Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Научная кафедра

Учитель - стратегический ресурс общества
«Учитель – не посредник между Миром и детьми, нет, он на стороне детей, он вместе с ними и во главе их. Его цель – не дети, как все думают, а мир, который он улучшает вместе с детьми. Цель воспитания – не в воспитании и не в “целенаправленном воздействии”, а, в общем, вместе с детьми улучшении Общей жизни»
С. Соловейчик.
Традиционная школа сегодня дает знание фактов. Гораздо важнее – овладение методами познания. Они разные: естественно-научные, исторические, математические и другие. Возникает вопрос: чему учить и как учить? Деятельность же учителя оценивается по результативности, профессионализму, успешности и компетентности.
Наступило время, когда появляются все новые и новые научные открытия, достижения, которые позволяют переоценить ценности и идеалы. Рассудочная культура и обучение, достигшие своего апогея, должны уступить место новым, природосообразным.
Мой опыт работы в частной школе, школе-гимназии, лингвистической гимназии и простой средней школе показывает, что оценивать работу педагога старыми мерками нельзя, что сегодня необходимо говорить о новых подходах в оценке результатов СО-ТРУДНИЧЕСТВА учителя и ученика.
Каждый год в первое воскресенье октября мы празднуем День учителя. Вспоминаем с благодарностью Великих учителей, отдаем дань их гениальности и прозорливости, поздравляем сегодняшних педагогов, звучит очень много пожеланий, но одно из них, постоянно произносимое, не дает покоя уже несколько лет: «Вы отдаете частицу себя и своего сердца детям!». Мне долго было это непонятно. Так можно развалиться, отдав свои частички, а что останется? Это – с одной стороны, а с другой – уверены ли вы, что то, что вы отдаете, нужно во благо детей, и какого качества эти частички?
И только работая по системе природосообразного образования, мне стало понятно – ничего не надо отдавать! Необходимо создать ситуацию, когда дети сами сотворят то, что необходимо. Причем это будут их лично постигнутые, выстраданные открытия и решения. Зная, что все вокруг нас и мы сами являемся волновыми системами, можно работать, задавая тот или иной потенциал, ту или иную частоту.
Это похоже на прыжки в высоту в легкой атлетике. Сначала ставят планку на начальную высоту, и спортсмены успешно ее преодолевают. Постепенно высота увеличивается, а количество спортсменов, ее преодолевших, уменьшается. Но это не значит, что те, кто не прошел в следующий круг, выпадают. Они будут еще и еще тренироваться, пока им не покорится высота. Причем те, которые покоряют сейчас, несколько лет назад считались недосягаемыми. И этот процесс бесконечен, как и бесконечно познание, развитие.
Но тогда возникает вопрос – кто устанавливает эту планку? А ее устанавливает педагог…
Школьники отличаются друг от друга не только разным уровнем подготовленности к усвоению знаний,  каждый из них обладает индивидуальными особенностями. Эти особенности налагают свои требования на организацию учебного процесса. А отношение ученика с учителем – это олицетворение его отношения с окружающим миром: учитель является носителем социального, нравственного опыта, который ребенку необходимо усвоить, сделать своим индивидуальным достоянием.
Об этом еще говорил Л. Н. Толстой: «Если мы поймем, что воспитывать и обучать других мы можем только через себя, воспитывая и обучая себя, то вопрос о воспитании и обучении упразднится, и останется один вопрос жизни: как надо самому жить?».
Если давать ребенку готовые знания, требуя их запоминания, то вряд ли он станет успешным в будущем. Конечно, это проще, чем позаботиться о рождении идей самим школьником. Но грядет новая эпоха, и реалии сегодняшнего дня показывают, что педагог сам должен меняться, расти, чтобы воспитать новых жителей Земли. Кризис в образовании является этому подтверждением.
Что мы видим сейчас? Школьника заставляют, принуждают подчиниться воле своих воспитателей, воле взрослого, учителя. Он «ведь накопил огромный жизненный опыт, овладел науками и прекрасно знает, какими качествами и знаниями ребенок должен быть вооружен»! В воображении учителя уже созданы модели, того, какими бы он хотел видеть учеников. Зачем тратить время, чтобы объяснять, со-трудничать, со-переживать? Ну и получаем соответственно выпускников, которые даже не имеют представления о нравственности, морали, имеют сиюминутные знания, которые и применяют с трудом, а то и вообще не могут ничего вспомнить.
Все педагогические старания в таком направлении поверхностны.
