Главная » Статьи » В помощь учителю » Научная кафедра |
© О. Донскова Учительский труд: профессия и работа По нашей гипотезе отношение к профессии и к работе может не совпадать. Разнонаправленность (дисфункциональность) оценок видится в том, что в первом случае профессия рассматривается посредством ключевых понятий: "престиж", "привлекательность" профессии, когда речь идет о ценности профессии в общественном мнении. Во втором случае ключевым понятием будет "работа", в большей степени отражающем рутинную, повседневную деятельность работника, когда та имеет значимость для конкретного человека в качестве объекта выбора, предпочтения и готовности работать именно по этой профессии. Исследование проводилось на базе пяти средних школ Тальменского района Алтайского края. В состав генеральной совокупности вошло 236 учителей, опрошено 50. Респондентам было предложено выразить свое отношение к профессии и к работе. Результаты оказались следующими: удовлетворяет профессия учителя и работа 40 процентов; удовлетворяет профессия, а работа нет 46; удовлетворяет работа, а профессия нет 4; не удовлетворяет ни работа, ни профессия 6; не смогли ответить 4 процента опрошенных. Выявлено, что в гораздо большей степени учитель не удовлетворен работой нежели профессией. Поэтому представляется важным проанализировать отношение учителей к работе: что и почему их особенно тревожит, вызывает неудовлетворенность. Оправдалось предположение, что самооценка содержательной стороны своего труда у учителя не совпадает с аналогичной оценкой с позиции общественного мнения. Учителя более высоко оценивают свою профессиональную деятельность по сравнению с респондентами иного социально-профессионального статуса. В общественном мнении существуют тенденции, содержащие критическую окраску в оценке деятельности учителя. Многие считают, что истоки духовного кризиса, в котором находится общество, исходят из школы как социального института. Выявлено, что учителя связывают падение престижа профессии не с содержательными сторонами и качествами своей деятельности, а с условиями работы. На основе вопроса установлено, что учителей в профессии не устраивает следующее: зарплата, материальнотехническая оснащенность труда, большая нагрузка, большое количество учеников в классах, зависимость от начальства, отношение учеников к учебе. При этом респонденты меньшую значимость придают проблемам профессиональной подготовки. Резервы эффективности своего труда учителя видят в улучшении условий труда, повышении заработной платы. Главные причины трудностей в работе учителя видятся в общей ситуации с образованием в стране (невыплаты заработной платы, отсутствие выделения средств на методическую литературу и т.д.). В меньшей степени значим субъективный, личностный фактор, что говорит о том, что подавляющая часть учителей не случайные люди в школе. Свою большую самореализацию в труде учителя видят в следующем: повышение заработной платы, не говоря уже о недопустимости ее задержки, уменьшение наполняемости классов, и потом следует личная профессиональная ответственность за свой труд. Движение общества в лице государства навстречу учителю будет способствовать улучшению ситуации в области духовной жизни, что постепенно будет сглаживать дисфункцию их отношения к профессии и к работе. Гуманитарный клуб: http://arw.asu.ru/~silant/sociol/works/06.htm | |
Просмотров: 3307 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|