Главная » Статьи » В помощь учителю » Научная кафедра |
Обучение знаниям, умениям и навыкам всегда является важнейшей задачей. Однако, хорошо известно, что эта задача решена пока еще недостаточно: значительная часть учащихся овладевает знаниями лишь поверхностно, чисто формально, они не умеют пользоваться полученными знаниями. Одной из главных причин такого положения является широкое распространение среди учителей иллюзии, что они дают учащимся знания, они учат их умениям и навыкам. поэтому главное свое внимание учителя уделяют изложению учебного материала и меньше всего – организации коллективной, индивидуальной деятельности учащихся. Между тем, на самом деле знания учащиеся приобретают сами, в процессе собственной деятельности. Личность ребенка существует и проявляет себя в коллективной деятельности, в условиях диалога и сотрудничества. Педагог должен уметь организовать учебно-воспитательный процесс , должен знать основное о закономерностях групповой деятельности, условиях групповой организации, способах разрешения конфликтов, формах общения, стилях лидерства. С другой стороны, при переходе на 12-летнее среднее общее образование усиливается тенденция к интеграции знаний. Наблюдается взаимопроникновение идей и методов различных наук. Сложившаяся система школьного образования включает значительный объем естественнонаучных знаний, формирование которых происходит на уроках физики, химии, биологии, географии. Вместе с тем, появилась необходимость создания интегрированного курса естествознания, который на начальном этапе обучения дает целостное представление о природе, о человеке. Этот курс позволяет решить ряд проблем. А именно, дает возможность изучения всех предметов во взаимосвязи, осознание единства мира, решает задачу усиления экологической направленности знаний, формирование экспериментальных знаний, основ гигиены. Курс естествознания предполагается изучать двумя блоками: первый блок охватывает начальную школу (1-4 класс), второй бок – это средняя школа ( 5-7 класс). Этот курс строится с учетом психологических особенностей детей 6-13 – летнего возраста, которые воспринимают природу, окружающий мир как нерасчлененное , единое целое. Разделение этого целого на части – на природную и социальную среду и изучение их в рамках отдельных предметов влечет за собой снижение интереса, познавательной активности, затрудняет формирование представление учащихся о целостности окружающего мира. Курс естествознания является фундаментом для изучения в старших классах таких дисциплин как физика, астрономия, химия, биология, география. Он закладывает начальные знания по всем предметам естественного цикла и облегчает дальнейшее изучение. Исследования показали, что учащиеся, которые начальной школе изучали курс естествознания, в старших классах показывают более высокие результаты по предметам естественного цикла. Изучение курса естествознания предусматривает творчество и широкий простор для инициативы учителя: он может распределять часы между темами, раскрывать материал в той или иной последовательности и выбирать объекты, которые являются, по его мнению ,наиболее целесообразными. Учитель может ввести новые практические, лабораторные работы, экскурсии и наблюдения, опыты в зависимости от условий и возможностей школы. Так как же должен преподаваться этот предмет? Преподавание данного предмета начинается со второго класса. В первый год обучения дети осваивают методику проведения наблюдений и опыта, что является необходимым на уроках физики. Упражняются в наблюдении свойств объектов, учатся описывать состояния объектов, ведут запись процессов в живой и неживой природе, что закладывает основу для работу на уроках биологии и химии. На втором году обучения, дети осваивают механизм проверки гипотез и прогнозирования результатов опыта, а также знакомятся с планом, картой. Учатся строить и читать карты, прокладывать и записывать маршрут. Эта работа закладывает начальные знания по географии. Дети третьего класса на уроках естествознания свободно излагают информацию в виде графиков и диаграмм, а также учатся читать и получать максимум информации из графиков разного вида. Четвертый класс посвящается знакомству с астрономией и физикой. Дети знакомятся с молекулярным строением вещества и изучают основные свойства молекул. Знакомятся со строением Солнечной системой и телами, находящимися в ней. Не смотря на кажущуюся сложность материала, если он излагается в доступной игровой форме, дети хорошо его воспринимают и усваивают. Весь пятый класс просвещается изучению планеты Земля. Рассматриваются все сферы Земли. В 6-7 классах рассматриваются в упрощённом виде тепловые, световые, химические, электрические явления. Объяснить что то новое детям, которые только начали учиться, очень сложно. Чтобы максимально опираться на уже существующий чувственный опыт, достаточно богатый к 9 годам жизни, но минимальный образовательный уровень. Этот момент порождает необходимость виртуальных образов – «живых моделей», т.е. идёт моделирование процесса. Например, при разборе темы «Строение твёрдых веществ» удобно использовать такую модель: дети сидят на своих местах, играя роль молекул, и крепко держат друг друга за руки, но не попарно, а единым целым. Одному ученику предлагается выйти из класса. Естественно он этого сделать не может. В данном случае моделируется проявление межмолекулярных сил взаимодействия. Даже в старших классах очень трудно даётся ученикам понимание зависимости температуры тела и скорости движения молекул. А что говорить о четвероклассниках. Для лучшего понимания можно воспользоваться моделью – «ускорение». Сначала ребятишки ходят по классу, изображая молекулы, затем они начинают двигаться быстрее, быстрее… От быстрого бега им становится жарко, значит температура становиться выше. Аналогично происходит и в молекулярном мире. «Живые модели» на простейшем уровне, но соответственно истине позволяют понять учебный материал. Весь курс естествознания строится на том, что ученики чрез эксперимент шли к теории (пока не потрогаешь, не поймёшь) - и это надо учитывать. Поэтому на уроках как можно больше экспериментировать. Например, при знакомстве со свойствами молекул, можно провести такие эксперименты: - каждому ребёнку даётся кусочек яблока и предлагается разрезать на несколько кусочков. Потом ещё на более мелкие. В конце концов остаётся такой маленький кусочек, который разрезать нельзя. Так даётся понятие молекулы, с определённой оговоркой. Может это и не строго научно, но для четвероклассника такая трактовка понятна и наглядна. - нальём воду из под крана в один стакан и из бутылки во второй и выпьем по глотку вкус одинаковый. Значит молекулы одного вещества имеют одинаковые свойства. Подобных экспериментов можно придумать много, главное чтобы они были просты. Нельзя не сказать о значении экскурсий для курса естествознания. Их разнообразие и количество огромно. Например, при изучении астрономии в 4 классе, проводятся вечерние наблюдения звёздного неба. В этой экскурсии участвуют, конечно, не родители. Такое совместное изучение приводит к дальнейшим самостоятельным наблюдениям. Так, применяя разные подходы к изучению курса естествознания, в сознании учащихся можно выстроить единую картину мира. | |
Просмотров: 3375 | Комментарии: 2 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|