«Образование не дает ростков в душе, если оно не проникает до значительной глубины». А ведь прав Протагор! Что делать? Ответ прост – выбрать педагогику сотрудничества! Когда в процессе совместного труда учителя и ученика рождаются Знания, когда все проживается через личный опыт, когда ты идешь к гармонии с самим собой по ступенькам физического и личностного совершенствования, межличностного и социального, принципиального и универсального к высшему проявлению твоего «Я» (и ученика, и учителя). А это есть – биоадекватное образование, образование, получаемое в согласии с биологическим природным ритмом каждого участника процесса.
Расширяя свои естественнонаучные представления, и учитель, и ученик стремятся к осознанию целостности Мира, всему многообразию существующих взаимосвязей в Природе и становятся способными рассматривать знания с точки зрения эволюции.
Свободное природосообразное развитие – это одновременно и образовательное движение в будущее, и способ восстановления прошлого.
Человечество уже живет в условиях естественного отбора будущих жителей Земли. В этот период очень важно взрастить в учениках и учителях эмерджентные качества, которые помогут достичь высшего потенциала личности, проявить волю, направленную на достижение цели, соответственно своей психогенетической организации, решению интеллектуальных творческих задач, находящихся в соответствии с Всеобщими Законами Мира. В этом огромную роль играет такое образование, которое дает возможность каждому выбирать свое будущее. Эта способность может быть определена как «ответственность за себя», которая увеличивает полезность каждого человека, а государство получает важный ресурс, который будет ценен в решении различных вопросов от самых насущных до глобальных.
Взаимодействие учителя и ученика с этой позиции выглядит следующим образом. Если педагог сотрудничает с помощью положительной энергии и информации, то гармонические динамики ребенка усиливаются. Он становится более здоровым, крепким, счастливым. Воздействие отрицательными сигналами приводит к разрушению, дисгармонизации, ослаблению ребенка.
Мышцы, кости, связки человека резонируют с любыми сигналами в звуковом диапазоне, т.е. вибрируют под воздействием внешних факторов.
Академик Н.И. Аринчин вывел формулу энергии реагирования:
E=2 f x m t;
Где E-энергия резонирования, f – частота колебаний, x – амплитуда, m – масса резонатора, t – время звучания, цифра 2 отражает двух участников процесса приема-передачи сигнала (в данном случае учителя и ученика).
Если учитель и ученик находятся в гармоническом, не нарушающем их биоритмы волновом взаимодействии, т.е. f ученика = f учителя, Х ученика = Х учителя, то в этом взаимодействии все процессы в теле, душе, мозге проходят конгруэнтно Законам природы. Ученик не затрачивает сил и энергии на восстановление и развивается на более высоком творческом уровне. Это достигается при высоких ценностных ориентациях, устремлениях учителя и применении им биоадекватной методики.
Чаще в процессе обучения встречается волновая система агрессивного характера. Здесь и амплитуда, и частота колебаний другая. Система, обладающая зоной комфорта, страдает, она вынуждена затрачивать энергию на восстановление собственных биоритмов (f1>f2, x1>x2).
Нарушение биоритмов разрушает здоровье, наносит ему вред, т.е. несет разрушительную динамику. В нашем случае это: грубая речь, окрики, непонимание, ложь и т.д. Все это является тенденцией к распаду, к безнравственности.
То есть, говоря о воспитании и обучении, педагог сам является либо разрушителем, либо созидателем, в зависимости от состояния своей системы.
Поэтому очень важно, чтобы он обладал чистой речью, уважительно общался с учениками, понимал себя и окружающих. Чистота энергоинформационного поля учителя является залогом успешного обучения.
Академик Б. А. Астафьев дал ответ на вопрос, который волновал многие умы человечества: «Как зарождается, появляется и структурируется энергия?». Согласно его теории геном Мира – первая всеобщая биотехнология рождения жизни Космоса и одновременно первичный энергоинформационный волновой пакет творения. Он назван автором «вита-частица». Ее структуру составляют две противоположно вращающиеся частицы – гравитон и антигравитон. Функционируя, они воплощаются в энергоматерию.
В основе творения всех систем лежит Геном Мира, определяющий энергоинформационный алгоритм развития. Можно провести аналогию в системе образования.
Энергоинформационный алгоритм развития ребенка в школе определяет уровень воспитания и обучения, который развивается в контакте с педагогом.
Если рассматривать взаимодействие учителя (гравитона) с учащимся, имеющим проблемы (антигравитона), то заметим, что получается энерговолновой пакет, который двигается, развивается, «дышит». Модель этого взаимодействия выглядит следующим образом:
Рис.1. Модель взаимодействия учителя и ученика на биоадекватном уроке
Сильная часть (учитель) превосходит по положительной энергии ученика и притягивает его. Учитель, обладающий творяще-созидающим началом, и ученик с его стимулирующем началом образуют вита-частицу, частицу, способную эволюционировать.
Ученик несет так же, как и учитель, положительный заряд, но «ущербный» по качеству и количеству. И от учителя зависит дальнейшее развитие ребенка.
В модели видно, что ни одна часть не самостоятельна, они существуют и эволюционируют вместе. Поэтому «обучая, мы сами учимся». И это взаимодействие дает развитие каждому участнику процесса.
Вступает в силу Закон достаточности ассиметрично-равновесных энергий индивидов для творческой самоорганизации в человеческом обществе, который гласит: «Для творческой самоорганизации в человеческом обществе достаточно ассиметрично-равновесных взаимодействующих энергий индивидов и их сообществ» (правило инициации процесса творческой самоорганизации индивидов и человеческого общества, который определяет выбор качества социальной самоорганизации).
Здесь уже необходимо говорить о нравственности учителя, как норме сохранения жизни путем следования Законам Мира» (Н.В. Маслова «Периодическая система общих законов человеческого общества»). Подъем нравственности осуществляется внутри учителя. Речь идет о повышении высоты физиологических и нейрофизиологических колебательных процессов организма. Этот процесс (по формуле академика Н.И. Аринчина) позволит настроить человека на высокие созидающие регистры сообразно генетической мудрости природы.
Повышение уровня частоты (F) и амплитуды (х), вибрации клеток и всех частиц личности педагога позволит ему достигнуть высшей нормы, высшего потенциала. При этом система будет стремиться расти и давать плоды.
И тогда закон нравственности станет тем базисом, который даст возможность педагогам разного уровня помочь личности ребенка сделать индивидуальный выбор нравственного развития.
Хочется затронуть еще один аспект. В нашей жизни все больше появляется детей с высоким индивидуальным развитием и низкой социальной адаптацией. Это так называемые дети «индиго». По моим наблюдениям от всего количества детей в школе они составляют 40-45%. Эти дети пугают родителей и учителей уровнем своего мышления и совершенно «диким» поведением. От них предпочитают избавляться: переводят в другие школы. У меня был случай, когда мать такого ребенка просила написать ему характеристику для определения в интернат с коррекционным типом обучения (для ЗПР). Что делать учителю при работе с таким учеником? Опираясь на исследования И. М. Дмитриевского, который предложил магнитно-резонансную модель слабого взаимодействия биологических объектов с различными компонентами реликтового излучения, можно объяснять резонансную связь сознания человека во Вселенной.
Все объекты во Вселенной обладают собственной вибрацией. Под действием спектра излучения, зависящего от различных астрофизических объектов, в момент рождения человека формируется собственный частотный спектр. Он строго индивидуален, как дактилоскопический рисунок на пальцах. Этот альфа-ритм во многом определяет особенности поведения и мышления человека. Сформировавшаяся в первые часы рождения картина резонансного взаимодействия с миром воспринимается человеком как «собственная», комфортная.
Дети «индиго» имеют с рождения высокие регистры колебательных процессов. Не всегда уровень частоты колебаний педагога или родителя совпадает с таковым у ребенка. Отсюда и непонимание, неприятие, а то и агрессивность.
Найти контакт с такими детьми можно, повышая свой уровень вибраций, т.е. стремясь к своему Высшему потенциалу. Имеется в виду наиболее гармоничное состояние личности педагога на физическом, творческом, межличностном, социальном, потенциальном и универсальном уровнях развития. Поэтому уникальность задачи учителя на современном этапе состоит в том, чтобы, с одной стороны, суметь гармонично взаимодействовать с детьми «индиго», а с другой – способствовать росту потенциала обычных детей через настройку на свой учительский, человеческий высший потенциал.
Интуитивная настройка на этот потенциал происходит путем соотношения волновых картин учителя и ученика. Их гармоническое взаимодействие расширит зону комфорта ребенка, повысит его жизненный тонус и даст силы для дальнейшего совершенствования. Таким образом, стратегической задачей образования, как мне видится, сегодня является воспитание и становление целостной личности как гаранта устойчивого развития общества. Именно таким образом может быть обеспечен выход нашей страны на новый экономический, социальный, культурный и этнический уровень развития; и в этом процессе учитель, педагог, воспитатель играет одну из главных ролей.
И. Э. Казанцева,
кандидат психологических наук, лауреат международного конкурса «Vivat, учитель», педагог-психолог высшей категории, г.Алматы.
"Учитель Алматы", № 4, 2008 г.
Категория: Научная кафедра | Добавил: collegy (2009-04-13)
Просмотров: 2508 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Понедельник, 2024-11-18, 3:13 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru