Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Научная кафедра

АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ КАК СПОСОБ ПОВЫШЕНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ
Н.Л. Глазырина

Вхождение Республики Казахстан в мировое образовательное пространство, обусловившее переход на 12-летнее образование, требуют от педагогической общественности нового взгляда на профессиональные задачи и способы их решения, инициирует инновационную деятельность.
Проблема активности личности в обучении – одна из актуальных в психологической, педагогической науке, так и в образовательной практике.
Проблема активности личности в обучении как ведущий фак¬тор достижения целей обучения, общего развития личности, про¬фессиональной ее подготовки требует принципиального осмыс¬ления важнейших элементов обучения (содержания, форм, ме¬тодов) и утверждает в мысли, что стратегическим направлением активизации обучения является не увеличение объема передавае¬мой информации, не усиление и увеличение числа контрольных мероприятий, а создание дидактических и психологических ус¬ловий осмысленности учения, включения в него учащегося на уровне не только интеллектуальной, но личностной и социаль¬ной активности.
Уровень проявления активности личности в обучении обуслов¬ливается основной его логикой, а также уровнем развития учебной мотивации, определяющей во многом не только уровень познава¬тельной активности человека, но и своеобразие его личности.
В соответствии с традиционной логикой обучения, включаю¬щей такие этапы, как первичное ознакомление с материалом, или его восприятие в широком смысле слова; его осмысление; специальную работу по его закреплению и, наконец, овладение материалом, т.е. трансформацию его в практическую деятельность.
Наиболее конструктивным реше¬нием является создание таких психолого-педагогических условий в обучении, в которых обучаемый может занять активную лично¬стную позицию, в наиболее полной мере выразить себя как субъект учебной деятельности, свое индивидуальное «Я». Все сказанное выше выводит на понятие «активное обучение».
А. Вербицкий интерпретирует сущность этого понятия следу¬ющим образом: активное обучение знаменует собой переход от преимущественно регламентирующих, алгоритмизированных, программированных форм и методов организации дидактическо¬го процесса к развивающим, проблемным, исследовательским, поисковым, обеспечивающим рождение познавательных мотивов и интересов, условий для творчества в обучении [1].
М. Новик выделяет следующие отличительные особенности активного обучения:
• принудительная активизация мышления, когда обучаемый вынужден быть активным независимо от его желания;
• достаточно длительное время вовлечения обучаемых в учеб¬ный процесс, поскольку их активность должна быть не кратко¬временной и эпизодической, а в значительной степени устойчи¬вой и длительной (т.е. в течение всего занятия);
• самостоятельная творческая выработка решений, повышен¬ная степень мотивации и эмоциональности обучаемых [2].
Постоянное взаимодействие обучаемых и преподавателя с по¬мощью прямых и обратных связей.
Активные методы обучения (АМО) — это методы, которые побужда¬ют учащихся к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения учебным материалом. Активное обуче¬ние предполагает использование такой системы методов, кото-рая направлена главным образом не на изложение преподавате¬лем готовых знаний, их запоминание и воспроизведение, а на самостоятельное овладение учащимися знаниями и умениями в процессе активной мыслительной и практической деятельности.
Особенности активных методов обучения состоят в том, что в их основе заложено побуждение к практической и мыслительной деятельности, без которой нет движения вперед в овладении зна¬ниями.
Появление и развитие активных методов обусловлено тем, что перед обучением встали новые задачи: не только дать учащимся знания, но и обеспечить формирование и развитие познаватель¬ных интересов и способностей, творческого мышления, умений и навыков самостоятельного умственного труда. Возникновение новых задач обусловлено бурным развитием информации. Если раньше знания, полученные в школе, техникуме, вузе, могли служить человеку долго, иногда в течение всей его трудовой жиз¬ни, то в век информационного бума их необходимо постоянно обновлять, что может быть достигнуто главным образом путем самообразования, а это требует от человека познавательной ак-тивности и самостоятельности.
Познавательная активность означает интеллектуально-эмоци¬ональный отклик на процесс познания, стремление учащегося к учению, к выполнению индивидуальных и общих заданий, инте¬рес к деятельности преподавателя и других учащихся.
Под познавательной самостоятельностью принято понимать стремление и умение самостоятельно мыслить, способность ори¬ентироваться в новой ситуации, находить свой подход к реше¬нию задачи, желание не только понять усваиваемую учебную ин¬формацию, но и способы добывания знаний; критический под¬ход к суждениям других, независимость собственных суждений.
Познавательная активность и познавательная самостоятельность - качества, характеризующие интеллектуальные способности учащих¬ся к учению. Как и другие способности, они проявляются и развиваются в деятельности.
Американские социологи проводили исследования и обратились к молодым людям из разных стран, недавно окончивших школу, и предложили ряд вопросов из разных областей наук. Только 10% опрошенных правильно ответили на вопросы.
Результаты этого исследования подтолкнули российского педагога М. А. Балабана сделать вывод: школа, независимо от того, в какой стране она находится, учит успешно только 1 из 10 учащихся. Как бы мы ни старались – обучаются успешно только 10%. Почему? Исследования показали, что человек запоминает только 10% того, что он читает, 20% того, что слышит, 30% того, что видит. 50% запоминается из того, что мы видим и слышим, просматривая фильмы, бывая на выставках и экскурсиях. 70% мы запоминаем из того, что говорим, участвуя в дискуссиях. И только, когда мы говорим и участвуем в реальной деятельности, сами выносим решения, делаем выводы и прогнозируем дальнейшую деятельность, только тогда мы запоминаем на 90%. Объяснение простое: только 10% людей способны учиться с книгой в руках. Значит, только десяти процентам учащихся приемлемы методы в традиционной школе, остальные 90% способны учиться, но не с книгой в руках, по-другому: своими поступками, реальными делами, всеми органами чувств, т.е. способы познания у разных людей разные.
Активные методы обучения ставят ученика в новую позицию, когда он перестаёт быть «пассивным сосудом», который мы наполняем знаниями, и становится активным участником образовательного процесса. Раньше ученик полностью подчинялся учителю, теперь от него ждут активных действий, мыслей, идей и сомнений
Активные методы обучения предполагают групповую форму работы.
Концептуальные позиции активных методов обучения.
Технология активных методов обучения основана на коллективной деятельности и направлена на:
• взаимное обогащение учащихся в группе;
• организацию совместных действий, ведущих к активизации учебно-познавательных процессов;
• распределение начальных действий и операций;
• коммуникацию, общение, без которых невозможны распределение, обмен и взаимопонимание;
• обмен способов действия для решения проблемы;
• взаимопонимание, которое диктуется характером включения учащихся в совместную деятельность;
• рефлексию, через которую устанавливается отношение участника к собственному действию и обеспечивается адекватная коррекция этого действия.
К активным методам обучения относятся дидактические игры, анализ конкретных ситуаций, решение проблемных задач, обучение по алгоритму, мозговая атака, внеконтекстные операции с понятиями и др. Интенсивные методы используются для организации обучения в короткие сроки с длительными одноразовыми сеансами («метод погружения»).
Понятие «активные методы обучения» (АМО) распространяется на достаточно обширную группу приемов и способов проведения теоретических и практических занятий, таких, как: анализ конкретных ситуаций; решение проблемных задач; - «аквариум»; «вспышка»; деловые игры; работа с деловыми бумагами; групповая мозаика; групповые ралли; две обоймы; метод 6х6; - тест-инструкция; опрос с помощью метапланкарт; «сеть»; интервью в парах; ролевые игры; «квартеты»; «сэндвич»; структурированные занятия; групповой турнир; презентация; брейн - ринг; - кейсы и многие другие.
При разработке методов учитываются следующие критерии:
- оригинальность;
- интерес для обучающихся;
- включение творчества;
- предоставление самостоятельности;
- соответствие с возрастными и психофизиологическими характеристиками;
- обеспечение разнообразия мыслительной деятельности;
- обеспечение разнообразной практической деятельности;
- организация возможностей для самореализации обучающихся;
- воздействие на разные каналы восприятия (репрезентативные каналы);
- использование знаний, умений и опыта обучающихся;
- интерактивность метода;
- результативность метода.
При использовании активных методов важно соблюдать условия эффективного применения:
- соответствие АМО теме и этапам урока;
- соответствие психолого-педагогическим особенностям коллектива;
- гармоничное взаимодействие АМО с другими дидактическими инструментами урока, например, мультимедиа, ТСО, базы данных, библиотеки, наглядные пособия, сеть Интернет, лабораторная база, приусадебный участок;
- достаточность запланированного времени для полноценного проведения АМО;
- эргономичность используемых методов (эффективность и удобство применения);
- наличие достаточного места, необходимых материалов, канцелярских товаров и других условий для качественного проведения АМО;
- обеспечение свободных коммуникаций всех участников;
- соблюдение субъект- субъектных отношений.
В ходе занятия осуществляется взаимодействие всех участников группового процесса на всех этапах урока, используются разные виды интеракции, что положительно сказывается на результативности урока или занятия. Запланирован и организован упорядоченный обмен информацией между всеми участниками образовательного процесса. На каждом этапе урока запланировано и реализуется мотивирование участников образовательного процесса. Образовательная мотивация обучающихся происходит на всех этапах урока. Имеется план-график урока, отмечены результаты каждого этапа урока и в целом, мониторинг образовательного процесса запланирован и реализуется на всех этапах мероприятия, продуманы резервные варианты. Также запланирована качественная рефлексия всех участников образовательного мероприятия как в процессе, так и после его завершения. Запланирован и осуществляется полноценный (эмоциональный и содержательный) анализ и оценка урока, оценка деятельности участников образовательного мероприятия и педагога.
Происходит формирование личностных учебных умений обучающихся, а именно: прослеживается желание обучающихся приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся, формируется положительное отношение к учебе, развивается способность к самооценке своих действий.
В ходе урока, построенного по технологии АМО, четко прослеживается формирование у обучающихся регулятивных учебных умений, обучающиеся самостоятельно или в сотрудничестве с модератором (учителем) организовывают свою учебно-познавательную деятельность, проходя по её этапам: от осознания цели – через планирование действий – к реализации намеченного, самоконтролю и самооценке достигнутого результата.
Чётко прослеживается формирование у обучающихся познавательных умений: готовность осуществлять направленный поиск, обработку и использование информации, делая обобщения и выводы, включая использование знаково-символичных средств для решения различных учебных задач. Осуществляется продуктивное общение в совместной деятельности на протяжении всего урока.
При планировании и проведении урока, предусмотрено:
1. обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся (воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека, толерантности к чужой культуре – достаточно указать только культуру или надо перечислить - к иному образу жизни, поведению, обычаям, чувствам, мнениям, идеям, верованиям), нравственных чувств, убеждений, этического сознания формирование экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни, эстетическое воспитание;
2. формирование ключевых компетентностей (информационной, социальной, коммуникативной, учебно-познавательной);
3. разнообразие индивидуальных образовательных траекторий и индивидуального развития каждого обучающегося (включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья); осуществляется содействие личностному, профессиональному, жизненному самоопределению; предусмотрено установление учащимся значения результатов своей деятельности для удовлетворения своих потребностей, мотивов, жизненных интересов, определение того какое значение, смысл имеет учение для обучающегося;
4. созданы условия: для самостоятельного успешного усвоения обучающимися новых знаний, умений, компетенций, видов и способов деятельности (обобщённых способов действий с учебным материалом, позволяющим учащимся успешно ставить и решать учебные и учебно-практические задачи, в том числе задачи, направленные на отработку теоретических моделей и понятий, и задачи по возможности максимально приближенные к реальным жизненным ситуациям), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм учебного сотрудничества; для самостоятельного осуществления контрольных и оценочных действий; для проявления инициативы в организации учебного сотрудничества;
5. принципы здоровьесбережения применяются на протяжение всего урока (на уроке прослеживается создание здоровьесберегающих условий образовательной деятельности учителя и учащихся по всем показателям – начиная с характеристики аудитории, способов посадки, и пр.)
Существует определенная схема для разработки активных методов:
1. название метода;
2. этап образовательного мероприятия;
3. количество участников;
4. цели и задачи использования метода;
5. продолжительность проведения;
6. необходимые материалы (канцелярские товары и др.), которые понадобятся для успешного проведения метода;
7. предварительная подготовка (если требуется;)
8. подробная технология проведения;
9. инструкции модератора обучающимся для реализации или в ходе проведения АМО
10. примечание (что важно знать или учитывать модератору при использовании данного метода);
11. варианты проведения метода.
Приведем примеры некоторых активных методов
1) Активные методы начала образовательного мероприятия (методы приветствия и знакомства)
Такие методы, как «Мой цветок», «Галерея портретов», «Поздоровайся локтями», «Измерим друг друга», или «Летающие имена» эффективно и динамично помогут вам начать урок или мероприятие, задать нужный ритм, обеспечить рабочий настрой и хорошую атмосферу в классе (аудитории) [3].
Можно необычно начать урок, предложив ученикам поздороваться, как это делают люди в других странах.
Метод приветствия «Круг дружбы» (авторский).
Цель: приветствие обучающихся.
Задачи:
- формировать дружественные отношения в коллективе, познакомить с различными формами приветствия в разных странах;
- снять напряжение в незнакомой группе.
Численность: весь класс (вся группа).
Время – 2-3 минуты
Необходимые материалы:
- полоски шелка или хлопка, которые называются «хада» (количество полосок = количеству человек), обычно они белого цвета, но также может быть светло-голубого и светло-желтого цвета;
- компьютер;
- национальная музыка той страны, способ приветствия которой применяется.
Подготовка: проверить готовность ТСО
Подробная технология проведения. Учащиеся или взрослые встают в круг под негромкую музыку. Для того, чтобы движения были синхронными, модератор объясняет своей группе, что при выполнении движений, сначала вступаем в контакт с партнером слева, затем с партнером, который находится справа.
Инструкции модератора обучающимся для реализации или в ходе проведения АМО.
- Как прекрасно, что мы все сегодня собрались. Приглашаем вас в круг дружбы. (Все участники встают в круг в центре аудитории).
- Давайте еще раз поздороваемся. Здороваться можно по-разному:
* как деловые люди - рукопожатием (жмут друг другу руки);
* как добрые, старые приятели - обняться (обнимают соседа слева, затем справа);
* просто потереться плечиками (спинками);
* приглашая неизвестного человека в дом, монгол преподносит ему полоску шелка или хлопка, которая называется «хада». Обычно она белого цвета, но также может быть светло-голубого и светло-желтого цвета. Если вы удостоились чести получить «хаду», то принимать ее нужно двумя руками с легким поклоном. Передача «хады» и поклон – это знак глубокого взаимного уважения, очень ценимого в монгольской культуре. Давайте поздороваемся по –монгольски и подарим друг другу «хады».
- Спасибо.
Примечание (что важно знать или учитывать модератору при использовании данного метода).
Данный метод наиболее эффективен в применении на ОМ как с детьми, так и со взрослыми.
Если целью модератор поставит не только поприветствовать друг друга и наладить дружеский контакт, но также и обогатить знаниями группу, то время увеличивается еще на 1,5-2 минуты (это время уходит на то, чтобы рассказать о том, как приветствуют друг друга люди разных стран). Подробное описание в приложении.
Варианты проведения метода
В зависимости от возрастного состава группы, здороваться можно по-разному (смотрите приложение).
Можно попросить :
*поздороваться, хлопнув друг друга по ладони;
*взяться за колени соседа;
* поздороваться как эскимосы - прикоснувшись носами друг к другу;
* поклон (как в Японии);
* приветственный танец «адаму» («танец прыжков») (как в Кении);
* приветствие «коутоу» - складывание рук и поклон. Если в группе только женщины, этот обряд называется «ваньфу»: представительницы слабого пола должны соединить руки и провести ими вниз вдоль своего тела (как в Китае);
* сложить ладони вместе, как будто молимся, приложить их к голове, поклониться и произнести «савадди». Позиции рук могут разниться: чем выше руки по отношению к лицу, тем больше уважения оказывается тому, кого приветствуют (как в Таиланде);
* высунуть язык. Эта традиция продолжается до сегодняшнего дня. Ее часто дополняют скрещиванием ладоней на груди и мн. др. (Со статьей «10 самых необычных приветствий со всего мира» можно познакомиться, перейдя по ссылке [4].
Метод знакомства «Расскажи о себе» (авторский)
Цель: познакомить аудиторию друг с другом.
Задачи:
- изучить интересы присутствующих
Численность: вся группа.
Время – 10 – 15 минут
Необходимые материалы: листы формата А4 (по количеству участников), можно разного цвета; фломастеры, видео ПРИРОДА ( можно подобрать музыку природы и т.п.).
Подготовка: столы расставить буквой «П», по кругу, чтобы все участники видели друг друга.
Подробная технология проведения. Обучающиеся сидят на своих местах и вместе с модератором складывают бумагу пополам по длине и «вырывают» человечка. Таким образом, они ассоциируют себя с ним. Затем, постепенно, по рекомендациям модератора, делают необходимые записи на человечке. После чего делают свою презентацию. Своих «человечков» прикрепляют на доску магнитами.
Инструкции модератора обучающимся для реализации или в ходе проведения АМО. Давайте познакомимся и постараемся побольше узнать друг о друге.
- Перед вами лист бумаги. Вырвите из бумаги человечка (Показ выполнения работы под сопровождение ТВ-природа, можно под сопровождение какой-либо приятной музыки).
- Это восприятие себя. На груди напишите свое имя так, как хотите, чтобы Вас называли (Вас так называют).
- Голова – центр мысли человека. В области головы напишите, что Вам нравится в системе образования.
- На правой руке напишите то, что хотели бы изменить.
- На левой руке напишите: какие технологии используете в своей работе
- На правой ноге – какие технологии хотели бы изучить подробнее.
- На левой ноге – какой Вы видите современную школу.
- Просим вас представить себя другим участникам нашего мероприятия.
(Участники по кругу рассказывают о себе, кукла вывешивается на планшет.)
- Большое спасибо!
Примечание (что важно знать или учитывать модератору при использовании данного метода). Данный метод наиболее эффективен в применении на мероприятиях с родителями, педагогами. При изменении вопросов, его можно применить для младшего и старшего школьного возраста, студентов.
Время варьируется в зависимости от количества членов группы.
Другой вариант проведения метода. Если вы решили путешествовать на самолете, то
2) Активные методы презентации учебного материала [3].
В процессе урока учителю регулярно приходится сообщать новый материал обучающимся. Такие методы, как «Инфо-угадайка», «Кластер», «Мозговой штурм» позволят вам сориентировать обучающихся в теме, представить им основные направления движения для дальнейшей самостоятельной работы с новым материалом.
Вместо привычного устного рассказа учителя о новой теме, можно использовать следующий метод представления нового материала:
Метод «Инфо-угадайка»
Цели метода: представление нового материала, структурирование материала, оживление внимания обучающихся.
Группы: все участники.
Время: Зависит от объема нового материала и структуры урока.
Материал: подготовленный лист ватмана, цветные маркеры.
Проведение. Учитель называет тему своего сообщения. На стене прикреплен лист ватмана или блокнот флипчарта, в его центре указано название темы. Остальное пространство листа разделено на секторы, пронумерованные, но пока не заполненные. Начиная с сектора 1, учитель вписывает в сектор название раздела темы, о котором он сейчас начнет говорить в ходе сообщения. Обучающимся предлагается обдумать, о каких аспектах темы, возможно, далее пойдет речь в докладе. Затем учитель раскрывает тему, а в сектор вписываются наиболее существенные моменты первого раздела (можно записывать темы и ключевые моменты маркерами разных цветов). Они вносятся на плакат по ходу сообщения. Закончив изложение материала по первому разделу темы, учитель вписывает во второй сектор название второго раздела темы, и так далее.
3) Активные методы организации самостоятельной работы над темой
При организации самостоятельной работы над новой темой важно, чтобы обучающимся было интересно всесторонне и глубоко проработать новый материал. Как же это можно сделать?! Конечно, при помощи активных методов! Для работы над темой урока можно использовать методы «Ульи», «Визитные карточки», «Экспертиза», «Карта группового сознания». Для проведения дискуссии и принятия решений – методы «Cветофор», «Приоритеты», «На линии огня». Для представления материала самостоятельной работы обучающихся – «Инфо-карусель», «Автобусная остановка», «Ярмарка».
Метод «Автобусная остановка»
Цель: научиться обсуждать и анализировать заданную тему в малых группах.
Группы: 5-7 человек
Численность: весь класс
Время: 20-25 мин.
Материал: листы большого формата (ватман, плакат, блокнот для флипчарта), фломастеры.
Проведение: учитель определяет количество обсуждаемых вопросов новой темы (оптимально 4-5). Участники разбиваются на группы по числу вопросов (5-7 человек в каждой). Группы распределяются по автобусным остановкам. На каждой остановке (на стене или на столе) расположен лист большого формата с записанным на нем вопросом по теме. Учитель ставит задачу группам – записать на листе основные моменты новой темы, относящиеся к вопросу. В течение 5 минут в группах обсуждаются поставленные вопросы и записываются ключевые моменты. Затем по команде учителя группы переходят по часовой стрелке к следующей автобусной остановке. Знакомятся с имеющимися записями и, при необходимости, дополняют их в течение 3 минут. Исправлять существующие записи, сделанные предыдущей группой нельзя. Затем следующий переход к новой автобусной остановке и еще 3 минуты на знакомство, обсуждение и добавление своих записей. Когда группа возвращается к своей первой остановке, она в течение 3 минут знакомится со всеми записями и определяет участника группы, который будет представлять материал. После этого каждая группа презентует результаты работы по своему вопросу. В завершении учитель резюмирует сказанное всеми группами, при необходимости вносит коррективы и подводит итоги работы.
Активные методы обучения при умелом их применении позволяют оптимально решить одновременно следующие учебно-организационные задачи и функции:
- подчинить процесс обучения управляющему воздействию педагога;
- обеспечить включение в активную учебную работу, как подготовленных слушателей, так и новичков;
- установить непрерывный контроль над процессом усвоения учебного материала;
- реализовать учебные функции (закрепляются теоретические знания, отрабатываются новые приемы и методы, а также условия применения знаний и практических навыков, формирования методов познания и деятельности, саморазвития и самореализации);
- реализовать производственные функции (отработать систему управления и его функции: организации производства, планирования, учета, контроля, анализа, координации, регулирования и т.д. для обеспечения стратегии бизнеса; спрогнозировать развитие предприятия, решить проблемную ситуацию и т.д.) с учетом будущей специальности и дисциплины;
- реализовать исследовательские функции, как алгоритм принятия управленческих решений: выявление проблемы, постановка задачи, поиск решения проблемы и т.д.
Кроме того, АМО приобретают ценность еще и потому, что способствуют успешному формированию у обучающихся комплекса положительных деловых качеств, например, таких, как:
- способность быстро адаптироваться в группе, занятой решением общей для всех задачи, проблемы;
- умение устанавливать личные контакты, обмениваться информацией и формировать необходимые точки зрения - работать и самостоятельно, и в команде;
- умение преодолевать сопротивление окружающих, предупреждать столкновения и разногласия, т.е. умение работать в коллективе;
- знание уровня своей компетентности, умение анализировать и оценивать свои действия;
- умение находить причины и источники критических, рисковых ситуаций;
- способность выдвигать и формулировать идеи, предложения и проекты;
- готовность идти на рассчитанный риск и принимать нестандартные решения;
- умение избегать ошибок и просчетов;
- способность ясно и убедительно излагать мысли, быть немногословным, но понятным;
- умение ценить и продуктивно использовать рабочее время;
- умение имитировать наиболее характерные элементы деятельности человека в свете инновационных технологий, их максимальное приближение к реальности и др.
Активное обучение влияет на развитие у слушателей потребности к самообучению, самоусовершенствованию, то есть к научно–организованной самостоятельной работе, которая помогает управлять ситуацией, исключать возникновение неуправляемых явлений, рисковых ситуаций.
На уроках создаётся вполне допустимый рабочий шум при обсуждении проблем: иногда в силу своих психологических возрастных особенностей дети начальной школы не могут совладать со своими эмоциями. Поэтому эти методы лучше вводить постепенно, воспитывая у учащихся культуру дискуссии и сотрудничества.

Список цитируемой литературы:
1. Вербицкий А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. М.: «Высшая школа», 2001.
2. Активные методы обучения: рекомендации по разработке и применению: учеб.-метод. пособие / Е. В. Зарукина, Н. А. Логинова, М. М. Новик. СПб.: СПбГИЭУ, 2010. – 59 с.
3. «Активные методы обучения». Электронный курс. Международный Институт Развития «ЭкоПро», Образовательный портал «Мой университет», http://www.moi-universitet.ru/
4. 10 самых необычных приветствий со всего мира [ электронный ресурс] – Режим доступа . – URL: http://www.cosmo.ru/family/travelling/1094413/

Список использованной литературы:
1. Анцибор М.М. Активные формы и методы обучения. Тула 2002
2. Балаев А.А. Активные методы обучения. Профиздат.- М., 1994 и др.
3. Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. – М., 2001.
4. Виноградова В.С. и др. Развитие познавательной активности. Политиздат. - М., 1990.
5. Григальчик, Е. К., Губаревич, Д. И., Губаревич, И. И. Обучаем иначе. Стратегия активного обучения / Е. К. Григальчик, Д. И. Губаревич, И.И. Губаревич. - Минск: НОООО «БИП-С», 2003.
6. Жук, А. И., Кашель, Н. Н. Активные методы обучения в системе повышения квалификации педагогов: учеб.- метод. пособие / А. И. Жук, Н. Н. Кашель. – Минск: Аверсэв, 2004.
7. Кукушин В.С. Педагогические технологии. Ростов - на – Дону. 2002.
8. Лизинский В.М. Приемы и формы в учебной деятельности. М., 2004.
9. Обучение обучающих. Проект «Развитие местного управления в Казахстане». USAID. – Алматы, 2000.
Категория: Научная кафедра | Добавил: Mangust-75 (2012-02-28)
Просмотров: 10762 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Четверг, 2024-12-19, 1:49 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru