Главная » Статьи » В помощь учителю » Научная кафедра |
Материалы методического совета: «Контрольно-диагностическая деятельность как система анализа и корректировки образовательных процессов в школе» Стадниченко Светлана Владимировна методист ГУ «Отдел образования» акимата Костанайского района г.Костанай, Республика Казахстан Цель: обозначение приоритетных направлений по формированию и развитию системы внутришкольного мониторинга; оценивание управленческой деятельности по созданию системы внутришкольного мониторинга как средства контроля и диагностики образовательного процесса. Мониторинг в деятельности администрации школы как инструмент отслеживания динамики качества образовательного процесса Первоочередной задачей образования является воспитание и развитие личности, её социализация, и каждая школа, осуществляя выполнение данной задачи, выбирает свой путь, применяет свои технологии и стремится к обеспечению качества образования. Понимая под качеством образования определённый уровень знаний и умений учащихся в соответствии с целью деятельностью школы, управление качеством образования предполагает обеспечение проектирования, достижения и поддержания качества условий образовательного процесса, его реализации и результатов. Целью деятельности школы является личность выпускника, стремящаяся к выражению интеллектуального и творческого потенциала, как в интересах общества, так и в личных интересах. Исходя из цели деятельности школы, организация образовательного процесса осуществляется таким образом, чтобы создать условия для самовыражения, самоопределения и саморазвития учащихся; сформировать систему отношений к себе, обществу, общечеловеческим ценностям. Управленческая деятельность администрации школы направлена на обеспечение нормального функционирования образовательного процесса, качественное достижение результатов образования, соответствующих государственному стандарту, и необходимого для этого уровня мотивации, здоровья и развития обучающихся. Контроль является ведущей функцией управления, видом управленческой деятельности, выполняющим роль обратной связи между подсистемами внутришкольного управления. Наряду с различными формами, видами, методами, видами традиционно осуществляемого контроля, в школе разрабатывается и вводится школьная модель мониторинга. Мониторинг в школе направлен на комплексное динамическое аналитическое отслеживание процессов, определяющих количественно-качественные изменения: • образовательной среды (кадровый состав, материально-техническое, программно- методическое обеспечение образовательного процесса); • результатов образовательного процесса; • эффективности оперативного и стратегического управления образовательным процессом на всех уровнях управления от директора до учителя. Целью мониторинга является обеспечение эффективного информационного отражения состояния образования в школе, аналитическое обобщение результатов деятельности, разработка прогноза её обеспечения и развития. Задачи мониторинга: • непрерывное наблюдение за состоянием образовательного процесса и получение оперативной информации о нём; • своевременное выявление изменений, происходящих в образовательном процессе, и факторов, вызывающих их; • предупреждение негативных тенденций в образовательном процессе; • осуществление краткосрочного прогнозирования развития процесса образования в школе; • совершенствование технологии образовательного мониторинга в школе. Для каждого образовательного учреждения существуют специфичные показатели качества образования в соответствии с моделью выпускника школы, определяющей цели, задачи и содержание образовательного процесса. Исходя из модели личности выпускника, основными критериями качества образовательного процесса в школе являются: • уровень интеллектуального развития учащихся; • уровень результативности в выражении интеллектуальных и творческих способностей учащихся; • уровень сформированности личностных качеств учащихся; • особенности развития учащихся девиантного поведения; • состояние учебно-материальной базы; • состояние учебно-развивающей среды образовательного процесса; • программно-методическое обеспечение прикладных и элективных курсов. Определён и используется разнообразный инструментарий для получения и анализа количественных показателей по данным критериям. Вместе с тем, существуют показатели качества образования, определяющие качество результатов образовательного процесса на уровне государственных образовательных стандартов и государственных заказов. Эти показатели качества образования являются общими для всех образовательных учреждений: • уровень обученности учащихся; • уровень сформированности общеучебных умений и навыков; • уровень развития личности в психическом и физическом аспектах; • уровень социальной адаптации. Школьная модель образовательного мониторинга предполагает динамическое аналитическое отслеживание образовательных процессов на всех уровнях управления: учитель-предметник, классный руководитель, руководитель МО и администрация школы. Уровень информационно-аналитической культуры руководителей, сотрудников и педагогов школы определяется не столько количеством анализируемой информации, сколько рациональностью её отбора, обработки и использования. Введение методических портфолио и разработка систем работы учителями-предметниками позволяет на основании совершенствования проектировочных умений развивать аналитические умения членов педагогического коллектива. Т.о. каждый член педагогического коллектива имеет возможность осмыслить собственную деятельность и определить, насколько рациональны используемые педагогические и дидактические средства и насколько они адекватны целям образовательного процесса и возрастным особенностям учащихся. Вместе с тем, очевидна необходимость совершенствования школьной модели образовательного мониторинга: нуждаются в конкретизации основные направления информационных банков и показатели по каждому из направлений. Контрольно-диагностическое оценивание воспитательного процесса Одним из измерителей результативности воспитательной работы в школьном коллективе является диагностика. Диагностика – это психолого-педагогическое изучение отдельных учащихся класса и всей группы в целом. С помощью диагностических методик учитель получает данные о состоянии педагогического процесса, качестве воспитания, обрабатывает эти данные, анализирует и оценивает их, корректирует и прогнозирует развитие педагогического процесса и учащихся. Диагностика обеспечивает обратную связь в педагогической системе. В технологическом цикле работы классного руководителя, завуча по воспитательной работе предметом анализа являются социально-нравственные качества учащихся. Наиболее приемлемыми для практического использования являются следующие методы диагностик: - наблюдение (определение цели, объекта, деятельности и способов фиксации результатов); -анкеты и другие опросные методы (определение перечня качеств или других сведений, которые учитель хочет получить); - беседа (стандартизированная или свободная); -анализ документов, творческих работ, тестирование. Качество воспитательной работы школы в целом зависит от качества работы отдельно взятого классного коллектива. Функции классного руководителя по повышению уровня результативности воспитательной работы выглядят следующим образом. 1. Аналитическая функция: - изучение индивидуальных особенностей воспитанников; -выявление специфики и определение динамики развития классного коллектива; -изучение и анализ состояния и условий семейного воспитания каждого учащегося; -изучение и анализ влияния школьной среды и малого социума на учащихся класса; -анализ воспитательных возможностей педколлектива. 2. Прогностическая функция: - прогнозирование уровней воспитанности и индивидуального развития учащихся и этапов формирования классного коллектива. 3. Организационно-координирующая функция: - формирование классного коллектива; - оказание помощи и организация сотрудничества в планировании общественно- значимой деятельности учащихся, в организации деятельности органов ученического самоуправления; -поддержание связи семьи и школы, школы и социума; - защита прав учащихся. 4. Коммуникативная функция: -развитие и регулирование межличностных отношений всех уровней; -оказание помощи каждому учащемуся в период адаптации; - содействие созданию благоприятного климата в классном коллективе. Хотелось бы остановиться на той работе, которая проводится нами по прогнозированию уровней воспитанности ученика и классного коллектива в целом. Для изучения личностных особенностей в классных коллективах заполняется карта уровня воспитанности ученика и коллектива, которая включает следующие показатели воспитанности: 1-гуманность; 2-патриотизм и гражданственность; 3-целеустремленность в получении знаний; 4-бережливость; 5-коллективизм; 6-дисциплинированность; 7-требовательность к себе, стремление к самосовершенствованию; 8-трудолюбие; 9-стремление к здоровому образу жизни. Мониторинговые измерения проводятся нами по самым разнообразным направлениям воспитательной деятельности и при мониторинговом отслеживании динамики изменений мы неоднократно замеряем одни и те же, или наряду с ними дополнительные характеристики в течение всего цикла деятельности. Так, в начале учебного года классными руководителями собираются сведения и заполняется банк данных по различным категориям учащихся и их семьям: одаренные дети, неформальные лидеры, дети, не контактные в общении, учащиеся, состоящие на внутришкольном учете, учете ИДН ОВД, семьи с дефицитом воспитательных ресурсов, неблагополучные семьи, полные и неполные. Анализируя данные, видим, что с каждым годом количество подростков из неблагополучных семей, семей с дефицитом воспитательных ресурсов, неформальных лидеров возрастает. Соответственно, данные вопросы выносятся для обсуждения на совещании при директоре, педсовете. Так, в ноябре состоялся педагогический совет по теме «Ранняя диагностика подростковой девиантности и семей, нуждающихся в социальной поддержке как необходимое условие эффективности воспитательного процесса», темами совещаний при директоре в ноябре, в декабре стали « Определение рекомендаций психологической службы школы в работе с детьми из асоциальных семей и семей с дефицитом воспитательных ресурсов», «Оценивание деятельности социальной службы школы в создании необходимых условий для получения образования детям из различных социальных групп». Рейтинговая оценка качества воспитательной работы в целом и классного коллектива в отдельности - это индивидуальный числовой показатель, оценка популярности, авторитета, уровня организованности и успеваемости класса в учебно-воспитательном процессе школе. Цель рейтинговой оценки – определение индивидуального цифрового показателя уровня воспитательной деятельности в классном коллективе и школы. Школьный рейтинг определяется по следующим пунктам: • абсолютная качественная успеваемость; • посещение кружков, секций, творческих объединений; • участие в КТД школы; • участие классных руководителей в семинарах, конкурсах, олимпиадах; • охват всеобучем; • посещаемость; • участие в городских мероприятиях; • правонарушение; • проведение открытых классных часов; • участие в спортивных соревнованиях; • участие в общешкольных, городских культурных мероприятиях (посещение спектаклей, концертов). Регулярно заполняется экран учета участия классных коллективов в КТД и воспитательных мероприятиях школы. Мониторинг качества воспитательной работы благодаря рейтинговой системе дает возможность оценить эффективность организационных и управленческих действий классных руководителей по формированию и развитию микросреды классных коллективов, результативность классной воспитательной работы. Результативность коллективно-творческой деятельности ученических коллективов является следствием совершенствования классных воспитательных систем. Анализ воспитательной работы школы и итоги рейтинга озвучиваются в конце каждой четверти на совещаниях при директоре. Мониторинговые исследования в деятельности методического объединения учителей начальных классов Мониторинговые исследования – одно из основных направлений в работе методического объединения учителей начальных классов средней школы, что соответствует теме методического объединения: «Формирование научно-творческой среды на основе диагностических исследований» и способствует совершенствованию учебно-воспитательного процесса, так как проводимый учителем мониторинг является одним из факторов повышения педагогического мастерства и профессионализма. В отличие от общепринятого понимания контроля, педагогиче¬ский мониторинг представляет собой форму организации, сбора, хранения, обработки и распро¬странения информации, обеспе¬чивающую непрерывное слеже¬ние за состоянием преподавания и уровнем обученности школьни¬ков. Цель мониторинга: • проанализировать и оценить результативность обучения; • оценить эффективность учебного процесса с точки зрения государственных стандартов образования; • проанализировать успешность обучения с учетом особен¬ностей детей нашего контингента; • обобщить опыт учителей, избежать в будущем ошибок, распространить положительный опыт. В содержание мониторинга входит осмысление и отслежива¬ние следующих возможностей: - определение уровня готовности первоклассников к обучению; - степени обученности учащихся по итогам четверти и полугодия; - качественный показатель уровня обученности учеников начальных классов; - уровни обученности по определённым предметам; - профессиональный уровень успешности каждого учителя; - результатов промежуточного государственного контроля; - установления дидактических причин слабой успеваемости. Мониторинговые исследования являются хорошим инструментом для анализа педагогической деятельности учителя. Благодаря мониторинговым исследованиям, мы имеем оперативную, точную и объективную информацию о текущем состоянии учебно-воспитательного процесса, что позволяет своевременно принимать решения, проводить коррекцию деятельности учителя и обучения учащихся. В зависимости от целей исследования можно выделить разные направления педагогического мониторинга. Самым важным мы считаем определение результатов учебно-воспитательного процесса. Существенной особенностью мониторинга является определе¬ние общей обученности школьни¬ков. Обученность - это глубинная характеристика личности учаще¬гося и одновременно показатель успешности усвоения знаний, умений и навыков учебной дея¬тельности, готовности к продол¬жению образования. Для нас педагогический мониторинг – это поэлементный анализ знаний учащихся по основным предметам, наблюдение, оценка и коррекция уровня обученности учащихся и профессионального уровня учителей начальных классов. Методика мониторинговых исследований проста. Выделяем учебные дисциплины, которые будут составлять исследуемую образовательную область, определяем периодичность проведения мониторинга. Например, по русскому языку, математике и навыкам чтения проводим мониторинг в конце каждой четверти, за 1 и 2 полугодие. Каждый учитель заполняет схему анализа контрольной работы. В ней указываются те элементы знаний, по которым оценивается уровень усвоения их учащимися. Тексты контрольных работ, проводимых в конце четверти, подбираем вместе с учителями по параллелям. Заранее определяем график проведения этих работ. После заполнения схемы-таблицы на основании полученных данных строим график, показывающий уровень усвоения знаний учащимися. Если при этом получился результат от 80 до 100%, значит, тема изучена на оптимальном уровне, от 65 до 80% - на допустимом уровне, от 50 до 65% - на критическом уровне и до 50 % - на недопустимом уровне. Это позволяет изучить динамику формирования знаний, развития умений и навыков учащихся по различным предметам в течение определённого периода. Такой мониторинг показывает, какие темы усвоены учащимися на оптимальном уровне и по каким темам необходимо проводить коррекционную работу. Например, по результатам контрольной работы по русскому языку в 4 «Б» классе только 53% учащихся (14 из 26) усвоили правопи¬сание безударных проверяемых гласных в корне слова. Учительнице даются рекомендации провести коррекцию знаний и умений учащихся по этой теме. Однако мониторинговые исследования показа¬ли, что ей удалось провести коррекцию ЗУН только у 5 учащихся, 7 учеников так и не усвоили эту тему. Следовательно, для анализа и коррекции такого положения дел необходимо дополнительно понаблюдать за деятельностью учащихся этого класса на уроках русского языка, исследовать другие факторы, влияющие на результативность обучения, и, прежде всего профессио¬нальный уровень учителя. С этой целью составляется карта исследова¬ния деятельности учителя на уроке. По ней легко проследить за дина¬микой деятельности учителя на уроке, выявить систему и недостатки в обучении учащихся, а также выяснить причины низкого уровня обученности учащихся. Проводится системный анализ уроков учителя, а за¬тем мониторинг, при котором обнаруживаются «западающие» элементы деятельности учителя на уроках, что, несомненно, является одной из причин низкого уровня усвоения знаний учениками. Благодаря мониторинговым исследованиям, мы составляем план конкретного разговора с учителем по коррекции его деятельно¬сти, овладению новыми педагогическими технологиями, применению их в работе. Словом, намечаются пути более эффективной работы с учениками. Несколько учителей школы, работающих по технологии трёхмерного обучения, сами отслеживают дина¬мику уровня обученности ученика в образовательном процессе на про¬тяжении всего учебного года. Изучая тот ли иной раздел кур¬са, учитель обычно ставит своей целью добиться, чтобы учащиеся поняли, усвоили его содержание, получили определенные знания и научились их применять. Но что значит «понять», «усвоить», «по¬нимать», «применять»? Каким об¬разом учитель может судить о том, достигнута ли поставленная им цель? Только если есть надежный способ удостовериться в том, что цели достигнуты или же, наоборот, не достигнуты, учитель может быть уверен в правильности сво¬их методов, результативности сво¬его труда, в противном случае он получит достоверные данные о том, что его работа нуждается в поправках. Наличие образовательного стандарта и учебной программы обязывает преподавателей неза¬висимо от форм и методов рабо¬ты на каждом этапе обучения до¬биваться как минимум единого уровня успешности учащихся. Чтобы выполнить эту функцию, педагогический мониторинг дол¬жен проводиться по тем ключе¬вым точкам учебного материала на каждом этапе обучения, кото¬рые обеспечивают достаточно успешное усвоение материала школьниками. Проводится диагностика системы качества знаний учащихся по математике и русскому языку по трём уровням: 1. Проверка воспроизводящего уровня (I уровень сложности), 2. Проверка конструктивного уровня (II уровень сложности), 3. Проверка творческого уровня (IIIуровень сложности). Воспроизводящий уровень позволяет увидеть качество знаний, определённых стандартами. Конструктивный уровень позволяет использовать знания в изменённой ситуации. Творческий уровень позволяет увидеть использование знаний в нестандартной ситуации, но даются задания посильные для детей. Определяется уровень качества, обученности, уровень затруднений, возникающих при обучении школьников данного класса или группы. Непрерывное отслеживание качества обученности как целых классов, так и отдель¬ных учащихся по всем разделам учебных программ позволяет осуществлять кон¬троль над педагогической деятельностью. Работа руководителя МО и учи¬телей при педагогиче¬ском мониторинге носит характер совместной аналитиче¬ской деятельности, развивая про¬гностические умения и профессиональную компетентность учителя. Таким образом, процесс обу¬чения становится более осмысленным и целенаправленным. Мониторинг обученности как средство обеспечения качественных показателей учебной деятельности Мониторинг обученности является одним из направлений контрольно-диагностической деятельности учителя, так как он обеспечивает: • выявление динамики в усвоении программного материала учащимися; • определение затруднений в изучении тем, разделов; • выявление отношения учащихся к предмету, курсу. Таким образом, задача мониторинга обученности – получение информации о том, на какой стадии находится каждый ученик, насколько успешно он преодолел предыдущий этап, какие конкретные трудности у него возникли в процессе усвоения материала. Отслеживание результатов обучения – составная часть образовательного мониторинга. Определяя содержание контроля, целесообразно начать с планирования необходимых конечных результатов, которые должны быть достигнуты всеми учащимися. В этом случае необходимые результаты обучения конкретизируют его цели и представляют собой не что иное, как требования к усвоению учебного материала. В своей практической деятельности использую методы сбора информации: наблюдение, тестирование, анкетирование. В результате, полученная информация позволяет: I.Выявить при помощи анкетирования среди учащихся профильного класса удовлетворенность содержанием предложенным им курсам. В этом учебном году в 10 «А» классе с естественно-математическим направлением провела анкетирование. Вопросы были таковы: 1) удовлетворяет ли вас профиль вашего обучения (да/нет); 2) считаете ли вы достаточным для углубления знаний предложенные вам спецкурсы по математике; 3) по пятибалльной шкале определите уровень своей удовлетворенности содержанием предложенных вам спецкурсов по математике. II. Отслеживать результаты обученности учащихся, проявляющих интерес и склонности к математике. На протяжении ряда лет отслеживаю результаты обученности учащихся 11 классов, проявляющих интерес и склонности к математике. Сопоставляю показатели специальных умений и навыков с результатами наиболее значимых проверочных работ, а также итоги учебного года с результатами единого национального тестирования. III. Отслеживать показатели сформированности учебных умений и навыков по итогам учебных четвертей и четвертным контрольным работам. На основании анализа и сопоставления полученной информации проводится коррекционная работа. IV. Отслеживать результаты обученности учащихся 11-х классов на основании пробных тестирований по подготовке учащихся к ЕНТ. В 11 классах при анализе пробных тестирований по математике, составляю банк данных, отражающий уровень несформированности обязательных результатов обучения каждым учеником, сопоставляю полученные данные с итогами предыдущих тестирований и итогами учебной четверти и, таким образом, наблюдаю изменения в уровне знаний. На основании итогов пробных тестирований по классам и параллели в целом, осуществляю сопоставительный анализ, делаю выводы и работаю над устранением выявленных в ходе тестирований затруднений и пробелов через уроки коррекции и индивидуальную коррекционную деятельность. Для каждого выпускника на основании результатов обученности по предмету и рекомендаций психолога разрабатывается план пошаговых действий для достижения прогнозируемых результатов ЕНТ по предмету. Таким образом, осуществляется личностно-ориентированный подход, основанный на совместной продуктивной деятельности учителя и ученика. Педагогический мониторинг в деятельности классного руководителя 10 «А» класс – класс естественно - математического направления. Класс сформирован в этом учебном году. В классе 28 учащихся, из них: 15- юношей, 13- девушек. Педагогический мониторинг в классе – это форма организации сбора, хранения, обработки информации о деятельности ученического коллектива и отдельного ученика, на основании которой даётся характеристика личностным качествам ученика и классного коллектива. Основные задачи проведения мониторинга в классе: 1.Выявление динамики развития личности учащегося. 2.Определение уровня образованности учащихся. 3.Выявление индивидуальных способностей учащихся. Для проведения мониторинговых исследований мною используется следующая информация; • данные об участии учащихся класса в коллективно-творческих делах; • успеваемость и качество знаний учащихся по итогам четверти; • посещаемость учащимися учебных занятий; • участие родителей в жизни классного коллектива. Анализ состояния успеваемости показывает, что класс способный, потенциал есть, но у многих учащихся низок уровень самоорганизации учебного труда и навыков самообразования. Учащиеся класса разработали «Положение о рейтинге учащихся класса». Руководствуясь этим положением, командир класса Рычкова Евгения ведет «Экран участия учащихся в КТД класса и школы». Здесь фиксируется, кто принимал участие в каком-либо мероприятии и даётся оценка его деятельности. По этим данным определяю склонности и интересы учащихся. Особое внимание в работе с классом уделяю посещаемости учащимися учебных занятий. Нужно принять во внимание тот факт, что в классе из 28 учащихся восемь с ослабленным здоровьем и имеют освобождение от занятий физической культурой по справкам ВКК. Восемь учащихся класса, что составляет 28,6% численности ученического коллектива, во второй четверти не пропустили ни одного учебного дня и 5 учащихся (соответственно 17,9%) пропустили лишь один учебный день. Учащиеся класса демонстрируют достаточно высокий уровень развития познавательных интересов. Так, в школьных предметных олимпиадах приняло участие 20 учащихся (80% учащихся класса), из них 7 учащихся заняли призовые места. Данные о посещении родителей классных родительских собраний и участии родителей в классных делах являются показателями заинтересованного отношения родителей к школьной жизни ребёнка и принимаются во внимание при планировании индивидуальной работы с учащимися и их семьями. Мастер-класс по теме «Технология проблемного обучения и её использование в учебном процессе» Цель: Ознакомить участников мастер-класса с ключевыми аспектами технологии проблемного обучения (ТПО) и сформировать алгоритм по использованию технологии в учебном процессе. Структура мастер – класса 1. Введение в мастер-класс. 2. Постановка проблемы, цели. 3. Актуализации. 4. Блок учебной информации («Ключевые аспекты технологии. Элементы опыта»). 5. Практикум. Создание проектов. 6. Защита проектов. 7. Подведение итогов. Содержание мастер-класса 1. Введение в мастер-класс. Если у Вас - есть стремление к активизации учебного процесса, - если Вы хотите развивать познавательные и творческие способности учащихся, - если Вы желаете стимулировать самостоятельную работу учеников, - если Вы способны создать систему творческих заданий, выводящих ученика за пределы пройденного, но не знаете как, или у Вас недостаточно опыта, то мастер – класс для Вас. Во время мастер – класса Вы сможете узнать: - Суть технологии проблемного обучения. - Определить основные цели ТПО и условия для ее осуществления. - Ознакомитесь со схемой ключевого аспекта ТПО – проблемной ситуации. - Получите рекомендации по постановке и решению проблемной ситуации. 2. Постановка проблемы, цели. Великий Л.Н.Толстой в свое время сказал: «Знания только тогда знания, когда они приобретаются знаниями своей мысли, а не одной памятью». ТПО побуждает к добыванию знаний, тем она актуальна, а более того, позволяет осмыслить их, приобрести какой-то жизненный опыт. В этом ее преимущество перед другими технологиями. Поэтому сегодня мы еще раз её проработаем. Цель нашей работы – ознакомиться с ключевыми аспектами ТПО и сформировать алгоритм ее использования в учебном процессе. 3. Актуализация (воспроизведение ассоциаций у участников мастер-класса, связанных с технологией проблемного обучения). 4. Блок учебной информации. Технология проблемного обучения – это одна из педагогических технологий, основанная на принципе активности ребенка в процессе обучения. Проблемное обучение имеет свою историю. Оно получило распространение в 20-30 годы. В настоящее время ТПО до конца не изучена, но в советской школе активно разрабатывалась М.И.Махмутовым, объектом исследования была у В.Г.Маранцмана, Т.В.Чирковской и др. Сегодня под ТПО понимается такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение знаниями, умениями и мыслительными способностями. Целевыми ориентациями ТПО является: • приобретение ЗУН. • усвоение способов самостоятельной деятельности. • развитие познавательных и творческих способностей. Главными условиями успешного обучения в ТПО являются: 1.Проблематизация учебного материала (Проблемным способом целесообразно изучать такой материал, который содержит причинно-следственные связи и зависимости). 2.Активность ученика (знания должны усваиваться с аппетитом). 3.Связь обучения с жизнью. В основе технологии проблемного обучения лежит создание проблемной ситуации. Очень часто проблему и проблемную ситуацию отождествляют, но это абсолютно разные понятия. Проблема – это вопрос, ответ на который не содержится в накопленном знании, и поэтому требуются соответствующие действия по получению новых знаний. Проблемная ситуация – это психическое состояние интеллектуального затруднения, которое возникает у человека тогда, когда он в ситуации решаемой им проблемы, не может объяснить новый факт при помощи имеющихся знаний или выполнить известное действие прежними, знакомыми способами, и должен найти новый способ действия. Иными словами, проблема детерминирует поисковую исследовательскую деятельность человека по открытию знания или применению известного в новой ситуации. Это противоречит между репродуктивной (воспроизводящей) и продуктивной (творческой) сторонами мыслительной деятельности. Оно является основным внутренним противоречием процесса усвоения и непосредственно выражается в проблемной ситуации. В современной теории проблемного обучения различают два вида проблемных ситуаций: психологическую и педагогическую. Психологические ситуации касаются деятельности учеников. Они основываются на противоречии, как движущей силе и психической активности ребенка. Условиями и источниками психической активности ученика является сложная система потребностей, мотивов, интересов, желаний, стремлений, наличие познавательного интереса. Задача учителя в организации психологической ситуации – побудить, замотировать и направить ученика на удовлетворение познавательного интереса. Но прежде учитель должен научить ученика приемам и способам умственной деятельности. Педагогические проблемные ситуации представляют организацию учебного процесса. Они создаются с помощью активирующих действий, вопросов учителя, подчеркивающих новизну, важность, красоту и другие отличительные качества объекта познания. Создать проблемную ситуацию не просто. Сам процесс возникновения проблемы имеет 3 фазы. 1.Возникает вопрос, т.е. обнаружение, «видение» проблемы. Установление фактов наличия проблемы и первоначальное сравнение противоречивых сторон проблемной ситуации. 2.Конструирование проблемы. 3.Формулировка проблемы. Проблема – это сложное логическое образование, компонентами которого являются вопросы. Узловой пункт любой проблемы – центральный вопрос, вокруг которого группируются другие вопросы (показ схемы решения проблемной ситуации). Чтобы поставить проблемный вопрос и создать проблемную ситуацию, учителю необходимо: • создать условия видения проблемы учащимися; • осуществлять необходимые умственные операции для создания проблемной ситуации; • чётко ставить цель постановки проблемы. Когда проблемная ситуация на уроке возникает? 1. Когда обнаруживается несоответствие между имеющимися уже системами знаний у учащихся и теми требованиями, которые предъявляются ими при решении новых учебных задач. 2. Когда учащиеся ставятся перед многообразием выбора из имеющихся систем знаний той единственной необходимой системы, использование которой может обеспечить правильное решение. 3. Когда ученики сталкиваются с новыми практическими условиями использования уже имеющихся знаний. 4. Если имеются противоречия между теоретически возможным путем решения проблемы и практической неосуществимостью избранного способа. Существует целый ряд методических приемов создания проблемных ситуаций: • учитель подводит учащихся к противоречию и предлагает им найти способ его разрешения; • сталкивает противоречия практической деятельности; • излагает различные точки зрения на один и тот же вопрос; • предлагает учащимся рассмотреть проблему с разных позиций; • побуждает учащихся делать сравнения, обобщения, выводы из ситуации и их сравнивать; • ставит конкретные вопросы на обобщение, конкретизацию. Итак, ТПО требует от учителя организации поисковой деятельности. И если поиск имеет целью решения теоретической и практической учебной проблемы или форм и методов художественного отображения, он превращается в проблемное учение. Что делает учитель, организуя проблемное обучение? 1. Формирует проблему в виде вопроса или задания. 2. Проектирует педагогическое управление решением учебной проблемы со стороны учащихся, для чего разрабатывает методику руководства учебными действиями, составляет инструктивную часть задания. 3. Создает методический аппарат по корректировке ошибок, которые могут быть допущены. 4. Создает систему дополнительных заданий вопросов для выявления неправильных действий. 5. Определяет способы методической подсказки и педагогической помощи. 6. Организует самоконтроль за выполнением работы посредством серии контролирующих вопросов и заданий. 7. Проверяет выполнение работы. 8. Вводит в учебно-педагогический процесс дискуссию по результатам работы. 9. Итоги самостоятельной работы включают в изучение новой проблемы. 5. Практикум. Создание проектов. Задания: 1 группа. 1. На основании произведения К.Г. Паустовского «Телеграмма» поставить проблему. 2. Доказать возможность создания проблемной ситуации при изучении произведения. 3. Определить набор вопросов, способствующих разрешению проблемной ситуации. 2 группа. 1. На основании произведения А.И. Солженицына «Матренин двор» поставить проблему. 2. Доказать возможность создания проблемной ситуации при изучении произведения. 3. Определить набор вопросов, способствующих разрешению проблемной ситуации. 3 группа. 1. На основании произведения И.А. Бунина «Солнечный удар» поставить проблему. 2. Доказать возможность создания проблемной ситуации при изучении произведения. 3. Определить набор вопросов, способствующих разрешению проблемной ситуации. 6. Защита проектов. 7. Подведение итогов. Использованная литература: 1. Быкова В.Г. Мониторинг в образовательном учреждении.//Завуч, 2004, №6, 7, 8. 2. Гаранина Е.А. Система контрольно-диагностической деятельности учителя и учащихся в личностно ориентированном учебном процессе :На примере уроков русского языка. – Тамбов, 2005. 3. Жукова А.И. Система внутришкольного контроля / Жукова А.И. // Завуч. - 2004. - № 4. 4. Зайцев В. Мониторинг как способ управления качеством образования // Народное образование, №9.2002. 5. Засорина JI.H., Плюснина Е.М. Педагогическая диагностика как мониторинг качества образования // Начальная школа. 1999. №1. 6. Коберник О. Мониторинг как способ управления качеством обучения //Народное образование, 2002, №9. 7. Конаржевский Ю.А. Внутришкольный менеджмент. – М., 1992. 8. Конаржевский Ю.А. Менеджмент и внутришкольное управление. М.: Центр «Педагогический поиск», 2000. 9. Конаржевский Ю.А. Педагогический анализ учебно-воспитательного процесса и управление школой. М.: Педагогика, 1986. 10. Лазарев В.С. , Поташник М.М. Как разработать программу развития школы.- М., 1993. 11. Лизинский В.М. Еще раз о диагностике и контроле. //Завуч, 2007, №6. 12. Макарова Т.Н. Учебный процесс: планирование, организация и контроль / Т.Н. Макарова. - М.: Глобус, 2001. 13. Мелешко С.И. Проблемное обучение в старших классах и преодоление пробелов в знаниях учащихся по программе предшествующих классов. Автореферат дис. . канд. пед. наук. Минск, 1970. 14. Методы системного педагогического исследования: Учеб. пос-е. М.: Народное образование, 2002. 15. Михайлычев Е.А. Система педагогической диагностики: ключевые понятия и принципы // Педагогическая диагностика. №1, 2002. 16. Поташник, М.М. Оптимизация управления школой. - М., 1991. 17. Поташник М., Моисеев А. Управление современной школой //Директор школы. – 1997. - №6. 18. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учеб. пос-е.-М.: Народное образование, 1998. 19. Субетто А.И. Технология сбора и обработки информации о процессе мониторинга качества образования. - СПб. - М., 2000. 20. Третьяков П.И. Оперативное управление качеством образования в школе – Москва 2005. 21. Управление развитием школы. /Под ред. М.М. Поташника, В.С. Лазарева. - М., 1995. 22. Шамова Т.И. и др. Управление адаптивной школой: проблемы и перспективы. – Архангельск 1995. 23. Шишов С.Е., Кальней В.А. Школа: мониторинг качества образования. – М.: Российское педагогическое агентство, 2000. 24. Хлебников В.А., Нейман Ю.М., Панферов B.C., Самыловский А.И., Шарыгин И.Ф. Объективная оценка учебных достижений // Педагогическая диагностика. №1, 2002. 25. Якиманская И.С. Диагностические исследования в педагогической психологии // Психологическая диагностика /Под ред. К.М. Гуревича. М.: Педагогика, 1981. | |
Просмотров: 5675 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|