Главная » Статьи » В помощь учителю » Научная кафедра |
Стадниченко Светлана Владимировна, методист ГУ «Отдел образования» акимата Костанайского района «Основы организации современного урока русского языка и литературы» 1.Современный урок с позиции формирования жизненных навыков и ключевых компетенций. Современное стремительное развитие жизни заставляет перейти школьное образование на качественно новый уровень, предъявляет высокие требования к образовательным стандартам. Стране нужны гармонически развитые люди, способные создавать материальные и духовные блага, законопослушные, не пасующие ни перед какими трудностями. Современная школа просто обязана формировать у учащихся жизненные навыки и ключевые компетенции. И формироваться все это должно на уроке, который должен быть непременно развивающим и личностно – ориентированным. А самыми благодатными уроками для воспитания и обучения новой социализированной личности являются уроки по русской литературе и русскому языку, тем более, что образовательные подходы стали больше ориентироваться на развитие таких жизненных навыков, которые интегрируют в себе умение, способности и компетенции, относимые к разным сферам человеческого бытия. Уроки же по литературе и языку позволяют решить задачи адаптации и развития, учащихся в сфере духовности, нравственности, сформировать у детей социальные и поведенческие навыки в преодолении жизненных трудностей, психологических конфликтов, поиска своего личностного «Я» и своего места в мире и среди людей. Современные требования к образованию таковы, что мы должны отойти от только информационно – просветительского подхода, которые показывает свою неэффективность в решении многих образовательных задач. Сейчас формирование жизненных навыков рассматривается как самый необходимый компонент образования. Что же такое жизненные навыки? Жизненные навыки - это готовность личности адекватно действовать для достижения общественно значимых и личных целей в различных ситуациях. Какой же вклад может внести литература и русский язык? К таким навыкам мы отнесли: 1. Навыки учебной деятельности; 2. Навыки постановки целей и принятия решений; 3. Навыки критического мышления; 4. Навыки коммуникативные. На уроках литературы учителю подвластно сформировать у детей навыки межличностного общения, нормы нравственного поведения. Научить решать свои проблемы вместе с литературными героями и на примере их, мыслить критически и творчески эффективно общаться, строить здоровые взаимоотношения, сопереживать, другим людям организовывать свою жизнь здоровым и продуктивным образом. Жизненные навыки, формируемые на уроках литературы и русского языка: 1. Межличностное общение; 2. Умение решать жизненные и нравственные проблемы; 3. Мыслить критически и творчески; 4. Эффективно общаться; 5. Строить здоровые взаимоотношения. 6. Сопереживать другим людям; 7. Организовывать свою жизнь морально и нравственно здоровой. Исходя из всего этого, вы видите, что в руках словесников мощный нравственный аспект воспитания подрастающего поколения. И нужно по максимуму использовать уроки литературы и русского языка, чтобы воспитать современные жизненные навыки у учащихся. Какие же: Основные способности и умения, совокупность которых представляют компетенции, являющиеся элементами жизненных навыков интеллектуально – познавательного характера, к ним относятся следующие умения и способности: • Анализировать учебный материал, сравнивать объекты, факты, явления; синтезировать материал; • Составлять материал, конспект; составлять план выступления и выступать перед аудиторией; • Классифицировать материал; • Делать резюме, выделять главное, устанавливать причинно – следственные связи, аналогии; • Аргументировать, доказывать; • Пользоваться справочной литературой, словарями, энциклопедиями, СМИ и другими источниками, в т.ч. Интернетом; • Слушать, делать выводы, оценивать; • Пользоваться исследовательскими умениями и навыками: ставить цели и задачи; выдвигать гипотезы; проводить доказательства; делать обоснование и т.п.; • Писать рефераты, составлять и проводить презентации; • Использовать полученные знания и умения в жизненных ситуациях. Ключевые компетенции формируются на конкретном уроке, по конкретной теме. Быть компетентным – значит уметь мобилизировать в данной ситуации (обстоятельствах) полученные знания и опыт. О компетенциях говорят тогда, когда они проявляются в какой – либо ситуации, непроявленная компетенция, оставшаяся в ряду потенциальностей, является скрытной возможностью. 2. Современный урок в условиях личностно-ориентированной пара¬дигмы образования Основная функция личностно-ориентированного образования — обеспечивать и отражать становление системы лично¬стных образовательных смыслов учени¬ка. Технология решения этой задачи пред¬полагает не только формировать ЗУНы, но и выделять образовательные объекты, по отношению к которым ученик самоопре¬деляется, добывает знания, знакомится с соответствующими культурно-историчес¬кими достижениями человечества, а также выявлять и развивать у ученика личност¬ный смысл по отношению к объектам и зна¬ниям о них. Личностный смысл образования зави¬сит от мотива, которым руководствуется ученик. Процесс поиска и обретения смыслов в ходе обучения предполагает следующие этапы: • личностное творчество ученика по отно¬шению к изучаемым объектам, распределён¬ным в соответствии с образовательными об¬ластями; • самоосознание личного опыта, знаний, обнару¬жившихся в процессе познания образова¬тельных объектов и общекультурных сведе¬ний о них; • соответствующая деятельность по отношению к фундаментальным достиже¬ниям человечества, связанным с изучаемы¬ми объектами (отношение к общекультур¬ным знаниям и социальному опыту). Качества ученика, развиваемые в ходе реализации комплекса перечисленных эле¬ментов его образовательной деятельности, можно назвать образовательными компетенциями. Образовательная компетенция пред¬полагает, что ученик не усваивает отдельные друг от друга знания и умения, а овладевает комплексной процедурой, в которой для каж¬дого направления присутствует соответствующая совокупность образова¬тельных компонентов, имеющих личностно-деятельностный характер. В соответствии с разделением содержания образования на общее метапредметное (для всех предметов), межпредметное (для цикла предметов или образовательных областей) и предметное (для каждого учебного пред¬мета), можно предположить трёхуровневую иерар¬хию компетенции: • ключевые — относятся к общему (метапредметному) содержанию образования; • общепредметные — относятся к опре¬делённому кругу учебных предметов и обра¬зовательных областей; • предметные — частные по отношению к двум предыдущим уровням компетенции, формируемые в рамках учебных предметов. Таким образом, образовательные компетенции конкретизируются на уровне образовательных областей и учебных предметов. И здесь возникает вопрос: каковы механизмы формирования жизненных компетенций ученика, которые всегда личностно окрашены качествами самого ученика? Механизмы индивидуальны для каждого учебного предмета и учителя. Зачастую их реализация тесно связана с использованием в работе педагога инновационных технологий. Обучение с использованием мультимедийных ресурсов становится реальным средством развития технологии образования. Технология мультимедиа позволяет соединить в единое различные формы предоставления информации: текст, графику, иллюстрации, видео- и аудио- материалы. Технология позволяет повысить качество образования через вовлечение учащихся в активный познавательный процесс, так как при развитии компетенций учащихся образовательное пространство ориентировано на уменьшение репродуктивных форм работы. 3.Как же построить современный урок? Урок – главная составная часть учебного процесса. Учебная деятельность учителя и учащегося в значительной мере сосредотачивается на уроке. Вот почему качество подготовки учащихся по той или иной учебной дисциплине во многом определяется уровнем проведения урока, его содержательной и методической наполненностью, его атмосферой. Для того чтобы этот уровень был достаточно высоким, надо, чтобы учитель в ходе подготовки урока постарался сделать его своеобразным произведением со своим замыслом, завязкой и развязкой подобно любому произведению искусства. Как же построить такой урок? Как сделать так, чтобы урок не только вооружал учащихся знаниями и умениями, значимость которых невозможно оспорить, но чтобы все, что происходит на уроке, вызывало у детей искренний интерес, подлинную увлеченность, формировало их творческое сознание? 1.Первое, с чего надо начать подготовку к уроку: • четко определить и сформулировать для себя его тему; • определить место темы в учебном курсе; • определить ведущие понятия, на которые опирается данный урок, иначе говоря, посмотреть на урок ретроспективно; • и, наоборот, обозначить для себя ту часть учебного материала, которая будет использована в дальнейшем, иначе говоря, посмотреть на урок через призму перспективы своей деятельности. 2.Определить и четко сформулировать для себя и отдельно для учащихся целевую установку урока - зачем он вообще нужен? В связи с этим надо обозначить обучающие, развивающие и воспитывающие функции урока. 3.Спланировать учебный материал Для этого надо: Подобрать литературу по теме. При этом, если речь идет о новом теоретическом материале, следует постараться, чтобы в список вошли вузовский учебник, энциклопедическое издание, монография (первоисточник), научно-популярное издание. Надо отобрать из доступного материала только тот, который служит решению поставленных задач наиболее простым способом. Подобрать учебные задания, целью которых является: • узнавание нового материала; • воспроизведение; • применение знаний в новой ситуации; • применение знаний в незнакомой ситуации; • творческий подход к знаниям. Упорядочить учебные задания в соответствии с принципом "от простого к сложному". Составить три набора заданий: • задания, подводящие ученика к воспроизведению материала; • задания, способствующие осмыслению материала учеником; • задания, способствующие закреплению материала учеником. 4.Продумать "изюминку" урока. Каждый урок должен содержать что-то, что вызовет удивление, изумление, восторг учеников- одним словом, то, что они будут помнить, когда все забудут Это может быть интересный факт, неожиданное открытие, красивый опыт, нестандартный подход к уже известному. 5.Сгруппировать отобранный учебный материал. Для этого подумать, в какой последовательности будет организована работа с отобранным материалом, как будет осуществлена смена видов деятельности учащихся. Главное при группировке материала - умение найти такую форму организации урока, которая вызовет повышенную активность учащихся, а не пассивное восприятие нового. 6.Спланировать контроль над деятельностью учащихся на уроке, для чего подумать: • что контролировать; • как контролировать; • как использовать результаты контроля. При этом не забывать, что чем чаще контролируется работа всех, тем легче увидеть типичные ошибки и затруднения, а так же показать подлинный интерес учителя к их работе. 7.Подготовить оборудование для урока. Составить список необходимых учебно-наглядных пособий, приборов и т. д. Продумать вид классной доски, чтобы весь новый материал остался на доске в виде опорного конспекта. 8.Продумать задания на дом: его содержательную часть, а так же рекомендации для его выполнения. 9.Подготовленный таким образом урок должен лечь в конспект. Что надо помнить, готовя конспект урока? Конспект должен содержать три основные части: • формальную; • содержательную; • аналитическую. Аналитическая часть представляет собой самоанализ урока. 4. Дидактические требования к современному уроку: - четкое формулирование образовательных задач в целом и его составных элементов, их связь с развивающими и воспитательными задачами. Определение места в общей системе уроков; - определение оптимального содержания урока в соответствии с требованием учебной программы и целями урока, с учетом уровня подготовки и подготовленности учащихся; - прогнозирование уровня усвоения учащимися научных знаний, сформированности умений и навыков, как на уроке, так и на отдельных его этапах; - выбор наиболее рациональных методов, приемов и средств обучения, стимулирования и контроля оптимального воздействия их на каждом этапе урока, выбор, обеспечивающий познавательную активность, сочетание различных форм коллективной и индивидуальной работы на уроке и максимальную самостоятельность в учении учащихся; - реализация на уроке всех дидактических принципов; - создание условий успешного учения учащихся. Основные типы уроков: 1. Урок изучения нового. Это: традиционный (комбинированный), лекция, экскурсия, исследовательская работа, учебный и трудовой практикум. Имеет целью изучение и первичное закрепление новых знаний. 2. Урок закрепления знаний. Это: практикум, экскурсия, лабораторная работа, собеседование, консультация. Имеет целью выработку умений по применению знаний. 3. Урок комплексного применения знаний. Это: практикум, лабораторная работа, семинар и т.д. Имеет целью выработку умений самостоятельно применять знания в комплексе, в новых условиях. 4. Урок обобщения и систематизации знаний. Это: семинар, конференция, круглый стол и т.д. Имеет целью обобщение единичных знаний в систему. 5. Урок контроля, оценки и коррекции знаний. Это: контрольная работа, зачет, коллоквиум, смотр знаний и т.д. Имеет целью определить уровень овладения знаниями, умениями и навыками. Структурные элементы учебного занятия ЭТАПЫ Дидактические задачи Показатели реального результата решения задачи 1. Организация начала занятия. Подготовка учащихся к работе на занятии. Полная готовность класса и оборудования, быстрое включение учащихся в деловой ритм. 2. Проверка выполнения домашнего задания. Установление правильности и осознанности выполнения домашнего задание всеми учащимися, выявление пробелов и их коррекция. Оптимальность сочетания контроля, самоконтроля и взаимоконтроля для установления правильности выполнения задания и коррекции пробелов. 3. Подготовка к основному этапу занятия. Обеспечение мотивации и принятия учащимися цели, учебно-познавательной деятельности, актуализация опорных знаний и умений. Готовность учащихся к активной учебно-познавательной деятельности на основе опорных знаний. 4. Усвоение новых знаний и способов действий. Обеспечение восприятия осмысления и первичного запоминания знаний и способов действий, связей и отношений в объекте изучения. Активные действия учащихся с объемом изучения; максимальное использование самостоятельности в добывании знаний и овладении способами действий. 5. Первичная проверка понимания. Установление правильности и осознанности усвоения нового учебного материала; выявление пробелов и неверных представлений и их коррекция. Усвоение сущности усваиваемых знаний и способов действий на репродуктивном уровне. Ликвидация типичных ошибок и неверных представлений у учащихся. 6. Закрепление знаний и способов действий. Обеспечение усвоения новых знаний и способов действий на уровне применения в измененной ситуации. Самостоятельное выполнение заданий, требующих применения знаний в знакомой и измененной ситуации. 7. Обобщение и систематизация знаний. Формирование целостной системы ведущих знаний по теме, курсу; выделение мировоззренческих идей. Активная и продуктивная деятельности учащихся по включений части в целое, классификации и систематизации, выявлению внутрипредметных и межкурсовых связей. 8. Контроль и самопроверка знаний. Выявление качества и уровня овладения знаниями и способами действий, обеспечение их коррекции. Получение достоверной информации о достижении всеми учащимися планируемых результатов обучения. 9. Подведение итогов занятий. Дать анализ и оценку успешности достижения цели и наметить перспективу последующей работы. Адекватность самооценки учащегося оценке учителя. Получение учащимися информации о реальных результатах учения. 10. Рефлексия. Мобилизация учащихся на рефлексию своего поведения (мотивации, способов деятельности, общения). Усвоение принципов саморегуляции и сотрудничества. Открытость учащихся в осмыслении своих действий и самооценке. Прогнозирование способов саморегуляции и сотрудничества. 11. Информация о домашнем задании. Обеспечение понимания цели, содержания и способов выполнения домашнего задания. Проверка соответствующих записей. Реализация необходимых и достаточных условий для успешного выполнения домашнего задания всеми учащимися в соответствии с актуальным уровнем их развития. Этапы комбинированного урока: Организация начала урока Проверка выполнения домашнего задания Всесторонняя проверка знаний Подготовка к усвоению нового учебного материала. Усвоение новых знаний. Первичная проверка понимания учащимися нового материала. Закрепление новых знаний. Подведение итогов урока. Информация о домашнем задании, инструкция о его выполнении. Этапы других типов уроков включают как обязательные этапы: Организация начала урока Подготовка к активному усвоению нового учебного материала. Информация о домашнем задании, инструкция о его выполнении В качестве основного этапа выступает этап, отвечающий основной обучающей цели данного урока. Проектируемое на такой основе обра¬зование сможет обеспечивать целостное компетентностное образование. Образова¬тельные компетенции ученика будут играть многофункциональную метапредметную роль, проявляющуюся не только в школе, но и в семье, в кругу друзей, в будущих про¬изводственных отношениях. Использованная литература: 1.Дьяченко В.К. Организационная структура учебного процесса. М., 1989. 2. Зотов Ю.Б. Организация современного урока / Под ред. П.И. Пидкасистого, М., 1984. 3.Журнал «Справочник классного руководителя», 2008 год, №3 4. Махмутов М.И. Современный урок. 2-е изд. М., 1985. 5.Урок — основная форма организации обучения. - "Педагогика". Под редакцией Ю. К. Бабанского. "Просвещение", Москва, 1983 г. | |
Просмотров: 2596 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|