Главная » Статьи » В помощь учителю » Воспитание души |
Духовно-нравственное воспитание личности (на примере работы педагогического коллектива КГУ «Вспомогательная школа-интернат №5 для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»). Прежде чем начать разговор, я хотел бы прочитать строки из книги А.Лиханова «Дети без родителей»: …Дети без родителей. Может ли быть положение более горькое, более неправильное. Ведь в основе человеческого общежития, в первооснове мироздания – родительская любовь к детям, забота о старших и младших. Именно в этой первооснове заключены корни таких многоважных понятий, как «преемственность», «родство», «взаимное всепомоществование поколений». И все-таки дети без родителей… да, они остаются без родителей в силу стихийных бедствий, катастроф всегда неожиданных, беспощадных. Беда неотлучна от счастья, и следом за радостями приходят беды, не щадящие и малых сих. Но есть беды иного толка - неизвинимые, подлые, о которых говорить и писать не хочется, а приходится. Дети остаются одни в силу родительской подлости, слабости. Детей отнимает суд, дабы защитить их от собственных родителей, от их бестолковой, пьяной, преступной жизни. Настает миг, когда дети остаются никому не нужными, кроме государства. В подавляющем большинстве случаев воспитанники нашего интерната для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей с первых дней своей жизни находились либо в домах ребенка, приютах, детских домах, откуда были переведены к нам решением психолого-медико-педагогической комиссии в соответствии с клиническим диагнозом. Таким образом, чрезвычайно значимый для развития период раннего детства был пройден ими без родителей в условиях, которые недостаточно способствовали их благополучному вхождению в окружающий мир. Кроме того, наши воспитанники отличаются рядом психофизических и личностных особенностей, незнание которых создает значительные затруднения в работе педагогов. Поэтому первостепенной задачей педагогического коллектива является углубленное изучение индивидуально-типологических и психофизических особенностей каждого ребенка, изучение ситуации развития, в которой он рос до поступления в школу-интернат. На основе учета результатов подобных исследований строится процесс учебно-воспитательной работы. На протяжении нескольких лет коллектив работает над темой «Системный подход к преодолению нарушений в интеллектуальном, эмоциональном и личностном развитии детей-сирот с особыми образовательными потребностями» Важным направлением работы над темой является воспитание духовно-нравственных качеств личности воспитанника. «Опрятный, приветливый ребенок с добрым характером и хорошим поведением, даже если он невежественен, предпочтительнее грубого, неряшливого, испорченного ребенка, пусть и искушенного во всех науках и искусствах» (Абдул-Баха). Со словами персидского философа нельзя не согласиться. Наличие у ребенка интеллектуальных нарушений не может изменить общей идейной направленности воспитательной работы с ним. Воспитание у них духовно-нравственных качеств является наиболее сложной и вместе с тем наиболее ответственной задачей в общей системе воспитательной работы в коррекционной школе, так как успех включения ребенка с ограниченными возможностями в общественную жизнь, в конечном счете, решается, насколько воспитаны у него необходимые для этого нравственные качества. В связи с этим для успешной реализации поставленных целей и задач в школе-интернате созданы творческие группы педагогов, занимающиеся вопросами воспитания и коррекции личности детей с интеллектуальными нарушениями. Это такие группы, как «Коқпар» (пропаганда здорового образа жизни, имеющая целью не только развитие физических возможностей учащихся, укрепление их соматического здоровья, но и здоровья нравственного, развитие духовности, красоты и гармонии), «Достар нұры» (духовно-нравственное воспитание посредством музыки, как классической, так и народной. Музыка благотворно влияет на эмоциональное восприятие, внутренний мир ребенка, делает его добрее и чище), «Өнер» (эстетическое и трудовое воспитание. Результатом деятельности ИТГ стал историко-познавательный центр «Атамура» - настоящая гордость педагогического и ученического коллективов. Над созданием центра мы работали на проятдении нескольких лет совместно с детьми и учителями трудового обучения. Каждая работа, представленная в Центре, имеет свою историю, свое место, несет свою смысловую нагрузку, имеет ценность как произведение искусства, созданное с любовью своими руками. Историко-понавательный центр «Атамура» стал тем местом, где каждый посетитель, будь то ребенок или взрослый, может окунуться в мир прекрасного, прикоснуться к истории своего народа, узнать истоки казахской культуры, гражданственности, патриотизма, ощутить себя важной частью мироздания); «Аялы Алақан» (духовно-нравственное воспитание, разработка программ воспитания с опорой на основные положения предмета «Самопознание»); «Атамекен» (воспитание казахстанского патриотизма и гражданственности.Уроки казахского языка, внеклассные занятия, посвященные истории Казахстана учат детей ценить и любить свою землю, свой язык, свой язык, людей, которые живут рядом, знакомя с традициями и обычаями казахского народа). Еще в 1999 году появилась идея создания «Кодекса чести» учащихся школы-интерната №5. Основные положения разработаны и адаптированы с учетом психологических особенностей детей с ОВР. «Кодекс чести» призван помочь каждому воспитаннику стать настоящим гражданином своей страны, имеющим сформированные моральные принципы. В него вошли такие положения: - В мире есть три вещи, над которыми нельзя смеяться: бедность, болезнь и старость. - Нельзя грубить взрослым, особенно старикам. Нельзя обижать тех, кто слабее тебя. - Нельзя делать то, что осуждают взрослые люди: ни на глаза у них, ни где-то в стороне и т.д. С целью привития у учащихся навыков самоуправления, воспитания самостоятельности и ответственности за свои дела и поступки на протяжении нескольких лет действует детская организация «Жас ұлан». В обязанности юных жасулановцев входит контроль за санитарным состоянием помещений и территории школы (экологический десант); проведение внеклассных мероприятий; рассмотрение вопросов дисциплины совместно со взрослыми. В такой работе учащиеся осознают себя важной частью коллектива. Ежегодно проводятся выборы акима детской организации, в торжественной обстановке пополняются ряды новичков из числа самых достойных. Одной из полюбившихся форм работы с детьми стали круглые столы. Этот вид работы дает ощутимые положительные результаты. Дети учатся раскрепощено общаться между собой и со взрослыми, высказывать и отстаивать свою точку зрения, чувствуют свою необходимость, значимость и, бывает, открывают себя для педагогов с неожиданной стороны. Большое внимание духовно-нравственному воспитанию уделяется и на уроках гуманитарного цикла, коррекционных технологий, трудового обучения. Важное значение придается межпредметным связям, внедрению новых программ трудового обучения, которые бы способствовали не только расширению спектра профессий и привитию интереса к общественно значимой деятельности, но и вносили духовное начало, воспитывали личностно значимые черты характера, обогащали детей знаниями истории, искусства, имели воспитательную направленность и ценность. Так, помимо традиционных швейной, обувной и столярной мастерских, в настоящее время в школе-интернате действуют мастерские декоративно-прикладного творчества, где учащиеся своими руками изготавливают предметы национального быта (с 1999 года), с 2012 года открыты мастерские «художественная обработка дерева» и «штукатурно-малярное дело». Традиционными стали ежегодные показы мод, модели которых шьют сами учащиеся. В торжественной обстановке, нарядные и счастливые, воспитанники чувствуют себя в центре внимания, принимая заслуженные аплодисменты. Такие мероприятия воспитывают у детей чувство собственного достоинства, веру в свои силы, способствуют осознанию себя как личности, как части общества. Участие в проведении различных общешкольных, городских мероприятий , таких как «День независимости», «День языков», «Наурыз», «День победы», а также «День опекуна» и «Ризашылық» так же является одной из форм работы по формированию духовно-нравственных качеств детей с интеллектуальными нарушениями. Стоило больших усилий сломать сложившийся стереотип, что умственно отсталые дети не должны участвовать в общегородских мероприятиях наравне со всеми и добиться того, чтобы наши воспитанники могли посещать зрелищные мероприятия, президентские и акимовские елки, выезжать с концертами на предприятия и в организации, участвовать в общегородских и областных конкурсах, более того, занимать призовые места, а значит, приобщаться к современной жизни, ощущать себя членом общества. А ведь это необходимо каждому нашему воспитаннику, как никому другому. В течение многих лет мы работаем над созданием уюта и красоты в нашем Доме. Поставленная задача – приблизить условия жизни детей-сирот к домашним – практически достигла цели. Дети любят свой дом, заботятся о нем, берегут каждый предмет, с удовольствием ухаживают за цветами, следят за чистотой в каждом уголке своего уютного дома. Радуются новым приобретениям, гордятся новым творениям, украшающим стены школы и общежития, с радостью и встречают гостей, учатся гостеприимству и хозяйственности. Традиционными стали и домашние праздники, дни рождения, дискотеки. Такой стиль взаимодействия способствует приобщению наших детей к свободному контакту, прививает умение вести себя адекватно и уверенно вне стен интерната, дает возможность не чувствовать себя обделенными и неполноценными. Можно с уверенностью сказать, что все это непременно поможет нашим воспитанникам в будущем. В период нравственного становления общества, конечно, затруднено воспитание нравственных качеств детей-сирот с ограниченными возможностями в развитии, но т ем не менее, педагогический коллектив прилагает максимум усилий, чтобы дети, обиженные когда-то судьбой, смогли полноправно влиться в современную жизнь и , главное, не потеряться в ней, а занять достойное место. | |
Просмотров: 3074 | Комментарии: 2 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|