Главная » Статьи » В помощь учителю » Научная кафедра |
Стоит жить, Чтоб в землю врезать След поглубже, незаметней! Чтоб твои следы остались, Словно дуб тысячелетний. М. Джалиль. Проблемы образования волнует всех и каждого. Наступило время осмыслить, что нам следует сохранить из богатства советской школы, прежде всего в области фундаментальности и универсальности получаемого образования, и что изменить в сфере образования, чтобы не остаться на обочине цивилизации. В послании Президента Республики Казахстан Нурсултана Назарбаева народу Казахстана «Казахстан на пути ускоренной экономической, социальной и политической модернизации» (18 февраля 2005 г.) красной нитью стоит вопрос реализации индустриально–инновационной программы. Как отметил Глава государства, «наша стратегическая цель - занять достойное место среди цивилизованных, конкурентоспособных, экономически развитых стран. Но эта задача невыполнима без современной системы образования и современных менеджеров, мыслящих широко, масштабно, по–новому». В послании Главы государства определены приоритетные задачи, и одна из них – повышение уровня образованности нашего населения, приближения к международным стандартам. Госпрограмма развития образования учитывает все особенности и культурные ценности Казахстана. Сегодня республика испытывает влияние общих тенденций, захвативших рынок знаний. Советом глав правительств Казахстана, Армении, Беларуси, Азербайджана, Кыргызстана, Молдовы, России, Таджикистана утверждена концепция формирования образовательного пространства и межгосударственная программа для создания правовой базы интеграционных процессов. Самое главное – это интеграция нашей образовательной системы в международное образовательное пространство. Это очень важно, чтоб наши дети были востребованы и конкурентоспособны в мире. В школе ещё много консерватизма. Учитель продолжает выполнять функцию носителя информации. Ученику при таком учителе остаётся только впитывать готовую информацию. При этом не возникает обратной связи. Учителю нужно отказаться от проверенной десятилетиями авторитарности и отдать предпочтение общению на равных. Парадигма приоритета целей и ценностей ученика, первичной роли его деятельности и вторичной деятельности учителя как организатора учебного процесса нашла отражение в различных типах личностно-ориентированного обучения. Обучение в этом случае понимается как совместная деятельность ученика и учителя, которая направлена на индивидуальную самореализацию ученика и развитие его личностных качеств в ходе освоения изучаемых дисциплин. В основе личностно-ориентированной парадигмы обучения- признание уникальной сущности каждого ученика и индивидуальности его учебной траектории. Роль учителя заключается не в передаче знаний, умений и навыков, а в организации соответствующей образовательной среды, в которой ученик обучается, опираясь на личностный потенциал и используя соответствующую технологию обучения. В центре личностно-ориентированной образовательной системы находится ученик, что, в свою очередь, требует тщательной проработки технологии педагогического процесса, который в максимальной мере учитывал бы особенности и возможности каждого ученика, создавая условия для раскрытия и развития его потенциальных возможностей. О необходимости учитывать индивидуальные особенности ребенка говорили и известные советские психологи: Л.В. Выготский(теория зоны ближайшего развития ребенка), П.Я. Гальперин( теория поэтапного формирования умственных действий), А. А. Леонтьев(психология обучения) и др. Однако в условиях классно-урочной системы, господства авторитарного стиля в педагогике реализовать эти идеи применительно к каждому ученику было абсолютно невозможно. В условиях личностно-ориетированного обучения учитель приобретает иную роль и функцию в учебном процессе, нисколько не менее значимую, чем при традиционной форме обучения, но иную. И это важно осознать. Если при традиционной системе образования учитель вместе с учебником были основными и наиболее компетентными источниками знания, а учитель являлся к тому же и контролирующим субъектом познания, то при новой парадигме образования учитель выступает в роли организатора самостоятельной активной познавательной деятельности учащихся, компетентного консультанта и помощника. Его профессиональные умения должны быть направлены не просто на контроль знаний и умений школьников, а на диагностику их деятельности, чтобы вовремя помочь квалифицированными действиями устранить намечающиеся трудности в познании и применении знаний. Эта роль значительно сложнее, нежели в традиционном обучении, и требует от учителя более высокой степени мастерства. Личностно-ориентированный смысл образования может быть заложен в любом типе обучения. Например, дистанционное обучение могут иметь в своей основе личностную ориентацию, а могут не иметь ее. Личностная ориентация- один из критериальных признаков обучения любого типа или вида. Если человек(ученик, учитель), его природные, личностные и индивидуальные особенности учитываются при проектировании, осуществлении =и диагностике образовательного процесса и способны оказывать влияние на него, то говорят о гуманистическом личностно-ориентированном обучении. Одна из головных целей личностно-ориентированного обучения- одновременность реализации персональных моделей образования учащихся. Для этого каждому ученику предоставляется возможность собственной образовательной траектории освоения всех учебных дисциплин. Ученик получает право на индивидуальный смысл и цели обучения, отбор изучаемых предметов, опережение и углубление учебного материала, выбор темпа, форм и методов обучения, на индивидуальную картину мира. Индивидуальная траектория образования- это результат реализации личностного потенциала ученика в образовании через осуществлении соответствующих видов деятельности. Организация личностно-ориентированного образования учащихся имеет целью реализовать следующие их права и возможности: -право на выбор или выявление индивидуального смысла и целей в каждом учебном курсе, теме, уроке; -право на личные трактовки и понимание фундаментальных понятий и категорий; -право на составление индивидуальных образовательных программ по изучаемым курсам на четверть и год; -право выбора индивидуального темпа обучения, форм и методов решения образовательных задач, способов контроля, рефлексии и самооценки своей деятельности на основе знания своих индивидуальных особенностей; -индивидуальный отбор изучаемых предметов, творческих лабораторий и иных типов занятий из тех, которые в соответствии с базисным учебным планом определены школой в качестве и предметов и занятий по выбору; -превышение(опережение и углубление содержания учебных курсов; индивидуальный выбор дополнительной тематики и творческих работ по предметам; -право на индивидуальную картину мира и индивидуальные обоснованные позиции по каждой образовательной области. Личностно-ориентированное обучение предусматривает по сути своей дифференцированный подход к обучению с учетов уровня интеллектуального развития школьника, его подготовки поданному предмету, его способностей и задатков. Для реализации данного подхода важно, прежде всего, определиться с приоритетами с области педагогических технологий. Среди разнообразных направлений в области педагогических инноваций наиболее адекватными поставленным целям являются: -«обучение в сотрудничестве»; -метод проектов; -разноуровневое обучение. Эти технологии в основе своей предусматривают индивидуальный и дифференцированный подход к обучению и воспитанию учащихся. Основная идея обучения в сотрудничестве- создать условия для активной совместной учебной деятельности учащихся в разных учебных ситуациях. Таким образом, совместными усилиями ликвидируются пробелы ликвидируются пробелы, каждый ученик усваивает материал на своем доступном ему уровне. Это общая идея обучения в сотрудничестве. Практика показывает, что вместе учиться не только легче и интереснее, но и значительно эффективнее. Причем важно, что эта эффективность касается не только академических успехов учеников, их интеллектуального развития, но и нравственного. Помочь другу, вместе решить любые проблемы, разделить радость успеха или горечь неудачи- также естественно, как смеяться петь, радоваться жизни. Главная идея обучения в сотрудничестве- учиться вместе, а не просто что-то выполнять вместе! Частный случай обучения в сотрудничестве- это метод проектов. Основные требования к использованию метода проектов: 1. Наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы, задачи, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения. 2. Практическая, теоретическая, познавательная значимость предлагаемых результатов. 3. Самостоятельная(индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся, предусматривающая интегрирование полученных ранее знаний из разных областей. 4. Структурирование содержательной части проекта. 5. Использование исследовательских методов. Метод проектов может использоваться как на уроке, по какой-либо наиболее значимой теме, разделу программы, так и во внеклассной деятельности. Разноуровневое обучение. Говоря о личностно-ориентированном обучении, мы тем самым подразумеваем различные формы и виды дифференциации обучения. В первую очередь нас интересуют такие виды дифференциации обучения, как внешняя дифференциация по частным способностям, т.е. по способностям учащихся к отдельным предметам . Чаще такие способности у ребят где-то в среднем подростковом возрасте( в 7-8 классе). Речь идет о том, чтобы на основании предварительного тестирования по отдельным предметам создавать группы разного уровня-А, В,С. Не классы углубленного изучения, а группы на потоке. Другими словами, ребята продолжают учиться в своих классах, но на уроки по отдельным предметам они идут в свои группы- кто в группу А, кто в группу В, кто в группу С. Таким образом, ученик, интересующийся математикой и ориентирующийся в технический ВУЗ, может попасть в группу С( наиболее продвинутую) или В, а по языку, который ему не дается, -в группу А, но только в том случае, если на то будет его собственное желание. На протяжении всего обучения действует система зачетов и тестирования и в любой момент, если ученик покажет высокие результаты и изъявит желание перейти в другую группу, более высокого уровня, ему будет предоставлена такая возможность. С этой целью при разработке программ разноуровневого обучения рекомендуется придерживаться одной темы, которая изучается одинаковое количество часов во всех группах. Благодаря лучшей подготовленности учащихся в группах В и С есть возможность предусмотреть более углубленное изучение этих тем. Это можно сделать, введя в данную тему дополнительный материал, либо введя ряд более сложных нетиповых задач, творческих заданий, проектов и т.д. Важен еще один фактор- оценка знаний. Вполне справедливо оценивать не столько результаты, сколько усилия ученика. Группа А – это базовый уровень, определенный образовательным стандартом по всем предметам школьного цикла. Если ученик успешно достигает запланированного уровня знаний, умений, навыков, то он и получает в соответствии с результатами и отметки. Если он претендует на более высокий уровень знаний( а это всегда его выбор), то справедливо оценивать его, исходя из более высоких требований к знаниям, умениям и навыкам. Чтобы добиться больших результатов, ему потребуется приложить больше усилий, но в соответствии с его способностями. Такой подход, кроме всего прочего, учит ребят ценить не столько сами отметки, сколько знания. Таким образом, под разноуровневым обучением мы понимаем такую организацию учебно-воспитательного процесса, при которой каждый ученик имеет возможность овладевать учебным материалом по отдельным предметам школьной программы на разном уровне, но не ниже базового, в зависимости от его способностей и индивидуальных особенностей личности, при которой за критерий оценки деятельности ученика принимаются его усилия по овладению этим материалом, творческому его применению. Все эти направления новых педагогических технологий относятся к так называемому гуманистическому подходу в психологии и образовании, главной отличительной чертой которого является особое внимание к индивидуальности человека, его личности, четкая ориентация на сознательное развитие самостоятельного критического мышления. Этот подход рассматривается в мировой педагогической практике как альтернативный традиционному подходу, основанному главным образом на усвоении готовых знаний и их воспроизведении. Еще одна интересная, на мой взгляд, технология обучения- это дистанционная. Сегодня академической общественностью системы образования признано, что важным и перспективным направлением развития системы образования признано, что важным и перспективным направлением развития системы образования являются широкое внедрение методов дистанционного обучения на основе использования современных педагогических, перспективных информационных и телекоммуникационных технологий. По сравнению с очным обучением дистанционное обучение имеет ряд дополнительных возможностей, имеющих существенное образовательное значение для будущей 12-летней школы: • оперативные (преодоление барьеров во времени и пространстве, получение актуальной»свежей» информации, быстрая обратная связь); • информационные( возрастает доступность образовательных массивов, которые находятся на специализированных сферах, поставляются потребителю с помощью интерактивных веб-каналов, публикуются в телеконференциях списках рассылки и других средств сети Интернет); • коммуникационные( увеличивается число потенциальных участников обучения-школьников, педагогов специалистов, которые оперативно взаимодействуют друг с другом с помощью электронных сетей); • педагогические( обучение становится более мотивированным, интерактивным, технологичным и индивидуализированным; упрощается публикация ученических работ в сети, их экспертиза и оценка); • психологические( создание боле комфортных по сравнению с традиционными эмоционально-психологических условий для самовыражения ученика, снятие психологических барьеров и проблем, устранение погрешностей устного общения); • экономические( общие затраты на обучение уменьшаются примерно на 40 % из-за экономии транспортных расходов, затрат на аренду или содержание помещений, сокращение «бумажного» делопроизводства и тиражирования пособий; • эргономические( дистантные ученики и педагоги имеют возможность распределять время занятий по удобному для себя графику и темпу, выбирать и использовать для занятий наиболее подходящую технику и компьютерное образование). Дистанционное обучение позволяет учебным заведениям увеличить количество учащихся. Если у школы не слишком много учащихся, но есть высококвалифицированные педагоги и у них остается свободное время, они могут обучать тех, кто физически не посещает учебное заведение по тем или иным причинам. Наши учащиеся завтра- это люди, призванные принимать важные решения. Они должны осознавать все сходства и различия во взглядах на проблемы войны и мира, загрязнений окружающей среды, радиоактивного заражения, бездомности и безработицы, прочие глобальные проблемы. Мы хотим, чтобы выпускники школ во всех странах изучали мир не только по телевизору, чтобы они могла общаться друг с другом ежедневно, задавая друг другу самые разные вопросы, делясь своими идеями, участвуя в совместных делах, исследованиях, творческих работах. Мы, учителя, обязаны работать по–новому. Мы будем работать над собой, над профессиональным ростом, над новыми технологиями, над сотрудничеством с учениками. В современной школе будет изжит авторитаризм. Удастся поднять социальный статус учителя. Это будет хорошо оплачиваемая, престижная, востребованная профессия. В системе образования позитивно будут решаться проблемы: отсутствие качественных учебников, слабая материально–техническая база, нехватка учебно–методической литературы. Наладится связь государства, вуза и школы. | |
Просмотров: 1110 | | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|