Главная » Статьи » В помощь учителю » Научная кафедра |
Выступление на городской августовской секции для руководителей ШМО начальных классов август 2012 год Методические затруднения в деятельности учителя и пути их преодоления КОЛОВА ЛИНА ВАСИЛЬЕВНА Заместитель директора по УВР начальных классов ГУ «Школа – гимназия города Рудного» Отличительная черта современного мира – динамичные взаимосвязанные изменения во всех сферах жизни общества. В связи с этим приоритетной задачей образования является развитие и формирование у подрастающего поколения таких качеств и способностей, которые позволили бы не только комфортно существовать, адаптируясь к быстро изменяющимся социальным условиям, но и, преодолевая трудности, связанные с восприятием новаций, создавать качественно новое социальное пространство. Педагог является ключевой фигурой образовательного процесса, именно к нему предъявляются более высокие требования. Современный педагог, прежде всего, сам должен уметь мобильно и гибко реагировать на изменяющиеся условия, постоянно совершенствуя свою профессиональную компетентность. Думать легко, начинать действовать тяжело, а осуществить задуманное самая тяжёлая задача. Абай. Анализируя деятельность МО мы часто указываем, что не все учителя в достаточной мере готовы к самоизменению, так как в ходе своей профессиональной деятельности учитель сталкивается с противоречиями и внутренним дискомфортом, нехваткой новых знаний и способов действий. Выявление учителем несоответствия между тем, что есть и тем, что требуется, выводит его на дальнейшую ступень – определение проблемы и установление причин. Обозначение четких позиций профессиональных затруднений позволяют перейти к поиску путей их устранений. И сегодня становится актуальным вопрос: какие методические трудности испытывает педагог и как помочь ему их преодолеть? В педагогике есть термин «педагогические затруднения», который включает помимо других затруднений – методические, вызывающие среднюю, сильную и очень сильную степень затруднения для своего разрешения. Психологи выделяют три основные группы затруднений: а) осознаваемые учителем, которые он хочет, но не может устранить; б) не осознаваемые учителем, которые он сумеет обнаружить и устранить при получении соответствующей помощи; в) ошибки, которые осознаются учителем как правильные методические решения, изменять которые он считает нецелесообразным. Эти ошибки устранять намного сложнее. Должна предшествовать деликатная работа по переубеждению педагога, подбору убедительной и не задевающей его профессионального самолюбия аргументации, позволяющей эту установку переменить. Методов определения затруднений достаточно много: изучение документов педагога; наблюдение в практической деятельности; контрольно-методические срезы; контроль ведения документации; анализ результатов деятельности; собеседование; анкетирование; самоанализ. Выявлению причин профессиональных затруднений поможет оперативная информация — педагогическая диагностика, самодиагностика, анкетирование, мониторинг. Учитель, с одной стороны, сам выстраивает информационные потоки, определяет круг проблем, затруднений выделяет главные, с другой — ориентируется на своё внутреннее развитие, видение своих сильных и слабых сторон, и на этой основе сам определяет своё дальнейшее совершенствование. Самодиагностика будет эффективнее, точнее, побудительнее, если учитель способен оценивать, анализировать деятельность коллег, сравнивать себя с ними. У каждого методиста есть достаточный выбор быстрого диагностирования: Анкета «Изучение затруднений учителей в обучении учащихся»; Программа самоанализа затруднений деятельности учителя; Диагностика затруднений и потребностей учителей начальных классов и т.п. Давайте поподробнее остановимся на последней диагностике. Она наиболее полно раскрывает возможные методические затруднения в деятельности, даёт возможность педагогу проанализировать, оценить себя, высказать пожелания и предложения. (См. слайд) Например: Темы прослушать «Подготовка к предметным олимпиадам», «Использование информационных технологий в учебно-воспитательном процессе». «Развитие критического мышления через чтение и письмо». Методика изучения затруднений педагогов носит диагностический характер и предполагает анкетирование педагогов для выявления реальных трудностей. В беседе предваряющей заполнение анкет, необходимо выйти на разговор о том, что выявление затруднений поможет также выстроить методическую работу. Таким образом, методическая работа будет определяться не количеством мероприятий, а учетом затруднений педагогов и оказанием целенаправленной помощи через разнообразные формы с обязательным использованием достижений педагогической науки. Ведь одной из задач методической работы является: устранение методических ошибок и затруднений; организация деятельности по оказанию педагогам. 1. Моделирование А) «целеполагания»: - целей и задач урока - целей и задач изучения темы (раздела) - путей мотивации учащихся Б) «содержания»: - объём подачи материала - структуры содержания - формы подачи содержания В) «организации»: - адекватно целям, задачам, содержанию - позитивной коммуникативной с участниками образовательного процесса Г) «методики»: - методов (наблюдения, эвристическая беседа, проблемная ситуация, частично-поисковый , исследовательский, проектов и др.) - средств (наглядных, технических и др.) - приемов: активизации познавательной деятельности активизации мыслительной деятельности активизации учебной деятельности 2. Реализация А) «целеполагания» - определение места предъявления целей и задач (начало-конец) урока - определение способа предъявления целей и задач (учитель-ученик) урока - «увязывание» целей и задач урока с потребностями учащихся Б) в преподавании: - с использованием технологий(элементов): Коллективного способа обучения Развивающего обучения Методики Н.А.Зайцева РКМЧП и т.п. В) в проведении уроков: - изучения нового материала - отработки умений и навыков - обобщения и повторения - коррекционных - итоговых - комбинированных Г) в организации работы: - парной - групповой - индивидуальной - фронтальной - по само- и взаимоконтролю - по оценке и самооценке Д) в применении на уроке: - ИКТ - создание и применение дидактических, наглядных средств обучения (НСО) 3. Рефлексия А) в выборе: - оснований для самоанализа - критериев для анализа деятельности учащихся - показателей для анализа результатов деятельности учащихся Б) в проведении: - анализа - самоанализа В) в определении эффективности урока 4. Есть затруднения - знание концепции, новых программ - знание эффективных методик и технологий преподавания учебного предмета - подготовка к олимпиадам, творческим конкурсам - знание психолого-возрастных особенностей Хотелось бы Послушать: Изучить: Обсудить: Увидеть: Попробовать: Могу предложить: Мероприятия по устранению методических затруднений: диагностика; анализ; планирование; организация; коррекция; анализ. При организации и проведение коррекции необходимо помнить, что в любом педагогическом коллективе выделяются группы учителей разного профессионального уровня: молодые специалисты, группа становления педагогического мастерства, группа с высокими педагогическими способностями. В соответствие с этим у всех возникают разные методические затруднения. Но есть и общие затруднения с которыми сталкиваются все учителя при подготовке к современному уроку. Первая трудность связана с поиском такой организации урока, которая обеспечила бы не только усвоение учебного материала всеми учащимися на самом уроке, но и их самостоятельную познавательную деятельность, способствующую умственному развитию. А это связано с подготовкой учебного материала и выбором соответствующих методов обучения. Вторая трудность состоит в нахождении способов и приемов создания таких учебных ситуаций и такого подбора дидактического материала (задания для самостоятельной познавательной деятельности творческого характера, заданий, связанных с жизнью, подбор наглядных пособий и др.), который обеспечил бы эффективную познавательную деятельность всех учащихся в меру их способностей и подготовленности. Третья трудность связана с необходимостью комплексного применения различных средств обучения, в том числе и технических, направленных на повышение темпа урока и экономию времени для усвоения нового учебного материала и способов его изучения, а также применение приобретенных знаний, умений и навыков. Четвертая трудность - сложность формирования мотивов учения, возбуждения познавательного интереса учащихся по теме, повышения их эмоционального настроения и обеспечения единства обучения, воспитания и развития. Причины этих трудностей: 1-я Изменилось соотношение деятельности учителя и учащихся в учебном процессе, что требует поисков новой схемы взаимодействия учителя и учащихся. Увеличилась доля самостоятельной познавательной деятельности школьников. Увеличилась информативность учебного материала, а также активизировалась деятельность учеников: они выполняют много учебно-практических работ (анализируют, обсуждают, решают задачи, ставят опыты, пишут различные рефераты, доклады), а частные методики еще слабо оказывают помощь учителю в этом. 2-я Научная организация труда еще не вошла в практику школы должным образом. 3-я Учителя не могут полностью избавиться от объяснительно-иллюстративного типа обучения. 4-я Изложение учебного материала в учебниках (даже в последних) остается чаще всего информационным, в них нет заданий вариативного характера, заданий на творческую деятельность учащихся, как при изучении нового материала, так и при применении полученных знаний и умений. 5-я Нет целенаправленной работы учителя над развитием творческих способностей Пути решения затруднений Составить план по коррекции показателей диагностики затруднений и потребностей педагогов. Организовать методическую работу. Рекомендовать учителям начальных классов темы по самообразованию. Организовать и провести тренинги для учителей по необходимым темам. Провести повторную диагностику затруднений и потребностей педагогов. Формы решения: Говоря об организации методической работы наряду с другими можно организовать творческую группу «Организация работы с педагогическими затруднениями». Она может быть сформирована из педагогов-экспертов, которые по результатам самодиагностики не испытывают затруднений в тех или иных аспектах деятельности. Цель группы: в ходе мастер-классов, круглых столов и других интерактивных форм методической деятельности помочь педагогам понизить степень педагогических затруднений. Консультирование учителей, разработка рекомендаций, памяток. Теоретическая подготовка (педагогические советы, заседания МО, теоретические семинары, методические дни, выступления, доклады, выставки). Особое внимание уделять практическим занятиям — тренингам, деловым и ролевым играм, которые обеспечивают активную позицию учителя в преодолении затруднений. Выставки лабораторий учителя и т.д. Для оказания действенной помощи учителям активно привлекайте своих опытных коллег. Особое внимание заслуживает стимулирование активности педагогов, в первую очередь, через участие в различных конкурсах и смотрах учреждения: «Фестиваль открытых занятий», конкурс педагогических достижений «Сердце отдаю детям», «Методический день», «Смотр электронных образовательных ресурсов», конкурс методических пособий, конкурс педагогической эрудиции и др. Опыт участия во внутренних конкурсах учреждения придает педагогам уверенность и стимулирует на участие в конкурсах различных уровней. Там, где есть возможность, эти стимулы могут быть материальными — за лучший открытый урок, за улучшение показателей успеваемости в четверти и т.д. А ещё шире стоит воспользоваться стимулами горизонтального карьерного роста и моральными: повышать категорию учителя, учитывать результаты при аттестации, издавать приказы с благодарностью за содержательный доклад на конференции, на педсовете, на МО, за успешно разработанный и выполненный план самообразования и т.д. Самообразовательная работа. «Только путем самообразования и творческих поисков придет учитель к своему мастерству». Помочь ему в этом должны руководители ШМО, его коллеги. От них в значительной степени зависит, каким будет он, современный учитель! Литература 1. Власенко В. Специфика инаправления методической работыв инновационной школе http://www.petropavl.kz/skoipkppk/pp_34_06/7.shtml 2. Гужавина Н.А. управление современной школой. Завуч.-2008 №3. С.24-32. 3. Пашкович Т.Ф. Системная деятельность учителя, методической службы и администрации гимназии по развитию профессиональной компетентности. Народная асвета.-2008 №6. С.28-34. 4. Пичугина Е. М., Фестиваль открытых уроков. Общепедагогические технологии. Самоанализ профессиональной деятельности. | |
Просмотров: 20673 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|