Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Воспитание души

Доклад: "Духовно-нравственное воспитание личности ".
Духовно-нравственное воспитание личности
(на примере работы педагогического коллектива
КГУ «Вспомогательная школа-интернат №5 для детей-сирот
и детей, оставшихся без попечения родителей»).

Прежде чем начать разговор, я хотел бы прочитать строки из книги А.Лиханова «Дети без родителей»: …Дети без родителей. Может ли быть положение более горькое, более неправильное. Ведь в основе человеческого общежития, в первооснове мироздания – родительская любовь к детям, забота о старших и младших. Именно в этой первооснове заключены корни таких многоважных понятий, как «преемственность», «родство», «взаимное всепомоществование поколений». И все-таки дети без родителей… да, они остаются без родителей в силу стихийных бедствий, катастроф всегда неожиданных, беспощадных. Беда неотлучна от счастья, и следом за радостями приходят беды, не щадящие и малых сих.
Но есть беды иного толка - неизвинимые, подлые, о которых говорить и писать не хочется, а приходится. Дети остаются одни в силу родительской подлости, слабости. Детей отнимает суд, дабы защитить их от собственных родителей, от их бестолковой, пьяной, преступной жизни. Настает миг, когда дети остаются никому не нужными, кроме государства.
В подавляющем большинстве случаев воспитанники нашего интерната для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей с первых дней своей жизни находились либо в домах ребенка, приютах, детских домах, откуда были переведены к нам решением психолого-медико-педагогической комиссии в соответствии с клиническим диагнозом. Таким образом, чрезвычайно значимый для развития период раннего детства был пройден ими без родителей в условиях, которые недостаточно способствовали их благополучному вхождению в окружающий мир. Кроме того, наши воспитанники отличаются рядом психофизических и личностных особенностей, незнание которых создает значительные затруднения в работе педагогов.
Поэтому первостепенной задачей педагогического коллектива является углубленное изучение индивидуально-типологических и психофизических особенностей каждого ребенка, изучение ситуации развития, в которой он рос до поступления в школу-интернат. На основе учета результатов подобных исследований строится процесс учебно-воспитательной работы.
На протяжении нескольких лет коллектив работает над темой «Системный подход к преодолению нарушений в интеллектуальном, эмоциональном и личностном развитии детей-сирот с особыми образовательными потребностями»
Важным направлением работы над темой является воспитание духовно-нравственных качеств личности воспитанника.
«Опрятный, приветливый ребенок с добрым характером и хорошим поведением, даже если он невежественен, предпочтительнее грубого, неряшливого, испорченного ребенка, пусть и искушенного во всех науках и искусствах» (Абдул-Баха). Со словами персидского философа нельзя не согласиться. Наличие у ребенка интеллектуальных нарушений не может изменить общей идейной направленности воспитательной работы с ним.
Воспитание у них духовно-нравственных качеств является наиболее сложной и вместе с тем наиболее ответственной задачей в общей системе воспитательной работы в коррекционной школе, так как успех включения ребенка с ограниченными возможностями в общественную жизнь, в конечном счете, решается, насколько воспитаны у него необходимые для этого нравственные качества.
В связи с этим для успешной реализации поставленных целей и задач в школе-интернате созданы творческие группы педагогов, занимающиеся вопросами воспитания и коррекции личности детей с интеллектуальными нарушениями. Это такие группы, как «Коқпар» (пропаганда здорового образа жизни, имеющая целью не только развитие физических возможностей учащихся, укрепление их соматического здоровья, но и здоровья нравственного, развитие духовности, красоты и гармонии), «Достар нұры» (духовно-нравственное воспитание посредством музыки, как классической, так и народной. Музыка благотворно влияет на эмоциональное восприятие, внутренний мир ребенка, делает его добрее и чище), «Өнер» (эстетическое и трудовое воспитание. Результатом деятельности ИТГ стал историко-познавательный центр «Атамура» - настоящая гордость педагогического и ученического коллективов. Над созданием центра мы работали на проятдении нескольких лет совместно с детьми и учителями трудового обучения. Каждая работа, представленная в Центре, имеет свою историю, свое место, несет свою смысловую нагрузку, имеет ценность как произведение искусства, созданное с любовью своими руками. Историко-понавательный центр «Атамура» стал тем местом, где каждый посетитель, будь то ребенок или взрослый, может окунуться в мир прекрасного, прикоснуться к истории своего народа, узнать истоки казахской культуры, гражданственности, патриотизма, ощутить себя важной частью мироздания); «Аялы Алақан» (духовно-нравственное воспитание, разработка программ воспитания с опорой на основные положения предмета «Самопознание»); «Атамекен» (воспитание казахстанского патриотизма и гражданственности.Уроки казахского языка, внеклассные занятия, посвященные истории Казахстана учат детей ценить и любить свою землю, свой язык, свой язык, людей, которые живут рядом, знакомя с традициями и обычаями казахского народа).
Еще в 1999 году появилась идея создания «Кодекса чести» учащихся школы-интерната №5. Основные положения разработаны и адаптированы с учетом психологических особенностей детей с ОВР. «Кодекс чести» призван помочь каждому воспитаннику стать настоящим гражданином своей страны, имеющим сформированные моральные принципы.
В него вошли такие положения:
- В мире есть три вещи, над которыми нельзя смеяться: бедность, болезнь и старость.
- Нельзя грубить взрослым, особенно старикам. Нельзя обижать тех, кто слабее тебя.
- Нельзя делать то, что осуждают взрослые люди: ни на глаза у них, ни где-то в стороне и т.д.
С целью привития у учащихся навыков самоуправления, воспитания самостоятельности и ответственности за свои дела и поступки на протяжении нескольких лет действует детская организация «Жас ұлан». В обязанности юных жасулановцев входит контроль за санитарным состоянием помещений и территории школы (экологический десант); проведение внеклассных мероприятий; рассмотрение вопросов дисциплины совместно со взрослыми. В такой работе учащиеся осознают себя важной частью коллектива. Ежегодно проводятся выборы акима детской организации, в торжественной обстановке пополняются ряды новичков из числа самых достойных.
Одной из полюбившихся форм работы с детьми стали круглые столы. Этот вид работы дает ощутимые положительные результаты. Дети учатся раскрепощено общаться между собой и со взрослыми, высказывать и отстаивать свою точку зрения, чувствуют свою необходимость, значимость и, бывает, открывают себя для педагогов с неожиданной стороны.
Большое внимание духовно-нравственному воспитанию уделяется и на уроках гуманитарного цикла, коррекционных технологий, трудового обучения. Важное значение придается межпредметным связям, внедрению новых программ трудового обучения, которые бы способствовали не только расширению спектра профессий и привитию интереса к общественно значимой деятельности, но и вносили духовное начало, воспитывали личностно значимые черты характера, обогащали детей знаниями истории, искусства, имели воспитательную направленность и ценность. Так, помимо традиционных швейной, обувной и столярной мастерских, в настоящее время в школе-интернате действуют мастерские декоративно-прикладного творчества, где учащиеся своими руками изготавливают предметы национального быта (с 1999 года), с 2012 года открыты мастерские «художественная обработка дерева» и «штукатурно-малярное дело».
Традиционными стали ежегодные показы мод, модели которых шьют сами учащиеся. В торжественной обстановке, нарядные и счастливые, воспитанники чувствуют себя в центре внимания, принимая заслуженные аплодисменты. Такие мероприятия воспитывают у детей чувство собственного достоинства, веру в свои силы, способствуют осознанию себя как личности, как части общества.
Участие в проведении различных общешкольных, городских мероприятий , таких как «День независимости», «День языков», «Наурыз», «День победы», а также «День опекуна» и «Ризашылық» так же является одной из форм работы по формированию духовно-нравственных качеств детей с интеллектуальными нарушениями. Стоило больших усилий сломать сложившийся стереотип, что умственно отсталые дети не должны участвовать в общегородских мероприятиях наравне со всеми и добиться того, чтобы наши воспитанники могли посещать зрелищные мероприятия, президентские и акимовские елки, выезжать с концертами на предприятия и в организации, участвовать в общегородских и областных конкурсах, более того, занимать призовые места, а значит, приобщаться к современной жизни, ощущать себя членом общества. А ведь это необходимо каждому нашему воспитаннику, как никому другому.
В течение многих лет мы работаем над созданием уюта и красоты в нашем Доме. Поставленная задача – приблизить условия жизни детей-сирот к домашним – практически достигла цели. Дети любят свой дом, заботятся о нем, берегут каждый предмет, с удовольствием ухаживают за цветами, следят за чистотой в каждом уголке своего уютного дома. Радуются новым приобретениям, гордятся новым творениям, украшающим стены школы и общежития, с радостью и встречают гостей, учатся гостеприимству и хозяйственности. Традиционными стали и домашние праздники, дни рождения, дискотеки. Такой стиль взаимодействия способствует приобщению наших детей к свободному контакту, прививает умение вести себя адекватно и уверенно вне стен интерната, дает возможность не чувствовать себя обделенными и неполноценными. Можно с уверенностью сказать, что все это непременно поможет нашим воспитанникам в будущем.
В период нравственного становления общества, конечно, затруднено воспитание нравственных качеств детей-сирот с ограниченными возможностями в развитии, но т ем не менее, педагогический коллектив прилагает максимум усилий, чтобы дети, обиженные когда-то судьбой, смогли полноправно влиться в современную жизнь и , главное, не потеряться в ней, а занять достойное место.
Категория: Воспитание души | Добавил: Яло (2013-03-28)
Просмотров: 3074 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Пятница, 2024-12-20, 4:11 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru