут урока), шансов проявить самостоятельность у ребят тогда очень мало, хотя отдельные удачные ответы, находки всегда бывают. Но, как правило, только у лучших учеников. Остальные предпочитают слушать, записывать под диктовку, копировать учителя. А где же ситуации, в которых ученик может действовать самостоятельно? Увы, их очень мало. В лучшем случае ребята бойко повторяют объяснение учителя. «Позвольте, - слышим возражение,- если ученик знает материал- это уже хорошо». Действительно, такая отдача подкупает и вдохновляет учителя, который сразу же видит результаты своего труда. Но только ли это ближайшие результаты обучения мы должны проектировать? Только ли знания - главное мерило готовности ученика к жизни? Если спросить у учителей литературы даты рождения писателей, не все смогут ответить сразу и правильно. Почему они должны оставаться в памяти наших учеников? А ведь из таких сведений на восемьдесят, если не на все девяносто девять процентов состоят те знания, которые мы усиленно вбиваем ребятам. Не это ли гарантия будущего невежества? Старо как мир: только то, знаешь хорошо, что делаешь сам, в чем сам разобрался. Поэтому одно из требований подготовки учащихся к творческому труду и самостоятельному расширению и углублению имеющихся знаний состоит в такой организации учебной деятельности учащихся на уроках и при выполнении домашних заданий, которое обеспечивает осуществление целенаправленной и систематической работы по формированию интеллектуальных умений учащихся и развитию речи. Другую сторону вопроса составляет формирование у учащихся некоторых общих умений. Для того чтобы самостоятельно изучать научную, техническую и политическую литературу необходимы определенные навыки работы с текстом. Сюда относятся умения читать текст, насыщенный информацией, вычленять из него главное, ставить перед собой вопросы и находить в тексте на них ответы, определять, что осталось не выясненным до конца, четко формулировать, что именно надо выяснить, обращаться за справкой к другому разделу книги или к другой литературе. Вместе с тем, для того, чтобы подготовить учащихся к применению знаний в конкретных условиях, к решению сложных вопросов, выбору из имеющегося набора решений оптимального варианта, необходимо сформировать определенные навыки и умения в решении задач. Их компонентами являются умения вычленять некоторые взаимосвязи, вытекающие из условия задачи, составлять план решения, осуществлять решения, привлекая в случае необходимости справочный материал, оценивать результат, проверять правильность решения. Таким образом, оценивая учебный процесс в целом, мы должны учитывать не только глубину и прочность получаемых учащимися фактических знаний, но и уровень вырабатываемых в ходе преподавания общих учебных и специфических трудовых умений, необходимых для творческой трудовой деятельности и самостоятельного овладения знаниями. Значительную часть самостоятельной работы учащихся составляет работа дома. Однако при выполнении домашних заданий учителю виден лишь конечный результат работы. В этом смысле определенные преимущества имеет самостоятельная работа на уроке, когда учитель, наблюдая за учащимися, может зафиксировать быстроту выполнения задания, выявить те элементы задания, которые оказались наиболее трудными для учащихся, своевременно ответить на вопросы учеников, сразу же после выполнения заданий организовать проверку результатов и обсуждение различных способов решения. III. Заключение. Выводы. Успешность реализации выводов по анкетам, грамотный анализ предложений и замечаний учащихся, их учет – это эффективно организованный учебный процесс. Остановимся на некоторых требованиях, предъявляемых к самостоятельной работе учащихся на уроках в свете задачи формирования у них общих умений, необходимых для активного применения знаний и самостоятельного их углубления и расширения. Для того чтобы самостоятельное выполнение задания было эффективным, необходимо правильно определить содержание и объем этого задания. Если задание слишком сложно, то учащиеся просто не выполнят его, и драгоценное время урока не будет затрачено напрасно. Вторым важным требованием к самостоятельной работе учащихся является своевременность предъявления заданий. Если задания для самостоятельной работы даны, прежде чем выработано соответствующее учебное умение, то при выполнении серии однотипных упражнений учащиеся могут повторять одну и ту же ошибку, которая в результате примет устойчивый характер. Наконец непременным условием эффективности самостоятельной работы на уроке является своевременная и правильная проверка результатов. Проверку нельзя организовать только показом решения, тем, кто не знал, как решать задачу, рассмотрение готового решения мало что дает, поэтому необходимо, чтобы решение было прокомментировано. Самостоятельная работа, как прием обучения может входить почти во все методы обучения, применяться на разных этапах процесса обучения. На этапе осознания изучаемого материала самостоятельные работы могут занимать 5-6 мин, на этапе формирования умений по применению изучаемого материала до 10-15 мин, а на этапе формирования навыков до 30 мин. Организация самостоятельной работы на уроке требует от учителя не меньшей подготовки, а даже большей, когда он готовит теоретический материал. Ему, как правило, нужно подумать и определить: 1.Цель, время и характер самостоятельной работы. 2.Способ повторения того минимума фактических знаний и умений, без которых невозможно успешное выполнение данной самостоятельной работы. 3.Вид работы с книгой: или для повторения, или для поиска справочной информации, или для знакомства с новым материалом. 4.Вид работы с упражнениями: или задания нового материала, или на повторение, или дополнительные, более сложные упражнения. 5.Методику устранения возможных затруднений в ходе выполнения заданий, а также способ быстрой проверки полученных результатов и методику разбора допущенных ошибок. IV.Результаты проведения анкетирования Старо как мир: только то знаешь хорошо, что делаешь сам, в чем сам разобрался. Поэтому все больше сторонников у деятельностного подхода к обучению. Да и ребята - на его стороне. На вопрос: «Что привлекает вас в самостоятельной работе?», сорок процентов учащихся ответили: возможность быть самостоятельным, тридцать шесть процентов: желание проверить свои знания и желание получить отметку. На вопрос: «Какие виды самостоятельной работы вы выполняете с интересом?», тридцать шесть процентов учащихся ответили: работа с учебником, по двадцать процентов - работа с таблицами и лабораторные работы, двадцать четыре процента - подготовка докладов. Причем детям не нравится решать самостоятельно задачи, выполнять упражнения, писать сочинения и трудовые задания. Восемьдесят четыре процента учащихся ждут помощи от учителя при объяснении материала, пятьдесят шесть процентов предлагают увеличить количество времени на самостоятельную работу и чаще предлагать индивидуальные задания. По мнению учащихся: самостоятельная работа привлекает тем, что приучает нестандартно мыслить, выдвигать гипотезы, находить пути и способы решения задач. В большинстве случаев им интересно выполнять лабораторные работы, они считают, что в них теория превращается в действительность. Причем, не те, где все расписано и тебя остается только провести ряд измерений да подставить их в формулы, а те, в которых даны исходные данные, а ты должен, экспериментируя, пробуя, найти правильный ответ. Когда опыт показывает учитель- это интересно, но когда ты это можешь сделать сам, своими руками – это намного увлекательнее, считают ребята. Очень любят учащиеся выполнять творческие работы, не понимают их сущности. В них не обязательно придерживаться правил, а можно выбрать то направление, которое больше всего интересует. Творческая работа для ученика- это и возможность освободиться от мелочной опеки, излишней регламентации, которые особенно тяготят старшеклассников. Цениться в этих работах и то, что можно воспользоваться правом выбора и, наконец, просто выйти за рамки школьной программы и заняться тем, к чему лежит душа. Тест «Стимулы» помогает оценить эффективность стимулов обучения. Девяносто шесть процентов учащихся старательно и охотно выполняют самостоятельную работу, когда задание интересное, пятьдесят два процента учащихся хотят заслужить одобрение учителей и родителей. Шестьдесят восемь процентов включаются в работу быстрее, когда хотят получить высокую оценку и сорок восемь – когда требует учитель. Также семьдесят два процента считают, что самостоятельная работа проходит успешнее, если ее выполнять вдвоем с товарищем, причем они считают, что руководство учителя здесь излишнее. Пятьдесят два процента выступают против строгой дисциплины во время самостоятельной работы, сто процентов против применения зачетной системы. (диаграммы прилагаются) V.Критерии оценки результатов проекта: Критерий: личностно- смысловое отношение к процессу самостоятельной деятельности Показатели: 1. Позитивный психоэмоциональный настрой учащихся на выполнение самостоятельной работы 2. Личностно- ориентированный подход в подготовке самостоятельной работы Индикаторы: 1.1. Увеличение количества учащихся справившихся с работой, повышение качества знаний 1.2. Благоприятный климат в классе 2.1. Содержание заданий в самостоятельной работе по уровням 2.2. Количество заданий выполненных разными способами VI.Пользователи результатов проекта: - педагогические работники учреждений образования VII. Глоссарий Знание- совокупность идей человека, в которых выражается теоретическое овладение этим предметом (П.В.Копнин) Умения- овладение способами (приемами, действиями) применения усвоенных знаний на практике. Навыки- умения, доведенные до автоматизма, высокой степени совершенства. Цель (учебная, образовательная)- то, к чему стремится обучение, будущее, на которое направлены его усилия. Содержание (обучение, образование)- система научных знаний, практических умений и навыков, способов деятельности и мышления, которыми учащимся необходимо овладеть в процессе обучения. Организация- упорядочение дидактического процесса по определенным критериям, придание ему необходимой формы для наилучшей реализации поставленной цели. Проведение - выполнить, осуществить, произвести какие- либо действия, работу; оформить с соблюдением всех необходимых правил. Форма - (от лат. Forma- внешний вид, оболочка)- способ существования учебного процесса, оболочка для его внутренней сущности, логики и содержания. Форма прежде всего связана с количеством обучаемых, временем и местом обучения, порядком его существования и т.п. Метод (от лат.- путь, способ)- путь достижения (реализации) цели и задач обучения. Результаты (продукты обучения) – это то, к чему приходит обучение, конечные следствия учебного процесса, степень реализации намеченной цели. VIII.Литература: 1. Концепция развития системы образования Республики Казахстан 2. Государственные общеобразовательные стандарты образования РК, 2002г. 3. Л.Жарова. Статья «Легко ли быть самостоятельным?». Журнал «Народное образование» №2, 1991г. 4. З.Куттыкужанова. Статья «Вижу цель!» Газета «Учитель Казахстана» №38-40, 2003г. 5. А.Калюнский. Статья «В центре - он, ученик». Газета «Учитель Казахстана» №23-25,2002г. 6. А.Зверев. Статья «Формирование навыков самостоятельного учебного труда на уроках». Газета «Физика- Первое сентября» №3, 2008г. 10. Усова А.В., Вологодская З.А. Самостоятельная работа учащихся по физике в средней школе. — М.: Просвещение, 1973. 11. Муравьев А.В. Как учить школьников самостоятельно приобретать знания по физике. — М., 1985. 12. Гайдучок К.М. Управление самостоятельной работой школьников.//Физика в школе, 1986, № 2. 13. Лырчикова В.И. Обучение учащихся методам самостоятельной работы.//Физика в школе, 1987, № 2. 14. Пидкасистый П.И. Самостоятельная познавательная деятельность школьников в обучении. — М., 1980. 15. Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся. — М., 1979. 16. Синица Б.И. Педагогический такт и мастерство учителя. — Киев, 1981. 17. Пидкасистый П.М. Самостоятельная деятельность учащихся. — М.: Педагогика, 1980. IX. Приложения АНКЕТЫ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ Класс______ Ι. «Мое учение» Ребята! Подчеркните (допишите) в тексте: 1. Учиться в школе мне: а) интересно б) не интересно в) не знаю 2. Мои любимые предметы……… 3. Выполняя самостоятельную работу, я: а) сразу же приступаю к делу, работаю всегда быстро б) сначала стараюсь понять задание, тщательно его обдумываю, но потом действую без колебаний, уверенно в) очень долго думаю, не решаюсь к нему приступить, чувствую себя неуверенно г) всегда очень волнуюсь, чувствую себя тревожно, потому что……. д) чувствую себя всегда спокойно, потому что……. 4. Чаще всего я: а) не понимаю цель работы б) не понимаю задание в) не знаю, как его выполнять г) не умею контролировать ход своей работы д) не знаю, как проверить результаты е) не умею правильно распределять время 5. Я очень дорожу помощью учителя, товарищей 6. Если бы я был учителем, то таким, как я, ученикам предлагал:……….. ΙΙ.«Самостоятельная работа» Ребята! Обведите кружком те ответы, которые выражают Ваше мнение. 1.Как Вы относитесь к самостоятельным работам? а) положительно б) отрицательно в) безразлично 2.Что Вас в них привлекает: а) возможность пополнить и углубить знания б) возможность проверить свои знания в) желание проверить свои знания г) желание получить отметку д) что еще – допишите……………. 3.Какие виды самостоятельной работы Вы выполняете с интересом? а) работа с учебником б) с дополнительной литературой в) с таблицами г) решением задач, выполнение упражнений д) подготовка сочинений е) подготовка докладов ж) лабораторные работы з) трудовые задания к) что еще – допишите………….. 4.Какая помощь учителя Вам необходима? а) объяснения задания б) корректировка в) проверка и анализ результатов 5.Что, на Ваш взгляд, надо изменить: а) дать на самостоятельную работу больше времени на уроке б) чаще предлагать творческие задания в) не задавать домашние задания г) чаще предлагать индивидуальные задания д) что еще – допишите…………. ΙΙΙ. «Стимулы» да нет не знаю 1. Старательно и охотно выполняю самостоятельную работу, когда: - задание интересное - она важна для изучения предмета - понимаю, что она важна для моей профессиональной подготовки - считаю, что могу выполнить - хочу заслужить одобрение родителей - хочу заслужить одобрение учителей - уверен, что она важна для других 2. В работу включаюсь быстрее, если… - этого требует учитель - хочу получить высокую оценку - боюсь получить двойку - используются технические средства 3. Самостоятельная работа проходит успешнее, если выполняю задание… - один -с группой одноклассников - вдвоем с одноклассником - при постоянном руководстве учителя 4. Работать самостоятельно интереснее, если… - успешно выполняю задание - обстановка на уроке доброжелательная - строгая дисциплина - учитель одобряет работу - применяется зачетная система
|