Главная » Статьи » В помощь учителю » Научная кафедра |
Содержание I. Введение. 1.Краткое обоснования проекта …………………………….……….….. 2 2. Цель и задачи проекта……………………………………………………3 3. Ожидаемые результаты…………………………………………………..3 II. Основное содержание проекта………………………………………….4 Понятия малокомплектная школа и педагогические технологий. Современные педагогические технологии наиболее приемлемые в малокомплектной школе. Особенности воспитания в МКШ . III.Критерии оценки исполнения проекта………………………………20 IV. Ресурсное обеспечение проекта ………………………………………20 V.Пользователи результатов проекта……………………………………20 VI. Форма отчётности ……………………………………………………...21 VIII. Риски проекта…………………………………………………………21 IX. План проектных работ…………………………………………………21 X. Глоссарий.....................................................................................................23 XI. Литература..................................................................................................24 1. Наименование проекта: Современные технологии обучения и воспитания в малокомплектной школе. Данный проект предназначен для внедрения современных педагогических технологии обучения и воспитания в малокомплектную школу № 134 г.Караганды. Предполагаемые сроки реализации проекта: 01.09.2011-01.09.2013 гг. Разработчики проекта: заместитель директора по УВР Сманов К. Менеджер проекта: директор школы Сейтжанов Б.А. Обоснование проекта. В Конституции Республики Казахстан написано, что гражданам гарантируется бесплатное среднее образование в государственных учебных заведениях. Одним из задач Государственной программы развития образования в Республике Казахстан на 2005-2010 годы является обеспечение доступности качественного образования для всех слоев населения, соответственно образование должно быть качественным для каждого учащегося независимо от его места жительства и уровня дохода семьи, который приобретает особую актуальность в специфических условиях малочисленной сельской школы. На данный момент актуальными для малокомплектных школ (в дальнейшем МКШ) является недостаточное количество педагогов-предметников, что делает необходимым проводить некоторые предметы не специалистами, совмещение классов (2-х,3-х даже 4-х), большая текучесть кадров, отсутствие коммуникации, отсутствие методик обучения в классах-комплектах, недостаточное применение инновационных технологии. Поиск путей улучшения её деятельности идёт давно, но, к сожалению, по частным вопросам. На сегодняшний день эти попытки не привели пока к существенному улучшению качества образования. Внедрение новых педагогических идей и технологий в сельской школе сильно осложняется из-за значительной инертности сельской образовательной среды. Причины этого кроются не только в традиционно высокой инертности сельского социума, но и в недостаточной информированности сельских педагогов, в накопившемся у них негативном опыте участия в различного рода преобразованиях. Зачастую педагоги воспринимают предлагаемые новшества как очередные реформаторские шаги, от которых уже не раз страдала сельская школа. «Это уже было, просто называлось по-другому», «так мы уже пробовали», «в наших условиях это бесполезно», «у нас и так всё хорошо» – такие реакции весьма характерны для многих сельских педагогов и ряда руководителей школ, когда им предлагаются для освоения новые педагогические технологии. Кроме того, многие учителя малокомплектных школ считают, что современные педагогические технологии предназначены для школ с большим количеством учащихся, где МТБ соответствует современным условиям обучения. Все это естественно отражается на качестве образования учащихся, влияют на низкую мотивацию детей обучению. Такое положение дел показывает низкий процент качества, отсутствие победителей во всевозможных олимпиадах и конкурсов среди городских школ, невысокий результат в ПГК. Небольшой процент выпускников основных малокомплектных школ поступают учиться в колледжи по гранту. Процент качества знаний по школе за 2008-2010 учебные годы. 2007-2008 уч.год. 2008-2009 уч.год. 2009-2010 уч.год. 43 % 43 % 45 % Учащиеся малокомплектных школ, которые зачастую находятся в дали от «цивилизаций», лишены возможности посещать музеи, театры, зоопарк, цирк, и т.д., заниматься дополнительным образованиением. Поэтому учителю МКШ предстоит создать новый комфортный образовательный процесс, построить систему воздействия на детский коллектив, на отдельную личность ребенка, изменить школу, сделать ее современной. В основе таких преобразований всегда лежит освоение новых образовательных технологий как совокупности традиционных и инновационных методов и приемов. Ее должен обновить учитель, овладевший новыми технологиями обучения и воспитания с помощью методического объединения учителей. 2. Цель: Создать условия для повышения качества образования в МКШ № 134 г. Караганды через внедрение современных педагогических технологий. Задачи. 1. Проанализировать состояния научно-методического и социально-психологического обеспечения образовательного процесса школы. 2. Скоординировать работу методических объединении и педагогов по поиску и отбору современных педагогических технологий ,оптимальных для применения в МКШ. 3. Обеспечить внедрение современных педагогических технологий в учебный процесс. 4. Провести анализ обобщить результаты внедрения современных педагогических технологий в МКШ. 3.Ожидаемые результаты Состояние научно-методического и социально-психологического обеспечения проанализировано. Скоординированна работа методических объединении и педагогов по поиску и отбору современных педагогических технологий ,оптимальных для применения в МКШ. Для повышения качества образования в школе были внедрены в учебный процесс инновационные педагогические технологии оптимальные для применения в МКШ, с помощью методических объединения школы. Был проведен анализ и обобщены результаты внедрения современных педагогических технологий в МКШ . II. Основное содержания проекта. Понятия малокомплектная школа и педагогические технологии. Понятие «малокомплектная школа» определено Закону Республики Казахстан «Об образовании», (ст. I п.23) как общеобразовательная школа с малым контингентом учащим , совмещенными класс-комплектами и со специфической формой организации учебных занятии». Кроме того, особенностью МКШ является многопредметность в работе учителей учебных занятий, совмещение административных обязанностей руководителей школы, она призвана решать задачи и, выполнять функции, которые определены нормативным документами об общеобразовательной школе Республики Казахстан, также обеспечивает создание необходимых условий для обучения учащихся на другом национальном языке. В настоящее время в статистике Министерства образования и науки Республики Казахстан установлен основной признак малокомплектной школы - это наличие контингента учащихся. Например, начальная школа, с контингентом до 40 учащихся, основная школа с контингентом до 100 учащихся и средняя с контингентом до 280 учащихся считаются малокомплектными. Кроме того, в каждом типе школ малокомплектные выделяются по конкретному числу школьников, что соответствует числу классов-комплектов и штатной численности педагогов. В проведении уроков одновременно с двумя классами т.е. совмещенными класс-комплектами учителя придерживаются традиционных технологии. В содержании большинства уроков, которые учителя проводят одновременно с 2 классами, входит новый материал как в одном, так и в другом классе. Урок, на котором в обоих классах изучается новый материал, обычно начинается с самостоятельной работы детей в старшем классе и непосредственной работы учителя в младшем классе. Самостоятельная работа в старшем классе, как правило, связывается с подготовкой учащихся к изучению нового материала и опирается на пройденное. Во время выполнения самостоятельной работы в старшем классе, которая продолжается примерно 15-20 минут, учитель объясняет новый материал в младшем классе и дает задание для самостоятельной работы. Затем переходит к старшему классу, просматривает выполненную учащимися самостоятельную работу и приступает к объяснению новою материала, заканчивая его заданием для классной и домашней самостоятельной работы В оставшееся время учитель проверяет самостоятельную работу учащихся младших классов, дает дополнительные упражнения и задание на дом. Примерно по такому же плану проводятся уроки с двумя классами и тогда, когда в одном классе изучаемся новый материал, а в другом закрепляется или повторяется пройденное, или когда в обоих классах учащиеся выполняют упражнения по раннее пройденному материалу. В этих случаях урок начинается с непосредственной работы учителя в том классе, в котором легче и быстрее можно дать детям самостоятельную работу. При планировании и проведении занятий с 3 (тремя) классами распределение времени на уроках обусловливается подготовкой, главным образом, степенью сложности содержания работы в отдельном классе. В том классе, где материал урока сложнее - времени на непосредственную работу учителя выделяется больше. Урок с 3 и 4 классами необходимо свести к занятиям с двумя классами, в остальных же классах в течение всего учебного часа дети работают самостоятельно под общим наблюдением учителя. Но такая технология проведения урока имеет свои минусы. Например, после разъяснений материала учащиеся приступают к самостоятель¬ной работе, а учитель работает с другим классом. Учитель лишен возможности руководить самостоятельной работой, предупреждать и своевременно исправлять допущенные ошибки, что приводит к ме-ханическому выполнению заданий и, нередко, к формированию не¬правильных навыков. Кроме того, не осталось времени и на подведе¬ние итогов самостоятельной работы, учитель чаще всего ограничи¬вается устными замечаниями отдельным учащимся. Не остается вре¬мени на изучение и учет индивидуальных особенностей учащихся: уровня знаний, умений и навыков. Задания к самостоятельным рабо¬там при использовании традиционных методик зачастую однообраз¬ны: спиши, реши, начерти, отметь, прочти, перескажи и т.д. Однако организация самостоятельной работы становится управляемой в ус¬ловиях применения педагогической технологии обучения (см. § 5, б). В малокомплектной школе на самостоятельную работу отводится 2/3 времени урока, а на работу под руководством учителя только 1/3. Поэтому для улучшения качество образования и мотивации учащихся считаю , что необходимо вводить инновационные педагогические технологии приемлемые в МКШ. Что такое педагогическая технология? На этот вопрос имеется множество, порой не совпадающих друг с другом, ответов. Это говорит о том, что теория и практика педагогических технологий еще только разрабатывается и является в педагогике новым объектом изучения. Согласно словарю С.И. Ожегова, технология - это совокупность процессов в определенной отрасли производства, а также научное описание способов производства. Технология (от греч.: techne-искусство, мастерство, умение; logos - слово, учение) - совокупность методов, осуществляемых в каком-либо процессе. Отсюда педагогическая технология -это совокупность правил и соответствующих им педагогических приемов и способов воздействия на развитие, обучение и воспитание школьника. Во многих международных изданиях, посвященных педагогической технологии, можно обнаружить такое ее понимание: “Педагогическая технология – это не просто использование технических средств обучения или компьютеров; это выявление принципов и разработка приемов оптимизации образовательного процесса путем анализа факторов, повышающих образовательную эффектив- ность, путем конструирования и применения приемов и материалов, а также посредством оценки применяемых методов” .Суть такого подхода заключена в идее полной управляемости работы школы или другого образовательного учреждения. По характеристике японского ученого-педагога Т. Сакамото, педагогическая технология представляет собой внедрение в педагогику системного способа мышления, который можно иначе назвать “систематизацией образования” . М.И. Махмутов таким образом раскрывает смысл понятия педагогической технологии: “Технологию можно представить как более или менее жестко запрограммированный (алгоритмизированный) процесс взаимодействия преподавателя и учащихся, гарантирующий достижение поставленной цели” .В данном определении педагогической технологии внимание обращается на структуру взаимодействия учителя и учащихся - этим определяются, собственно, и способы воздействия на учащихся, и результаты этого воздействия. Слова “жестко запрограммированный” вроде бы освобождают педагога от необходимости мыслить: бери какую-либо известную технологию и применяй в своей деятельности. Без педагогически развитого мышления, без учета многих факторов педагогического процесса и возрастных и индивидуальных особенностей учащихся любая технология не выполнит своего назначения и не даст должного результата. “Запрограммированный” и означает, что прежде чем применять ту или иную технологию, необходимо изучить все ее особенности, на что она направлена, во имя чего применяется, каким педагогическим концепциям соответствует, какие задачи она может помочь решить в определенных условиях. Недаром говорят: учитель, освоивший педагогическую технологию, - это человек, владеющий педагогическим мастерством. Любая технология в той или иной мере направлена на реализацию научных идей, положений, теорий в практике. Поэтому педагогическая технология занимает промежуточное положение между наукой и практикой. Педагогические технологии могут различаться по разным основаниям: по источнику возникновения (на основе педагогического опыта или научной концепции), по целям и задачам (формирование знаний, воспитание личностных качеств, развитие индивидуальности), по возможностям педагогических средств (какие средства воздействия дают лучшие результаты), по функциям учителя, которые он осуществляет с помощью технологии (диагностические функции, функции управления конфликтными ситуациями), по тому, какую сторону педагогического процесса “обслуживает” конкретная технология, и т.д.. При определении статуса педагогической технологии полезно соотнести ее с той научной концепцией, которая лежит в ее основе, указать номенклатуру целей, достигаемых с ее помощью, и определить ее сущностные признаки. Признаками педагогической технологии являются: цели (во имя чего необходимо учителю ее применять); наличие диагностических средств; закономерности структурирования взаимодействия учителя и учащихся, позволяющие проектировать (программировать) педагогический процесс; система средств и условий, гарантирующих достижение педагогических целей; средства анализа процесса и результатов деятельности учителя и учащихся. В связи с этим неотъемлемыми свойствами педагогической технологии являются ее целостность, оптимальность, результативность, применимость в реальных условиях школы. Раскроем содержание каждого признака и свойства. Целевой признак указывает на то, чего можно достичь, применяя конкретную технологию, в развитии индивидуальности, в воспитании личности, в обучении школьника. Обеспеченность технологии диагностическими средствами помогает учителю отслеживать процесс и результаты педагогических воздействий. Средства анализа и самоанализа позволяют учителю оценить свои действия и деятельность учащихся по саморазвитию и самовоспитанию, оценить их результативность. Цели, средства педагогической диагностики и анализ результативности помогают оценить технологию со стороны ее эффективности и целесообразности. Современные педагогические технологии наиболее приемлемые в малокомплектной школе. Для повышения качества образования и мотивации учащихся в МКШ не все современные технологии эффективны при проведении урока. Если класс совмещенный то применение интерактивной доски для объяснения темы в одном классе, будет отвлекать учащихся от самостоятельной работы другого класса. Также желаемого результата не будет от применения работы в группах и некоторых видов игровых технологии, которые применимы для большого класса. Поэтому мне хочется остановится на некоторых наиболее приемлемых технологиях для МКШ. КСО - коллективный способ обучения. Полное название: "коллективно-группо-парно-индивидуальный метод обучения" и системообразующей становится коллективная форма. КСО - это и есть тот исторически новый метод обучения, который приходит на смену традиционному, то есть классно-урочному методу, это включение в учебный процесс естественной структуры общения между людьми -- диалогических пар. Принципы КСО: завершенности, или ориентации на высшие конечные результаты; непрерывной и безотлагательной передачи полученных знаний друг другу; сотрудничества и взаимопомощи между учениками; разнообразия тем и заданий (разделения труда); разноуровневости (разновозрастности) участников педагогического процесса; обучения по способностям индивида; педагогизации деятельности каждого участника; В школах где внедряется технологии КСО учителя убеждаются в том, что коллективный способ обучения способствует повышению качества знаний учащихся. Возможно ведения пятидневного сетевого графика обучения с использованием на уроках приемов и методов коллективного способа обучения, которые вполне соответствуют для сельской малокомплектной школы. При таком режиме уменьшается ежедневная учебная нагрузка учащихся. Рабочая неделя распределяется на 5 полных насыщенных рабочих дней. 2 выходных дня учащихся и учителя могут использовать для самообразования. За два воскресных дня учащийся сможет организовать свой досуг по своему усмотрению. Учебный процесс обеспечивается при коллективной организационной форме как ведущей наряду с другими организационными формами: индивидуальной, парной, групповой. Коллективная организационная форма реализуется методиками (Ривина, ВОЗ, ВПЗ, ВПТ, доводящая карточка, обратная методика Ривина). Разумное комбинирование методик и организационных форм позволяет гибко строить учебные занятия, главная цель которых развитие способов мыследеятельности, коммуникативных умений, навыков коллективного труда, общепризнанных норм поведения и получения системы знаний. Учитель и учащийся руководствуются при погружении следующими установками: на первый план выдвигается индивидуализация темпов и приемов обучения, педагогизация деятельности каждого участника занятий, культура общения друг с другом, правильное дозировка времени при изучении каждого блока. Каждый учащийся по всем предметам работает по индивидуальному плану. При использовании КСО на уроках сформирмируются следующая система работы: ученик слушает объяснение теории, учит самостоятельно по опорному конспекту, сдает теоретический зачет или впереди идущему товарищу, или учителю, передает знания следующему, приступает к выполнению практической части вопросника (упражнения, развития речи, слова для запоминания и.т.д.), выполняет контрольную работу (диктант, зачет, тест). В принципе, в корне меняется деятельность учеников и деятельность преподавателя. На коллективных занятиях каждый ученик становится учителем. Конечно, это происходит не мгновенно, но происходит обязательно, как только ученики начинают работать в парах сменного состава. Все обучают всех. При групповом способе обучения учитель все делал сам, при коллективном все делает коллектив. У педагога, наконец, время для изучения новейших достижений науки, методики, передового опыта. Каждый ученик вовлекается в процесс работы, в систему, требующую от него, с одной стороны, самостоятельности и продвижения в своем темпе, а с другой стороны, умения общаться и, сотрудничая, решать учебные задачи. В процессе обучения происходит усвоение систематизированных знаний, умений и навыков. В результате ученик после окончания школы готов продолжить свое образование самостоятельно, имеет навыки систематически и интенсивно заниматься самообразованием. В.К.Дьяченко, писал, что “общение в паре — это основная и первоначальная ячейка, простейшая и важнейшая форма взаимодействия человека с другими людьми, благодаря которой человек приобщается к знаниям и опыту других людей, а через них — к знаниям и опыту всего человечества”. Можно не сомневаться, что подобная организация учебной работы дает хорошие результаты, обеспечивает умственное развитие, и, главное, развитие самостоятельности, уверенности в себе, трудолюбия, умений, что не может дать ни одна существующая система обучения. Приходится не только преодолеть сложившийся стереотип, но еще приобретать новый опыт. Готовых разработок, пособий нет, так что приходится нам работать самостоятельно, внося при этом что-то свое, выработанное личным опытом. При внедрении новейшей технологии КСО (ДЕМСОС) можно ожидать следующих результатов: у учащихся появятся положительное отношение к учению повысятся ответственность учащихся, успеваемость, процент выполнения и качество контрольных работ повысятся качество знаний, умений и навыков по отдельно изучаемым предметам повысятся показатели школы на олимпиадах, поступление выпускников в ВУЗы и ССУЗы уменьшится общая нагрузка учителей и учащихся, появилось возможность для углубленного изучения предмета устанавливятся сотрудничество и взаимопомощь между учителем и учеником Новейшая педагогическая технология КСО (ДЕМСОС) является самой приемлемой и эффективной организацией учебного процесса для сельской школы, где открываются объективные возможности каждому ученику обучаться по способностям. ИКТ- информационно-коммуникативных технологий. Внедрение образовательных средств ИКТ и их возможности в организации предпрофильного и профильного обучения в МКШ будут иметь огромное значение для поднятия качества образования учащихся. Вместе с тем развитие и применение информационных и коммуникационных технологий в сфере образования значительно отстают от потребности. Образовательные средства ИКТ включают в себя разнообразные программно-технические средства, предназначенные для решения определенных педагогических задач, имеющие предметное содержание и ориентированные на взаимодействие с обучающимся. Использование различных образовательных средств ИКТ в учебном процессе позволяет решить следующие задачи: 1. Освоение предметной области на разных уровнях глубины и детальности. 2. Выработка умений и навыков решения типовых практических задач в избранной предметной области. 3. Выработка умений анализа и принятия решений в нестандартных проблемных ситуациях. 4. Развитие способностей к определенным видам деятельности. 5.Проведение учебно-исследовательских экспериментов с моделями изучаемых объектов, процессов. 6. Восстановление знаний, умений и навыков. 7. Контроль и оценивание уровней знаний и умений. Образовательные средства ИКТ можно классифицировать по ряду параметров: 1. По решаемым педагогическим задачам: • средства, обеспечивающие базовую подготовку (электронные учебники, обучающие системы, системы контроля знаний); • средства практической подготовки (задачники, практикумы, виртуальные конструкторы, программы имитационного моделирования, тренажеры); • вспомогательные средства (энциклопедии, словари, хрестоматии, развивающие компьютерные игры, мультимедийные учебные занятия); • комплексные средства (дистанционные учебные курсы). 2. По функциям в организации образовательного процесса: • информационно-обучающие (электронные библиотеки, электронные книги, электронные периодические издания, словари, справочники, обучающие компьютерные программы, информационные системы); • интерактивные (электронная почта, электронные телеконференции); • поисковые (каталоги, поисковые системы). 3.По типу информации: • электронные и информационные ресурсы с текстовой информацией (учебники, учебные пособия, задачники, тесты, словари, справочники, энциклопедии, периодические издания, числовые данные, программно- и учебно-методические материалы); • электронные и информационные ресурсы с визуальной информацией (коллекции: фотографии, портреты, иллюстрации, видеофрагменты процессов и явлений, демонстрации опытов, видеоэкскурсии; статистические и динамические модели, интерактивные модели: предметные лабораторные практикумы, предметные виртуальные лаборатории; символьные объекты: схемы, диаграммы); • электронные и информационные ресурсы с аудиоинформацией (звукозаписи выступлений, музыкальных произведений, звуков живой и неживой природы, синхронизированные аудиообъекты); • электронные и информационные ресурсы с аудио- и видеоинформацией (аудио- видеообъекты живой и неживой природы, предметные экскурсии); • электронные и информационные ресурсы с комбинированной информацией (учебники, учебные пособия, первоисточники, хрестоматии, задачники, энциклопедии, словари, периодические издания). 3. По формам применения ИКТ в образовательном процессе: • урочные; • внеурочные 4. По форме взаимодействия с обучаемым: • технология асинхронного режима связи – «offline» (оперативная электронная переписка, телеконференция, заказ и рассылка необходимого материала из электронных банков информации); • технология синхронного режима связи – «online» (форум, чат, поиск информации в Интернет; установка собственных ресурсов в Глобальной сети). Можно выделить несколько аспектов использования различных образовательных средств ИКТ в малокомплектной сельской школе при организации профильного обучения: 1. Мотивационный аспект. Применение информационно-коммуникативных технологий в образовательном процессе профильной школы может усилить потребности старшеклассников в получении образования, поскольку создаются условия для: • максимального учета индивидуальных образовательных возможностей и потребностей старшеклассников; • широкого выбора содержания, форм, темпов и уровня их общеобразовательной подготовки; • удовлетворения образовательных потребностей старшеклассников в углубленном изучении определенных областей знаний; • раскрытия творческого потенциала учащихся (участие в дистанционных образовательных проектах, конкурсах, олимпиадах и т.д.) • расширения круга общения старшеклассников через сеть Интернет; • освоения современных информационных технологий. 2. Содержательный аспект. Возможности информационно-коммуникативных технологий могут быть использованы при построении содержания профильного обучения в сельской школе и, прежде всего, при реализации элективных курсов, направленных либо на «поддержку» основных профильных предметов, либо на внутрипрофильную специализацию обучения и построение индивидуальной образовательной траектории. Это курсы, которые учащиеся выбирают в соответствии со своими интересами. В сельской школе трудности в реализации этих курсов связаны с организацией их освоения (курс выбирает один ученик), отсутствием кадров, готовых к их проведению, возможностей финансирования. Одним из вариантов преодоления этих трудностей может стать использование школой возможностей дистанционного обучения, заказ дистанционных учебных курсов, предлагаемых заочными школами и образовательными центрами в сети Интернет. 3. Учебно- методический аспект. Электронные и информационные ресурсы могут быть использованы в качестве учебно-методического сопровождения общеобразовательных и профильных учебных дисциплин. Учитель может применять различные образовательные средства ИКТ при подготовке к уроку; непосредственно на уроке (при объяснении нового материала, для закрепления усвоенных знаний, в процессе контроля знаний); для организации самостоятельного изучения учащимися дополнительного материала и т.д. Например, электронные и информационные ресурсы с текстовой информацией могут быть использованы при объяснении нового материала, в качестве основы для подготовки дифференцированного раздаточного материала на уроке. Ресурсы с визуальной аудио- информацией могут включаться в объяснение учителя на уроке, а также использоваться при организации самостоятельной работы учащихся. Компьютерные тесты и тестовые задания могут применяться для осуществления различных видов контроля и оценки знаний. Кроме того, учитель может использовать разнообразные электронные и информационные ресурсы при проектировании учебно-методического комплекса авторского элективного курса. 4. Организационный аспект. Информационно-коммуникативные технологии могут быть использованы в различных вариантах организации профильного обучения в сельской школе: • при обучении каждого учащегося по индивидуальной программе на основе специального индивидуального плана; • при создании в школе профильных групп (внутри класса) и профильных классов; • при реализации межшкольной дифференциации (открытие профильных классов сборного состава учащихся. Необходимо отметить, что для малокомплектной сельской школы, удаленной от культурно-образовательных центров, с ограниченным кадровым ресурсом, наиболее приемлемым вариантом является организация профильного обучения на основе межшкольной дифференциации, которая может осуществляться через заочные формы профильного обучения с использованием информационно – коммуникативных технологий. 5. Контрольно-оценочный аспект. Основным средством контроля и оценки образовательных результатов обучающихся в ИКТ являются тесты и тестовые задания, позволяющие осуществлять различные виды контроля: входной, промежуточный, рубежный и итоговый. Целью входного контроля является оценивание исходной подготовленности обучаемого по предмету, то есть степени владения им знаниями, требуемыми для успешного усвоения курса. Промежуточный контроль представляет собой тест, состоящий из 5-10 компактных заданий, реализуемых непосредственно после изучаемого материала и предназначенный для оперативного оценивания его усвоения. Рубежный – проводится по итогам изучения темы, раздела курса. Итоговый контроль предусматривается в конце изучения курса и покрывает его содержание в целом. Его результаты служат основой для аттестации обучаемого. Тесты могут проводиться в режиме on-line (проводится на компьютере в интерактивном режиме, результат оценивается автоматически системой) и в режиме off-line (используется электронный или печатный вариант теста; оценку результатов осуществляет учитель с комментариями, работой над ошибками). Использование различных тестов и тестовых заданий для контроля и оценки образовательных результатов учащихся приобретает особую актуальность в связи с необходимостью подготовки выпускников к сдаче ЕГЭ. Важными условиями реализации возможностей ИКТ в организации профильного обучения в сельской школе являются: оборудование в школе компьютерного класса, желательно наличие локальной сети и выхода в Интернет; готовность учителя к применению ИКТ в образовательном процессе. ДИСТАНЦИОННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ Дистанционное образование, основанное на использовании современных информационных и коммуникационных технологий, позволит осуществить многоцелевые, в том числе трансдисциплинарные, образовательно-профессиональные программы, доступные различным социальным группам и слоям населения. Особое значение дистанционное образование имеет для развития образовательных учреждений в сельской местности, в отдаленных районах, а также для сферы повышения квалификации и переподготовки специалистов. Способом организации дистанционного обучения с использованием современных информационных технологий, как было сказано выше, являются компьютерные телекоммуникации в режиме электронной почты, телеконференций, прочих информационных ресурсов местных сетей, а также Интернета, но только на основе текстовой информации. Такой способ не предусматривает обмен графическими, звуковыми файлами, не предусматривает использование и мультимедийных средств. Это самый дешевый способ организации дистанционного обучения, обладающего, однако, значительными возможностями, о которых будет сказано ниже. При другом способе организации дистанционного обучения предусматривается использование новейших средств телекоммуникационных технологий, в том числе и мультимедийных, всех возможностей Интернета, включая видео и аудиоконференции, а также использование CD дисков. Разумеется, такая организация дистанционного обучения несет в себе огромные дидактические возможности как для системы вузовского, школьного образования, так и для системы повышения квалификации, в данном случае работников образования. Надо иметь в виду, что дистанционное обучение предусматривает и автономное использование курсов, записанных на видеодиски, компакт-диски и т.д., т.е. вне телекоммуникационных сетей. Это, пожалуй, на современном этапе самый доступный метод для сельских малокомплектных школ. Однако, все программы/курсы, записанные на видеодиски, CD, видеокассеты, обладают одним общим свойством - они автономны и предназначены для с а м о о б р а з о в а н и я, т.е. они не предусматривают оперативной обратной связи с преподавателем. Лазерные диски и CD интерактивны, чего нельзя сказать о видео-записях, радио и телевидении, что является существенным их достоинством по сравнению с последними. Однако, эта интерактивность, предусматривающая различные формы взаимодействия с системой, но не с преподавателем, а потому все они рассчитаны на самообразование, но не на обучение. Существуют и другие варианты дистанционного обучения - это сочетания интерактивного телевидения и компьютерных глобальных телекоммуникаций в различных конфигурациях. Разумеется, такие варианты таят в себе большие возможности, поскольку позволяют в определенные моменты по усмотрению преподавателя "собирать" обучаемых в условной аудитории и вступать с ними в визуальный контакт, демонстрируя что-то или давая необходимые пояснения, ведя контроль знаний обучаемых и т.д. Подобная система разработана в ряде университетов США , в частности, модель Кейретсу (A Keiretsu-based model for technology utilization). Впрочем, аналогичный эффект достигается при использовании компьютерных видеоконференций, но при этом возможности этой последней технологии значительно шире, поскольку на экране можно получать не только изображение респондента и беседовать с ним, но и одновременно определенные вставки в виде, например, фрагмента базы данных, мнения партнеров по дискуссии; статические изображения, графики и пр. Поэтому, имея в виду различные варианты организации дистанционного обучения, описанные выше, можно предположить, что на ближайшую перспективу в нашей стране наиболее реально организация дистанционного обучения на базе компьютерных телекоммуникаций, как региональных, так и глобальных (Internet). При этом в зависимости от экономических возможностей регионов, технологической основой такого обучения может быть : 1-ый вариант - обмен текстовыми файлами; 2-ой вариант - обмен текстовыми и графическими, звуковыми файлами, использование всех возможностей и информационных ресурсов Internet. 3-ий вариант - в дополнение к первому варианту - использование разнообразных традиционных учебных материалов (печатных, звуковых, аудиовизуальных) , а также средств новых информационных технологий. По сути дела, это интеграция компьютерных телекоммуникаций в систему образования. Все сказанное выше дает основание утверждать, что развитие применения ЭВМ как средства связи и появление глобальной сети ЭВМ открыли широчайшие возможности для развития дистанционного обучения (ДО). ДО при этом получило уже новое качество - учащийся ДО почти не ограничен пространственными, а главное временными рамками для получения информации. Существовавшая прежде проблема доступа к информации сменилась более приятной, но также достаточно сложной проблемой поиска нужной информации среди ее громадного "океана". Компьютерные сети демократизируют пользование образовательными ресурсами. Даже самая маленькая сельская школа получает после подсоединении к Интернет ресурсы, которые могут включать в себя каталоги многих мировых библиотек; технология использования этих каталогов в Интернет достаточно проработана, есть несколько путей доступа к таким каталогам, а самое главное, их не нужно разыскивать в море информации - они сведены воедино средствами КТК и снабжены средствами поиска нужных книг, документов по ключевым словам; базы данных, содержащие результаты реальных исследований, реальные данные, используемые в работе учеными, инженерами, экономистами; это - очень важное технологическое решение, неразрывно связанное с самой идеей КТК и баз данных, такому решению практически нет альтернативы, учитывая большие объемы информации и скорость ее изменения. Доступ к учебному программному обеспечению и документации из огромных файловых архивов; с учетом того, что большая часть этой информации распространяется бесплатно, это решение также оказывает значительное влияние на среду, в которой происходит ДО; суперкомпьютерные обучающие программы, которые дают учащимся возможность воспользоваться самыми мощными в мире компьютерами. Следует подчеркнуть, что все эти услуги в своей основе имеют доступ к огромным информационным или вычислительным ресурсам, и в этом плане у КТК нет альтернативы. Метод проектов Дети, исходя из своих интересов, вместе с учителем выполняют собственный проект, осуществляя какую-либо практическую, исследовательскую деятельность, они овладевают новыми знаниями. Используя «метод проектов», школьники выполняют краткосрочные или долгосрочные исследовательские задания, например проект «устройства огорода» (он может быть рассчитан не менее чем на шесть месяцев). Такая работа превращает школу в центр, консультирующий, планирующий, руководящий. Социальные проекты Разработка и осуществление любого проекта дает возможность учащимся определить свою гражданскую позицию, попробовать свои силы в роли лидера, оценить свою роль избирателя или социолога, понять смысл участия в представительных органах власти, понять роль законов и сформировать у себя готовность к их неукоснительному соблюдению. Школьники, разрабатывая разнообразные проекты, одновременно являются непосредственными участниками становления гражданского общества в России, своим неравнодушием и энергией демонстрируют лучшие патриотические качества. Работа по реализации проектов позволяет объединять учащихся, педагогов, родителей, чиновников при выполнении конкретного дела; их отношения приобретают взаимовоспитывающий характер. Краеведческая деятельность Краеведение включает в себя приобретение учащимися знаний о крае, районе, селе из рассказа учителя, самостоятельное добывание знаний, изучение родного края в процессе исследования, представляющего познавательный и научный интерес. Краеведение в малокомплектной школе – наиболее массовая форма краеведческой работы. Она связана со многими учебными дисциплинами – географией, историей, биологией, музыкой, изобразительным искусством, литературой и другими. Цель школьного краеведения – приблизить детей к жизни, подготовить к выбору профессиональной ориентации, расширить их кругозор, воспитывать любовь к родному краю, чувство гордости за историю, культуру, традиции, достижения своего народа, позволяет сформировать у подрастающего поколения гражданское самосознание. «К патриотизму нельзя призывать – его нужно заботливо воспитывать», – писал академик Д. С. Лихачёв. Гражданское воспитание есть система воспитательных мер и воздействий, направленных на воспитание в детях положительного отношения к общечеловеческим ценностям, отдельным личностям, их деятельности, к явлениям общественной жизни. Создание разновозрастных объединений (РВО) Коллективы учащихся разного возраста, объединенные территорией проживания для совместной деятельности являются самостоятельной воспитательной подсистемой, но в то же время широко контактируют между собой, а также с другими социальными группами или их представителями. Количество детей в разновозрастном отряде составляет от 13 до 16 человек. Отряды комплектуются по принципу проживания детей. Основным средством воспитательной работы является включение школьников в общественно полезную деятельность в РВО по месту жительства. Общественно полезная деятельность – это любая деятельность, направленная на поддержание и развитие общественного блага путем оказания содействия развитию начинаний в таких сферах, как благоустройство села, благотворительность, охрана здоровья и пропаганда здорового образа жизни, охрана исторических памятников, помощь младшим детям и престарелым людям, любая другая деятельность, идущая во благо личности и общества. Педагоги планируют осуществлять деятельность по следующим направлениям: спорт, труд, досуг, краеведение, поиск. Основными формами деятельности являются праздники, соревнования, конкурсы, смотры, операции, акции, КТД, походы, экспедиции, проекты, исследовательские работы, самоуправление и т. д. В каждом отряде выстроена система самоуправления. Высший орган самоуправления отряда – собрание его членов. Оперативное управление деятельностью отряда осуществляет совет и командир отряда. Остальные члены отряда также имеют постоянные поручения. В отрядах дети находят то, что составляет их творческую потребность. Они любят метод поиска и реализации, могут сами, независимо ни от кого, раскрыть свои фантазии, развить воображение и творческие способности; активно участвуют в различных видах деятельности. Классные руководители-кураторы являются помощниками разновозрастных отрядов. Куратор при подготовке и проведении конкретного дела выступает в каче¬стве координатора. Кроме того, ведущей ролью куратора является сопровожде¬ние деятельности отряда, педагогическая поддержка развития активности каж¬дого школьника, включение и осуществление им деятельности. Родители – полноправные участники деятельности на той территории сельского поселения, на которой работает отряд. Для организации деятельности на различных терри¬ториях сельского поселения школа привлекает социальных партнеров. Проведение познавательных игр Познавательные игры – это интерактивный метод, где процесс образования погружен в процесс общения, а активность обучаемых сравнима или даже превосходит активность преподавателя. Таким образом, вовлечение учащихся в социально значимые виды деятельности будет способствовать формированию у них положительных нравственных качеств, выработке качеств общественников, активных граждан. Эвристическая технология Основной целью модернизации малокомплектной школы является создание условий для формирования разносторонне развитой конкурентоспособной на рынках образования и труда, современной личности сельского школьника. Личности, воспитанной в традициях евразийской культуры, обладающей менталитетом, соединяющим левополушарное рациональное европейское мышление с правополушарным восточным образно-философским толерантным восприятием окружающего мира, пронизанным любовью к своим близким, к своей земле, малой родине, с глубокой потребностью созидания и переустройства современной жизни, способной к саморазвитию, самореализации. Известно, что современная дидактическая система основана на интеграции двух исторически сложившихся дидактических систем И.Ф. Гербарта и Дж. Дьюи с учетом их положительных прогрессивных принципов и положений. Причем, из системы И. Ф. Гербарта для современной дидактической системы была взята системность и последовательность когнитивного процесса: узнавание – восприятие; осмысление, ассоциации – объяснение; понимание – обобщение, анализ, синтез, систематизация; запоминание – воспроизведение, закрепление – применение на нескольких уровнях: воспроизведение действий, действие по образцу, в измененной ситуации, творчество. Из системы Дж. Дьюи был взят прагматичный, деятельностный подход к образованию, демократизация, гуманизация, личностная ориентированность учебного процесса. В дидактической системе системообразующими элементами являются принципы и технологии обучения Главным принципом дидактической системы сельской школы, на наш взгляд, должен стать принцип природосообразности. Природосообразность - психолого-педагогический принцип, согласно которому педагог в своей деятельности руководствуется факторами естественного, природного развития ребёнка (Я.А. Каменецкий, И.Г. Песталоцци, А.В. Дистерверг). В природосообразной школе образовательные технологии соответствуют природным закономерностям, культурообразующим истокам личности. Миссия учителя - помочь саморазвитию, самообразованию, самооценке ученика. Одной из основных задач современной сельской школы является создание развивающей педагогической среды. И на этой основе реализация идеи взаимодействия учащихся разного возраста, особенно это необходимо для сельской малочисленной школы. В разработке технологии обучения мы, прежде всего, ориентировались на принципы учета психолого-педагогических, физиолого-возрастных и других особенностей детей и подростков. Конструирование инновационных образовательных технологий не дань моде, а необходимость, продиктованная временем. Достижение целей образования, в том числе и цели присвоения научного метода познания, возможно только на основе технологического подхода к организации учебного процесса. Причём современная технология учебного процесса должна иметь теоретическое происхождение, гносеологической основой технологии должна быть логика научного познания. Особенности воспитания в МКШ У маленькой школы есть свои преимущества, которые надо уметь использовать, и свои серьезные проблемы, о которых необходимо помнить Географическое местоположение школы не всегда определяет ее внутреннее развитие. Первый эффект, который может возникать в малых школах, – это эффект сообщества, быть может, самый главный и самый мощный. В таких школах гораздо проще создать атмосферу семьи, сообщества близких друг другу людей. Поскольку основная задача школы – научить ребят жить с людьми по-человечески, дать им основу для будущей взрослой жизни, а она закладывается, прежде всего, в кругу друзей, имеющих общие ценности. Второй возможный эффект малых школ – особые отношения с родителями и окружающим миром (социумом). В малой школе есть больше возможности организовать содержательный диалог учителей и родителей и соучастие и тех и других в жизни школы. Малая школа оказывается как бы ближе к сообществу, которому принадлежат родители ее учеников, его частью, а в некоторых случаях и его системообразующим элементом. Так, школа на селе оказывается часто фактором, удерживающим село от вымирания, часто – основным социокультурным центром села, а в некоторых местах и основным организатором хозяйственной жизни на селе. Сельское сообщество, естественно, заинтересовано в деятельности школы, которая, в свою очередь, втягивает родителей в круг школьной деятельности и школьных интересов. Небольшое количество учеников в одной параллели, возможность ребят разных возрастов общаться друг с другом, построение школы, отчасти по модели семьи, приводит и к особым межпоколенческим отношениям, которые в большой школе надо специально организовывать, что очень непросто, а в хорошей малой школе возникают почти автоматически. Но здесь кроется и противоречие, о котором надо помнить и пути разрешения которого необходимо искать в каждом конкретном случае индивидуально. Дело в том, что у малой школы обычно и помещение небольшое. И в этом помещении рядом друг с другом живут малыши начальной школы и подростки. Но малышам и подросткам нужна разная среда обитания. Если для малышей лучше, чтобы помещение, в котором они находятся, было мягким, уютным, нежным... то подросткам нужно больше простора, возможности «ломать и строить». И здесь возникает существенная проблема для малых школ: как в небольшом помещении совместить возможность общей активной жизни разных поколений и необходимость разных сред для развития. В небольшой школе гораздо проще, чем в многочисленной, отказаться от традици¬онной отметочной системы (и вместе с ней от ее многочисленных негативных последствий). Просто в силу того, что ребят меньше, нет особой нужды всех нивелировать и изобретать технологичную, одинаковую для всех систему. В небольшой школе больше возможности словесной, содержательной оценки, поддержки. В ней предоставляется учителям больше возможности быть терпеливыми по отношению к детям, их шалостям, реальным проблемам и сложностям взросления. В малой школе больше возможности подробнее общаться с родителями, а не ограничиваться записями в дневнике. В проведении воспитательной работы в такой школе возникают известные трудности, главные из которых заключаются в ограниченных возможностях развития учащихся, обусловленных узостью круга их общения и проявляющихся в снижении уровня развития речи, эмоциональной сферы, высокой утомляемости, связанной с малой наполняемостью классов, отсутствием настоящей мотивации учения. В затруднении оказываются и классные руководители из-за невозможности организовать интересную внеклассную работу в коллективе. Однако есть моменты, упрощающие работу сельского учителя – это, ко-нечно же, маленькая наполняемость класса. У педагога появляется возможность уделять большое количество времени каждой семье и осуществлять личностно ориентированный подход к каждому ребёнку. Проще установить контакт с детьми и родителями, привлечь их к совместным действиям в воспитании де¬тей, организовать совместное проведение досуга родителей и детей, психолого-педагогическое просвещение родителей через систему родительских собраний, бесед, консультаций; создать благоприятную атмосферу общения, направлен¬ную на преодоление конфликтных ситуаций в процессе воспитания. Воспитание должно быть целенаправленным, пронизанным огромной любовью к ребенку и основываться: на сменных органах самоуправления в классе; подведении итогов каждого дела; разнообразных и полезных для ребят делах; добровольном участии в любом деле; равноправном участии семьи в воспитательном процессе школы; взаимодействии ведомств, государственных и общественных учреждений и организаций села. Формирование активной гражданской позиции происходит на основе участия в социально значимой деятельности, внедрения в педагогический процесс активных форм и методов воспитания, способствующих развитию у учащихся навыков решения разнообразных проблем. III.Критерии оценки исполнения проекта . Повышение качества образовательного процесса ра основания анализа качества знания, по контрольным срезам и с помощью анкетирования , посещения уроков с целью определения мотивации учащихся, отчетов МО в конце каждой четверти. По результатам ПГК, по числу участников на городских олимпиадах и победителей среди них, а также по числу выпускников поступивших в колледжи по гранту. IV. Ресурсное обеспечение проекта • кадровое обеспечение – методисты ГорОО, руководители МО школы, опытные учителя школы имеющие высшую и первую категорию использующие современные педагогические технологии, • материально-техническое обеспечение - подготовка помещения для оборудования компьютерами и другими техническими средствами, приобретение и использование компьютеров нового поколения, ноутбуков, проекторов, широкополосного Интернета, аудио и видео аппаратуры. • финансовое обеспечение – составить смету и подать заявку в ГорОО для приобретения необходимого оборудования необходимых для введения инновационных педагогических технологии. • информационное обеспечение – собрать , обработать и упорядочить информацию о повышении качества образования через инновационные педагогические технологии , обеспечить доступ о ходе реализации проекта всем заинтересованным лицам на сайте школы, через систему «Білімал», создать и разместить на стенде школы . • методическое обеспечение – разработать образовательные и учебные программы , внедрить современные образовательные технологий, создать методики проведения уроков в совмещенных классов в МКШ. • организационное обеспечение – создать временную творче¬скую группу по внедрению современные образовательные технологий в МКШ • мотивационное обеспечение – учителей применяющих современные образовательные технологий в МКШ для повышения качества образования рекомендовать для повышения категории, провести конкурсы лучший учитель школы, лучший классный руководитель, лучший педагог-технолог, содействовать для проведения и публикации их творческих работ. • нормативно-правовое обеспечение – издать приказ о создании временной творче¬ской группы. На педагогических советах школы обсудить, разработать положения о конкурсах проводимых для внедрения проекта и утвердить подписью и печатью директора школы. Объявить благодарность учителям повышающих качества образования учащихся. V.Пользователи результатов проекта Пользователями результатов проекта являются родители, ученики, ГорОО, администрация школы, учителя. VI. Форма отчётности Аналитическая справка об использованных инновационных образовательных технологий в МКШ. VIII. Риски проекта Предполагаемые трудности реализации проекта Пути преодоления Слабая материально техническая база школы, недостаточное количество компьютеров, морально устаревшие компьютеры, невозможность внедрения широкополосного Интернета , через компанию «Транстелеком». Не все учителя- предметники школы захотят уходить от традиционного урока к инновационным технологиям. Обновить материально техническая база школы, приобрести достаточное количество современных компьютеров, внедрить широкополосный Интернет , через компанию «Казахтелеком». Помочь данным учителям уяснить особенности инновационных технологии образования и осознанно подойти к выбору технологии обучения в собственной практике. IX. План проектных работ: Цели и задачи проекта) Виды работ Сроки Исполнители начало конец 1.Проанализировать состояния научно-методического и социально-психологического обеспечения образовательного процесса школы. 1.1 Выявление проблемы, обоснование ее актуальности 01.2011 02.2011 Зам.дир по УВР Рук.МО Педагоги 1.2 Анализирование состояния научно-методического и социально-психологического обеспечения образовательного процесса школы. 02.2011 03.2011 Зам.дир по УВР Рук.МО Педагоги Психолог 1.3 2. Скоординировать работу методических объединении и педагогов по поиску и отбору современных педагогических технологий ,оптимальных для применения в МКШ. 2.1 2.2 2.3 3.Обеспечить внедрение современных педагогических технологий в учебный процесс. 3.1 3.2 3.3 4. Провести анализ обобщенных результатов внедрения современных педагогических технологий в МКШ. 4.1 4.2 4.3 X. Глоссарии. Воспитательная деятельность – это деятельность педагога, направленная на создание благоприятных условий для развития личности ребенка. Внешний мониторинг предполагает изучение результатов, а также анализ и оценку условий и процесса образования. Для его проведения необходимы методики, отвечающие высокому уровню качества. Внутренний мониторинг нацелен на образовательный процесс, он призван ответить на вопросы: соответствуют ли образовательное учреждение требованиям детей, их родителей, педагогов. Диагностика – (от греч. diagnosis – распознание) в педагогике означает деятельность, направленная на выявление результатов развития личности ребенка, формирование детского коллектива и определение причин, повлиявших на эти процессы. Инновация (от лат. in — в, novus — новый) означает нововведение, новшество. Главным показателем инновации является прогрессивное начало в развитии вуза по сравнению со сложившимися традициями и массовой практикой. Класс-комплект - организация разновозрастных классов, позволяющая обеспечить работу в парах сменного состава, самостоятельную работу учащихся старших классов и высвободить время учителя для организации занятий с младшими школьниками, требующих усиленного внимания. При объединении учащихся в разновозрастную группу (класс-комплект) учитываются результаты психодиагностической экспертизы, на основании которой строится в дальнейшем индивидуализированный процесс обучения каждого ученика и отслеживается динамика его развития. Классный руководитель в общеобразовательной школе – педагог, занимающийся организацией, координацией и проведением внеурочной воспитательной работы. Критерий- признак, на основании которого проводится оценка деятельности воспитательного процесса по данному показателю. Критерии определяют общие требования к деятельности воспитательного процесса. Критерий служит инструментом оценки состояния или динамики воспитательного процесса. Показатели - система основных оценочных характеристик ( параметров) деятельности воспитательной системы, т.е. конкретные характеристики состояния воспитательного процесса, изменяющиеся в процессе его становления и развития. Развитие личности – предполагает рост, становление, «вращивание» таких личностных качеств и способностей,которые интегрируясь,приводят к принципиально новому образу существования и реализации себя. Субъект – (от лат. подлежащее) носитель предметно- практической активности и познания, осуществляющий изменение в других людях и себе самом . XI. Литература 1. Конституция Республики Казахстан. 2 .Закон Республики Казахстан от 27 июля 2007 года. 3.Государственная программа развития образования в Республике Казахстан на 2005-2010 годы. 4. В помощь малокомплектной школе. МОН РК. Астана. 2010. 4. Современные образовательные технологии. Селевко Г.К., М. 1999г. 5. Современные образовательные технологии: тенденции и перспективы. Г. А. Кажигалиева, Окыту-тәрбтелеу технологиясы.№ 4. 2008 г 6.К вопросу о формировании профессиональной компететности педагогов сельских малокомплектных школ.А. Ю. Михайличенко, С. М. Никульшин. Вестник ТГПУ. 2010. Выпуск 11) 7.Концепция развития малокомплектной школы Республики Казахстан. (проект) МОН РК. Астана. 2010. | |
Просмотров: 2815 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|