Главная » Статьи » В помощь учителю » Научная кафедра |
«Учитель – не посредник между Миром и детьми, нет, он на стороне детей, он вместе с ними и во главе их. Его цель – не дети, как все думают, а мир, который он улучшает вместе с детьми. Цель воспитания – не в воспитании и не в “целенаправленном воздействии”, а, в общем, вместе с детьми улучшении Общей жизни»
С. Соловейчик. Традиционная школа сегодня дает знание фактов. Гораздо важнее – овладение методами познания. Они разные: естественно-научные, исторические, математические и другие. Возникает вопрос: чему учить и как учить? Деятельность же учителя оценивается по результативности, профессионализму, успешности и компетентности.
Наступило время, когда появляются все новые и новые научные открытия, достижения, которые позволяют переоценить ценности и идеалы. Рассудочная культура и обучение, достигшие своего апогея, должны уступить место новым, природосообразным. Мой опыт работы в частной школе, школе-гимназии, лингвистической гимназии и простой средней школе показывает, что оценивать работу педагога старыми мерками нельзя, что сегодня необходимо говорить о новых подходах в оценке результатов СО-ТРУДНИЧЕСТВА учителя и ученика. Каждый год в первое воскресенье октября мы празднуем День учителя. Вспоминаем с благодарностью Великих учителей, отдаем дань их гениальности и прозорливости, поздравляем сегодняшних педагогов, звучит очень много пожеланий, но одно из них, постоянно произносимое, не дает покоя уже несколько лет: «Вы отдаете частицу себя и своего сердца детям!». Мне долго было это непонятно. Так можно развалиться, отдав свои частички, а что останется? Это – с одной стороны, а с другой – уверены ли вы, что то, что вы отдаете, нужно во благо детей, и какого качества эти частички? И только работая по системе природосообразного образования, мне стало понятно – ничего не надо отдавать! Необходимо создать ситуацию, когда дети сами сотворят то, что необходимо. Причем это будут их лично постигнутые, выстраданные открытия и решения. Зная, что все вокруг нас и мы сами являемся волновыми системами, можно работать, задавая тот или иной потенциал, ту или иную частоту. Это похоже на прыжки в высоту в легкой атлетике. Сначала ставят планку на начальную высоту, и спортсмены успешно ее преодолевают. Постепенно высота увеличивается, а количество спортсменов, ее преодолевших, уменьшается. Но это не значит, что те, кто не прошел в следующий круг, выпадают. Они будут еще и еще тренироваться, пока им не покорится высота. Причем те, которые покоряют сейчас, несколько лет назад считались недосягаемыми. И этот процесс бесконечен, как и бесконечно познание, развитие. Но тогда возникает вопрос – кто устанавливает эту планку? А ее устанавливает педагог… Школьники отличаются друг от друга не только разным уровнем подготовленности к усвоению знаний, каждый из них обладает индивидуальными особенностями. Эти особенности налагают свои требования на организацию учебного процесса. А отношение ученика с учителем – это олицетворение его отношения с окружающим миром: учитель является носителем социального, нравственного опыта, который ребенку необходимо усвоить, сделать своим индивидуальным достоянием. Об этом еще говорил Л. Н. Толстой: «Если мы поймем, что воспитывать и обучать других мы можем только через себя, воспитывая и обучая себя, то вопрос о воспитании и обучении упразднится, и останется один вопрос жизни: как надо самому жить?». Если давать ребенку готовые знания, требуя их запоминания, то вряд ли он станет успешным в будущем. Конечно, это проще, чем позаботиться о рождении идей самим школьником. Но грядет новая эпоха, и реалии сегодняшнего дня показывают, что педагог сам должен меняться, расти, чтобы воспитать новых жителей Земли. Кризис в образовании является этому подтверждением. Что мы видим сейчас? Школьника заставляют, принуждают подчиниться воле своих воспитателей, воле взрослого, учителя. Он «ведь накопил огромный жизненный опыт, овладел науками и прекрасно знает, какими качествами и знаниями ребенок должен быть вооружен»! В воображении учителя уже созданы модели, того, какими бы он хотел видеть учеников. Зачем тратить время, чтобы объяснять, со-трудничать, со-переживать? Ну и получаем соответственно выпускников, которые даже не имеют представления о нравственности, морали, имеют сиюминутные знания, которые и применяют с трудом, а то и вообще не могут ничего вспомнить. Все педагогические старания в таком направлении поверхностны. «Образование не дает ростков в душе, если оно не проникает до значительной глубины». А ведь прав Протагор! Что делать? Ответ прост – выбрать педагогику сотрудничества! Когда в процессе совместного труда учителя и ученика рождаются Знания, когда все проживается через личный опыт, когда ты идешь к гармонии с самим собой по ступенькам физического и личностного совершенствования, межличностного и социального, принципиального и универсального к высшему проявлению твоего «Я» (и ученика, и учителя). А это есть – биоадекватное образование, образование, получаемое в согласии с биологическим природным ритмом каждого участника процесса. Расширяя свои естественнонаучные представления, и учитель, и ученик стремятся к осознанию целостности Мира, всему многообразию существующих взаимосвязей в Природе и становятся способными рассматривать знания с точки зрения эволюции. Свободное природосообразное развитие – это одновременно и образовательное движение в будущее, и способ восстановления прошлого. Человечество уже живет в условиях естественного отбора будущих жителей Земли. В этот период очень важно взрастить в учениках и учителях эмерджентные качества, которые помогут достичь высшего потенциала личности, проявить волю, направленную на достижение цели, соответственно своей психогенетической организации, решению интеллектуальных творческих задач, находящихся в соответствии с Всеобщими Законами Мира. В этом огромную роль играет такое образование, которое дает возможность каждому выбирать свое будущее. Эта способность может быть определена как «ответственность за себя», которая увеличивает полезность каждого человека, а государство получает важный ресурс, который будет ценен в решении различных вопросов от самых насущных до глобальных. Взаимодействие учителя и ученика с этой позиции выглядит следующим образом. Если педагог сотрудничает с помощью положительной энергии и информации, то гармонические динамики ребенка усиливаются. Он становится более здоровым, крепким, счастливым. Воздействие отрицательными сигналами приводит к разрушению, дисгармонизации, ослаблению ребенка. Мышцы, кости, связки человека резонируют с любыми сигналами в звуковом диапазоне, т.е. вибрируют под воздействием внешних факторов. Академик Н.И. Аринчин вывел формулу энергии реагирования: E=2 f x m t; Где E-энергия резонирования, f – частота колебаний, x – амплитуда, m – масса резонатора, t – время звучания, цифра 2 отражает двух участников процесса приема-передачи сигнала (в данном случае учителя и ученика). Если учитель и ученик находятся в гармоническом, не нарушающем их биоритмы волновом взаимодействии, т.е. f ученика = f учителя, Х ученика = Х учителя, то в этом взаимодействии все процессы в теле, душе, мозге проходят конгруэнтно Законам природы. Ученик не затрачивает сил и энергии на восстановление и развивается на более высоком творческом уровне. Это достигается при высоких ценностных ориентациях, устремлениях учителя и применении им биоадекватной методики. Чаще в процессе обучения встречается волновая система агрессивного характера. Здесь и амплитуда, и частота колебаний другая. Система, обладающая зоной комфорта, страдает, она вынуждена затрачивать энергию на восстановление собственных биоритмов (f1>f2, x1>x2). Нарушение биоритмов разрушает здоровье, наносит ему вред, т.е. несет разрушительную динамику. В нашем случае это: грубая речь, окрики, непонимание, ложь и т.д. Все это является тенденцией к распаду, к безнравственности. То есть, говоря о воспитании и обучении, педагог сам является либо разрушителем, либо созидателем, в зависимости от состояния своей системы. Поэтому очень важно, чтобы он обладал чистой речью, уважительно общался с учениками, понимал себя и окружающих. Чистота энергоинформационного поля учителя является залогом успешного обучения. Академик Б. А. Астафьев дал ответ на вопрос, который волновал многие умы человечества: «Как зарождается, появляется и структурируется энергия?». Согласно его теории геном Мира – первая всеобщая биотехнология рождения жизни Космоса и одновременно первичный энергоинформационный волновой пакет творения. Он назван автором «вита-частица». Ее структуру составляют две противоположно вращающиеся частицы – гравитон и антигравитон. Функционируя, они воплощаются в энергоматерию. В основе творения всех систем лежит Геном Мира, определяющий энергоинформационный алгоритм развития. Можно провести аналогию в системе образования. Энергоинформационный алгоритм развития ребенка в школе определяет уровень воспитания и обучения, который развивается в контакте с педагогом. Если рассматривать взаимодействие учителя (гравитона) с учащимся, имеющим проблемы (антигравитона), то заметим, что получается энерговолновой пакет, который двигается, развивается, «дышит». Модель этого взаимодействия выглядит следующим образом: Рис.1. Модель взаимодействия учителя и ученика на биоадекватном уроке
Сильная часть (учитель) превосходит по положительной энергии ученика и притягивает его. Учитель, обладающий творяще-созидающим началом, и ученик с его стимулирующем началом образуют вита-частицу, частицу, способную эволюционировать. Ученик несет так же, как и учитель, положительный заряд, но «ущербный» по качеству и количеству. И от учителя зависит дальнейшее развитие ребенка. В модели видно, что ни одна часть не самостоятельна, они существуют и эволюционируют вместе. Поэтому «обучая, мы сами учимся». И это взаимодействие дает развитие каждому участнику процесса. Вступает в силу Закон достаточности ассиметрично-равновесных энергий индивидов для творческой самоорганизации в человеческом обществе, который гласит: «Для творческой самоорганизации в человеческом обществе достаточно ассиметрично-равновесных взаимодействующих энергий индивидов и их сообществ» (правило инициации процесса творческой самоорганизации индивидов и человеческого общества, который определяет выбор качества социальной самоорганизации). Здесь уже необходимо говорить о нравственности учителя, как норме сохранения жизни путем следования Законам Мира» (Н.В. Маслова «Периодическая система общих законов человеческого общества»). Подъем нравственности осуществляется внутри учителя. Речь идет о повышении высоты физиологических и нейрофизиологических колебательных процессов организма. Этот процесс (по формуле академика Н.И. Аринчина) позволит настроить человека на высокие созидающие регистры сообразно генетической мудрости природы. Повышение уровня частоты (F) и амплитуды (х), вибрации клеток и всех частиц личности педагога позволит ему достигнуть высшей нормы, высшего потенциала. При этом система будет стремиться расти и давать плоды. И тогда закон нравственности станет тем базисом, который даст возможность педагогам разного уровня помочь личности ребенка сделать индивидуальный выбор нравственного развития. Хочется затронуть еще один аспект. В нашей жизни все больше появляется детей с высоким индивидуальным развитием и низкой социальной адаптацией. Это так называемые дети «индиго». По моим наблюдениям от всего количества детей в школе они составляют 40-45%. Эти дети пугают родителей и учителей уровнем своего мышления и совершенно «диким» поведением. От них предпочитают избавляться: переводят в другие школы. У меня был случай, когда мать такого ребенка просила написать ему характеристику для определения в интернат с коррекционным типом обучения (для ЗПР). Что делать учителю при работе с таким учеником? Опираясь на исследования И. М. Дмитриевского, который предложил магнитно-резонансную модель слабого взаимодействия биологических объектов с различными компонентами реликтового излучения, можно объяснять резонансную связь сознания человека во Вселенной. Все объекты во Вселенной обладают собственной вибрацией. Под действием спектра излучения, зависящего от различных астрофизических объектов, в момент рождения человека формируется собственный частотный спектр. Он строго индивидуален, как дактилоскопический рисунок на пальцах. Этот альфа-ритм во многом определяет особенности поведения и мышления человека. Сформировавшаяся в первые часы рождения картина резонансного взаимодействия с миром воспринимается человеком как «собственная», комфортная. Дети «индиго» имеют с рождения высокие регистры колебательных процессов. Не всегда уровень частоты колебаний педагога или родителя совпадает с таковым у ребенка. Отсюда и непонимание, неприятие, а то и агрессивность. Найти контакт с такими детьми можно, повышая свой уровень вибраций, т.е. стремясь к своему Высшему потенциалу. Имеется в виду наиболее гармоничное состояние личности педагога на физическом, творческом, межличностном, социальном, потенциальном и универсальном уровнях развития. Поэтому уникальность задачи учителя на современном этапе состоит в том, чтобы, с одной стороны, суметь гармонично взаимодействовать с детьми «индиго», а с другой – способствовать росту потенциала обычных детей через настройку на свой учительский, человеческий высший потенциал. Интуитивная настройка на этот потенциал происходит путем соотношения волновых картин учителя и ученика. Их гармоническое взаимодействие расширит зону комфорта ребенка, повысит его жизненный тонус и даст силы для дальнейшего совершенствования. Таким образом, стратегической задачей образования, как мне видится, сегодня является воспитание и становление целостной личности как гаранта устойчивого развития общества. Именно таким образом может быть обеспечен выход нашей страны на новый экономический, социальный, культурный и этнический уровень развития; и в этом процессе учитель, педагог, воспитатель играет одну из главных ролей. И. Э. Казанцева, кандидат психологических наук, лауреат международного конкурса «Vivat, учитель», педагог-психолог высшей категории, г.Алматы. "Учитель Алматы", № 4, 2008 г.
| |
Просмотров: 2508 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|