Главная » Статьи » В помощь учителю » Научная кафедра |
Требования к современному уроку, которые сегодня предъявляет государство и общество подразумевают разностороннее образование, развитие и, конечно, воспитание обучающихся внутри общеобразовательного пространства. Уроки музыки – это одна из дисциплин, на которых возможно формирование культурологических и эстетических компетенций школьников, важных и необходимых каждому будущему взрослому интеллигентному человеку. На сегодняшний день у современного общества вырисовывается очень серьезная проблема, которая заключается в том, что нынешнее молодое поколение теряет жизненные ориентиры. Культурное, этическое, эстетическое воспитание многих находится на крайне низком уровне. Молодое поколение не интересуется классической музыкой, не разбирается в направлениях искусства, а главное не имеет навыков самовыражения, не умеет анализировать, взвешивать, отбирать и применять по ситуации собственные эмоции, полученные от общения с прекрасным. Часто на своих уроках я вижу необыкновенно прекрасные глаза детей, полные проникновения и участия при слушании музыки, но почему - то выйдя за двери кабинета, я вижу этих же детей колючими и озлобленными. Как на уроках общения с искусством я могу помочь ученикам вырастить природой заложенные в них духовные качества? Что может послужить на моих уроках критерием оценивания культурологической и эстетической компетенции, ведь эти предметные компетенции, на мой взгляд, являются наиболее сложными с точки зрения оценивания и отслеживания их сформированности. Ответы на эти вопросы я нашла для себя при работе над составлением компетентностно – ориентированных заданиях (КОЗ). Один мудрец сказал: «Умеющий мыслить – умеет задавать вопросы». Вопрос в КОЗ, который отвечал бы всем требованиям, предъявляемым его функции развития ключевых и предметных компетенций должен удовлетворять потребностям двух субъектов обучения - ученика и учителя. Ученик должен иметь возможность: • самоутвердиться, • пробудить интерес к изучению предметного материала, • проверить уровень усвоения знаний, закрепить усвоенные знания, • выразить свои мысли, суждения, точку зрения, проанализировать собственные эмоции. Учитель: • иметь возможность объективно оценить уровень компетентности разрешения проблем и самоменеджмента, информационную, коммуникативную компетентность а также предметные компетентности - эстетическую и культурологическую, • отследить уровень сформированности компетенций, • на основе мониторинга КОЗ составить план-прогноз развития каждого обучающегося. Кроме того вопросы должны иметь разноуровневый характер заданий, непременно нести в себе две задачи образования академическую и социальную или «ежедневную» (в мировой педагогике эти понятия были выделены Л. Выготским), и затрагивать когнитивные и аффективные области обучения. Как это совместить в одном проблемном задании? Здесь на помощь пришла таксономия Б. Блума (Бенджамин Блум (Benjamin Bloom), психолог Университета в Чикаго, предложил ее в 1956 году как метод оценки успешности обучения), согласно которой существует 6 ступеней: знания, понимание, применение, анализ, синтез, оценка. Знания – выученные определения, понятия, терминология, информация. Если материал понимается, то выявляется способность применения. Необходимо совмещение знаний и действий что дает развитие умений как общеучебных, так и специальных. Далее чтобы понять, о чем идет речь надо использовать принцип наглядности и доступности. Если учащийся владеет этой способностью, то это уровень анализа. Анализ помогает сделать синтез. А что мажно синтезировать? – новые знания! Синтез подразумевает применение учащимися различных методов и приемов для решения проблемы. Ну и оценить степень значимости изученного материала, его значения, способность ответить на вопрос: зачем мне это нужно? – позволяет выявить высшую степень обученности по предмету. Таким образом, на основе одного КОЗ можно выяснить реальный уровень познавательной области обучающегося. Но если строить задания только на когнитивных вопросах, то предметные компетенции – культурологическая и эстетическая - останутся не отслеженными. Поэтому необходимо, чтобы вопросы затрагивали и аффективную область. Эта область была выделена Д. Кротволем. Аффективная (эмоционально-ценностная) область. К ней относятся цели формирования эмоционально-личностного отношения к явлениям окружающего мира, начиная от простого восприятия, интереса до усвоения ценностных ориентаций и отношений, их активного проявления. В эту сферу попадают такие цели — формирование интересов и склонностей, переживание тех или иных чувств, формирование отношения, его осознание и проявление в деятельности. В эту область входят несколько категорий: восприятие, реагирование, усвоение ценностной ориентации, организация ценностных ориентаций, распределение ценностной ориентации или их комплекса на деятельность. Восприятие Эта категория обозначает готовность и способность ученика воспринимать те или иные явления, поступающие из окружающего мира стимулы. С позиции учителя путь к достижению таких целей состоит в том, чтобы привлечь, удержать и направить внимание ученика. Реагирование (отклик) Эта категория обозначает активные проявления, исходящие от самого ученика. На данном уровне он не просто воспринимает, но и откликается на то или иное явление или внешний стимул, проявляет интерес к предмету, явлению или деятельности. Усвоение ценностной ориентации В эту категорию входят различные уровни усвоения ценностных ориентаций (то есть отношения к тем или иным объектам, явлениям или видам деятельности) Организация ценностных ориентаций Эта категория охватывает осмысление и соединение различных ценностных ориентаций, разрешение возможных противоречий между ними и формирование системы ценностей на основе наиболее значимых и устойчивых. Распространение ценностной ориентации или их комплекса на деятельность Эта категория обозначает такой уровень усвоения ценностей, на котором они устойчиво определяют поведение индивида, входят в привычный образ действий, или жизненный стиль. Категории оценивания могут меняться в зависимости от КОЗ. Согласно данной шкалы оценивания составлена следующая разбалловка: Максимальное количество баллов – 19. 17-19 баллов – «5» - высокий уровень. 12-16 баллов – «4» - достаточный. 6-11 баллов – «3» - удовлетворительный. Двоек за КОЗ не бывает, если учащийся набрал меньше шести баллов, то учителю достаточно проанализировать уровень КОЗ по таксономии и предложить учащемуся выполнить задание более легкого уровня в качестве домашнего задания. Часто бывает, что обучающийся показывает третью и четвертую категорию аффективной области, но уровень задания по таксономии выбрал низкий, в этом случае он поощряется дополнительными баллами. Как правило, многие учащиеся сразу берут задание с высоким уровнем, но здесь действует железное правило, которое мы приняли с детьми – вопросы по содержанию задания не принимаются! Другими словами не понятно задание – выбирай более легкий уровень. Таким образом, я нашла систему объективного оценивания по моему предмету. Данную шкалу я заполняю по каждому заданию отдельно и в конце года без труда заполняю карту развития каждого учащегося. Подобные задания стали для моих учеников долгожданным ответом на их потребности в обучении, они с нетерпением ждут эти задания. Результат – это повышенный интерес к изучению моего предмета, освоение учащимися навыков самостоятельной работы с различными источниками информации, повышается культурный, духовный уровень детей, а главное они не хотят больше уроков – лекций, они хотят сами читать, анализировать, сравнивать, сопоставлять и находить ответы из дополнительных источников, открыто выражать свои чувства. Некоторые КОЗ вырастают в исследовательские проекты, но самое важное, что мы с моими учениками нашли ключик к огромному миру искусства музыки. Источник: http://С. Мирсеитова, 2009, Словарь RWCT,Алматы, Верена. В.А.Прудникова, 2006, Материалы международной конференции, Астана, 11- | |
Просмотров: 2580 | Комментарии: 1 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|