Главная » Статьи » В помощь учителю » Научная кафедра |
«Современные информационно-педагогические технологии как фактор повышения профессиональной компетентности учителей русского языка и литературы и один из путей формирования ключевых компетентностей учащихся 12-летней школы» Стадниченко С.В., методист отдела образования акимата Костанайского района Важнейшей тенденцией развития мирового образования становится информационный характер образовательных процессов, поэтому общество предъявляет социальный заказ на воспитание молодого поколения, способного ориентироваться в современном информационном пространстве. В настоящее время в ранг государственной политики Казахстана возведена проблема формирования единой информационной образовательной среды, решение которой необходимо для создания перспективной системы образования, способной подготовить специалистов в новых условиях. Основной целью этой политики является повышение качества образования, сохранение, развитие и эффективное использование научно-педагогического потенциала страны, создание условий для поэтапного перехода к новому уровню образования на основе информационных компьютерных технологий. Основными целями и задачами создания информационной образовательной среды являются: • повышение эффективности педагогической деятельности в сфере образования; • автоматизация сбора, накопление, систематизации и обработки информации об изучаемых процессах, явлениях, объектах; • научное обоснование методологии информатизации общего и профессионального образования; • освоение новых информационных технологий, как средства развития и совершенствования функциональной грамотности личности; • обеспечение всеобщей компьютерной грамотности, • формирование информационной культуры; • формирование творческого мышления; • обеспечение подготовки педагогических кадров по использованию информационных технологий в профессиональной деятельности. В условиях перехода к информационному обществу повышаются требования к профессиональной подготовке учителя, в особенности к уровню его информационной компетентности. Данная компетенция обеспечивает навыки деятельности учителя по отношению к информации, содержащейся в учебных предметах и образовательных областях, а также в окружающем мире. Вместе с тем, спектр компетенций профессиональной деятельности учителя гораздо шире. Отсюда возникает проблема, какое место в структуре общей профессиональной компетентности должна занимать информационная компетентность, каковы ее роль и значение в обеспечении наиболее оптимального функционирования профессиональной деятельности в целом и дидактико-методической в частности. Информационная компетентность содержит такие элементы, как: • мотивация, потребность и интерес к получению знаний, умений и навыков в области технических, программных средств и информации; • совокупность общественных, естественных и технических знаний, отражающих систему современного информационного общества; • знания, составляющие информативную основу поисковой познавательной деятельности; • способы и действия, определяющие операционную основу поисковой познавательной деятельности; • опыт поисковой деятельности в сфере программного обеспечения и технических ресурсов; • опыт отношений «человек-компьютер». Информационная компетентность учителя понимается как особый тип организации предметно-специальных знаний, позволяющих принимать эффективные решения в профессионально-педагогической деятельности. Она, как составная часть профессиональной компетентности учителя, включает такие слагаемые его профессиональной деятельности, как: • теоретические знания об основных понятиях и методах информатики как научной дисциплины; • способы представления, хранения, обработки и передачи информации с помощью компьютера; • умения и навыки работы на персональном компьютере на основе использования операционных систем, утилит, надстроек над операционной системой и операционных оболочек; • умение представить информацию в Интернет; • умение организовать самостоятельную работу учащихся посредством Интернет-технологий; • обучение и знакомство педагогов с основными направлениями информатизации образования и использованием на практике электронных образовательных Интернет-ресурсов; • повышение эффективности управления в современном образовательном учреждении при условии использования информационных технологий; • повышение уровня профессиональной компетентности педагогов и осознание необходимости системного использования информационных технологий в самообразовательной и производственной деятельности учителей в условиях модернизации образования. • владение навыками использования телекоммуникационных технологий по конкретному предмету, с учетом его специфики. Важным условием в период поэтапного перехода от индустриального к информационному обществу, является формирование информационной культуры педагога. Информационная культура предполагает, что человек использует информационные технологии при решении задач, которые он ставит для достижения цели своей деятельности. Компьютеры и программы при этом служат в качестве средств, на которые опираются информационные технологии. С их помощью человек может планировать последовательность действий, необходимых для достижения поставленной цели. Он должен уметь организовать поиск информации, необходимой для решения задачи из множества источников. Кроме этого, информационно культурный человек должен уметь работать с отобранной информацией, структурировать её, систематизировать, обобщать и представлять в виде, понятном другим людям. Формирование информационной культуры педагога предполагает создание у него определенного мировоззрения, владение им системой знаний, навыков и умений, полагающих осуществлять педагогическую деятельность с использованием информационных технологий. Критериями информационной культуры можно считать: • умение адекватно формулировать свою потребность в информации; • эффективно осуществлять поиск нужной информации; • перерабатывать информацию и создавать качественно новую; • умение адекватно отбирать и оценивать информацию; • способность к информационному общению; • наличие компьютерной грамотности. Использование новых информационных технологий существенно повышает профессиональные возможности педагога, расширяет границы его педагогической культуры, а значит, служит повышению результативности его профессиональной деятельности, то есть повышению качества образования. Решение задачи формирования информационной компетентности учителя требует сформированности специфических умений и навыков системного подхода к поисковой деятельности в сфере технических, программных средств и информации. Это во многом определяет успешность преодоления барьера между миром человека и миром компьютеров, способствует формированию информационного мировоззрения, развитию системного мышления студентов, ориентации в массе программных средств и выборе конфигурации компьютера, необходимого для оптимального решения своих задач. Информационная культура учителя включает в себя следующие параметры: • овладение компьютерной грамотностью (программа минимум – как пользователь, программа максимум – как программист, проектировщик образовательного процесса.); • способность к овладению информационно – коммуникативными технологиями как новыми средствами для решения проблем образования; • умение сотрудничать со школьниками в учебном процессе в режиме саморазвития, используя сети телекоммуникации; • способность быстрее других отследить, оценить, понять предложенную информацию и включить её в учебный процесс. В условиях информатизации образования, формирование информационной культуры учителя ведет к расширению множества педагогических методов и приемов, которые влияют на характер преподавательской деятельности. А также комплекс профессионально-важных качеств, необходимых для успешности профессиональной деятельности, дополняется такими специфическими качествами как, стремление, позиция и личностные качества, которые характеризуют уровень информационной культуры педагога. К ним относится следующее: • потребность в постоянном обновлении знаний о возможностях применения информационных технологий в профессиональной деятельности; • профессиональная мобильность и адаптивность в информационном обществе. • отношение к информации, объектам и явлениям в информационной среде; • стиль педагогического общения внутри информационной среды; • критическое отношение к информационному потреблению; • согласованность в постановке и последовательном решении педагогических задач с использованием информационных технологий; • уверенность в правильности принятия нестандартных решений. Основными причинами несоответствия между возможностями информационных технологий и их реализацией в процессе преподавания гуманитарных дисциплин являются: • низкая информационная культура педагогических коллективов; • педагогическая и методическая неподготовленность многих преподавателей к работе с новыми информационными технологиями; • низкая мотивация преподавателей к использованию информационных технологий в процессе обучения. Сегодня учителю необходимо владеть компьютерной грамотностью и опытом практического использования компьютеров. В нашей стране у большинства педагогов, к сожалению, уровень информационной культуры очень низок. С одной стороны, это объясняется ещё недостаточным внедрением информационных технологий во все сферы жизни и деятельности человека, а с другой стороны – отсутствием системы подготовки грамотных пользователей информационных систем и потребителей информации. Учителя на занятиях уделяют больше внимания на объем информации, а не на её структуру; представляют материал, а не организуют поисковую деятельность; междисциплинарные связи не устанавливаются; новые информационные технологии применяются недостаточно, хотя возможности учебных компьютерных программ позволяют делать то, что традиционными средствами достичь невозможно, а если и применяется в учебном процессе компьютер, то используется как контролирующее средство. Таким образом, предстоит решить следующие задачи: • обучение ориентации в информационных ресурсах по образованию, педагогическим наукам, предметной сфере; • освоение информационного поиска, овладение методами переработки информации; • использование технологии подготовки и оформлении результатов учебно-методической работы; • осознание возможностей новых информационных технологии в гуманитарных исследованиях; • о точках пересечения и интеграции данного курса с другими изучаемыми дисциплинами и о различных подходах к решению задач профессиональной сферы. Одной из главных целей современного образования становится формирование готовности личности к жизнедеятельности в информационном обществе, неотъемлемым атрибутом которого является стремительное развитие и проникновение во все сферы жизни человека информационно-коммуникационных технологий. Информационно—педагогические технологии (ИПТ) базируются на следующих основных электронно—дидактических функциях: • наглядности, обеспечивающей осознанность и осмысленность воспринимаемой учебной информации, формирование представлений и понятий; • информативности, поскольку средства обучения являются непосредственными источниками знания, т.е. носителями определенной информации; • компенсаторности, облегчающей процесс обучения, способствующей достижению цели с наименьшими затратами сил, времени. • адаптивности, ориентированной на поддержание благоприятных условий протекания процесса обучения, организацию демонстраций, самостоятельных работ, преемственность знаний; интегративности, позволяющей рассматривать объект или явление как часть и как целое. Профессиональное овладение учителем ИКТ предполагает: • осознание включенности системы образования в глобальные информационные процессы; • готовность к освоению способов эффективного доступа к практически неограниченному объему информации и аналитической обработке этой информации; • стремление к формированию и развитию личных творческих качеств, дающих возможность генерации педагогических идей в современной информационной среде с целью получения инновационных педагогических результатов, а также создание собственной инфосреды; • готовность к совместному со всеми субъектами информационного взаимодействия освоению научного и социального опыта, совместной рефлексии и саморефлексии; • освоение культуры получения, отбора, хранения, воспроизведения, представления, передачи и интеграции информации (в том числе в рамках выбранной предметной области); • готовность к использованию современных интерактивных телекоммуникационных технологий как важного аспекта профессионального роста в условиях непрерывного образования в постоянно меняющемся информационном обществе (телеконференции, дистанционное обучение); • способность к моделированию и конструированию информационно-образовательной среды и прогнозированию результатов собственной профессиональной деятельности Особо следует подчеркнуть, что в настоящее время овладение педагогом ИКТ становится важной составляющей его профессионализма. Среди наиболее значимых ценностей и смыслов информационного общества исследователи выделяют ценность образования, приоритеты которого меняются в новых информационных условиях. Особое место среди них занимает информационная компетенция личности, формирующая умение самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее. Не правомерными, на наш взгляд, являются трактовки информационной компетенции только как умения работать на компьютере и освоения новых информационных технологий. Такое понимание сужает ее содержательные рамки и придает ей утилитарный характер. На самом деле, информационная компетенция является базовой даже для ключевых, универсальных компетенций, поэтому овладение ею становится успешным залогом любой профессиональной деятельности, в том числе и педагогической. Основное содержание информационной компетентности учителя включает: • умение рационально работать с информацией: знать особенности информационных потоков в своей предметной области, владеть основами аналитико-синтетической переработки информации; • освоение технологий подготовки педагогической информационной продукции; • использование новых информационно-коммуникационных технологий и владение конкретными навыками по использованию технических средств как непосредственно в образовательном процессе, так и в самостоятельной работе по повышению профессиональной квалификации. Личностно-деятельностный подход в формировании информационной компетентности учителя напрямую зависит от степени и качества технологических изменений в профессиональной работе и позволяет ответить на вопрос не только «что делать», но и «как делать». Учителю, работающему в инновационном режиме, приходится выполнять следующие виды деятельности: • технологически разрабатывать и процессуально моделировать образовательный процесс в целом; • технологически разрабатывать информационные структуры в виде монологического изложения и в задачном исполнении, преобразовывать учебную информацию, составлять и применять логико-структурные схемы; • составлять диагностические программы, методики, выявляющие состояние образовательного процесса в его различных характеристиках; • прослеживать учебные продвижения учащихся; • анализировать опыт коллег, свой инновационный опыт; • разрабатывать новые технологии обучения, предметные методики преподавания, организовывать новые коммуникативные структуры в процессе обучения. Конечным итогом всей этой многообразной деятельности являются новые информационные продукты: перспективные планы, концептуальные модели, учебные и учебно-методические пособия, рекомендации, аналитические отчеты, обобщения опыта работы, проекты, модели педагогического эксперимента, лекции, поурочные разработки, планы-конспекты и др. Их качественная подготовка невозможна, если учитель не обладает высоким уровнем информационной компетентности. Вышеперечисленные продукты инновационной деятельности учителей становятся новыми культурными объектами—артефактами, и их качественный уровень является одним из критериев оценки педагогической культуры учителя. Культурологический подход к формированию личности учителя инновационных ОУ напрямую связан с информационной компетентностью. В данном контексте инновации в образовании можно рассматривать как образовательно-педагогическое явление, а также как культурно-образовательный феномен общества. Таким образом, если рассматривать информационную компетентность сквозь призму личностно-деятельностного и культурологического подхода, то ее можно и должно считать составляющей более широкого понятия — информационной культуры учителя. Исходя из определения, в котором под информационной культурой личности понимается одна из составляющих общей культуры человека, как совокупность информационного мировоззрения и системы знаний и умений, обеспечивающих целенаправленную самостоятельную деятельность по оптимальному удовлетворению индивидуальных информационных потребностей с использованием как традиционных, так и новых информационных технологий, под информационной культурой учителя будем понимать проявление информационной культуры личности в аспекте педагогической деятельности и системе профессиональных качеств. В рамках компетентностного подхода следует рассматривать место, задачи и формы реализации информационных технологий на современном этапе трансформации парадигмы профессионального образования. Многообразие компьютерных средств обучения, используемых в учебном процессе, может быть агрегировано по дидактическому предназначению следующим образом: – справочные (энциклопедии, словари, справочники, атласы, сборники нормативно-правовых документов и пр.); – информационно-сообщающие (электронные учебники и учебные пособия, сетевые ресурсы, моделирующие программы); – формирующие умения / навыки (тренажеры, экспертные обучающие системы); – контролирующие (тестирующие программы и сетевые ресурсы); – общекультурного характера (различного рода локальные издания или сетевые ресурсы, реализующие виртуальные экскурсии по музеям мира, путешествия по странам, посвященные классикам мировой культуры, шедеврам музыки, живописи, архитектуры). Уровни сформированности продуктов обучения – знаний, умений и навыков и иные развиваемые качества специалиста (компетенции) зависят не только от типа компьютерных средств обучения, но и от применяемой педагогической технологии (методики), базирующейся на этих средствах: – когнитивные (информационно-сообщающие) – направленные на передачу большого объема учебной информации, ее систематизацию и прочное усвоение; – развивающие (проблемное обучение) – направленные на развитие мыслительной активности, формирование и совершенствование способов мыслительной деятельности; – деятельностные (моделирование профессиональной деятельности) – ориентированные на овладение способами профессиональной деятельности, получение опыта самостоятельной деятельности; – личностно-ориентированные – направленные на развитие личности, формирование активности, ответственности, самостоятельности, самореализацию. В рамках компетентностного подхода оптимальным следует считать сочетание различных информационных педагогических технологий с дифференциацией их на различных этапах становления личности учащегося. В ходе начального этапа развития компетентности целесообразно ориентироваться на когнитивные (самостоятельное изучение материала под управлением учителя при взаимодействии с компьютерными средствами) и развивающие технологии (проблемное и программированное обучение) и поддерживающие их средства (электронные учебники и учебные пособия). Из этого не следует, что иные технологии на данном этапе применять не следует, но эффективными, приносящими наибольшую пользу в силу личностных качеств обучаемых будут именно когнитивные и развивающие. Следующий этап – базовый, этап формирования профессионального самосознания. Эффективными технологиями этого этапа следует считать деятельностные (деловые игры, ситуативный тренинг) и развивающие (анализ профессиональных задач, профессионально-ориентированная исследовательская деятельность, решение задач в группах, анализ и систематизация разрозненной профессиональной информации, подготовка докладов на дискуссионные темы) технологии. Компьютерные средства, способные поддержать технологии данного этапа – тренажеры, экспертные обучающие системы, сетевые ресурсы. И, наконец, завершающий этап обучения – этап становления компетентности специалиста. Эффективными технологиями этого этапа следует считать личностно-ориентированные (самостоятельная и учебно-исследовательская работа, опережающая самостоятельная работа, проективное обучение, обучение по индивидуальному плану) и развивающие (ролевые игры, рефлексия профессиональной деятельности, решение задач во взаимодействии, поиск и генерация новых профессиональных знаний) технологии. Уровень развития компьютерных технологий в настоящее время не позволяет в полной мере обеспечить самостоятельный и творческий процесс развития личности на этом этапе, но в какой-то мере задачам данного этапа соответствуют сетевые ресурсы с их возможностями (электронные библиотеки, форумы, чаты, электронная почта, виртуальные конференции, совместные сетевые проекты). Эффективность использования информационных технологий в учебно-воспитательном процессе при подготовке учителей проявляется лишь при условии, если он органично «встраивает» информационно-коммуникационные программы в свою собственную структуру учебной работы, продолжая последовательно развивать педагогические идеи, заложенные в традиционном подходе к учебно-воспитательному процессу. Информационные технологии позволяют создавать так называемые виртуальные образовательные системы, главным достоинством которых является возможность создания индивидуализированной, ориентированной на профессиональный рост личности, образовательной системы и реализации ее в трех режимах: а) информационно-поисковый, ориентированный на развитие индивидуальных познавательных интересов учителя и учащегося, стимулирование его дальнейшего самопознания, саморазвития и самореализацию; б) самообучающий, основанный на личном участии обучающегося в построении или выборе образовательных программ, которые максимально ориентированы на его возможности, намерения и образ жизни; в) дистанционный, построенный на модульном принципе обучения, в основу которого положены учебные (образовательные) модули, содержащие: • теоретический блок (лекционные, справочные, информационные, научные материалы), • практический блок (задания, вопросы для самоконтроля, материалы из опыта работы), • контрольный блок (требования к рубежному и итоговому контролю, вопросы для самоподготовки), • методический блок (рекомендации по реализации образовательного модуля, построению индивидуальных маршрутов изучения, график консультативной работы, контактные адреса). У обучающегося появляется дополнительный путь приобщения к социальным ценностям, который основан не только на общении с учителем и одноклассниками, а на самостоятельной работе с информационной средой. Учебный процесс в основном ориентирован на: 1) решение проблем поиска, получения и использования для практических целей интересующей пользователя информации; 2) моделирование автоматизированной среды управленческой сферы и решение практических задач для управленческой деятельности; 3) обсуждение методических приемов по использованию программных средств в учебном и внеучебном процессе школы; 4) обсуждение организации проектной работы в школе и включение в реализацию проектов средств коммуникации; 5) определение условий для создания ресурсных центров (медиатек) на уровне опорной школы и на уровне каждой школы и др. Повышение качества образовательных услуг состоит в преодолении ограниченности образовательного процесса, состоящего исключительно в передаче фиксированного набора знаний, умений и навыков. Поэтому, несмотря на новые дидактические возможности, предоставляемые информационными технологиями, прежде всего, следует обратить внимание на выбор целей обучения, адекватных современным требованиям к уровню подготовленности выпускников. Не следует забывать, что излишнее увлечение компьютеризацией обучения, чреватое подменой направленности познавательных процессов, как и ограниченность информатизации учебного процесса, могут негативно сказаться на развитии ключевых и профессиональных компетенций. Акцент использования электронных изданий и сетевых ресурсов в контексте компетентностно-ориентированного обучения должен состоять в направленности на деятельностный характер учения, в стимуляции самостоятельной учебной деятельности, в активном использовании исследовательского и проблемного видов познавательной деятельности. Быстрое развитие технологических инноваций в сфере образования превращает проблему выбора технологий для осуществления учебного процесса в одну из ключевых. В качестве основных принципов эффективного выбора и использования технологий в иннова¬ционном учебном процессе можно вы¬делить следующие положения: 1. Важна не информационная технология сама по себе, а то, насколько ее использование служит достижению собственно образовательных целей. 2. Более дорогостоящие и современные технологии не обязательно обеспечивают наилучший образовательный результат. Наоборот, часто более эффективными оказываются достаточно привычные и недорогие технологии. 3. При выборе технологий нужно учиты¬вать максимальное соответствие некоторых технологий характерным индивидуальным особенностям учащихся, специфике предметных областей. В качестве основных типов информационных образовательных технологий можно выделить: интернет-технологии; технология электронной почты; компьютерные обучающие программы; Web-технологии и другие. Основные тенденции развития ИПТ находят свое конкретное проявление в организационных и сугубо дидактических требованиях. К организационным требованиям относятся: целевая установка ИПТ и ее общая организационная логика — своевременность начала и создание установок на конкретный вид деятельности, максимальное использование возможностей каждого этапа, оптимальный темп обучения, логическая стройность и законченность, сознательная дисциплина обучаемых; разнообразие способов организационного построения и проведения занятий; рациональное использование учебно—наглядных пособий и технических средств обучения. Дидактические требования к занятию сводятся к соблюдению принципов обучения. На конкретном занятии единство принципов обеспечивает четкую постановку учебных задач и их последовательное решение; оптимальный отбор содержания, выбор форм учебной работы, методов, приемов и средств, направленных на развитие познавательной активности и самостоятельное приобретение знаний под руководством преподавателя. Традиционная лекция, несмотря на привлекательность непосредственного живого общения с учителем, как правило, не может охватить все аспекты изучаемого предмета. Её главная цель — дать ровно столько информации, чтобы обосновать рассматриваемые на ней положения. Она должна служить путеводителем к другим источникам информации, которыми обычно являются учебники или дополнительная литература. Аналогично этому ИПТ, представляя возможность школьникам изучения материала в интерактивном режиме, обеспечивают связь с любыми доступными информационными источниками, например, в сети Internet. ИПТ функционирует на основе особых педагогических принципах, отличающихся от принятых в дидактике. К ним необходимо, прежде всего, отнести принцип вербального общения; принцип личностно—ориентированного подхода к обучению; принцип самоорганизации обучающихся; принцип интерактивного взаимодействия в системе «учитель — ученик» и т.д. Информационное общество диктует перемены для учителя уже не является единственным и полным источником информации для учащихся. Обучение должно строиться «на принципах сотрудничества» учителя и ученика, а для реализации данной задачи учителю необходимо в совершенстве владеть современными педагогическими, а также и информационными технологиями. Общество информационных технологий не может развиваться без непрерывного образования сограждан, поэтому уже сейчас возникает необходимость в дистанционном обучении (например, проведение факультативных занятий) на основе информационных технологий. Факультативные занятия проводятся с учениками, имеющими домашние компьютеры с выходом в Internet. Учебная нагрузка в рамках школы – 2 часа. Освоение материала и тестирование полученных знаний учащиеся выполняют в течение недели в домашних условиях. На факультативе с учителем разбираются полученные результаты и возникшие при обучении проблемы. Оригинальные приемы учеников в различных приложениях заносятся в базу знаний с целью пополнения содержательной части электронных учебных пособий. Автоматизированное обучение с применением современных информационных технологий обеспечивает: • получение учеником навыков самообразования; • учет индивидуальных особенностей каждого ученика; • дифференцированный подход к объему учебного материала и скорости его освоения; • подготовку к дальнейшей учебе и профессиональной деятельности; • комфортный режим обучения. ИНДИВИДУАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ В рамках обычного урока в школе учитель не в состоянии уделить внимание всем ученикам – на это физически не хватит времени. Способным учащимся не интересно усваивать новый материал в среднем темпе урока, слабые за этим темпом не успевают. Решить эту проблему могут помочь электронные учебные пособия. Электронный учебник не в состоянии заменить учителя, это и не требуется. Он должен помочь организовать учебный процесс, максимально учитывающий особенности личности каждого обучаемого, его индивидуальные способности к усвоению нового материала, решению задач, самостоятельному обучению. Учитель выполняет координирующую, консультирующую и контролирующую функции. Не мало важен и тот факт, что обеспеченность учащихся домашними компьютерами, в том числе подключенными к Internet, несоизмерима выше, нежели в учебных заведениях. Ученик имеет возможность, не выходя из дома, в комфортных условиях, в свойственном себе темпе проходить предложенную учителем программу. При этом приобретается опыт самостоятельной работы и дистанционного обучения. Причем, именно дистанционная форма обучения может быть достаточно эффективной в решении личностно-ориентированных проблем школьников и педагогов. Эффективность учебного процесса в результате внедрения информационных средств мультимедиа повышается за счет их специфического воздействия на мыслительную деятельность обучаемого. Наиболее прогрессивные возможности мультимедиа заключаются в использовании их в учебном процессе в качестве интерактивного многоканального инструмента познания. Исследовательский, проектный подход в системе обучения школьников, разработка ими собственных мультимедиа (гипермедиа) проектов, постоянное использование мультимедиа учебного назначения по предмету, позволяют трансформировать традиционный процесс в развивающий и творческий. Овладение основами использования информационных технологий предполагает не столько усвоение некоторой суммой знаний или закрепление навыков, сколько психологическую готовность успешно осваивать и эффективно использовать новые компьютерные средства. Важным фактором информатизации образования является использование возможностей глобальной сети Интернет, как мощного информационного ресурса. Интернет-классы предоставляют возможность самостоятельного поиска образовательной информации, а также размещения на собственных сайтах результатов своей деятельности, что оказывается очень значимым для собственного самоутверждения и формирования положительной мотивации к самообразованию. Модульное обучение неразрывно связано с рейтинговой системой контроля. А использование электронных тестовых заданий в качестве одной из форм контроля знаний студентов позволяет интегрировать обучение и оценивание работы студента через внедрение модульно-рейтинговой системы в учебном процессе. Разработка методических материалов профильного содержания должна учитывать реальную ситуацию в образовании. Она такова, что подавляющее большинство преподавателей не готовы к работе с компьютером, тем более в компьютерных сетях. Этому есть много причин, среди которых есть как объективные, так и субъективные. Объективно компьютеры в отечественной школе, ввиду ее бедственного финансового положения, не стали пока учебным средством "номер один". Не каждый преподаватель имеет свой личный компьютер, тем более подключенный к INTERNET. Поэтому в настоящий момент первоочередной задачей, решаемой в ходе обучения учителей, является задача просвещения, обучения и мотивации к внедрению в учебный процесс новых технологий. Информационная субкультура представляет собой систему ценностей, норм, традиций, моделей поведения, присущих определенной группе людей, объединенных не социальным или возрастным статусом, а степенью приобщения к информационным потокам и цифровым информационным технологиям. Другими словами, свободная ориентация в любом информационном пространстве предполагает обладание информационной субкультурой в рамках доминирующей информационной культуры как одной из составляющих общей культуры человека. Процесс ее формирования – процесс целостный, а не в коем случае не фрагментарный. Необходимо формировать не только информационную грамотность, но и информационное поведение, информационное мышление и в целом – информационное мировоззрение. На подготовительном этапе формирования информационной субкультуры педагога следует определиться с наличием развитой инфопотребности и объективно обусловленной необходимости в обучении, осознаваемых самим потенциальным обучающимся. Далее педагог должен осознать разрыв между нынешним состоянием и желательным или необходимым уровнем и оценить перспективы своего профессионального роста с учетом приобщения к информационной субкультуре. На стадии формулирования конкретных целей обучения он должен уже окончательно осознать свою готовность к формированию информационной субкультуры. Электронный учебно-методический комплекс может содержать следующие элементы: - электронные учебники, включающие теоретический материал, глоссарий, а также темы практических работ; - планы лекционных и практических занятий; - виртуальные практические комплексы; - конспекты-презентации лекций; - практические задания; - учебные задания для самостоятельной работы и требования к ним; - вопросы и задания к итоговой аттестации; - описания информационных средств и технологий, необходимых для выполнения учебных заданий; - методические указания к использованию данного комплекса; - электронные банки тестов; - ссылки на дополнительные информационные ресурсы по дисциплине в сети Интернет; - дополнительные учебные материалы (учебники, пособия, журналы и т.п.). Проведенный анализ позволяет сделать следующие выводы: • компетентностный, личностно-деятельностный и культурологический подходы являются наиболее адекватными для определения профессиональных качеств учителей в условиях смены образовательных парадигм; • овладение педагогом информационно-коммуникационными технологиями является важной составляющей его профессионализма, показателем готовности вести профессиональную деятельность в условиях становления и развития информационного общества; • продвижение информационно-коммуникационных технологий в практику работы образовательных учреждений невозможно без формирования информационной культуры педагогов; • информационная культура становится стратегическим ресурсом повышения квалификации педагогов инновационных ОУ, носит личностно-деятельностный характер, способствует развитию педагогической культуры; • внутришкольная система повышения квалификации, объединяющая теоретическое обучение учителей с его практическим воплощением, может рассматриваться как достаточно результативный подход к формированию информационной культуры педагога. Таким образом, повышение дидактической эффективности образовательной системы и качества высшего профессионального образования заключается в научно обоснованной интеграции современных информационно-педагогических и традиционных технологий обучения, а также в создании условий для реализации творческого потенциала обучаемых. В нашу жизнь стремительно ворвались информационные образовательные технологии. Наибольшую актуальность вопрос о роли современных информационных технологий получил в связи с внедрением в практику учебного процесса компьютеров, объединенных как в локальные сети, так и имеющих выход в глобальную сеть. Применение информационных технологий в процессе обучения дает возможность активизировать познавательную и мыслительную деятельность учащихся. Информационные технологии дают возможность не только изменить формы и методы учебной работы, но и существенным образом трансформировать и обогатить образовательные парадигмы. В нашей школе уже достаточно активно используются учителями-предметниками новые информационные технологии на своих уроках. Использование компьютера дает учителю не только новые возможности в преподавании своего предмета, для накопления и создания банка данных и т.п., но и позволяет осуществить обработку результатов обучения. Проведение ежегодных творческих отчётов деятельности МО позволяет совершенствовать умения учителей в проектировании, организации и проведении мероприятий, стимулирует развитие профессиональных навыков, создаёт условия для демонстрации каждым учителем профессиональных приоритетов в работе с детьми, коллегами, родителями. Современные информационные технологии обогащают уроки русского языка и литературы наглядностью, (иллюстрации, схемы, графики, таблицы), аудиоматериалами, видеоматериалами, что, безусловно, способствует глубокому и прочному усвоению знаний. Профессиональное овладение учителем ИКТ предполагает: • осознание включенности системы образования в глобальные информационные процессы; • готовность к освоению способов эффективного доступа к практически неограниченному объему информации и аналитической обработке этой информации; • стремление к формированию и развитию личных творческих качеств, дающих возможность генерации педагогических идей в современной информационной среде с целью получения инновационных педагогических результатов; • готовность к совместному со всеми субъектами информационного взаимодействия освоению научного и социального опыта, совместной рефлексии и саморефлексии; • освоение культуры получения, отбора, хранения, воспроизведения, представления, передачи и интеграции информации; • готовность к использованию современных интерактивных телекоммуникационных технологий как важного аспекта профессионального роста в условиях непрерывного образования в постоянно меняющемся информационном обществе (телеконференции, дистанционное обучение); • способность к моделированию и конструированию информационно-образовательной среды и прогнозированию результатов собственной профессиональной деятельности Основное содержание информационной компетентности учителя включает: • умение рационально работать с информацией: знать особенности информационных потоков в своей предметной области, владеть основами аналитико-синтетической переработки информации; • освоение технологий подготовки педагогической информационной продукции; • использование новых информационно-коммуникационных технологий и владение конкретными навыками по использованию технических средств как непосредственно в образовательном процессе, так и в самостоятельной работе по повышению профессиональной квалификации. Основными целями и задачами создания информационной образовательной среды являются: • повышение эффективности педагогической деятельности в сфере образования; • автоматизация сбора, накопление, систематизации и обработки информации об изучаемых процессах, явлениях, объектах; • научное обоснование методологии информатизации общего и профессионального образования; • освоение новых информационных технологий как средства развития и совершенствования функциональной грамотности личности; • обеспечение всеобщей компьютерной грамотности, • формирование информационной культуры; • формирование творческого мышления; • обеспечение подготовки педагогических кадров по использованию информационных технологий в профессиональной деятельности. | |
Просмотров: 10029 | Комментарии: 1 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|