Главная » Статьи » В помощь учителю » Научная кафедра |
Формирование профессиональной компетентности учителя Учитель ССШ№2 г. Актобе Исмаилова Б.М В свете приоритетов государственной образовательной политики современная школа призвана осуществлять продуктивное развитие ребенка, обеспечивать возмож¬ность формирования личности с учетом способностей и по¬требностей. На это нацелена модернизация школь¬ного образования. Основополагающие документы в облас¬ти образования предоставили педагогам определенную "свободу" твор¬чества, новаций и инноваций. Любой инновационный про¬цесс предполагает осуществление экспери¬мента, а значит, целенаправленный поиск оптимальных путей развития, путей дости¬жения нового качества образования при сохранении здоровья через изменение веду¬щих составляющих образовательного про¬цесса, целей, структуры, организации, управ¬ления, содержания образования, информа¬ционных и образовательных технологий, мониторинга образования. Осуществление экспериментальной де¬ятельности способствует формированию у педагогов исследовательской культуры, т.е. пониманию и восприятию педагогических фак¬тов, явлений, процессов, результатов, осмыс¬лению законов, закономерностей, теорий, формулировке гипотезы и на этой основе вос¬созданию собственной системы инновацион¬ной деятельности. С ноября 2007 года по май 2010 года педколлектив участвовал в работе областного эксперимента «Профессиональная подготовка педагога к работе в условиях 12- летнего образования». Тема эксперимента « Формирование профессиональной компетентности учителя в условиях 12- летнего образования ». Цель эксперимента: Создание системы научно- методической работы в школе для повышения профессионально- педагогической компетентности учителей, тиражирование успешного опыта среди педагогического сообщества города, области Направление экспериментальной работы: 1.Повышение качества образования за счет нового результата образования – формирование ключевых компетентностей и создание системы оценки деятельности педагога. 2.Совершенствование работы методобъединений, кафедр. 3. Освоение современных образовательных технологий и диагностики качества обучения. 4. Организация публикаций творческих работ учителей. Для того чтобы эксперимент был успешным, необходимо соблюдение условий: 1. Принятие идеи, четкое осознание цели и задач эксперимента. 2. Знание критериев и показателей эф¬фективной организации и оценки ОЭР. 3. Продуманное определение проектировочно - преобразовательной деятельности (программа, планы, создание условий, педа¬гогические действия, рекомендации). 4. Целенаправленный мониторинг экс¬перимента на основе самодиагностики и пси¬холого-педагогической диагностики. 5. Сотрудничество с психологической, методической, медицинской и валеологической службами. 6. Объективная фиксация промежуточ¬ных и итоговых результатов ОЭР. 7.Отсутствие снижения качества обра¬зования и уровня здоровья участников экс¬перимента. Для эффективности проведения экспе¬римента 'было проанализировано состояние методической подготовки учителей на момент на¬чала исследования. Это позволило увидеть проблемы и обозначить пути их ре¬шения. Изучили и проанализи¬ровали психолого-педагогическую литерату¬ру, познакомились с образцами имеющего¬ся опыта работы по данной проблеме. Разработали программу на 3 года . Программа эксперимента получила экспер¬тную оценку. Экспертное заключение: 1.Программа соответствует утвержденным приоритетам, основным направлениям образования. 2.Отличается от ра¬нее проведенных аналогичных исследований. 3. Актуальна. 4.Научно и практически значима. 5.Соответствует квалификация коллек¬тива исполнителей выполнению поставленной цели (кадровый состав, публикации по теме эксперимента ). 6. Наличие организационной и матери¬ально-технической обеспеченности для ре¬ализации программы. 7. Педагогические действия и ожидаемые результаты соответствуют задачам исследо¬вания. Мониторинг ОЭР в школе осуществля¬ется в целях выявления педагогической эф¬фективности и социальных последствий эк¬сперимента на этапе его реализации и рас¬пространения результатов, накопления бан¬ка передового опыта, позволяющих гумани¬стическими методами достигать высокого качества образования. В CCШ №2 введена рейтинговая карта оценки профессионализма учителя. В качестве критериев определена профессионально-педагогическая подготовленность, профессионально-педагогическая деятельность, коммуникативная культура, учебно-методическая работа в учебных кабинетах, трудовая дисциплина и др. По набранному рейтинговому баллу согласно положению, утвержденному педсоветом школы, производится материальное поощрение учителей. Результаты школы складываются из успешности труда каждого учителя. Способы вовлечения педагогов в процесс повышения квалификации: - педагогическое проектирование; - решение педагогических ситуаций; - активно – игровые методы; - практикум и тренинги; - индивидуальное и микрогрупповое исследование; - профессиональные конкурсы; - документальный анализ; - написание творческих работ; - дискуссионный способ; -часы заинтересованного информационного обмена: общение с учителями, обучавшимися на курсах, в других школах на семинарах; - ведение аналитической тетради самоконтроля. Учителя школы регулярно обучаются на курсах в соответствии с основными проблемами педагогического процесса в школе. Выработана система повышения квалификации учителя. Формы методической работы, в которой задействован весь коллектив. 1. Участие в работе предметных и цикловых МО, кафедры. 2. Работа во временных проблемных и творческих группах. 3. Работа школы передового опыта и молодого учителя . 4. Педагогическое наставничество. 5. Заочная учеба учителей в ВУЗах. 6. Участие в педчтениях, научно-методических конференциях (в школе, городе, области, Республике.) 7. Участие в общешкольных конкурсах: «Золотой и Серебряный РОСТок», «Учитель года» 8. Участие в предметной методической неделе. 9. Работа по плану самообразования. 10.Работа над общешкольной темой « Гуманизация педагогического процесса в условиях реализации образовательных программ специализированной школы» 11.Прохождение аттестации. 12Участие в смотрах, конкурсах, выставках, проводимых методсоветом. 13.Участие в городских предметных семинарах. 10. Психолого-педагогические семинары. 14.Курсовая переподготовка в ИПК и ПК, РИПК. 15.Для ознакомления педколлектива с инновациями, положительными наработками работает в каждом МО и кафедре мастер- класс, организованный методсоветом школы. 16.Дистанционное обучение на курсах в МГУ. Созданы и работают 8 творческих групп учителей по реализации методической проблемы школы. Результаты работы групп заслушиваются на методсовете, педсовете, вырабатываются рекомендации коллективу Учителя, участвующие в эксперименте, -знают законодательную и нормативно- правовую базу образования РК, современную парадигму и новое содержание образования; -владеют хорошим уровнем исследовательской, методологической, технологической и рефлексивной культуры; - умеют эффективно строить учебно-воспитательный процесс на основе современных образовательных и управленческих технологий с учетом требований личностно-ориентированного, системно- деятельностного, компетентностного и здоровьесберегающего подходов. Основными способами достижения результатов образовательных процессов являются: 1.Повышение педагогического мастерства и профессионализма учителей. 2.Внедрение новых педагогических технологий в учебно-воспитательный процесс. 3. Рейтинговая система оценки деятельности учителей. 4. Реализация личностно - ориентированного подхода в обучении, воспитании и развитии учащихся. 5. Индивидуальная работа с одаренными детьми, слабоуспевающими учащимися. 6. Создание «портфолио» учащихся. 7. Введение спецкурсов для углубления знаний учащихся. 8. Использование детьми дополнительных источников знания. Инновационные программы по учебным предметам Эстетический цикл: 4 Гуманитарный цикл: 26 Общекультурный цикл: 4 Естественный цикл: 11 Математический цикл:15 В работе МО и кафедр присутствует здоровый дух соперничества, что постоянно поддерживается проводимыми конкурсами, смотрами. В соответствии с планом развития школы с 2006-2010 г.г. проведена большая работа по подготовке управленческих и педагогических кадров к освоению инноваций. Основным содержанием деятельности в данном направлении является: включение учителей в поисковую деятельность, мероприятия по материальному и моральному стимулированию труда учителей; создание микроклимата в коллективе через проведение администрацией мероприятий по созданию комфортных условии для обобщения и совместной деятельности педагогов. В течение ряда лет школа экспериментирует и внедряет в учебно-воспитательный процесс: 1.Граждановедение / область/ 2. Модели и методы обучения одаренных детей в условиях специализированной лингвистической школы /республика / 3. Портфолио – способ развития ученика и повышения квалификации учителя. 4. Формирование профессиональной компетентности педагога в условиях 12- летнего образования /область / С 2010 года школа участвует в областном эксперименте « Эвристические технологии в учебно – воспитательном процессе начальной и средней школы». Включение учителей в экспериментальную деятельность дало положительные результаты: 1. Возросло количество учителей, печатающих свои материалы для распространения опыта работы. Обобщен опыт работы учителей школы по использованию новых педтехнологий по работе над общешкольной темой в сборниках, брошюрах, статьях, рекомендованных для распространения. 2.Прошли апробацию и внедрены в учебный процесс дополнительных авторских и адаптированных программ, цель которых – развитие личности ученика. 3.Выросла активность учителей, их стремление к творчеству, увеличилось число учителей, участвующих в инновационных процессах, а это, несомненно, самым непосредственным образом положительно сказалось на эффективности и продуктивности деятельности всей школы. 4.Отмечено активное включение каждого ученика в работу на учебных занятиях в качестве активных участников и организаторов учебного процесса. 5.Повысилось качество обученности школьников за счет освоения технологии, обеспечивающих успешность самостоятельной работы каждого ученика на уроке как ведущего средства обучения. 6.Усилилось влияние школы на социализацию личности школьника, его адаптивность к новым экономическим условиям, его самоопределение в отношении будущей профессии и способа получения образования через усиление социально-психологической, экономической, правовой подготовки школьников, профильную подготовку учащихся. 7. Ведется успешная системная работа (через планирование, консилиумы, собрания, круглые столы, наблюдения, консультации, беседы) школы с родителями; развитие форм педагогического просвещения родителей с целью оказания им помощи в воспитании детей. 8. Сформировано позитивное отношение учителей к непрерывному психолого-педагогическому образованию и самообразованию Увеличилось число педагогов, принимающих участие в научно-практических конференциях, педчтениях, семинарах, конкурсах мастерства. Сформировано позитивное отношение у учителей к непрерывному психолого-педагогическому образованию и самообразованию. 9. Внедрены в практику работы школы проектные технологии, ИКТ для развития исследовательских умений учителей и учащихся. Увеличилось число учащихся, участвующих в защите исследовательских проектов. 100% учителей используют в работе ИКТ. 10. Реализуется личностно ориентированный подход в обучении, воспитании и развитии учащихся. | |
Просмотров: 2212 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|