Главная » Статьи » В помощь учителю » Научная кафедра |
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ МАСТЕРСТВО И ТВОРЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ – СТУПЕНИ К ЭФФЕКТИВНОМУ УПРАВЛЕНИЮ КАЧЕСТВОМ ОБРАЗОВАНИЯ Богославская Инна Юрьевна – преподаватель спецдисциплин Актюбинский колледж транспорта, коммуникаций и новых технологий Модернизация образования требует от современного педагога постоянного совершенствования педагогического мастерства в большей степени, чем ранее. Педагогическая биография каждого преподавателя индивидуальна. Не каждый и не сразу становится мастером. У некоторых на это уходят многие годы. Случается, что отдельные педагоги, к сожалению, так и остаются в разряде посредственных. Сегодня общество испытывает самые глубокие и стремительные перемены за всю свою историю. На смену прежнему стилю жизни, когда одного образования хватало на всю жизнь, приходит новый жизненный стандарт: «Образование через всю жизнь». [2] Одним из показателей профессионального мастерства преподавателя является его способность к самообразованию, которое проявляется в неудовлетворенности, осознании несовершенства настоящего положения образовательного процесса и стремлении к росту, самосовершенствованию. Современный преподаватель – это гармонично развитая, внутренне богатая личность, стремящаяся к профессиональному, общекультурному совершенству; личность, умеющая отбирать наиболее эффективные приемы, средства и технологии обучения для реализации поставленных задач; личность, обладающая высокой степенью профессиональной компетентности. Преподаватель должен постоянно совершенствовать свои знания и умения, заниматься самообразованием, обладать многогранностью интересов. Особенно актуальной проблема самообразования учителя стала в условиях информационного общества, где доступ к информации, умение работать с ней являются ключевыми. Информационное общество характеризуется как общество знания, где особую роль играет процесс трансформации информации в знание. Поэтому современная система образования требует от преподавателя постоянного совершенствования знаний. [1] Знания можно получать разными способами. На сегодняшний день нам предлагается огромный спектр услуг повышения квалификации. Но, ни для кого не секрет, что большинство новых знаний и технологий утрачивает свою актуальность в среднем уже через пять лет. Поэтому наиболее эффективный способ повышения педагогического мастерства учителя – это самообразование. Постоянное самообразование - вот тот определяющий актив жизни современного человека, который поможет не отстать от «поезда современности». Профессиональный рост преподавателя возможен только тогда, когда созданы в образовательном учреждении определенные условия. Для этого необходимо каждому преподавателю в соответствии с его профессиональными потребностями создать условия для работы с научно-педагогической информацией, как в методическом кабинете, так и в Интернете. [2] Сделать возможным трансформацию передового опыта деятельности педагогов, формировать атмосферу творчества и поиска в педагогическом коллективе. Основными критериями самообразования преподавателя являются: эффективность профессиональной педагогической деятельности (рост качества образовательного процесса), его творческий рост, внедрение новых педагогической технологий в образовательный процесс. Сегодня востребован педагог, умеющий самостоятельно осуществлять поиск новых технологий, анализировать собственную деятельность, выстраивать стратегию образовательного процесса в соответствии с требованиями времени, эффективно реализовывать задуманное, решать нестандартные задачи, осознанно измерять и развивать свою профессиональную деятельность. [4] Успешность педагогической деятельности во многом зависит от умения и способности каждого педагога мобилизовать свои усилия на систематическую умственную работу, рационально строить деятельность, управлять своим эмоциональным и психологическим состоянием, использовать свой потенциал, проявлять творческую активность. В педагогике такая работа над собой носит название саморазвития. Саморазвитием педагога можно и нужно управлять, т.к. уровень профессионализма не только личное дело преподавателя. Профессиональное саморазвитие – это сознательная деятельность, направленная на совершенствование своей личности в соответствии с требованиями профессии, а значит и ориентированная на повышение качества образования. А.С.Макаренко утверждал, что ученики простят своим педагогам и строгость, и сухость, и даже придирчивость, но не простят плохого знания дела. Выше всего они ценят в педагоге уверенное и четкое знание, умение, искусство, золотые руки, немногословие, постоянную готовность к работе, ясную мысль, знание воспитательного процесса, воспитательное умение. "Я на опыте пришел к убеждению, что решает вопрос мастерство, основанное на умении, на квалификации" (А. С. Макаренко). На сегодняшний день у любого преподавателя имеется в распоряжении целая гамма возможностей для применения в процессе обучения разнообразных средств информационно-коммуникативных технологий. Это банки данных, информация из Интернета, многочисленные электронные учебные пособия, словари и справочники, презентации, программы, автоматизирующие контроль знаний. [1] При этом преподаватель не только образовывает, воспитывает и развивает студента, но с внедрением новых ИКТ он получает мощный стимул для самообразования, профессионального роста и творческого развития. Владея ИКТ, внедряя их в учебный процесс при подготовке будущих специалистов, которым предстоит реализоваться в новом, информационном обществе, преподаватель специальных дисциплин повышает качество образования, уровень подготовки специалистов, умножая при этом и свое профессиональное мастерство. Безусловно, для педагога, профессиональное мастерство – это и есть мастерство педагогическое. ИКТ в современном образовательном пространстве выступает как средство повышения профессионального мастерства. Для эффективного управления деятельностью студентов в области использования ИКТ в будущей профессиональной деятельности преподавателю необходимо обладать ИКТ-компетентностью, что является составляющей профессионального мастерства современного преподавателя. «ИКТ-компетентность учителя-предметника», понимается, «как его готовность и способность самостоятельно использовать современные информационно-коммуникационные технологии в педагогической деятельности для решения широкого круга образовательных задач и проектировать пути повышения квалификации в этой сфере» [3]. Обладая ИКТ-компетентностью, преподаватель специальных дисциплин должен не только стремиться к использованию ИКТ в своей работе, но и моделировать и конструировать информационно-образовательную деятельность. Для преподавателей специальных дисциплин необходимо обладать предметно-углубленной ИКТ-компетентностью, соответствующей осознанному методически грамотному использованию ИКТ в преподавании своего предмета. Для того чтобы преподаватели специальных дисциплин имели волю и желание к внедрению информационных и коммуникационных технологий в образовательный процесс, желание повышать свою информационно-коммуникационную культуру возникает необходимость создания образовательной среды, насыщенной аппаратными и программными средствами информационно-коммуникационных технологий. Возможности этой среды должны использоваться преподавателями специальных дисциплин для развития у студентов информационной компетентности и информационной культуры, для собственного профессионального развития. Это важно, так как информационная компетентность обучаемых является одной из ключевых компетентностей, которые призвано формировать образовательное учреждение. [3] В настоящее время в нашем колледже ведется активная работа по формированию ИКТ-компетентности преподавателей, в частности преподавателей специальных дисциплин. Постепенно работа систематизируется и вырабатывается определенная система формирования ИКТ-компетентности. Хотелось бы отметить, что эффективность освоения и последующего использования ИКТ определяется, прежде всего, осознанием преподавателем того факта, что эти технологии являются средством развития учащихся и его собственного профессионального развития. При этом важно, что развитие информационной культуры преподавателей может осуществляться средствами современных технологий личностно-ориентированного образования. [1] Использование данных технологий позволяет преподавателям, как осваивать современные стратегии и приемы организации работы с образовательной информацией, так и развивать собственную информационную культуру. Эффективное использование компьютерных технологий ведёт к изменению в преподавании, к улучшению результатов образовательного процесса. Ученик не обращается больше только к единственному источнику знаний — преподавателю, который передаёт их ему, он сам предпринимает действия и прилагает усилия, чтобы получить знания из разных источников. Современный преподаватель должен использовать всё лучшее из традиционных технологий, находить инновационный подход к учебному процессу, всегда быть ориентированным на уникальную неповторимость каждого ученика, на развитие его индивидуальных способностей и прежде всего на повышение качества образования. Творчество учителя и ученика безгранично. Важно только умело направить его для достижения поставленных учебных целей – подготовки высококвалифицированного специалиста. | |
Просмотров: 4111 | Комментарии: 1 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|