Главная » Статьи » В помощь учителю » Научная кафедра |
Рекомендации к систематизации материалов учителя-предметника по подготовке учащихся к ЕНТ Стадниченко Светлана Владимировна, Методист ГУ «Отдел образования» акимата Костанайского района, г.Костанай Сборник «Рекомендации к систематизации материалов учителя-предметника по подготовке учащихся к ЕНТ» определяет основные направления фиксирования, накопления и оценки деятельности учителя-предметника по подготовке учащихся к ЕНТ; регламентирует комплект документов, формирующий рефлексию деятельности педагога, позволяет учитывать результаты, достигнутые учителем в разнообразных видах деятельности, ориентированных на конечный результат в формате ЕНТ, создает определенный информационный банк по организации подготовки к ЕНТ. Материалы сборника послужат определенным инструментарием в создании условий для повышения качества сдачи ЕНТ; предназначены для заместителей директоров школ, руководителей школьных методических объединений, учителей-предметников. Методическая папка учителя по подготовке к ЕНТ дает возможность систематизировать имеющиеся у педагога материалы по различным направлениям подготовки учащихся к ЕНТ, позволит наглядно представить диагностический и аналитический инструментарий в рамках обобщения опыта. Методическая папка учителя по подготовке к ЕНТ может включать следующие разделы: нормативная база: • правила, инструкции, приказы, официальные комментарии, методические рекомендации к процедуре проведения ЕНТ всех уровней; • шкала перевода среднего балла в оценки; • программа, методическое руководство по учебному предмету; планирование: • календарно-тематическое планирование по предмету; • общешкольный план мероприятий (план ШМО) по подготовке к ЕНТ на учебный год; • индивидуальный план учителя по подготовке к ЕНТ на учебный год; • план подготовки к ЕНТ по предмету (разделы учебных тем для повторения); • план педагогико-психологического сопровождения подготовки к ЕНТ; организационное обеспечение: • банк данных на учащихся класса; • график проведения пробных тестирований; • расписание консультаций и индивидуальных занятий; • график взаимопосещения уроков; • материалы для подготовки учащихся к апелляции; • листы ответов; диагностическое обеспечение: • памятки, матрицы, рекомендации к организации и проведению мониторинга пробных тестирований по предмету (общеклассный); • памятки, матрицы, рекомендации к организации и проведению индивидуального мониторинга (по данному предмету, по учащимся и т.п.); • сборники тестов по предмету, в том числе тематические; • опоры для блочного повторения, структурные карты; • схемы, таблицы, памятки по проведению мониторинга; • формы отчетов пробных тестирований; • матрица проблемно-тематического анализа; • тетради учащихся для ведения индивидуальной коррекционной работы; аналитическое обеспечение: • анализ по предмету по итогам ЕНТ; • анализ пробных тестирований; • анализ пробных тестирований слабоуспевающих учащихся, претендентов на «Алтын белгi»; • поэлементный анализ (индивидуальный и классный); • сравнительный анализ по итогам четверти, года и тестирований; • памятки к осуществлению аналитической деятельности по итогам пробных тестирований; • памятки к проведению анализа и самоанализа урока; коррекционная работа: • рекомендации к проведению коррекционной работы по разделам программы по итогам каждого тестирования; • матрицы обзора тематических ошибок для учащихся и их родителей; • анализ результативности проведения коррекционной работы, выработка собственных форм, методов подготовки учащихся к ЕНТ; • анкеты для определения направлений коррекционной работы с учащимися; повышение профессионального уровня педагога: • авторские работы, связанные с качеством подготовки учащихся к ЕНТ; • прикладные курсы и курсы по выбору; • варианты изучения трудных тем по предмету; • разработки уроков; • материалы семинаров, творческих отчетов, выступлений и т.п.; • методические пособия, УМК. Приложение 1 Матрица проблемно-тематического анализа школьного пробного тестирования № ___ (20__ – 20__ учебный год) Дата проведения тестирования ____________________ Школа Направление (ОГН, ЕМН) Предмет Ф.И.О. учителя Категория Стаж Всего учащихся Принимало участие в тестировании Средний балл Качество Обзор тематических ошибок Коррекционная работа Текстовый экспресс-анализ Кроме анализа статистических данных, должен включать: 1. Степень реализации педагогом плана подготовки учащихся к ЕНТ. 2. Какие достижения психологической и педагогической науки, технологии, методы и формы обучения реализуются в практике работы педагога. 3. Результаты пробного тестирования в сравнении с качеством знаний и успеваемостью учащихся по таблице: школа язык обученния Ф.И. ученика оценка по итогам пробного тестирования общий средний балл примечания Казахский язык Русский язык Математика История Казахстана 4 предмет (здесь указать, какой) оценка по итогам четверти балл оценка оценка по итогам четверти балл оценка оценка по итогам четверти балл оценка оценка по итогам четверти балл оценка оценка по итогам четверти балл оценка 1. 2. 4. Анализ усвоения элементов содержания программного материала по предмету. 5.Причины повышения или понижения качества знаний учащихся (по тестируемому предмету) по итогам пробного тестирования. 6.Факторы, снижающие качество подготовки учащихся к ЕНТ. 7.Выводы и рекомендации по итогам пробного тестирования. Директор школы Исп.: Тел.: Приложение 2 Лист ответа ученика (цы) ______________________________________________ Предмет _______________ Учитель: __________________________________ № вопроса №1 №2 №3 №4 №5 №6 №7 №8 №9 №10 дата дата дата дата дата дата дата дата дата дата 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Балл оценка Проблемный анализ Рекомендации: Приложение 3 Требования к разработке тестовых заданий Тест – стандартизированное задание, по результатам которых судят об уровне ЗУН учащихся. Характеристики теста: Объективность – объективное педагогическое измерение, дающие результаты, которые не зависят от личностных отношений. Надежность – уровень устойчивости результатов, их повторяемость во время дополнительных измерений. Валидность – валидус (обоснованный) – сложная комплексная характеристика измерений. Валидность содержания – соответствие требований, которые выдвигаются к содержанию. Валидность соответствия – совпадение результатов измерения одного признака различными методами. Валидность прогноза – соответствие полученных результатов прогнозируемым. Точность метода – определяет минимальную или систематическую ошибку, с которой можно провести измерение. Причины введения тестов. 1. Резко увеличился объем информации, изучаемой в школе. 2. Объем знаний утратил авторитет. 3. Умение быстро и эффективно учиться. 4. Обострилась проблема профессиональной оценки во время найма на работу. 5. Глобализация формирует открытый мировой рынок и национальная система образования обязана это учитывать. Положительные характеристики: 1.Высокая объективность процесса измерения. 2.Возможность обеспечения стандартизации условий измерения. 3.Приемлемый уровень надежности. 4.Возможность обеспечить валидность измерения. 5.Достаточная точность, которую можно повысить с заменой 5-балльной шкалы на более протяженную. 6.Незначительные затраты времени на измерения. 7.Незначительный уровень влияния субъективных факторов. 8.Легкость обеспечения продолжительного сохранения результатов. 9.Облегчение процесса интеграции государственной системы в мировую. 10.Благоприятствование мобильность учеников студентов. Отрицательные черты: 1.Необходимость обоснованного изменения психологии воспитания и обучения, связанная с переходом к состязательности и индивидуализму. 2. Необходимо провести замену учебников для тестовой формы проверки знаний. 3.Значительные затраты времени на первичную подготовку. 4. Необходимость преодоления сопротивления приверженцев старых методов измерения. 5.Малое количество специалистов по тестированию. Процесс валидизации тестов. 1.Содержательная валидность (творческие группы из состава разных учителей). 2.Программная валидность. Весь курс – 1балл. (темы внутри курса разбиваются) Темы: 20 ч., 30ч., 50ч. 1 балл разбивается: 0,2 балла, 0,3 балла, 0,5 балла 3. Конструктивная валидность. В рабочих тестах рекомендуется располагать «вопросы» согласно логике расположения вопросов в программе (с целью обучения). 4.Количество тестовых заданий рекомендуется кратное «5». Определяется время (лимитировано время). Соотношение простых, сложных, и средней сложности заданий: 35% - 40% - 25%. Типология тестовых вопросов: 1.Задания открытого типа со свободно конструируемым ответом. 2.Вопросы закрытого типа: -альтернативный ответ (испытуемый должен ответить «да» или «нет»); -вопрос на соответствие -исключение лишнего. Тест последовательности – испытуемый завершает закономерность. Тест на фактологические знания (определения, термины, формулы). Классификационные тесты – на умение проводить классификацию и распознавать основные группы. Алгоритмические тесты – на проверку использовать известные алгоритмы. Сравнивающие - выявляют умение проводить сопоставление объектов. Причинные – установление причинно-следственных связей. Интегрированные – на межпредметные связи. Экологические. Выделяющие – с их помощью определяют умения выделять существенные признаки. Доказывающие – обосновать что-то. Прогнозирующие – определение ожидаемых последствий. Табличные – проверяющие умение заполнять предложенную таблицу. Типовая задача – умение решать простейшую задачу в одно действие. Расчетный тип задач – посредством их проверяют умение выполнять расчет. Тестовые задания – дополнения – дается утверждение, где пропущено одно слово. Задания, проверяющие речевые, коммуникативные умения. Советы по подбору ответов. 1.Не менее 3, не более 5. 2.Ответы выбираются из числа правдоподобных. 3.Если ответ выражается одним словом, то все слова должны быть одного рода. 4.Ответ должен быть аккумулирующим. 5.Парные ответы (состоят из словесных пар). 6.Ранжированный (одинаковый, но отличается количественно). 7.Место правильных ответов выбирается произвольно. 8.Оценка тестовых работ (по способу оценивания делятся на два и не более) (политомические тесты, дихотомические тесты – две оценки: 1-правильный ответ, 0-неправильный ответ). Шкалы 1.Интервальная шкала (формула). Классическая норма!!! (будет стремиться ЕНТ) Менее 0,7 = «2» (21 балл) 0,71 – 0,8 = «3» 0,81 – 0,9 = «4» (27 баллов) 0,91 – 1 = «5» Для учителей ЕМЦ рекомендуется: На «1» - от 0 до 6 баллов На «2» - от 7 до 13 баллов На «3» - от 14 до 18 баллов На «4» - от 19 до 23 баллов На «5» - от 24 до 30 баллов Алгоритм составления теста. 1.Изучается учебная программа и выделяются важнейшие знания. 2.Определяют, что именно будут контролировать. 3.Решают на каком уровне пройдет контроль. 4.Определяют сколько заданий будет в тесте. 5.Выбирают формы заданий. 6.Составляют тестовые задания и ответы к ним. 7.Создают банк ключей, подбираются варианты неверных ответов. 8.Проводится экспертиза тестовых заданий и ключей. 9.Корректирующая работа. 10.Определяется время для тестирования. Подготовка учащихся к ЕНТ. 1.Предварительное тестирование. 2.Систематическое повторение. Подготовительная работа. 1.Внутришкольный мониторинг. Условия подготовки. Выявит образовательные ценности выпускников и их планы на продолжение образования. 2.Выявить уровень фактической предметной подготовки учащихся насколько он соответствует их притязаниям. 3.Прогнозы выпускников и учителей-предметников. Выявить динамику их согласованности на протяжении учебного года. 4.Условия, которые должны быть обеспечены в школе. Задачи, решаемые в школе: 1.Диагностика уровня подготовки учащихся (9класс). 2.Организационное обеспечение подготовки к ЕНТ. -разработка системы внутришкольного мониторинга развития обученности учащихся. -периодичность тематического тестирования. Сроки контрольного тестирования. -освоение единых оценочных эталонов -проведение контрольных срезов в соответствии с разработанной системой. -формирование единой информационной базы. -выявление целевых групп по подготовке к ЕНТ. -распределение учебного времени в соответствии с траекторией целевых групп. -обеспечение системы стимулов. Методическое обеспечение. 1.Определение перечня необходимых знаний по каждому разделу, теме. 2.Подготовка дидактического материала всех уровней. 3.Подготовка календарно-тематического плана работы групп. 4.Составление плана-графика предметных тестов. 5.Выявление уровня подготовки в классах, группах на основе полученных результатов. 6.Выявление типологии пробелов. 7.Разработка корректирующих методик. 8.создание условий для освоения выпускниками навыков адекватной самооценки. Социально-педагогическое сопровождение. 1.Выявление планов профессионального самоопределения учащихся (9 класс). 2.Распределение учащихся по группам подготовки в зависимости от приоритетов (10 кл.). 3.Определение группы риска по каждому из предметов. 4.Помощь учащимся в профессиональном самоопределении (9кл.). 5.Информирование родителей об уровне подготовки учащихся их склонностях и интересах. Приложение 4 Информация о прогнозируемых результатах итоговой аттестации в формате ЕНТ (20___ – 20___ учебный год) Наименование организации образования кол-во уч-ся кол-во оралманов планируют сдавать ЕНТ планируют сдавать экзамены будут освобождены по болезни будут не аттестованы по итогам года Планируют поступать в: Прогноз по предметам обязательные предметы предметы по выбору Высшие учебные заведения Колледжи, ПШ Устроиться на работу другие каз. язык язык в шк.с каз. яз. обуч. русск. язык в шк.с русск. яз. обуч. каз.язык в шк.с русск. яз. обуч. русск.язык в шк. с каз. яз. обуч. история Казахстана математика физика химия биология география всемирная история каз. лит-ра лит-ра англ. язык немецк. язык франц. язык Прогнозируемый общий балл по школе ср. балл ср. балл ср. балл ср. балл ср. балл ср. балл ср. балл ср. балл ср. балл ср. балл ср. балл ср. балл ср. балл ср. балл ср. балл ср. балл Директор школы Исп.: Тел.: Приложение 5 «Утверждаю» _______________ Примерный план мероприятий по повышению качества подготовки учащихся к ЕНТ по _______________________ школьного методического объединения учителей ___________ (предмет) на 20___ – 20___ учебный год № мероприятие Сроки ответственные 1. Анализ результатов ЕНТ на заседании ШМО сентябрь Руководитель ШМО (Ф.И.О.) 2. Ознакомление с нормативно-правовыми документами по вопросам организации и проведения ЕНТ сентябрь Руководитель ШМО (Ф.И.О.) 3. Создание «банка данных» на педагогов, работающих в 11 классах сентябрь Руководитель ШМО (Ф.И.О.) 4. Разработка плана тематических консультаций при подготовке к ЕНТ. Организация индивидуальных и групповых консультаций обучающихся по подготовке к ЕНТ В течение года Учителя 11 классов (Ф.И.О.) 5. Разработка пакетов дидактического материала, направленного на развитие системного, логического мышления. Разработка системы заданий для самостоятельной работы обучающихся. В течение года Учителя МО (Ф.И.О.) 6. Разработка памяток, алгоритмов для учащихся по темам, вызывающим затруднения в ходе подготовки к ЕНТ. В течение года Учителя МО (Ф.И.О.) 7. Организация мониторинга результатов пробных тестирований с целью выявления «западающих звеньев» в отдельных темах, проведение постоянной коррекционной работы В течение года Учителя 11 классов (Ф.И.О.) 8. Выявление типологии пробелов. Создание банка тем, вызывающих затруднения у учащихся (по результатам пробных тестирований). в течение года учителя 11 классов (Ф.И.О.) 9. Организация контроля над качеством преподавания тем, вызывающих затруднения у обучающихся, учителями 5 – 11 классов В течение года (через открытые уроки) Руководитель ШМО (Ф.И.О.) 10. Организация и проведение школьных семинаров по проблематике ЕНТ в течение года Руководитель ШМО (Ф.И.О.) 11. Составление методических рекомендаций по подготовке учащихся к ЕНТ для педагогов в течение года Руководитель ШМО (Ф.И.О.) 12. Организация работы по использованию новых педагогических технологий, направленных на повышение качества образования. Активизация интеллектуальных форм внеурочной работы по предмету с учащимися 11 классов в течение года Руководитель ШМО (Ф.И.О.) учителя 11 классов (Ф.И.О.) 13. Определение тематики заседаний ШМО по анализу деятельности ШМО по подготовке к ЕНТ и определению проблемного поля в течение года Руководитель ШМО (Ф.И.О.) учителя 11 классов (Ф.И.О.) 14. Участие в педсоветах, методсоветах, совещаниях при директоре по выявлению проблем в подготовке к ЕНТ, организации и проведения ЕНТ В течение года Руководитель ШМО (Ф.И.О.) учителя (Ф.И.О.) 15. Систематическая работа с претендентами на получение аттестата с отличием и знака «Алтын белгi» в течение года Руководитель ШМО (Ф.И.О.) учителя (Ф.И.О.) 16. Создание консультационных групп учителей при подготовке к ЕНТ в течение года Руководитель ШМО (Ф.И.О.) 17. Организация взаимопосещения уроков учителей-предметников. Определение системы работы учителя по подготовке учащихся к ЕНТ в течение года Руководитель ШМО (Ф.И.О.) 18. Организация собеседования с педагогами по итогам пробных тестирований, выявлению «западающих тем» и проведению коррекционной работы в течение года Руководитель ШМО (Ф.И.О.) 19. Организация работы творческих и проблемных групп по подготовке учащихся к ЕНТ в течение года Руководитель ШМО (Ф.И.О.) 20. Использование возможностей работы рубрики on – line тестирования на сайте отдела образования постоянно учителя 11 классов (Ф.И.О.) 21. Организация психологического сопровождения учащихся при подготовке к ЕНТ в течение года учителя 11 классов (Ф.И.О.) 22. Организация подготовки учащихся к процедуре апелляции в течение года учителя 11 классов (Ф.И.О.) 23. Составление плана-графика курсовой подготовки учителей 10 – 11 классов, связанной с тематикой ЕНТ (обл.ИПК и ПРО) в течение года Руководитель ШМО (Ф.И.О.) 24. Оформление стендов по ЕНТ в течение года учителя 11 классов (Ф.И.О.) 25. Проведение родительских собраний с родителями по подготовке учащихся и проведению ЕНТ в течение года учителя 11 классов (Ф.И.О.) 26. Организация работы учащихся с листами ответов и учетом времени, затраченного на отдельный предмет в течение года учителя 11 классов (Ф.И.О.) Руководитель ШМО Приложение 6 Методические рекомендации по организации работы методического объединения по коррекции знаний учащихся на этапе подготовки к ЕНТ Создание условий для целенаправленной и качественной подготовки выпускников к сдаче ЕНТ является основой деятельности нашего методического объединения. Деятельность администрации школы, методического объединения и учителя – это комплексная система управления качеством образования учащихся, которое включает в себя следующее: • Создание условий, способствующих удовлетворению образовательных потребностей всех субъектов образовательного процесса. • Создание целенаправленной системы сбора, анализа информации о состоянии образовательного процесса и, его результатов, позволяющей оперативно получать информацию и ее обрабатывать в целях коррекции знаний в соответствии с заранее заданными целями – мониторинга. • Организация эффективного и продуктивного учебно – воспитательного процесса Деятельность ШМО по подготовке к ЕНТ и коррекции знаний учащихся осуществляется на уровне учителя, учащихся. Основными направлениями деятельности на уровне учителя является: Совершенствование качества образовательного процесса а) Повышение качества выполнения требований Государственного общеобязательного стандарта образования РК и учебных программ. б) Выполнение практической части программы. в)Определение уровня сформированности общеучебных умений и навыков и разработка содержания инструктивно – методической помощи учащимся. г) Выполнение требований к нормам оценки знаний и умений учащихся. д) Корректировка учебно-тематического планирования с учетом результатов пробного тестирования. е) Повышение эффективности работы с базовыми понятиями по предмету. Создание учебно – методического сопровождения образовательного процесса. а) разработка контрольно-измерительных материалов различных видов для осуществления промежуточного контроля знаний. б) разработка пакетов дидактических материалов, направленных на развитие системного, логического мышления на учебном занятии. в) разработка системы заданий для самостоятельной работы. г) разработка творческих (исследовательских) заданий. д) разработка пакета разноуровневых заданий по наиболее сложным темам курса. е) разработка проблематики тематических консультаций при подготовке к ЕНТ. Ознакомление и изучение инновационного педагогического опыта. а) изучение современных методик диагностики личностных достижений учащихся. б) изучение технологии построения «дерева» темы. в) использование технологических карт при проектировании содержания учебного занятия в логике требований ЕНТ. г) организация обмена опытом по подготовке учащихся к ЕНТ и коррекции знаний на заседании ШМО. д) изучение технологии составления тестов. е) проектирование структуры и содержания контрольно – измерительных материалов. ж) создание системы профилактики неуспеваемости учащихся. Проведение целевых открытых уроков по заявленным проблемам. а) модернизация структуры учебно-тематического планирования с учетом пробных тестирований. б) технология организации самостоятельной работы учащихся с содержанием текста учебника. в) формирование общеучебных умений и навыков на уроке. г) использование тестовой формы контроля по предмету. Тематическое консультирование членов МО а) совершенствование тематического планирования с учетом результатов ЕНТ. б) критерии оценивания учебных и личностных достижений учащихся. в) технология подготовки групповых и индивидуальных консультаций. г) разработка технологических карт урока. д) система работы учителя по формированию общеучебных и специальных умений и навыков. Работа по подготовке к ЕНТ на уровне учителя осуществляется совместно с МО. Приложение 7 Памятка для учащихся по выполнению тестового задания при подготовке к ЕНТ (три этапа) Подготовка Что ты должен сделать в задании? Все ли тебе это надо сделать? Зачем тебе это надо сделать? Как ты узнаешь, справился ли ты с заданием? Выполнение Что тебе нужно для выполнения задания? Какой информации тебе не хватает для выполнения задания? Где ты будешь ее искать? Как будет выглядеть твоя работа? Представление анализа Как ты оцениваешь свою работу? Всё ли ты сделал? Всё ли ты сделал правильно? Как ты познакомишь других со своей работой? Как другие оценивают твою работу? Согласен ли ты с их мнением? Сумел ли ты защитить свою работу? Что бы ты сделал по-другому? Подготовка к ЕНТ и коррекция знаний учащихся на уровне учащихся осуществляется в двух направлениях. • предварительное тестирование • систематическое повторение Одной из самых важных ролей в системе подготовки к ЕНТ является аналитическая деятельность, которая позволяет определить проблемное поле и наметить направление в коррекционной работе. Коррекционная деятельность ШМО учителей-предметников включает в себя следующее. • Ведение листа учета типичных и индивидуальных ошибок. • Специальная работа по предупреждению ошибок. • Коррекция методов и приемов анализа результатов обучения с опорой на критерии эффективности обучения. • Целенаправленное применение известных способов диагностики, как составной части мониторинга. • Организация учебно-воспитательного процесса с использованием метода психологической и педагогической диагностики, позволяющей выявить наиболее слабо усвоенные учащимися темы. Проведение консультаций, индивидуальной работы с учащимися согласно плану по подготовке к ЕНТ, который включает в себя темы, изученные за курс средней школы. Этапу коррекционной деятельности всегда предшествует самый важный этап анализа успехов и недостатков при выполнении заданий учащимися и осуществление мониторинга, позволяющего выявить уровень фактической подготовки учащихся к тестированию, выявить типологию пробелов, определить проблемное поле и разработать корректирующие методики. Для осуществления этой деятельности отработана определенная система. Первым осуществляет мониторинг и делает анализ учитель, заполняя лист учета типичных ошибок и определяя уровень выполнения тестирования. Затем, на основе информации учителя, индивидуальный лист учета заполняет каждый ученик. Что дает такая работа? Во-первых, четкое представление о качестве выполнения теста. Во- вторых, четко увидеть пробелы, а значит указать, над чем надо работать. Такой анализ и мониторинг необходим не только учителю, ведущему предмет в 11 классах, но и другим предметникам, так как ориентация учащихся на ЕНТ ими осуществляется, начиная с пятого класса. Поэтому анализ пробных тестирований осуществляется на каждом заседании МО, где дается установка всем учителям на особое внимание по тем или иным аспектам учебного материала в ходе его изучения. Дальнейшая работа по коррекции знаний учащихся – это прерогатива учителя, но рекомендации по выбору форм и методов работы отрабатываются на заседаниях МО. На одном из заседаний ШМО необходимо рассмотреть один из важных вопросов, позволяющих понять, где и каким образом могут быть заложены основы системной интерактивности проведения занятий по подготовке к ЕНТ и коррекции знаний. Это касается условий составления заданий к тестам. • задания должны быть скоординированы с общими целями и задачами курса и действительно способствовать их достижению. • задания должны быть построены в определенную цепочку действий по принципу «от простого к сложному». • задания должны быть разнообразны, формирующие житейско-прагматические качества учащихся. • работа по выполнению задания должна быть таким образом организована, чтобы максимально эффективно конвертировать потенциал задания в формируемые навыки учащихся. Для коррекции знаний учащихся при подготовке к ЕНТ рекомендованы такие формы работ: • работа с тестами не только с целью осуществления контроля за ЗУН, но и как контрольно - обучающий метод. • работа с тестами на входном контроле или выделение в проблеме основные смысловые блоки. • групповая самостоятельная работа, в которой учащиеся должны не только определить правильный ответ, но и обосновать свой выбор. • самостоятельное составление тестов. • постановка задачи к составленному тесту. • организация работы экспертов из состава учащихся. • перенос незавершенного тестирования на домашнее задание. • работа над тестом в группе с последующей защитой коллективно избранной позиции. Приложение 8 Примерная схема комплексного анализа проблемно-развивающего урока (схему можно использовать и для самоанализа) • готовность учителя и учащихся к уроку (внешняя); • внутренняя психологическая готовность учащихся к уроку; • организационные действия учителя (при необходимости); • планирование учителем и сообщение учащимся образовательных, воспитательных и развивающих задач урока; • актуализация знаний и способов деятельности учащихся; • какие методы проблемного обучения использовались учителем (поисковые, исследовательские, проблемное изложение); • применение проблемных методов в учении школьников; • соотношение деятельности учителя и деятельности учащихся; • объем и характер самостоятельных работ учащихся и соотношение репродуктивных и продуктивных самостоятельных работ; • учет учителем уровней актуального развития учащихся и зоны ближайшего их развития; • подходы к повышению у учащихся положительной мотивации учения; • постановка учителем проблемных вопросов, создание проблемных ситуаций, показ их разрешения; • владение учителем способами создания проблемных ситуаций; • соблюдение правил постановки учебной проблемы; • использование учебника, соотношение репродуктивной и частично поисковой работы с ним; • соответствие подбора наглядных пособий требованию проблемного обучения; • формирование специальных и общих учебных умений учащихся; • наличие у учащихся познавательных умений: формулировка проблемы, выдвижение и обоснование гипотезы, нахождение путей доказательства (опровержения) гипотезы, проверка правильности ее решения; • умения учащихся осуществлять логические операции; • развитие познавательных способностей учащихся на каждом этапе урока (что это доказывает); • затруднения, возникшие у учащихся всего класса, у отдельных школьников, их причины, как они были устранены; • соблюдение требований проблемно-развивающего обучения к домашней работе учащихся: какие задания были предложены (на продолжение исследования, начатого на уроке, решение новой, нетиповой задачи, на актуализацию опорных знаний и умений, на применение знаний и умений в новой ситуации, на самостоятельное теоретическое осмысление); • учет учителем индивидуальных особенностей, способностей и подготовленности учащихся и предложение дифференцированных заданий; • что дал урок для развития у учащихся воли, интеллекта, эмоций, познавательных интересов, речи, памяти, самостоятельности мышления; • общая результативность урока. | |
Просмотров: 21055 | Комментарии: 5 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|