Главная » Статьи » В помощь учителю » Научная кафедра |
ФОРМИРОВАНИЕ ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ КАК УСЛОВИЕ САМОРАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ Развитие творческой личности в процессе обучения и воспитания является одной из социально значимых задач школы на современном этапе развития Республики Казахстан. Одним из направлений Государственной программы развития образования Республики Казахстан является формирование творческого и интеллектуального потенциала страны через совершенствование форм и методов работы педагогов. Поэтому актуальность темы доклада очевидна. Изучая литературу о развитии творческой активности младших школьников в процессе обучения, я обнаружила многогранность этой темы, сложность и недостаточную разработанность в теории и практике образования. Мною выяснено, что вопросы развития творческой активности отражали в своих работах психологи, учёные: Выготский Л.С., Петровский А.В., Ярошевский М.Г., Шамова Т.И., Данилов М.А., Богоявленская Д.Б., Теплов Б.М., Рубинштейн С.Л. и др. Л.С.Выготский писал: «Обучить творческому акту нельзя, но это вовсе не означает, что нельзя воспитателю содействовать его образованию и появлению…». Исходя из вышесказанного, я определила основные направления развития творческой активности учащихся в моей педагогической деятельности: 1. Выявление существенных сторон понятия «творческая активность» 2. Определение её составляющих 3. Раскрытие путей её развития Творчество – сознательная, активная, целеполагающая деятельность человека, направленная на познание и преобразование действительности, создающая новые, оригинальные, никогда ранее не существовавшие предметы, произведения и т.д. в целях совершенствования материальной и духовной жизни общества. Только в процессе творчества возникают новые идеи, создаётся реальная возможность ломки устаревших стереотипов, шаблонов. Процесс творчества в основных чертах един для любой человеческой деятельности. Он включает интеллектуальную деятельность по осмыслению жизни, выдвижению идей и физическую деятельность по внедрению их в жизнь. 1. Осмысление действий, жизни 2. Выдвижение идей 3. Внедрение идей в жизнь Для успешного участия в процессе творчества у человека должны быть развиты специфические способности (богатое воображение, нешаблонность мышления, критический взгляд на вещи, умение обобщать факты, осмысливать их и выдвигать новые идеи и решения, активность жизненной позиции в процессе внедрения нового, умение сохранять веру в победу и силу духа в период творческих неудач. Активность личности – способность человека производить общественно значимые преобразования в мире на основе присвоения богатств материальной и духовной культуры, проявляющаяся в творчестве, волевых качествах, общении. Таким образом, под понятием творческая активность можно понимать объединённые в группу личностные качества индивида, которые обуславливают внутреннюю потребность, тенденцию индивида к эффективному творческому процессу, к творческому самовыражению относительно внешнего мира. Творческая активность – это устойчивое интегративное качество, одновременно присущее и самой личности, и её деятельности, выражающееся в целенаправленном единстве потребностей, мотивов, интересов и действий, характеризующееся осознанным поиском творческих ситуаций. Творческая активность предполагает теоретическое осмысление знаний, самостоятельный поиск решения проблемы. Рассмотрим составные части творческой активности (рис.1): Рис.1 1. Потребности в познании и новых впечатлениях. 2. Мотивы самоутверждения, самоопределения, самосовершенствования, а также мотивы, связанные с содержанием учения. Они реализуются путём постановки и достижения целей, а также отвечают на вопрос, ради чего эта деятельность выполняется. 3. Интересы учебно-познавательные, зачастую неустойчивые 4. Действия включают их осмысление, осознанность своих действий, конкретные способы преобразования материала, самостоятельность. Творческая активность может реализовываться в умственном, двигательном (в т.ч. речедвигательном) либо в социальном плане (рис.2) (рис.2) В каждом направлении креативности психологи П.Торренс и Дж. Гилфорд предлагают учитывать 3 параметра: 1. Продуктивность или беглость – способность к продуцированию максимально большого числа идей 2. Гибкость – способность легко переходить от явлений одного класса к явлениям другого класса, часто очень далёким по содержанию. Противоположное качество называют инертностью мышления. 3. Оригинальность – способность выдвигать новые, неожиданные идеи, отличающиеся от общепринятых, известных, банальных. Изучив возможную литературу по развитию детской творческой активности, я пришла к выводу, что свою работу по этому вопросу нужно строить в двух направлениях: 1. воспитательная работа с учениками, работа над совершенствованием их личностных качеств (стремление к самостоятельности, настойчивости, терпеливости, целеустремлённости и др.) 2. использование различных заданий на уроках и во внеурочное время для развития креативности мышления. Подробнее остановлюсь на творческих заданиях. Задания для развития беглости (продуктивности) мышления: 1. Найти несколько возможных решений задачи, задания 2. Выбрать лучший способ, рациональное решение 3. Установить сходство и различие между заданиями, предметами и т.д. 4. Определить причинно-следственные связи ( 5. Сформулировать как можно больше вопросов по теме, заданию и т.п. (литература – игра «Шапка вопросов») 6. Высказать больше критических замечаний по произведению, заданию. 7. Составить разные задания для одноклассников, чтобы проверить у них сформированность определённых умений и навыков 8. Разработать несколько способов применения известного закона (математика – к вопросу об актуальности таблицы умножения: найти как можно больше областей применения таблицы умножения.) Задания для развития гибкости мышления: 1. Объяснить смысл явления с подтверждением собственными примерами 2. Установить взаимосвязи между изучаемым материалом и конкретным заданием: вычленить проблему, составить план решения, сформулировать гипотезы, выбрать и обосновать лучший способ решения 3. Установить сходство и различия между объектами далёкими по содержанию ( 1. игра «Брошенное слово». Педагог бросает мяч любому игроку, называя слово, игрок – слово, связанное со первым словом, второй называет слово, связанное каким-то образом со словом предыдущего игрока и т.д. Игра может продолжаться до тех пор, пока не надоест или по коллективно установленным правилам. 2. игра «Бином». На столе лежат карточки с предметными картинками, сложенные в 2 кучки. Дети вытаскивают из каждой кучки по одной картинке и находят сходство и различие между ними.) 4. Попытка проанализировать событие или явление с разных точек зрения, не менее чем с четырёх, например: творческие пересказы от имени одного из героев сказки, рассказа и т.д. (литература, краткий пересказ одной из частей сказки-повести «Маугли» от имени одного из героев) Задания для развития оригинальности мышления: 1. Придумать свою необычную задачу. (создан «Сборник юмористических задач для одноклассников», «Сборник волшебных сказок», составленный на основе игры «Бином». 2. Предложить совершенно иной способ решения данной задачи. 3. Применение конструкторских задач (придумать устройство, измеряющее площадь фигур, длину предмета высоту горы и т.д.; устройство, измеряющее человеческие качества – лень, трудолюбие и т.д.; устройство, измеряющее грамотность и т.д.). Важно, чтобы ученики не знали о существовании каких-либо устройств, уже изобретённых человечеством. 4. Поставить к исследуемой проблеме вопрос: «А что, если …?» Принимаются все ответы – от реальных, критических, до самых фантастических. ( «А что, если на земле исчезнут все круглые предметы?», « … исчезнут птицы?», « … если в школе перестанут задавать домашние задания?» и т.п.) 5. Обсуждение какого-либо парадокса (дискуссии: «Если твоя правда несёт зло…», «Если твоя ложь несёт добро…» и т.д.) 6. Игра «Хорошо — плохо»: назвать в любом объекте или ситуации хорошие и плохие стороны; 7. Игра «Цепочка»: задается ситуация для выделения противоречия, которое является исходным для выделения следующего противоречия и т.д.; 8. задания «с противоречиями»; например: «Нарисовать кота так, чтобы его на рисунке не было», «Показать, как можно идти и не идти» и т.п. 9. Задачи: «Что хорошего и что плохого в том, что люди придумали правила грамматики?», «Какие противоречия возникли, когда Буратино вместо школы пошел в театр?», «Назовите положительные и отрицательные последствия осушения болот» и т.п. Я убеждена, что центральное место в обучении творчеству должна занимать самостоятельная продуктивная деятельность учащихся, направленная на получение нового результата. Что касается учащихся младших классов, то их творческая деятельность должна быть направлена на решение и изобретение того, что реальнее и ближе к ним: придумывание примеров, задач, загадок; высказывание оригинальной гипотезы, сочинение сказки, метафоры, пословицы, задачи «да-нетки»; изобретение подвижной или дидактической игры, придумывание нового свойства объекта и его практическое применение, обсуждение вариантов выполнения задания; генерирование способов решения как технической, так и социальной проблем; изготовление игрушек, поделок, наглядностей и т.д. Перечень творческих заданий и задач может быть бесконечным. Это зависит от креативности самого педагога, который работает с детьми. Мои ученики с удовольствием выполняют подобные задания, показывают заинтересованность, пытаются и стараются создать никогда не повторявшийся объект, решение, задание и т.д. Это удаётся далеко не всем. Но каждый ребёнок имеет право на своё творческое самовыражение, поэтому я не делю детей на талантливых и остальных. Положительные эмоции учеников от проделанной ими работы стоят того, чтобы применять творческие задания во всём классе. | |
Просмотров: 1794 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|