Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Научная кафедра

Исследовательский проект как средство активизации познавательной самостоятельности старшеклассников
Исследовательские проекты, выполненные одаренными учащимися практически значимы, т.к. связаны с технологическими процессами, разработкой способов и приемов повышения уровня информационной среды. Организация условий исследования формирует у ученика внутреннюю мотивацию подходить к научной проблеме с исследовательской, творческой позиции, успешно адаптироваться к быстро меняющемуся обществу. В индивидуальных занятиях личностно-ориентированного компонента, во внеклассной работе с учащимися классов естественно-математического направления применяются информационно-коммуникационные технологии, основанные на проектной методике. Основой метода проектов является направленность на результат, который обязательно должен быть таким, чтобы его можно было увидеть, осмыслить, реально применить в практической деятельности.
Работу над проектом можно разбить на несколько этапов.

I этап – репродуктивный, вхождение в поисковую, научно-исследовательскую деятельность через систему олимпиад и конкурсов; изучение истории и теории вопроса, постановка проблемы, определение темы исследования, формулирование цели деятельности, построение задач, определение методов исследования.
II этап – работа над проектом; организация самостоятельных исследований, теоретические выводы, полученные на основе новых фактов и знаний, оформление результатов исследования.
III этап – исследовательский, экспериментальный; элемент прохождения учащегося через спецкурсы, творческие и научные лаборатории.
IV этап – творческий, продуктивно-деятельностный; прохождение учащегося через научную, исследовательскую и экспериментальную работу, связанную с конструированием, моделированием, выдвижением научных гипотез и защитой своих идей, постановки творческих задач, решение которых требует поиска новых подходов, переработки, осмысления и обобщения информации на качественно новом уровне.

Рассмотрим на конкретном примере как усложнялись из года в год задачи проекта - Формы и методы создания интернет-портала в информационном пространстве РК является актуальной задачей, решаемой на уровне правительственной задачи (e-learning.kz). Проблема внедрения новейших технологий доказала свою незаменимость, появилась возможность существенно скорректировать классно-урочную систему.

Эту проблему учащиеся нашей школы решали 3 года.

В 2009 году темой исследования была «Реализация проекта электронной школы с использованием Интернет-технологий». Целью было рассмотреть и проанализировать основные тенденции разработки электронного журнала на примере использования технологий web 2.0 в интернет-программировании. По результатам был создан сайт schoolozat.ucoz.ru (ozat.7i.kz) с поддержкой технологии управления и просмотра сведений об учебной деятельности.
В 2010 году тема научно-исследовательского проекта уже звучала так «Дистанционные формы обучения с приминением игровых технологий на примере интерактивного web-документа». Проанализировав данные, определив роль электронных технологий в образовании (поддерживающих технологию графики и программирования) был выбран учебник, преобразованный в продукт исследования - сайт с добавлением в него средств мультимедиа выполненных в программе Adobe Flash.
В 2011 году был реализован проект – «Формы и методы создания интернет-портала с поддержкой интерактивного обмена информацией». Продукт - schoolozat.kz это взаимодействие пользователей между собой и развитие коммуникативных способностей пользователей путем интегрированой среды (блоги, мгновенные сообщения, видеосвязь, а также обучающая мультимедийная система, в т.ч. электронный журнал).
С этими проектами учащиеся становились призерами на областной конференции, Межрегиональной НПК в г. Челябинск, призерами Молодежных Дельфийских Игр, в рамках областной олимпиады по информатике были награждены дипломами.

Существенным является вопрос выбора темы и проблемы исследования. Тема должна вытекать из сферы интересов ребенка, и при этом быть интересна и учителю. Важно уделять внимание ее актуальности, иначе творческий процесс сведется к формальному проделыванию необходимых действий, что не даст необходимых результатов. Для достижения необходимого результата требуется значительное количество времени, самостоятельная серьезная работа, научное консультирование в ВУЗах, увлеченность, иногда долгосрочность, т.е. выполняемость в течении ряда лет. Существенным фактором при тестировании является низкий уровень подготовленности учащихся по математике в 10 классе гуманитарного направления (Абдулов Аслан). Так, например, в тестировании за 9 класс (Рыщанов Толеген – 2010 учеб. год, Канипов Игорь – 2009 учеб. год) – существенное количество заданий из курса математики за 10 класс (интегралы, логарифмы); присутствие некорректных заданий отнимающие время учащегося; несоответствие тестов школьной программе по информатике в 9 классе (устаревший QBasic вместо Pascal).
Каждый учёный знает, что настоящее исследование – это сложный, многогранный, творческий процесс, а самое важное в этом процессе – самостоятельное приобретение нового знания. Метод проектов предполагает поисковую деятельность учащихся с обязательным выходом на конкретный значимый результат. Для меня, очень важна результативность и внутренние изменения ребёнка, которые будут способствовать преобразованию его эмоционально-волевой сферы, и помогать ему в дальнейшем обучении.
Категория: Научная кафедра | Добавил: pascal (2012-06-09) | Автор: Александр Шерцер E W
Просмотров: 957 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Понедельник, 2024-11-18, 1:11 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru