Главная » Статьи » В помощь учителю » Научная кафедра |
«Современный урок с позиции формирования жизненных навыков и ключевых компетенций» Стадниченко С.В., методист отдела образования акимата Костанайского района Под личностно-ориентированной парадигмой образования можно понимать исходную концептуальную схему, где признаются уникальная сущность каждого ученика и его индивидуальность. Основная функция личностно-ориентированного образования — обеспечивать и отражать становление системы личностных образовательных смыслов ученика. Технология решения этой задачи предполагает не только формировать ЗУНы, но и выделять образовательные объекты, по отношению к которым ученик самоопределяется, добывает знания, знакомится с соответствующими культурно-историческими достижениями человечества, а также выявлять и развивать у ученика личностный смысл по отношению к объектам и знаниям о них. Личностный смысл образования зависит от мотива, которым руководствуется ученик. Процесс поиска и обретения смыслов в ходе обучения предполагает следующие этапы: • личностное творчество ученика по отношению к изучаемым объектам, распределённым в соответствии с образовательными областями; • самоосознание личного опыта, знаний, обнаружившихся в процессе познания образовательных объектов и общекультурных сведений о них; • соответствующая деятельность по отношению к фундаментальным достижениям человечества, связанным с изучаемыми объектами (отношение к общекультурным знаниям и социальному опыту). Качества ученика, развиваемые в ходе реализации комплекса перечисленных эле¬ментов его образовательной деятельности, можно назвать образовательными компетенциями. Образовательная компетенция пред¬полагает, что ученик не усваивает отдельные друг от друга знания и умения, а овладевает комплексной процедурой, в которой для каждого направления присутствует соответствующая совокупность образовательных компонентов, имеющих личностно-деятельностный характер. «Компетенция» в переводе с латинского означает круг вопросов, в которых человек хорошо осведомлён, обладает познаниями и опытом. Компетентный в определённой области человек обладает соответствующими знаниями и способностями, позволяющими ему обоснованно судить об этой области и эффективно действовать в ней. Компетентность — владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности. В соответствии с разделением содержания образования на общее метапредметное (для всех предметов), межпредметное (для цикла предметов или образовательных областей) и предметное (для каждого учебного пред¬мета), можно предположить трёхуровневую иерархию компетенции: — ключевые — относятся к общему (метапредметному) содержанию образования; — общепредметные — относятся к определённому кругу учебных предметов и образовательных областей; — предметные — частные по отношению к двум предыдущим уровням компетенции, формируемые в рамках учебных предметов. Таким образом, образовательные компетенции конкретизируются на уровне образовательных областей и учебных предметов. И здесь возникает вопрос: каковы механизмы формирования жизненных компетенций ученика, которые всегда личностно окрашены качествами самого ученика? Механизмы индивидуальны для каждого учебного предмета и учителя. Зачастую их реализация тесно связана с использованием в работе педагога инновационных технологий. Обучение с использованием мультимедийных ресурсов становится реальным средством развития технологии образования. Технология мультимедиа позволяет соединить в единое различные формы предоставления информации: текст, графику, иллюстрации, видео- и аудио- материалы. Технология позволяет повысить качество образования через вовлечение учащихся в активный познавательный процесс, так как при развитии компетенций учащихся образовательное пространство ориентировано на уменьшение репродуктивных форм работы. Ключевые образовательные компетенции: 1.Ценностно-смысловая 2.Общекультурная 3.Учебно-познавательная 4.Информационная 5.Коммуникативная 6.Социально-трудовая 7.Личностного самосовершенствования I.Создание условий для формирования ценностно-смысловой компетенции на уроках русского языка и литературы, связанной с ценностными представлениями ученика, его способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нём, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения, неразрывно связано с формированием понимания взаимосвязи процессов и явлений в природе. Традиционные методы работы в этом направлении, безусловно, обогатились с внедрением в практику работы учителя технологии мультимедиа. 2.На уроках русского языка и литературы можно создавать условия для продуктивного формирования общекультурной компетенции, рассматривающей круг вопросов, в которых ученик должен быть хорошо осведомлён, обладать познаниями и опытом деятельности. Это особенности национальной и общечеловеческой культуры, духовно-нравственные основы жизни человека и человечества, явлений и традиций, роль науки и религии в жизни человека, их влияние на мир, компетенции в бытовой и культурно-досуговой сфере. Через реализацию принципа наглядности, учитель на своих уроках может использовать любой редкий или очень мелкий иллюстративный материал. По возможности лучше использовать местный материал. 3. Учебно-познавательная компетенция. Это совокупность компетенции ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логи¬ческой, методологической, общеучебной деятельности, соотнесённой с реальными познаваемыми объектами. Сюда входят знания и умения целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки учебно-познавательной деятельности. Использование в образовательной деятельности инструктивных карт урока, обучающих и контролирующих игр, проблемных вопросов и задач, тестов, позволяет формировать и эту компетенцию. Такие формы контроля стимулируют учащихся, учат их анализировать, сравнивать, искать нужную информацию, самостоятельно делать выводы. 4. Информационная компетенция. При помощи реальных объектов (телевизор, магнитофон, телефон, факс, компьютер, принтер, модем, копир) и информационных технологий (аудио- и видеозапись, электронная почта, СМИ, Интернет), формируются умения самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовать, преобразовывать, сохранять и передавать её. 5. Коммуникативная компетенция. Включает знание необходимых языков, способов взаимодействия с окружающими и удалёнными людьми и событиями, навыки работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе. Ученик должен уметь представить себя, написать письмо, анкету, заявление, задать вопрос, вести дискуссию и др. 6. Социально-трудовая компетенция означает владение знаниями и опытом в гражданско-общественной деятельности (выполнение роли гражданина, наблюдателя, избирателя, представителя), в социально-трудовой сфере (права потребителя, покупателя, клиента, производителя), в области семейных отношений и обязанностей, в вопросах экономики и права, в профессиональном самоопределении. В эту компетенцию входят, например, умения анализировать ситуацию на рынке труда, действовать в соответствии с личной и общественной выгодой, владеть этикой трудовых и гражданских взаимоотношений. 7. Компетенция личностного самосовершенствования. Направлена к тому, чтобы осваивать способы физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональную саморегуляцию и самоподдержку. Перечень ключевых компетенции представлен в общем виде. В каждом учебном предмете (образовательной области) важно определить необходимое и до¬статочное число связанных между собой реальных изучаемых объектов, формируемых при этом знаний, умений, навыков и способов деятельности, составляющих содержание определённых компетенции. Проектируемое на такой основе образование сможет обеспечивать целостное компетентностное образование. Образовательные компетенции ученика будут играть многофункциональную метапредметную роль, проявляющуюся не только в школе, но и в семье, в кругу друзей, в будущих производственных отношениях. Современный мир стремительно развивается, изменяется и прогрессирует. И это хорошо, потому что жизнь в этом случае не стоит на месте. Нельзя останавливаться, а тем более стоять на месте и школьному образованию. Современное стремительное развитие жизни заставляет перейти школьное образование на качественно новый уровень, предъявляет высокие требования к образовательным стандартам. Стране нужны гармонически развитые люди, способные создавать материальные и духовные блага, законопослушные, не пасующие ни перед какими трудностями. Современная школа просто обязана формировать у учащихся жизненные навыки и ключевые компетенции. И формироваться все это должно на уроке, который должен быть непременно развивающим и личностно – ориентированным. А самыми благодатными уроками для воспитания и обучения новой социализированной личности являются уроки по русской литературе и русскому языку, тем более, что образовательные подходы стали больше ориентироваться на развитие таких жизненных навыков, которые интегрируют в себе умение, способности и компетенции, относимые к разным сферам человеческого бытия. Уроки же по литературе и языку позволяют решить задачи адаптации и развития, учащихся в сфере духовности, нравственности, сформировать у детей социальные и поведенческие навыки в преодолении жизненных трудностей, психологических конфликтов, поиска своего личностного «Я» и своего места в мире и среди людей. Современные требования к образованию таковы, что мы должны отойти от только информационно-просветительского подхода, которые показывает вою неэффективность в решении многих образовательных задач. Сейчас формирование жизненных навыков рассматривается как самый необходимый компонент образования. Что же такое жизненные навыки? Жизненные навыки - это готовность личности адекватно действовать для достижения общественно значимых и личных целей в различных ситуациях. Какой же вклад может внести литература и русский язык. К таким навыкам мы отнесли: 1. Навыки учебной деятельности; 2. Навыки постановки целей и принятия решений; 3. Навыки критического мышления; 4. Навыки коммуникативные. На уроках литературы учителю подвластно сформировать у детей навыки межличностного общения, нормы нравственного поведения: «не убий», «не укради» и т.д. Научить решать свои проблемы вместе с литературными героями и на примере их, мыслить критически и творчески эффективно общаться, строить здоровые взаимоотношения, сопереживать, другим людям организовывать свою жизнь здоровым и продуктивным образом. Жизненные навыки, формируемые на уроках литературы и русского языка: 1. Межличностное общение; 2. Умение решать жизненные и нравственные проблемы; 3. Мыслить критически и творчески; 4. Эффективно общаться; 5. Строить здоровые взаимоотношения. 6. Сопереживать другим людям; 7. Организовывать свою жизнь морально и нравственно здоровой. Исходя из всего этого, вы видите, что в руках словесников мощный нравственный аспект воспитания подрастающего поколения. И нужно по максимуму использовать уроки литературы и русского языка, чтобы воспитать современные жизненные навыки у учащихся. Какие же: Интеллектуально – нравственные навыки, формируемые на уроках литературы и русского языка. Основные способности и умения, совокупность которых представляют компетенции, являющиеся элементами жизненных навыков интеллектуально – познавательного характера, и которые можно развить у учащихся в процессе обучения на русском языке и литературе. К ним относятся следующие умения и способности: • Анализировать учебный материал, сравнивать объекты, факты, явления; синтезировать материал; • Составлять материал, конспект; составлять план выступления и выступать перед аудиторией; • Классифицировать материал; • Делать резюме, выделять главное, устанавливать причинно – следственные связи, аналогии; • Аргументировать, доказывать; • Пользоваться справочной литературой, словарями, энциклопедиями, СМИ и другими источниками, в т.ч. Интернетом; • Слушать, делать выводы, оценивать; • Пользоваться исследовательскими умениями и навыками: ставить цели и задачи; выдвигать гипотезы; проводить доказательства; делать обоснование и т.п.; • Писать рефераты, составлять и проводить презентации; • Использовать полученные знания и умения в жизненных ситуациях. Ключевые компетенции формируются на конкретном уроке, по конкретной теме. Быть компетентным – значит уметь мобилизировать в данной ситуации (обстоятельствах) полученные знания и опыт. О компетенциях говорят тогда, когда они проявляются в какой – либо ситуации, непроявленная компетенция, оставшаяся в ряду потенциальностей, является скрытной возможностью. Компетенция – это возможность установить связь между знанием и ситуацией, найти, обнаружить процедуру (т.е. знания и действия), подходящую для решения проблемы. Ключевые (т.е. открывающие дверь другим) компетенции – компетенции, которыми важно вооружить выпускников общеобразовательных школ, следующие: 1. Политические и социальные компетенции: способность брать на себя ответственность, участвовать в современном принятии решении, регулировать конфликты ненасильственным путём, участвовать в функционировании и улучшении демократических институтов и др. 2. Компетенции, касающиеся жизни в многокультурном обществе, - это прежде всего межкультурные компетенции как понимание различи людей, уважение друг к другу, способность жить по-добрососедски с представителями других культур, языков и религий и др. 3. Компетенции, касающиеся владения устным и письменным общением, важным в работе и общественной жизни до такой степени, что тем, кто ими не обладает, грозит исключение из общества. | |
Просмотров: 6116 | Комментарии: 1 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|