Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Научная кафедра

Педагогический опыт реализации авторской программы «Поликультурное воспитание школьников»
учитель ССШ№2 г.Актобе- Макарова Н.Г.

Проблема этнопедагогизации содержания образования ориентирована на социализацию личности в многонациональной среде. Социально-духовное предназначение поликультурного воспитания состоит в предотвращении неуважительного, нетерпимого отношения к национальным и религиозным чувствам, традициям и обычаям разных народов. Поликультурная личность представляет собой субъект межличностных и общественных отношений, который может вести диалог с представителями различных культур и открывает возможности для сотрудничества и взаимопонимания.
Воспитание поликультурной личности предполагает освоение собственной культуры в рамках программы по всем предметам, а также изучение культуры других народов и формирование позитивного интереса к традициям и обычаям других национальностей, воспитание доброжелательности и открытости в процессе общения с представителями других рас и национальностей, развитие потребности в изучении языков межнационального общения. Проблема воспитания терпимости к чужим культурам, пробуждения интереса и уважения к ним, преодоления в себе чувства раздражения от непохожести других культур остро стоит в настоящее время.
Основными критериями поликультурной личности выступают:
- готовность и умение жить в ситуации межнационального общения и сотрудничества с представителями других национальностей.
- сочетание национального самоопределения с установлением добрососедских отношений с другими народами.
- стремление повысить общую культуру за счет взаимного обогащения опытом духовного развития, освоения достижений науки и культуры других народов.
Мировая педагогическая мысль разрабатывает общую стратегию поликультурного воспитания. В докладе Международной комиссии по образованию ЮНЕСКО в 1997 году было провозглашено, что воспитание и обучение должны содействовать тому, чтобы, с одной стороны, человек осознал свои корни и тем самым мог определить место, которое он занимает в современном мире, а с другой – привить ему уважение к другим культурам. В документе подчеркнута двуединая задача: освоение подрастающим поколением культурных сокровищ собственного народа и воспитание уважительного отношения к культурным ценностям иных национальностей.
Основными направлениями поликультурного воспитания в ведущих странах мира, являются:
билингвальное обучение;
многокультурное воспитание, сопровождающееся мерами против этноцентризма.
Учителями специализированной средней школы №2 г.Актобе в 2009 году создана творческая группа по реализации эксперимента «Поликультурное воспитание школьников» на основе авторской программы в рамках школы. Создание особой воспитательной среды, которая дает возможность наряду с обучением познакомить учащихся с культурой и обычаями народов нашей страны легло в основу авторской программы «Поликультурное воспитание».
На первом этапе была проведена большая работа по повышению теоретического уровня знаний учителей по теме эксперимента, затем были определены сроки, этапы внедрения программы «Поликультурное воспитание школьников», конкретные мероприятия и ответственные за их проведение учителя.
Поликультурное воспитание фокусируется на нескольких педагогических принципах:
воспитание человеческого достоинства и высоких нравственных качеств;
воспитание для сосуществования социальных групп различных рас, религий, этносов;
воспитание толерантности, готовности к взаимному сотрудничеству.
К числу функций поликультурного воспитания можно отнести:
формирование представлений о многообразии культур и их взаимосвязи;
осознание важности культурного многообразия для самореализации личности;
воспитание позитивного отношения к культурным различиям;
развитие умений и навыков взаимодействия носителей разных культур на основе толерантности и взаимопонимания.
Поликультурное воспитание преследует три группы целей, которые можно обозначить понятиями «плюрализм», «равенство», «объединение»:
уважение и сохранение культурного многообразия;
поддержка равных прав на образование и воспитание;
формирование и развитие в духе общенациональных, политических, экономических, духовных ценностей.
Таким образом, содержание поликультурного воспитания строится вокруг следующих ориентиров:
социокультурной идентификации личности;
освоения системы понятий и представлений о поликультурной среде;
воспитания положительного отношения к культурному окружению;
развития навыков социального общения.
Вряд ли можно утверждать, что поликультурным воспитанием предложены оригинальные педагогические формы и методы. Им используются активные методы, уже доказавшие эффективность и нашедшие признание в педагогике: диалог, дискуссия, моделирование, ролевые игры, рефлективные методы. Подобную методику уместно применять с учетом целей, функций, содержания поликультурного воспитания. Так, при социокультурной идентификации личности результативны исторические рассказы, изучение обычаев, этикета; при освоении понятий многокультурности - лекции, эвристические беседы; при развитии навыков межкультурного общения - диалог. Поликультурное воспитание – есть активная социально-педагогическая среда, предполагающая одновременное существование нескольких ценностных и целевых оснований и перспектив, доступных каждому субъекту воспитательного пространства, а также диалог между ними; поликультурное воспитание – есть социально-образовательная и воспитательная политика и практика, основанная на приоритете социально-ценностных форм содержания, средствах их постоянного диалога, и обеспеченная демократическими механизмами выработки и реализации решений.
Нами решаются следующие задачи программы:
• индивидуально-личностное развитие и становление ребенка;
• социализация и адаптация в иноязычной (инокультурной) социальной и образовательной среде;
• нахождение собственной этнокультурной идентичности в условиях поликультурного социума;
• формирование актуального пространства развития и самореализации в условиях поликультурной среды.
Поликультурное воспитание в школе строится на нижеприведенных принципах:
• - национальное воспитание, понимаемое как привитие любви и уважения к своему народу, гордости за его культурно-исторические достижения;
• - ознакомление детей с людьми ближайшего национального окружения, формирование доброжелательного отношения к сверстникам и взрослым соседних национальностей на основе приобщения к обычаям и традициям соседних народов;
• -формирование эмоционально-положительного отношения к национальному многообразию планеты.
Таким образом, процесс поликультурной социализации детей начинается с вхождения в культуру своего народа, с процесса формирования этнической идентичности. За полтора года реализации программы применялись средства: общение с представителями разных национальностей; устное народное творчество; художественная литература; игры, народные игрушки; декоративно-прикладное искусство, живопись; музыка; этнические мини-музеи. Эффективными формами работы оказались: исторические рассказы, изучение обычаев, этикета; лекции, эвристические беседы; диалоги; беседы, диспуты;
-вечера с выступлениями представителей национальной интеллигенции (композиторов, художников, писателей и т.д.); проведение КВН по материалам фольклора, «Дней этнопедагогики» со сравнительным анализом традиций разных народов; подготовка рефератов о традициях, нормах поведения разных народов (по итогам самостоятельной поисковой деятельности).
В ходе работы по программе мы убедились, что эффективность использования всех вышеперечисленных средств во многом зависит от самого педагога, его нравственной культуры и профессиональной этики. Прошло полтора года. Ещё рано говорить о результатах, но можно с уверенностью можно утверждать, что именно поликультурное воспитание призвано поддерживать многообразие больших и малых наций в условиях глобализации современного мира. Оно оказывается средством сохранения и развития этнических культур, включения их ценностей в практику воспитания и обучения и тем самым решения актуальных проблем педагогики. Учителя, работающие по программе «Поликультурное воспитание», приобрели бесценный педагогический опыт, основанный на приоритете социально-ценностных форм содержания и средствах их постоянного диалога.
Поликультурная педагогика может быть оценена как непременный инструмент выхода из кризиса воспитания и образования, способствующий гармонизации отношений представителей различных цивилизаций и культур. Интерес к поликультурному воспитанию обусловлен расширением международного сотрудничества, усилением борьбы этнических и расовых меньшинств за свои права в сообществах с полиэтническим составом. Поликультурное воспитание – демократический педагогический ответ многокультурных и полиэтнических обществ, одна из приоритетных педагогических проблем, стоящих перед мировой цивилизацией.
Категория: Научная кафедра | Добавил: Рай (2011-11-02) | Автор: Макарова Н.Г.
Просмотров: 3371 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Понедельник, 2024-11-18, 9:23 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru