Главная » Статьи » В помощь учителю » Научная кафедра |
Создание культурной среды развития личности ребенка Утянова Р.Н.- учитель начальных классов ССШ№2 гор.Актобе В разные времена и в разных странах было написано много книг о культуре поведения, и целые своды правил предназначались людям разных социальных сословий. В настоящее время воспитание культурного человека остается одной из главных задач. Так по мнению профессора Е.В.Бондаревскеой: Цель воспитания – воспитание человека культуры, а основная задача педагога – создание культурной среды развития личности ребенка. В.П. Караковский считает, что содержание воспитания определяют общечеловеческие ценности, в том числе культура. Н.Е. Щуркова в содержании воспитания выделяет человека как носителя культуры. Так что же такое культура? Слово «КУЛЬТУРА» в переводе с латинского означает возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание. Различают ВНУТРЕННЮЮ КУЛЬТУРУ и ВНЕШНЮЮ КУЛЬТУРУ. Образованность, мировоззрение личности, ее моральные черты, знания, интересы, духовные запросы определяют внутреннюю культуру человека. Она выражается в отношении к окружающей действительности, к людям, результатам их труда. По характеру этого отношения судят о воспитанности, культуре каждого из нас. Если рассматривать внутреннюю культуру, то следует сказать о тех качествах личности, от которых зависит поведение человека. Это прежде всего: • вежливость • тактичность • деликатность • корректность • достоинство • аккуратность • обязательность • скромность и др. Внешняя же культура, или культуру поведения – это умение человека вести себя в обществе, его манеры, жесты, речь, эстетика внешнего вида, умение организовать рабочее место, использовать свободное время. Внешняя культура определяется и поддерживается сложившимися нормами и правилами культурного поведения. Внешняя культура или культура поведения включает в себя правила поведения в общественных местах, правила общения, отношений между людьми. Существует еще одно понятие – это понятие «КУЛЬТУРА ШКОЛЫ». Что же такое культура школы, из каких элементов она состоит, какое влияние оказывает на учащихся нам предстоит выяснить. Понятие «КУЛЬТУРА ШКОЛЫ» в педагогическом менеджменте чаще всего определяют как совокупность норм, ценностей, традиций, обычаев, ритуалов, правил, регулирующих деятельность и взаимоотношения членов школьного коллектива и определяющих уклад жизни в учебном заведении. (М.М.Поташник, А.М.Моисеев) Культура школы существует в любом образовательном учреждении, независимо от того: осознается она членами школьного сообщества или нет. Известный исследователь проблем педагогического менеджмента К.М.Ушаков изобразил структуру культуры школы в виде уровневой модели. Организационная культура школы, по его мнению, включает такие элементы, как: 1. Символы учебного заведения 2. Герои школьного сообщества 3. Язык организации 4. Разделяемые убеждения в среде детей и взрослых 5. Профессиональные и общечеловеческие ценности По мнению В.П.Симонова, организационная культура школы – это система ценностных ориентаций, принимаемая членами данной организации, которая служит им ориентиром в их мыслях, чувствах, поступках. Когда говорят об организационной культуре школы, имеют в виду ту общую психологическую атмосферу, которая создается в школе и в каждом ее классе. По мнению В.И.Петрушина, уровень организационной культуры школы и его влияние на членов школьного сообщества на практике раскрывается в следующих предложениях: 1. Какую общественную миссию выполняет данная школа и в чем ее отличие от других? Каково ее положение (рейтинг) в ряду других школ? 2. Какие ценности и нормы лежат в основе работы школы(справедливость, красота, истинность, сила)? Как они сохраняются и передаются7 3. Какие в школе существуют традиции? 4. Отличаются ли учащиеся школы своим внешним видом от учащихся других школ? 5. Какова культура речи в учебном заведении? 6. Как принимаются важные решения в жизни школы – сверху или снизу? 7. Существует ли обратная связь между учителями и учащимися? 8. Привлекателен ли интерьер школьного помещения? (его дизайн, комфортность, чистота) 9. Что и как едят учителя и учащиеся? 10. Как строятся взаимоотношения между учителями и учениками? 11. Какими эстетическими переживаниями наполнена жизнь школы? 12. Как оцениваются достижения в учебе и во внеклассных мероприятиях? 13. Какова общая удовлетворенность детей своим пребыванием в школе? Практически все ученые обращают внимание на влияние культуры школы на процесс социального становления личности школьника, на его интеллектуальное, духовно-нравственное и физическое развитие. Отсюда очевидна важность работы, направленной на повышение уровня культуры образовательного учреждения. Для развития культуры учебного заведения необходимо следующее: 1. Наличие у администрации и учителей школы теоретических знаний о культуре школы, ее содержании, структуре, формах и способах сохранения и изменения культурного потенциала. 2. Отчетливое осознание того, что культура школы существует объективно, что она достаточно устойчива. 3. Использование методов научно-исследовательской деятельности для описания и диагностирования существующей культуры образовательного учреждения. Важно выяснить: А) преобладающие ценностные ориентации в детском и взрослом сообществах; Б) кто является носителем ценностей, имеющих высокий ранг в иерархии ценностных ориентаций школьного коллектива; В) как (положительно или отрицательно) влияют доминирующие ценностные ориентации на процесс развития личности ребенка и на нравственно-психологический климат в коллективе; Г) какие ценности будут содействовать осуществлению инновационного замысла, а какие из них могут стать препятствием в данном процессе. 4. Формирование представлений о желаемом образе учебного заведения, его миссии, целях, принципах и перспективах жизнедеятельности. Определение возможностей и условий для установления ценностно-ориентационного согласия (единства) в школьном коллективе. 5. Проектирование аксиологических (ценностных) коммуникаций в педагогической и детской среде. 6. Проведение совместной деятельности на основе желаемых ценностных ориентаций. Необходимо использовать приемы и методы убеждения, личного примера и совместного творчества. 7. Применение способов индивидуальной и коллективной рефлексии для анализа происходящих изменений в культуре учебного заведения. Процесс сохранения и развития культурного потенциала школы зависит от деятельности каждого педагога, от его вклада в формирование нравственно-правовой, эстетической и организационной культуры учебного заведения, в развитие культуры речи и мышления учащихся, в обогащение культурными ценностями учебно-воспитателдьного пространства урока и внеклассного мероприятия. Таким образом, культуру школы нужно рассматривать, во-первых, как систему коллективных ценностей, норм и традиций уклада совместной жизнедеятельности детей и взрослых; во-вторых, как интегральную характеристику индивидуальности школьного сообщества; в-третьих, как важнейший фактор социализации учащихся. | |
Просмотров: 1900 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|