Главная » Статьи » В помощь учителю » Научная кафедра |
ВВЕДЕНИЕ Образование во всем мире рассматривается в качестве базовой общекультурной ценности. А это, в свою очередь, позволяет говорить о культуротворческой миссии образования. Образованность человека рассматривается как его внутреннее свойство, которое развивается под влиянием внутренних и внешних, объективных и субъективных факторов и характеризует умение человека решать жизненно важные задачи на основе освоения им человеческой культуры и человеческого опыта. Образованность специалиста характеризует его умение адаптироваться в условиях профессиональной деятельности; личностно и профессионально самореализовываться; строить межличностные, деловые, профессиональные, социальные связи и отношения; продолжать свое профессиональное образование. Отсюда следует, что современный образовательный процесс требует от нас, чтобы мы, преподаватели, были Протеями, символом многоликости и многообразия. Все педагоги должны придерживаться одного очень простого, но сложного в осуществлении правила-аксиомы: «Времена меняются, и мы меняемся с ними. (Tempora mutantur et nos mutantur in illis)..» Педагог новой формации должен быть глубоко мыслящей, креативной личностью. Он способен не просто передавать готовые, веками накопленные знания, но и творчески осмысливать свой профессиональный труд. И в этом неоспоримую помощь окажет педагогическое эссе. Жанр педагогического эссе весьма актуален в век компьютеризации и небывалого технического прогресса, так как позволяет не забывать о слове, главном орудии в профессиональной деятельности каждого педагога. Следует обратить внимание, что эссе – это литературный жанр. К эссе обращаются, прежде всего, такие писатели, творчеству которых свойственно лирическое начало, стремление к самовыражению, самораскрытию личности. Жанр эссе требует свободного владения темой и определенной смелости (самобытности, непохожести на других) во взглядах и суждениях. Каждый автор эссе должен чувствовать, что слова А.С. Грибоедова: «Как живу, так и пишу: свободно и свободно», – относятся и к нему тоже. Однако надо помнить, что, несмотря на свободу творчества, писать в жанре эссе совсем нелегко, так как надо найти оригинальную идею (даже на традиционном материале), высказать нестандартный взгляд на какую-либо проблему. Рассмотрим определения жанра эссе в разных источниках. Так, в «Кратком словаре литературоведческих терминов» дается следующее определение жанра эссе: «Эссе – разновидность очерка, в котором главную роль играет не воспроизведение факта, а изображение впечатлений, раздумий, ассоциаций. Эссе возник на рубеже XVIII века, распространился в европейской литературе, но особенно популярен стал в Англии. Стиль эссе отличается образностью, афористичностью, близостью к разговорной речи. Встречается философский эссе и литературно-критический. Автор последнего не претендует на анализ произведения или творческого пути писателя, а ограничивается рассуждениями о них, подчеркивая субъективность своего отношения» . Эссе от французского "essai", англ. "essay", "assay" – попытка, проба, очерк; от латинского "exagium" – взвешивание. Создателем жанра эссе считается М.Монтень ("Опыты", 1580 г.). В словаре С.И. Ожегова: «Эссе – прозаическое сочинение небольшого объема и свободной композиции на частную тему, трактуемую субъективно и обычно неполно» . Литературный энциклопедический словарь сообщает нам, что «эссе – это прозаическое произведение небольшого объема и свободной композиции, выражающее индивидуальные впечатления и соображения по конкретному поводу или вопросу и заведомо не претендующие на определенную или исчерпывающую трактовку предмета. Эссе предполагает новое, субъективно окрашенное слово о чем-либо. Стиль эссе отличается образностью, афористичностью и установкой на разговорную интонацию и лексику» . Анализируя определения жанра эссе, данные в разных словарных статьях, мы можем выделить ключевые слова, характеризующие эссе как жанр литературного произведения: индивидуальная позиция автора; субъективный подход в развитии проблемы; афористичность и образность языка; свободный стиль изложения. Из всего выше сказанного мы вывели определение собственно педагогического эссе: ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ЭССЕ – 1) один из способов творческой самореализации педагога, его видение путей решения той или иной педагогической проблемы; 2) это самоанализ, критическое осмысление собственной педагогической деятельности; 3) педагогическая философия учителя, его убеждения, взгляды, ценности, приоритеты. Данные методические рекомендации призваны помочь педагогу не только в написании эссе, но и в творческой презентации следующих умений: умение учителя ориентироваться в современных педагогических концепциях; умение выявить основные проблемы современного образования и предложить реальные пути их решения; умение компетентно и объективно анализировать свой профессиональный опыт; умение следовать языковому стилю данного жанра (эссе): публицистичность, образность, эмоциональность, лаконичность; умение формулировать своей главную идею, которая сможет стать стержнем эссе. Алгоритм написания педагогического эссе. Алгоритм написания эссе можно разбить на несколько этапов: обдумывание – планирование – написание – проверка – апробация. На этапе обдумывания автор под влиянием внешних событий, ситуаций, инноваций в сфере образования, может быть даже трудностей в личной педагогической деятельности приходит к формулированию темы эссе. Автор пока еще только представляет мысленный образ конечного результата своих размышлений, думает о способах решения проблемы. Этап планирования – это определение цели, основных идей, источников информации, сроков окончания и представления работы. Цель должна определять действия. Идеи, как и цели, могут быть конкретными и общими, более абстрактными. Мысли, чувства, взгляды и представления могут быть выражены в форме аналогий, ассоциации, предположений, рассуждений, суждений, аргументов, доводов и т.д. На всех этапах написания эссе, необходимо учитывать следующие требования к содержательной стороне работы: Наличие конкретной темы или вопроса. Тема не должна инициировать изложение лишь определений понятий, ее цель – побуждать к размышлению. Тема эссе должна содержать в себе вопрос, проблему, мотивировать на размышление. Одно из важнейших условий раскрытия темы эссе – осмысление оснований, идей и методов педагогической деятельности в ее развитии. Личностный характер восприятия проблемы и ее осмысления. В эссе, как уже было сказано, ярко выражена авторская позиция, искренность, эмоциональность изложения. Эссе — жанр субъективный, который интересен именно тем, что дает возможность увидеть личность автора, своеобразие его позиции, стиля мышления, речи, отношения к миру. Автор эссе – не только рассказчик и повествователь, но еще и герой. Жанр эссе дает право на субъективный подход к теме и свободную композицию. Свободная композиция. Свободная композиция – главная примета эссе как жанра. Последовательность изложения подчинена только внутренней логике авторских размышлений. Мотивировки, связки между частями текста часто носят в эссе ассоциативный характер. Отсюда особый синтаксис – множество неполных предложений, вопросительные и восклицательные конструкции. В пунктуации – многоточия, приглашающие к соразмышлению. Эссе по своей природе устроено так, что не терпит никаких формальных рамок. Непринужденность повествования. «Непринужденность» фактически используется как легкость, изящество стиля, увлекательность повествования. Автору эссе важно установить доверительный стиль общения с читателем; чтобы быть понятым, он избегает намеренно усложненных, неясных, излишне «строгих» построений. Исследователи отмечают, что хорошее эссе может написать только тот, кто свободно владеет темой, видит ее с различных сторон и готов предъявить читателю не исчерпывающий, но многоаспектный взгляд на явление, ставшее отправной точкой его размышлений. Парадоксальность. Под парадоксальностью понимается нестандартность, творчество в подаче материала. Эссе призвано удивить читателя – это, по мнению многих исследователей, его обязательное качество. Более того, эссе рождается из удивления, которое возникает у автора при чтении книги, просмотре кинофильма, в разговоре с другом. Отправной точкой для размышлений, воплощенных в эссе, нередко являются афористическое, яркое высказывание или парадоксальное определение, буквально сталкивающее, на первый взгляд, бесспорные, но взаимно исключающие друг друга утверждения, характеристики, тезисы. Внутреннее смысловое единство. Возможно, это один из парадоксов жанра. Свободное по композиции, ориентированное на субъективность, эссе вместе с тем обладает внутренним смысловым единством, т.е. согласованностью ключевых тезисов и утверждений, внутренней гармонией аргументов и ассоциаций, непротиворечивостью тех суждений, в которых выражена личностная позиция автора. Особый язык эссе. Особый язык эссе предполагает образность и афористичность – яркость и художественность текста, убедительность и доказательность, меткость, точность, глубину слова и мысли, отказ от словесных штампов и клише в выражении своих заветных мыслей. Можно использовать разговорную речь: по речевому построению эссе – динамичное чередование полемичных высказываний, вопросов, в нем возможна установка на разговорную интонацию и лексику, живое общение с читателем, живые эмоции, без которых нет духовной компоненты жанра, нет ощущения живой беседы автора со своим читателем. В эссе можно встретить ассоциации, которые проявляются как свобода для творческого толкования мыслей и чувств, определенным образом «спрятанных» в тексте. Не бойтесь использовать многочисленные средства художественной выразительности: метафоры, аллегорические и притчевые образы, символы, сравнения. Объем эссе. Каких-либо жестких границ по объему эссе не существует, но даже самый красноречивый эссеист, как правило, ограничивает свое сочинение двумя-тремя страницами. Требования к структурной стороне работы (эссе). Построение эссе - это ответ на вопрос или раскрытие темы, которое основано на классической системе доказательств. Введение - суть и обоснование выбора данной темы, состоит из ряда компонентов, связанных логически и стилистически; На этом этапе очень важно правильно сформулировать вопрос, на который вы собираетесь найти ответ в ходе своего исследования. При работе над введением могут помочь ответы на следующие вопросы: «Надо ли давать определения терминам, прозвучавшим в теме эссе?», «Почему тема, которую я раскрываю, является важной в настоящий момент?», «Какие понятия будут вовлечены в мои рассуждения по теме?», « Могу ли я разделить тему на несколько более мелких подтем?». Основная часть - это изложение основного вопроса. Данная часть предполагает развитие аргументации и анализа, а также обоснование их, исходя из имеющихся данных, других аргументов и позиций по этому вопросу. В этом заключается основное содержание эссе и это представляет собой главную трудность. В этой связи важное значение имеют подзаголовки, на основе которых осуществляется структурирование аргументации; именно здесь необходимо обосновать предлагаемую аргументацию/анализ. В зависимости от поставленного вопроса анализ проводится на основе следующих категорий: причина – следствие, общее – особенное, форма – содержание, часть – целое, постоянство – изменчивость. В процессе построения эссе необходимо помнить, что один параграф должен содержать только одно утверждение и соответствующее доказательство, подкрепленное графическим и иллюстративным материалом. Следовательно, наполняя содержанием разделы аргументацией (соответствующей подзаголовкам), необходимо в пределах параграфа ограничить себя рассмотрением одной главной мысли. Заключение - обобщения и аргументированные выводы по теме с указанием области ее применения и т.д. Подытоживает эссе или еще раз вносит пояснения, подкрепляет смысл и значение изложенного в основной части. Методы, рекомендуемые для составления заключения: повторение, иллюстрация, цитата, впечатляющее утверждение. Заключение может содержать такой очень важный, дополняющий эссе элемент, как указание на применение исследования, не исключая взаимосвязи с другими проблемами. Структура аппарата доказательств Доказательство - это совокупность логических приемов обоснования истинности какого-либо суждения с помощью других истинных и связанных с ним суждений. Оно связано с убеждением, но не тождественно ему: аргументация или доказательство должны основываться на данных науки и общественно-исторической практики, убеждения же могут быть основаны на предрассудках, неосведомленности людей в вопросах экономики и политики, видимости доказательности. Другими словами, доказательство или аргументация – это рассуждение, использующее факты, истинные суждения, научные данные и убеждающее нас в истинности того, о чем идет речь. Структура любого доказательства включает в себя три составляющие: тезис, аргументы и выводы. Тезис – это положение (суждение), которое требуется доказать. Аргументы – это категории, которыми пользуются при доказательстве истинности тезиса. Вывод – это мнение, основанное на анализе фактов. Оценочные суждения – это мнения, основанные на наших убеждениях, верованиях или взглядах. Аргументы обычно делятся на следующие группы: Удостоверенные факты – фактический материал (или статистические данные). Факты – это питательная среда для выяснения тенденций, а на их основании – законов в различных областях знаний, поэтому мы часто иллюстрируем действие законов на основе фактических данных. Определения в процессе аргументации используются как описание понятий, связанных с тезисом. Законы науки и ранее доказанные теоремы тоже могут использоваться как аргументы доказательства. Для того чтобы расположить тезисы и аргументы в логической последовательности, необходимо знать способы их взаимосвязи. Связь предполагает взаимодействие тезиса и аргумента и может быть прямой, косвенной и разделительной. Прямое доказательство – доказательство, при котором истинность тезиса непосредственно обосновывается аргументом. Метод прямого доказательства можно применять, используя технику индукции, дедукции, аналогии и причинно-следственных связей. Индукция – процесс, в результате которого мы приходим к выводам, базирующимся на фактах. Мы движемся в своих рассуждениях от частного к общему, от предположения к утверждению. Общее правило индукции гласит: чем больше фактов, тем убедительнее аргументация. Дедукция – процесс рассуждения от общего к частному, в котором вывод обычно строится с опорой на две предпосылки, одна из которых носит более общий характер. Например: Все люди, ставящие перед собой ясные цели и сохраняющие присутствие духа во время критических ситуаций, являются великими лидерами. По свидетельству многочисленных современников, такими качествами обладал А. Линкольн - один из самых ярких лидеров в истории Америки. Аналогия – способ рассуждений, построенный на сравнении. Аналогия предполагает, что если объекты А и Б схожи по нескольким направлениям, то они должны иметь одинаковые свойства. Необходимо помнить о некоторых особенностях данного вида аргументации: направления сравнения должны касаться наиболее значительных черт двух сравниваемых объектов, иначе можно прийти к совершенно абсурдному выводу. Причинно-следственная аргументация – аргументация с помощью объяснения причин того или иного явления. Апробация и проверка. После того, как найден исходный материал для написания эссе, учтены требования к содержательной и структурной стороне работы данного типа, обратите внимание на следующие рекомендации: Напишите эссе в черновом варианте, придерживаясь оптимальной структуры; Проанализируйте содержание написанного; Проверьте стиль и грамотность, композиционное построение эссе, логичность и последовательность изложенного (избегайте слишком эмоциональных прилагательных и наречий, важно определиться, чтобы в работе вы не перескакивали с научного стиля на публицистический, разговорный и наоборот); Сократите объем эссе (напоминаем, работа должна быть краткой, не более двух страниц); Предложите прочитать эссе людям, которым вы доверяете (коллегам, друзьям, родственникам), всем тем, кто не постесняется вас покритиковать. Еще раз обратите внимание на привлекательность вашей работы, ее индивидуальность (есть ли в вашей работе что-то особенное, позволяющее выбиться из ряда других работ). Раскрыта ли тема? Если задается такая тема конкурсного эссе, как «Моя педагогическая философия», то она предполагает, что автор, раскрывая ее, продемонстрирует достойный уровень педагогической культуры, отражающий глубину и основательность понимания им знаний педагогической теории в ее постоянном развитии, соотнесенность этой теории с живой практикой обучения, воспитания и развития личности. Внесите необходимые изменения и напишите окончательный вариант. Педагогическое эссе на тему: Личностный потенциал педагога. Способы достижения профессионального успеха и самореализации Посредственный учитель излагает. Хороший учитель объясняет. Выдающийся учитель показывает. Великий учитель вдохновляет. Уильям Артур Уорд Говоря о личностном потенциале педагога, о способах достижения профессионального успеха и самореализации, невольно задумываешься над вопросом: «Современный учитель… Кто он?» Современный учитель… Кто он? Человек - профессионал, который живет своей профессией, достигая значительных успехов и получая прогнозируемый результат? Человек - гражданин, имеющий определенную правоспособность, наделенный правами, свободами и обремененный обязанностями? Человек – творец, который через творческую деятельность стремится найти себя, ядро своей личности, глубинную сущность? Я современный учитель. И сложность моего учительского труда заключается в том, чтобы развивать в каждом своем ученике тягу к познанию, интерес к творчеству, поэтому сама иногда нахожусь в поиске нового. Считаю, что современный учитель – профессионал, который вынужден знать о массе направлений, непосредственно связанных с его предметом, а сверх того - иметь представление и о других предметах, владеющий комплексом качеств, которые способствуют успешной передаче знаний. Это гражданин, на каждом уроке воспитывающий в своих детях доброту, милосердие, честность, порядочность и любовь к Родине – качества, составляющие непреходящую ценность человеческой культуры во все века. Когда надо – он артист, художник. Потребуется – писатель и певец. В то же время он всегда ученик. Недаром русская пословица гласит: «Учи других, и сам поймешь». Современный учитель – это человек, который всегда учится творчеству и творит: себя, как личность, урок, ученика. В наше время ученику нужен учитель не информатор – марионетка, а соратник, друг, способный бескорыстно дарить знания, доброту, любовь всем людям, окружающим его. Поэтому я стараюсь построить свою работу так, чтобы ученик всегда выступал в соавторстве со мной. Я глубоко убеждена, что учитель должен верить, что все дети без исключения способны и успешны, но каждый ребенок талантлив по-своему. Современный учитель должен помочь каждому ребенку найти себя, раскрыть свои способности, самореализоваться. Современный учитель - это тот учитель, который знает, что на уроке неспособных и равнодушных детей нет. Моя цель – увидеть, разглядеть, не пропустить в ребенке все лучшее, что в нем есть, и дать импульс к самосовершенствованию через развитие творчества, идущего из самой глубины его. На своих уроках стараюсь использовать информационно – коммуникативные технологии, которые не оставляют равнодушным ни одного ребенка, вовлекают в познавательную деятельность, заставляют мыслить, анализировать, делать самостоятельные выводы. Будучи современным учителем, стараюсь реализовать важнейшую цель педагогики – воспитать доброго, самостоятельного, способного к сотрудничеству ребенка. Я хочу воспитать в своих учениках духовность, нравственность. Как это сделать? Наверное, каждый учитель, садясь за письменный стол, задаёт себе этот вопрос. Поэтому современные уроки литературы - это уроки - размышления, уроки исследования, уроки - открытия. Ребёнка нужно воспитывать на ценностях литературы, а для этого он её должен знать. Почему наши дети так мало читают? Много разных причин тому. Я попробовала «влюбить» их в свой предмет. Как? Известна тяга детей к интересному, необычному. Начну урок нестандартно, решила я: буду читать наизусть, стану на время урока актрисой! Найду такой яркий эпизод текста, который всколыхнёт душу ученика, произведёт на него незабываемое впечатление. Тогда, я уверена, возникнет атмосфера, в которой ребята почувствуют потребность прочитать книгу не по принуждению учителя, а по своему искреннему желанию. И, в заключение, мне хотелось бы привести одно высказывание, которое в полной мере раскрывает мою педагогику: «Каждый человек выбирает свой жизненный путь с того момента, когда появились «маленькие крылышки», с помощью которых он пытается взлететь вверх, но они еще слишком малы, чтобы взлететь, и поэтому он бежит по земле, перебирая своими еще неокрепшими ножками в надежде почувствовать свободу полета. И куда приведут его эти ножки, если рядом не окажется того, кто будет учить его летать?» Будьте современным учителем! Учите летать! Уверенно «стоящим» на крыле падения не страшны. ЛИТЕРАТУРА 1. Винокур Г.О. Филологические исследования: лингвистика и поэтика. – М.: Наука, 1990. – 452 с. 2. Введенская Л.А. Русский язык и культура речи. – Ростов н/Д: Феникс, 2004. – 384 с. 3. Краткий словарь литературоведческих терминов. – М.,1974. – 509 с. 4. Литературный энциклопедический словарь/ Под общей ред. В.М. Кожевникова, П.А. Николаева. – М.:Сов.энциклопедия, 1987. – 752 с. 5. Ожегов С.И. Словарь русского языка. – М.: Русский язык, 1998. – 750 с. 6. Правила разработки учебной литературы, учебных пособий, учебно-методических пособий, УМК по дисциплине для специальностей технического и профессионального образования. 7. Сыдыкназаров М.К. Традиции жанра эссе в современной прозе Казахстана. – М., 2003. – 28 с. 8. Теория литературы: В 2 т/ Под ред. Н.Д. Тамарченко. – Т 1. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 512 с. 9. Хализев В.Е. Теория литературы. – М.: Высш.шк., 2002. – 437 с. 10. Хазагеров Г.Г., Лобанов И.Б. Риторика. – Ростов н/Д: Феникс, 2005. – 544 с. СОДЕРЖАНИЕ: 1. Введение 2. Алгоритм написания эссе 3. Структура аппарата доказательств 4. Педагогическое эссе на тему: «Личностный потенциал педагога. Способы достижения профессионального успеха и самореализации» | |
Просмотров: 9329 | Комментарии: 4 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|