Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Научная кафедра

Обучение математике с учетом индивидуальных особенностей ребенка.

Белошистая А.В.

 Вопросы психологии, № 5, 2001, с. 116—123         

Довольно часто низкая успеваемость в начальной школе обусловлена

нестыковкой индивидуального стиля учебной деятельности

 (выносливости, работоспособности, подвижности/инертности нервной

системы) и условий обучения при классно-урочной системе. Поэтому

необходима реализация индивидуального подхода в обучении, но с

опорой не на успеваемость и дифференциацию задания по уровням

сложности, а на сходство основных «биологических» типов нервных

процессов и создание учебных материалов, учитывающих эти

характеристики психики.

Среди значимых для индивидуального подхода характеристик в данном

исследовании выделяются слабость и инертность нервной системы. При

требуемой в младших классах частой смене деятельности дети со слабой

нервной системой быстро истощают резервы сил, и смена деятельности

для них становится не отдыхом, а дополнительным напряжением. Дети с

инертной нервной системой с трудом переключаются с одного вида

деятельности на другой в быстром темпе.

Для обеих групп учеников характерны: 1) медленный темп умственной

деятельности; 2) необходимость работать в своем темпе,

самостоятельно организовывая режим перерывов и переключений; 3)

необходимость четкого планирования объема работы, что позволяет

ребенку и заранее настроить себя на определенный темп, и реализовать

оптимальный для себя режим перерывов. Они увереннее работают в

условиях тишины и уединения, склонны к тщательному самоконтролю, не

любят бросать начатую работу на середине, проявляют упорство в

достижении четко обозначенных целей, способны к длительной

кропотливой работе на протяжении значительного отрезка времени, не

требуя при этом постоянного внимания со стороны учителя.

Если педагог учитывает нейродинамические особенности этих детей, они

могут учиться хорошо. Для успешного усвоения математики учебный

материал преподносился им в виде системы долгосрочных заданий

 («листов»). Такая система соответствовала программе, а не

конкретному учебнику, позволяла ребенку самостоятельно двигаться от

задания к заданию. Кроме того, система способствовала реализации

следующих принципов:

1) дозированности (один лист — одна единица информации: понятие,

прием, связь и т.п.);

2) постепенного нарастания уровня сложности;

3) доступности (возможность задавать индивидуальный темп);

4) перспективности (необходимость планирования учебного процесса);

5) индивидуализации проверки и оценки знаний на основе единства

требований к уровню знаний, умений и навыков (единый уровень

сложности предъявляется в индивидуальные сроки и индивидуальными

способами);

6) осознанности (следующее задание можно выполнять только после

удовлетворительного выполнения предыдущего).

Проверка осуществлялась в режиме «зачет — незачет» как по каждому

листу, так и по тематическому блоку в целом.

Применение системы листов способствовало формированию положительного

отношения к предмету, возникновению положительной самооценки,

развитию учебной самостоятельности и деловых отношений с учителем.

Подготовила Ольга БАРАНОВА

Категория: Научная кафедра | Добавил: collegy (2007-04-22)
Просмотров: 3033 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 5.0/1
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Среда, 2024-12-18, 12:11 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru