Главная » Статьи » В помощь учителю » Научная кафедра |
Ю.В. Кудряшова учитель начальных классов КГУ ОШ № 97 Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка (на материале уроков в 3 классе) Третий год обучения русскому языку обеспечивает дальнейшую интенсификацию интеллектуального развития учащихся на уроках, в первую очередь за счёт нового уровня инициативы и самостоятельности школьников в организации учебного процесса. Используемые словесные методы обучения должны ставить своей целью интеллектуальное развитие школьников. Для этого наиболее эффективными являются следующие методы: рассказ-рассуждение, рассказ-умозаключение, беседа, беседа-рассуждение, беседа-поиск. Данные методы не являются чисто словесными, а представляют собой сплав словесных методов с методами проблемного обучения. Используемые методы на каждом структурном этапе урока и при изучении отдельных тем имеют свою специфику. Рассмотрим, как это выглядит во время проведения минутки чистописания. В первом и втором классах на первой фазе минутки чистописания дети находили букву, техника, написания которой отрабатывалась на данном уроке. На третьем году обучения, выполняя задания, дети вначале выявляют механизм определения буквы, а затем самостоятельно осуществляют её поиск. Следующий этап – формулирование учащимися минутки чистописания. Интеллектуальная работа сопровождается их напряжённой речевой деятельностью в форме рассказа-рассуждения, рассказа-умозаключения. Рассматриваемые приёмы позволяют совершенствовать логическое мышление учащихся, их доказательную связную речь. Они способствуют развитию устойчивости, распределения, объёма внимания, оперативной памяти, наблюдательности. У школьников повышается интерес к русскому языку и усиливается эмоциональный настрой, который в вою очередь «энергетизирует», «катализирует мышление», способствует актуализации познавательной деятельности. (Васильев И.А. Роль интеллектуальных эмоций в регуляции мыслительной деятельности. Психологический журнал.—1998 - №4 с58). Закономерность подбора исходного материала от урока к уроку меняется и постепенно усложняется. Рассмотрим варианты заданий: Вариант 1: Выявление закономерности в подборе слов. Например, учитель предлагает школьникам; внимательно посмотрите на данную запись: ДОКТОР – ВРАЧ РЁВ -- ? ЗОВ -- ? УРАГАН -- ? Правильно сформулировав и выполнив задание, вы определите тему минутки чистописания. Варианты ответа учащихся: «К словам левого столбика надо подобрать синонимы, оканчивающиеся на букву Ч. Доктор – врач, рёв – плач, зов – клич, ураган – смерч. Во всех словах правого столбика имеется Ч. Значит, сегодня на минутке чистописания мы будем писать Ч». Вариант 2: Выявление закономерности подбора букв. Учитель оформляет на доске запись и предлагает детям определить на её основе тему минутки чистописания. А В Ж И О Р Б З ? Варианты ответа учащихся: «В первых двух примерах написано потри буквы: две вверху, одна внизу. Буква, находящаяся внизу, стоит в алфавите между двумя верхними. Буква Б между А и В. Буква З между Ж и И. Между буквами О и Р стоит П. Значит мы сегодня будем писать букву П». Специфика словарно - орфографической работы. Структура и методика проведения словарно – орфографической работы на третьем году обучения усложняется. Для увеличения самостоятельности и стимулирования интеллектуальной деятельности детей используют новые, более сложные, нетрадиционные приёмы в её минимобилизующей части и во время введения слова в активный словарь школьников. Они направлены на активизацию словесно – логического мышления, усиления речевого действия учащихся, осуществление умственных операций на основе интуиции и более напряженного внимания. Изучение нового учебного материала. В данном случае предпочтение по прежнему отдаётся частично – поисковому методу. Однако на третьем году обучения увеличивается доля самостоятельных действий учащихся. Их роль возрастает как при проведении беседы – рассуждения, так и при формулировании вывода и обобщения. При проведении беседы – рассуждения эффект достигается за счёт использования таблиц. Задача детей по ходу беседы запомнить таблицу таким образом, чтобы в конечном счёте по ней можно было сформулировать вывод. Например, в процессе изучения темы «Местоимения третьего лица» учитель чертит таблицу. Местоимения третьего лица. Единственное число. Множественное число. Затем организует беседу – рассуждение. У. Вместо каждого продиктованного мной имени существительного напишите в нужном месте таблицы соответствующее ему местоимение. Посмотрите на таблицу и назовите признак, по которому вы будете распределять местоимения. Д. Мы будем распределять местоимения по числам. У. Исходные существительные: отец, девочка, звено, дети. (Ученики заполняюттаблицу). Д. Он, она, оно, они. У. Местоимения, какого лица вы написали? Д. Мы написали местоимения третьего лица. У. Перечислите местоимения третьего лица единственного числа? Д. Местоимения третьего лица единственного числа: он, она, оно. У. Как изменяются местоимения третьего лица ед.ч.? Д. Местоимения третьего лица единственного числа изменяются по родам. У. Отразите это в таблице. (Учащиеся вносят дополнение в таблицу). У. Назовите местоимение третьего лица множественного числа. Д. Местоимения третьего лица мн. ч. – они. У. Какое местоимение вы употребили вместо существительного девочки? Д. Местоимение они. У. Каким местоимением вы замените слово мальчики? Д. Местоимением они. У. Что можете сказать о местоимении третьего лица множественного числа они? Д. Местоимение третьего лица множественного они не изменяется по родам. У. Отразите это в таблице. (Учащиеся вносят дополнение в таблицу). Местоимения третьего лица. Единственное число. Множественное число. Он, она, оно. Они. Изменяются по родам. Не изменяются по родам. Пользуясь таблицей, скажите, как изменяются местоимения третьего лица? Использование таблиц такого рода дает возможность значительно повысить роль школьника в качестве субъекта учебной деятельности в самой сложной и наиболее важной части урока, расширяет диапазон применения их поисковой активности. Дети становятся более внимательными и сосредоточенными; совершенствуется их логическое и абстрактное мышление; создаётся более благоприятный эмоциональный фон; прочнее и глубже усваиваются новые знания. Во время обобщения изученного материала учащиеся не только используют заранее подготовленный учителем план, как они делали это в первом и втором классах, но и переходят к практике его самостоятельного составления. Для достижения положительного результата в этой работе важно соблюдать некоторые условия: • Первый опыт составления плана следует приобретать на менее сложном или менее объёмном лингвистическом материале; • Желательно отдавать предпочтение коллективной, а лишь затем групповой и индивидуальной формам работы. Так в процессе изучения темы: «Правописание глаголов второго лица единственного числа» в составленном детьми плане может быть всего два пункта: а) какие окончания имеют глаголы настоящего и будущего времени во втором лице единственного числа? б) в чём особенность написаний окончаний глаголов настоящего и будущего времени во втором лице единственного числа? Там, где позволяет специфика учебного материала, учащиеся вместо плана составляют памятку. Перед началом работы школьники анализируют структуру известных им памяток по ранее изученным темам. Отмечают, что в памятке можно выделить две части: • Начало, в котором отражается условие написания; • Основную часть, где представлена последовательность действий по выполнению указанного условия. Далее учитель организует деятельность детей по составлению памятки к изученному на уроке правилу. Так, при изучении темы «Правописание глаголов в прошедшем времени» она может быть в виде беседы – поиска. У. Теперь составим памятку к изученному материалу. Сформулируйте её начало. Д. Для того, чтобы правильно написать суффикс перед суффиксом -л- в глаголах прошедшего времени нужно… У. Что следует сделать, прежде всего? Д. Надо образовать неопределённую форму, соответствующую данному глаголу. У. Какое действие следует осуществить с неопределённой формой глагола? Д. Выяснить, какой суффикс стоит перед -ть. У. Что нужно сделать после этого? Д. В глаголе прошедшего времени перед суффиксом -л- написать тот суффикс, который стоит в неопределённой форме после -ть. Составление памятки осуществляется после того, как вывод сформулирован учащимися, т.к. эта работа призвана углублять понимание изученного и вырабатывать алгоритм действий при использовании того или иного правила. Наряду с таблицами, планами, памятками применяются схемы. Для развития гибкости мышления, вариативности подхода к схематическому обобщению используются их разнообразные виды. Так, при обобщении темы «Правописание глаголов второго лица единственного числа» схема может быть такой: наст. время -ешь 2-е л. Ед. ч буд. время -ишь При изучении темы «Правописание глаголов в прошедшем времени» правомочно существование такого варианта: Прошедшее время глагола. Неопределённая форма глагола. ? -л гласная -ть В целом, на третьем году обучения постепенно создаётся атмосфера интеллектуального равноправия, когда ученики в ходе учебного процесса могут проявить свой умственный потенциал. Это, в свою очередь, ставит учителя перед необходимостью интенсифицировать интеллектуальную деятельность ребёнка на всех этапах урока, применяя словесные методы обучения в сочетании с наглядными методами, с проблемными ситуациями. В работе основной акцент делался на развитие оперативной памяти учащихся, их аналитико-синтетических способностей, произвольного внимания. Учащиеся овладевают сложнейшими мыслительными операциями анализа, синтеза, сравнения, классификации, обобщения, усваивают типы и виды отношений между понятиями, выходят на достаточно высокий для их возраста уровень абстрагирования. С помощью таблиц дети учатся логически рассуждать вслух, оперируя условными обозначениями и переводя их на языковой материал. При освоении материала повышенной трудности используются план и схема одновременно. Таким образом, формулируют вывод сами ученики. Методы обучения русскому языку – это двусторонний процесс, в котором учитывается деятельность учителя по организации работы над языковым материалом, по развитию познавательной активности младших школьников, по формированию действий, связанных с проверкой выполненной работы. В этом же процессе учитывается и деятельность учащихся по восприятию, запоминанию, применению на практике грамматического материала, по овладению умениями и навыками. Применение в системе начального обучения словесных методов ориентировано на развитие аналитико-синтетической деятельности детей за счёт использования приёмов сравнения, сопоставления, противопоставления, классификации, обобщения, т.е. таких приёмов, которые свойственны логическому мышлению и без которых невозможно познание. В зависимости от цели урока, его места в общей системе курса, в теме, в зависимости от характера изучаемого материала на уроках используются различные методы обучения: Рассказ – рассуждение, рассказ – умозаключение, беседа + применение схем, шифров, кодов, беседа – рассуждение + использование таблиц; беседа – поиск + составление памятки, рассказ. Применение указанных методов позволяет проводить работу по активизации мыслительной деятельности школьников, вовлекать каждого ученика в разнообразную и целенаправленную деятельность, добиваясь его активного участия в решении поставленных перед ним задач. | |
Просмотров: 1276 | Комментарии: 1 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|