Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Научная кафедра

Век полиглотов
Концептуальные основы трехъязычного образования в Республике Казахстан и международные
стандарты обучения языку как иностранному
И. Кубаева,
доктор педагогических наук
ХX1 век назван ЮНЕСКО «Веком полиглотов», т.е. на современном этапе требуется знание не только одного и даже не двух языков, а трех и более, что становится необходимым условием образованности в информационном обществе.
Термин «концепция» в широком смысле означает определенный способ понимания, трактовки какого-либо явления, а также основную точку зрения на данное явление» [1, с.625].
В «Концепции развития образования Республики Казахстан до 2015» сказано, что содержание начального образования (1-4 классы) «будет обогащено ранним изучением иностранного языка и основ информатики» [2]. Если учесть, что в нашей стране казахский и русский языки изучаются с 1 класса в соответствующих типах школ, то введение второго и третьего языков логично с 3 класса. Значение родного языка, который является базовым, трудно переоценить. От базового языка как орудия общения, обмена мыслями, взаимного понимания людей в обществе, в данном случае понимания детьми учебного материала, допустим, по математике, истории и другим предметам, зависит усвоение последних.
Проблема многоязычного образования исследуется систематически. Еще в 80-х годах XX века М. Сигуан и У. Макки [3] показали, что для успешного двуязычного образования нужны серьезная материальная база и высокий социальный уровень родителей, их помощь школе и соответствующая двуязычная среда общения. В школах с валлийским и английским языками обучения качество знаний оказалось ниже, чем в одноязычных школах той же провинции и с таким же контингентом учащихся.
Мир стал теснее благодаря появлению принципиально новых видов коммуникаций, благодаря информационным технологиям. Интенсифицировались контакты стран и народов, их языков и культур. В связи с этим образование сегодня выходит за национальные границы, все более проявляется устойчивая тенденция к глобализации мирового образования. Следовательно, при разработке учебных программ и планов, учебно-методических комплексов (УМК) одним из факторов учета должны стать общемировые и региональные стандарты образования. Помимо этого разрабатываются новые технологии, в частности, дистанционное обучение и использование Интернета в образовании свидетельствуют о мобильности современного человека. Эта мобильность, а также оперативность, готовность действовать в непредсказуемых и стремительно меняющихся условиях, адекватность мышления, речи и поведения востребованы в современной образовательной сфере. Поэтому сегодня в учебном процессе важен отбор лексического и грамматического минимума в когнитивном аспекте, так как когнитивный аспект предполагает изучение проблемы на стыке языкознания, философии, логики, психологии и теории искусственного интеллекта. Вышеизложенное предусматривает строительство учебного процесса на проблемной, личностно-смысловой, альтернативной, диалоговой и ситуативной основе.
Данные идеи и изменения должны быть заложены и реализованы в УМК, учебниках, как обязательных составных компонентах данного учебного процесса. В контексте вышеизложенного актуализируются инновационные подходы к обучению, в том числе культурологический аспект в языковом обучении. Новые учебно-методические комплексы, прежде всего, новые учебники, необходимо разрабатывать как коммуникативно-деятельностные с культурологической направленностью, как учебники языка и диалога культур.
Проблемы методики обучения казахскому языку как второму и иностранному на современном этапе развития Республики Казахстан требуют настоятельного рассмотрения, как в теоретическом, так и в практическом плане.
На современном этапе развития общества требуется знание не только одного и даже двух языков, а трех и более, что становится необходимым условием образованности в информационном пространстве. Поэтому мы ставим стратегическую цель – формирование полиязычной и поликультурной личности выпускника средней школы. Содержательным компонентом коммуникативно-ориентированного обучения языкам должны стать общие понятия, в основе которых – логико-семантический аспект иноязычной речи в общеевропейских стандартах.
Вхождение Казахстана в Евразийское и мировое экономическое сообщество невозможно без обеспечения межкультурной коммуникации и исследований в области теории и методики обучения казахскому языку как иностранному.
Исследование основных лингвистических принципов и параметров описания иностранных языков в целях их преподавания осуществлялось в ряде проектов во второй половине ХХ века [4;5]. Наиболее успешным был проект Совета Европы, разработанный с целью интенсивного обмена достижениями в области науки, культуры, обмена технологической информацией.
Ключевым принципом этого подхода явилась ориентация на овладение языком как средством общения в реальных жизненных ситуациях, актуальных для учащихся. Проект был разработан Ян Ван Еком и Джимом Тримом для описания порогового (начального) уровня английского языка.
Идея взаимосвязанного обучения казахскому языку через русский или английский языки-посредники исследована нами на материале казахского языка как второго для русскоязычных обучающихся. Работа, написанная в аспекте теории взаимосвязанного многоязычного образования, может быть полезна как теоретическая база, так и как практически прошедшая экспериментальную проверку в семи школах города Алматы. И если мы ставим стратегическую цель – формирование поликультурной личности выпускника средней школы через формирование коммуникативной компетенции, то, естественно, что содержательным компонентом коммуникативно-ориентированного обучения языкам должны стать общие понятия. Именно на основе общих понятий описан лексико-семантический аспект иноязычной речи в общеевропейских стандартах. Анализ этих стандартов показывает, что для начального этапа обучения, когда необходимо обучить детей общению в повседневных жизненных ситуациях, вполне можно использовать для всех трех языков.
Презентация лексики по классам общих понятий позволяет в полной мере использовать в обучении казахскому языку так называемый естественный универсальный алгоритм овладения родным (первым) языком путем «введения новых правил во «внутреннюю грамматику» ребенка». Развитие познавательной деятельности (когниции), мышления при изучении параллельно трех языков в школе становится особым, когда ученик для выражения мысли на новом языке отбирает новый способ выражения.
Изучение неродного языка, сопровождаемого соизучением и национальной культуры, имеет под собой и серьезную мотивационную основу. Знание культуры облегчает овладение языком, так как после усвоения первых языковых конструкций изучение языка начинает сопровождаться постоянным открытием нового общества, другой культуры. Лексика (равно как и другие уровни языка) начинает соотноситься с культурным контекстом, который облегчает одновременно ее усвоение, ее закрепление и повторное использование. Когда принимается во внимание контекст, то лексика используется легче, поскольку она является частью целого. Конструкции усваиваются сами по себе лучше, если они применимы к ситуации. Знание культуры также расширяет кругозор обучающихся, обостряет их любознательность.
Соизучение языка и культуры – это необходимые факторы повышения мотивации в процессе преподавания (любого) языка.
1. Хауген Э. Проблемы двуязычного описания // Новое в зарубежной лингвистике. Вып. VI. – М.: Прогресс, 1982.
2. Концепция развития образования Республики Казахстан // Казахстанская правда. 28 декабря. 2003.
3. Сигуан М., Макки Уильям Ф. Образование и двуязычие. – М., Педагогика, 1990. – 180 с.
4. Common European Framework of Reference for Languages: Learning, teaching, asesment. Cambridge, 1990. – 260 p.
5. Van. EK J.A. and, Trim J.L. Council of Europe. The Threshold Level –Cambridge University Press, 1992. – 270 р.
Категория: Научная кафедра | Добавил: collegy (2007-12-02)
Просмотров: 1618 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Среда, 2024-12-18, 12:16 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru