Главная » Статьи » В помощь учителю » Воспитание души |
Доклад: «Роль учителя в формировании нравственных качеств в процессе изобразительной деятельности во вспомогательной школе». Олигофренопедагогика исходит из того основного положения, согласно которому «умственное развитие детей-олигофренов, при всём его своеобразии, протекает по тем же основным законам, что и развитие нормального ребёнка». Это даёт нам основание утверждать, что принципиально возможно как интеллектуальное, так и нравственное развитие умственно отсталых детей, так как эти процессы между собой тесно взаимосвязаны и взаимообусловлены. «Опыт вспомогательной школы, - подчёркивает Н.В. Долгобородова, - показывает, что в условиях правильно поставленной воспитательной работы с учащимися у большинства из них можно сформировать довольно стойкие нравственные качества». Во вспомогательной школе применительно к разным категориям учащихся будут иметь место разные уровни в решении конкретных задач нравственного воспитания. Так, при формировании таких качеств, как дисциплинированность и трудолюбие, можно будет у одних учащихся достигнуть достаточно высокого уровня сознательного восприятия требований дисциплины и высокого уровня формирования сложных социальных мотивов отношения к труду. Соответственно у этой части учащихся формируются достаточно сложные, обобщённые представления о дисциплине, о необходимости труда для каждого человека. У некоторых учащихся в отношении формирования дисциплинированности и трудолюбия можно будет воспитать только простое послушание и привычку к систематическому труду с одновременным формированием элементарных и очень конкретных представлений о дисциплине и трудовых обязанностях. Но, какова бы ни была степень сложности сформированных нравственных понятий у учащихся, важно то, что дети смогут включиться в общественно полезный труд. Следовательно, специфичным в решении задач нравственного воспитания в условиях вспомогательной школы будет дифференцированность уровня решения тех или иных задач применительно к различным категориям общей идейной направленности этой работы. Рассмотрим, как можно реализовать конкретные задачи, стоящие перед вспомогательной школой в отношении воспитания нравственных качеств у детей с ограниченными возможностями в умственном развитии в процессе занятий изобразительной деятельностью. В процессе занятий изобразительной деятельностью происходит развитие основных психических процессов и необходимых качеств личности. Согласно взглядам Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна, А.Н. Леонтьева и других видных психологов своего времени, психика человека наиболее активно изменяется и перестраивается в процессе деятельности. Рисование как форма деятельности включает в себя многие компоненты психических процессов, и в связи с этим его следует считать важным фактором формирования личности. Подавляющее большинство учащихся вспомогательной школы любят рисовать. Дети охотно откликаются на предложение нарисовать что-нибудь и с удовольствием принимаются за работу. Особенно это проявляется у младших школьников, для которых рисование представляет своеобразную игру. Этот вид деятельности их увлекает и радует. Такая заинтересованность наблюдается как на уроках рисования, так и во время внеклассной деятельности. Лишь в отдельных случаях можно услышать: «Я не знаю что рисовать». Обычно учащиеся охотно рисуют только то, что умеют. Там, где от них требуются соответствующие знания и умения, наблюдаются пассивность, инертность, негативное отношение к работе. Заметное снижение интереса и активности к изобразительной деятельности появляется у старшеклассников. Это объясняется: во-первых в том, что дети с ограниченными возможностями в умственном развитии с возрастом более критично начинают относиться к своим работам, а слабые умения передавать в графической форме образ того или иного предмета не позволяют им сделать это достаточно точно; во-вторых, у учащихся старших классов может наблюдаться интеллектуальная пассивность, обусловленная тем, что у них своевременно не был сформирован интерес к учебной работе, и в частности к занятиям рисованием; в-третьих, учащиеся старших классов, как и младшие, могут быть равнодушны, безразличны к выполнению задания, если оно организовано формально, а объект изображения не затрагивает их чувства, не вызывает никаких переживаний. Пониженный интерес к изобразительной деятельности отрицательно сказывается не только на качественной стороне рисунков, но и на их тематике, которая оказывается крайне ограниченной. Это характерно как для младших, так и для старших школьников. Поэтому для обеспечения правильного процесса нравственного становления личности, учитель должен знать, какова сущность и объём имеющихся нравственных понятий, оценочных суждений у детей этой категории, с тем, чтобы используя необходимые методы, более эффективно воздействовать на сознание ребёнка. Влияние изобразительной деятельности на духовный мир детей, на их нравственное сознание идёт по пути изменения и обогащения чувств. Для того чтобы это влияние проявилось в поведении ребёнка, новые чувства должны перейти из мира воображаемого, идеального в мир реальной жизни, в практику повседневных занятий и игр, радостей и огорчений детей. Такой путь не скор и не прямолинеен. Редко какое-то задание сразу переменит ребёнка, сделает его доброжелательнее и справедливее к сверстникам и взрослым. Подмена эстетического освоения мира человеческих отношений и природы нравоучительными темами занятий по рисованию не ускоряет, а обедняет развитие. Напротив, влияние на ребёнка специфических, художественных средств познания мира – обобщает нравственное сознание и чувства, стимулирует те внутренние изменения его развития, которые преобразуют поведение ребёнка. Недостаточная дифференцированность переживаний, эгоцентрическая направленность, слабость интеллектуальной и волевой регуляции затрудняют выработку высших нравственных чувств. Это в частности проявляется в том, что формирование высших чувств происходит с относительным опозданием и значительным трудом. Однако, при всём этом опыт вспомогательной школы убедительно свидетельствует о возможности воспитания у детей с ограниченными возможностями в умственном развитии таких высоких нравственных чувств, как товарищество, дружба, патриотизм и любовь к Родине и т.д. Для младшего школьника процесс изображения важнее, чем результат - рисунок. Если учитель предложил интересную и важную для детей тему, то процесс изображения всегда сопровождается яркой эмоциональной реакцией ученика на всё то, что он рисует. Чувства ребёнка в таком случае настолько сильны, что в воображении он как бы участвует в рисунке: думает, чувствует, говорит и действует за героев. Все персонажи рисунка как бы оживают для него, и всё это - он сам, ребёнок. Каждый из нас видел много раз, как рисуя, ребята разговаривают, звуками изображают то, что рисуют и т.п. Способность младших школьников к самоучастию в изображаемом ими событии позволяет учителю через занятие целенаправленно влиять на нравственное развитие детей, на формирование тех чувств, которые представляют собой переживание человеком своего отношения к нравственным требованиям, поступкам, действиям. В старших классах эти чувства формируются путём формирования основных понятий и представлений о любви к Родине, патриотизме, интернационализме. Это представление о Родине, как о стране, ставшей независимой, стране, которая стоит во главе борьбы за безъядерный мир, демократию; интерес к славному историческому прошлому Казахстана и его современным достижениям в разных областях; чувство гордости за успехи своей страны. Прежде чем говорить с учащимися о патриотизме, необходимо выяснить, насколько усвоено ими понятие «Родина», поскольку это тесно связано с первым. Типичные высказывания учащихся вспомогательной школы: «Моя Родина Семей», «Наша Родина - Астана», и т.п. Как мы видим, большинство учащихся сводит понятие «Родина» к понятию «родной край» или «родной город». Понятию «патриотизм» дети дают, в общем-то, правильное толкование: «Патриотизм – это значит бороться за Родину», «Горячо любить свою Родину» и т.д. Здесь имеют большое значение беседы по репродукциям картин художников Казахстана на уроках рисования. Например, репродукции картин А. Кастеева («Уборка хлопка», «Колхозный той», «Насильственный увоз невесты», «Купленная невеста», «Золотое зерно», «Аксайский карьер», «Высокогорный каток Медео», «Турксиб», «Долина Таласа», «Капчагайская степь»), Т.Т. Тельжанова (“Звуки домбры”, “Тишина”, “Впервые”, “В солнечном краю”, “Кок-пар”, “Кыз-куу”, “Разговор”, “Подруги”, “Мирные огни”), М.С. Кенбаева («Кошмоделие», «Чабан»), А.М. Черкасского ("Лунная соната" и "Карагач") дают наибольшее представление о различных проявлениях народной жизни, быте и традициях казахского народа, природе родной земли, легендарном историческом прошлом своей страны, самобытном характере казахских воинов, батыров и простых людей. Основой для воспитания нравственных качеств у учащихся на уроках ИЗО во вспомогательной школе могут служить и репродукции картин современных художников о героях нашего времени. Через беседы о картинах художников обогащаются нравственные чувства учащихся, сам процесс побуждает их рассуждать, высказывать свои суждения. Большого внимания требует к себе работа по воспитанию у учащихся вспомогательной школы дружбы, товарищества, взаимовыручки. Эти положительные качества личности особенно необходимы в условиях нашего общества, где Президентом нашей страны уделяется первостепенное внимание стабильности, межнациональному согласию. Необходимо отметить, что почти все дети-олигофрены очень доверчивы, легко привязываются к взрослым, а на ласку и доброжелательное отношение отвечают безграничной преданностью. Этой особенностью детей необходимо правильно воспользоваться, чтобы создать в школьной среде здоровые дружеские отношения. Так, очень нетрудно вызвать у старших учеников желание помогать младшим, шефствовать над ними, например: починить карандаши, поделиться красками, вместе рисовать в свободное время при подготовке к каким-то мероприятиям и т.д. На уроках вместе пользоваться баночкой для воды, карандашами, совместные игровые моменты на уроках рисования, общими игрушками и т.д. Немаловажное значение, кроме бесед по картинам, здесь имеет рисование на тему. Тематические задания основываются на наблюдательности, памяти и воображении ребёнка. Через них учитель направляет внимание детей на различные стороны окружающей жизни, в том числе на отношения людей друг к другу. Сложно, но очень важно научить ребёнка видеть то, что с первого взгляда он не замечает, - нравственную сторону действий, ощущений, чувств и отношений человека. Приглядываясь к людям, к тому, что происходит в школе, на улице, дома и, вспоминая на уроках рисования всё виденное ранее, дети учатся понимать по внешним проявлениям человека его внутреннее состояние, переживания. Первые шаги на пути развития этих качеств детей делаются уже в младших классах. Содержание детских рисунков – это наблюдения, впечатления, мечты и желания ребёнка. В рисунке он может передать то, что видел, в чём участвовал сам, и то, что хотел бы совершить, но пока ещё не может. Всё это надо учитывать в заданиях на тему по рисованию, которые даются на уроках. Через творческие задания учитель приучает детей рисовать то, что они хорошо знают, о чём уже думали, что соответствует их жизненному опыту, стремлениям. Содержание заданий тогда интересно ученикам, когда оно отражает конкретную ситуацию жизни школьного коллектива, класса, в котором проводится урок, или ощущения, полученные в кругу друзей. Интересно проходят уроки рисования на такие темы, как «Как мы провели каникулы», «Зимние развлечения», «8 Марта», «Наурыз», иллюстрирование отрывков литературных произведений, народных сказок и т.д. Нравственный мир ребёнка формируется в общении не только со взрослыми, но и со сверстниками, поэтому темы и сюжеты из жизни детей особенно важны для воспитания. К числу задач воспитания положительных качеств личности относится формирование у учащихся вспомогательной школы культурных навыков поведения в различных жизненных ситуациях. Важно приучить детей на уроках рисования не только думать и рассуждать, но и подбирать к уроку необходимое оборудование (карандаши, альбомы, краски, ластики и т.д.); следить за чистотой и эстетичностью рабочего места (аккуратно раскладывать предметы, убирать с парты всё лишнее); правильно вести себя на уроках: соблюдать тишину, не мешать другим, не ходить по классу, не выкрикивать, выполнять требования учителя; вежливо благодарить друг друга за внимание, охотно и добросовестно выполнять просьбы товарищей, правильно реагировать на неудачи свои и своих товарищей – не смеяться над ними, не издеваться, а поддерживать, уметь посочувствовать, помочь им; уметь поделиться с одноклассниками карандашами, красками и т.д. Рисунки детей, наряду с наблюдениями за их поведением, помогают существенно дополнить наши знания об отношении ребёнка к себе и окружающим людям. Для этого учитель внимательно изучает рисунки каждого ученика, смотрит, какие цвета он выбрал для рисунка, каково его содержание, расположение и размер изображенных предметов. При этом необходимо уделять внимание не только рисункам на заданные темы, сделанным на уроках, но и обязательно рисункам на свободные темы, сделанным во внеурочное время. Те сведения, которые при этом получит учитель, помогут выявить особенности представлений детей, их эмоциональное состояние, даже выявить недочёты в их нравственном развитии. Это позволит целенаправленно проводить индивидуальную воспитательную и психокоррекционную работу. Прямое и косвенное осуждение содержание рисунка, показавшегося учителю недостаточно нравственным, не поможет воспитанию. И всё же он должен влиять на содержание детских рисунков. Более того, их внимательное изучение – одно из условий усиленного нравственного воспитания. Немаловажную роль здесь играет сама фигура учителя. Он руководит процессом изобразительного творчества детей; делает замечания, напоминает, помогает, оценивает действия учеников и их рисунки, выражая, таким образом, свой отношение к ребёнку и его работе. При этом успешно воспитывает тот, который верит в добрые качества любого ученика. Мало того, такой учитель должен ещё уметь убедить каждого ребёнка в его возможностях, убедить так, чтобы он поверил и в то, что может быть хорошим, добрым, справедливым, и в то, что сумеет сделать красивый и интересный рисунок. Для этого с одними учениками надо побеседовать, другим помочь организовать свою работу, третьим – посоветовать, кому-то подсказать, что делать дальше, других ободрить, поощрить. Воспитательная ценность поощрения очень высока. Оно формирует чувство ответственности за свои дела и поступки, укрепляет веру в свои силы, повышает чувство собственного достоинства, самооценку личности, способствует формированию положительных отношений между учителем и учащимся, а при коллективных поощрениях сплачивают детский коллектив. В ходе занятий учитель показывает ученикам первоначальные приёмы выразительности линий, цвета, композиции так, чтобы каждый из них мог использовать эти средства изображения по-своему, в соответствии со своими способностями, интересами. Учитель активно участвует в работе детей. С одной стороны, он ведёт каждого ученика к цели выполнения задания, и дети действуют по замыслу учителя, с другой стороны, помогая ребёнку, педагог направляет его на такое решение задачи, которое соответствует его, ребёнка, пониманию жизни и максимально реализует в рисунке его индивидуальные способности и задатки. При таком педагогическом подходе дети всегда уверены, что думают, решают и осуществляют работу абсолютно правильно и самостоятельно. Многие умственно отсталые дети любят рисовать в любое свободное от занятий время. Если учитель не интересуется домашними рисунками воспитанников, то изобразительная деятельность ребёнка распадается на рисунки «для себя» и «для учителя». Случается, что рисунки «для себя» оказываются ярче, интереснее, гораздо выразительнее передают отношение ребёнка к жизни, чем те, что он делал в процессе занятий. Бывает, что некоторые из них попадают на выставку детского творчества в школе, а учитель о них ничего не знает. Иногда участник такой выставки, отмеченный на ней, имеет по «школьному рисованию» посредственную оценку. На уроках он скучает, а во внеурочное время его трудно оторвать от бумаги и красок. Учитель может предложить ученикам показать домашние рисунки. Лучшие из них надо поместить на классной или школьной выставке. Просматривая рисунки детей, учитель тактично направляет внимание ребёнка на события, которые отражают гражданские, социальные, нравственные и эстетические стороны жизни. Тематика рисунков может быть самой разнообразной. Можно посоветовать рисовать о своих ребяческих делах и играх товарищей по школе, изобразить темы «Что мы знаем о жизни семьи», «Я и семья», события, связанные с жизнью нашей республики, города, улицы и т.д. При этом следует учитывать особенности умственно отсталых школьников, их личные склонности и интересы каждого. Такая работа сугубо индивидуальна, нельзя превращать её в задания во внеурочное время. В целях удовлетворительного решения задач, поставленных на уроках рисования, существенное значение имеет правильный отбор учителем демонстрируемых объектов и изображений. Важно, чтобы используемые во вспомогательной школе наглядные средства были достаточно чёткими, доступными. Они должны оказывать на детей большое воспитательное воздействие, способствовать развитию их художественного вкуса. Применение хорошо подобранных изобразительных средств на уроках рисования вызывает у детей положительные реакции, обеспечивает заинтересованное отношение к работе, и тем самым повышает эффективность учебного процесса. Чем полнее будут раскрыты изобразительные средства, тем сильнее окажутся переживания и чувства учащихся. К примеру показ и демонстрация, доступный рассказ о декоративно-прикладном искусстве казахского народа вызывает чувство гордости за нашу страну – уважение и любовь к обычаям. Традициям, воспитывает интернациональные, дружеские, добрые чувства. Своеобразие учащихся вспомогательной школы, особенности их изобразительной деятельности требуют от учителя тщательной подготовки к каждому уроку рисования. Задача учителя – правильно определить место этого предмета во всей учебно-воспитательной работе, овладеть методикой его преподавания. В этом случае рисование в комплексе с другими учебными предметами окажет эффективное влияние на формирование нравственных качеств личности детей с ограниченными возможностями в умственном развитии. Список используемой литературы. 1. Грошенков И.А. Изобразительная деятельность в специальной (коррекционной) школе. 2. Строганова Л.В., Диагностика нравственной воспитанности подростков - Воспитание школьников № 6 – 2009. 3. Соловцова И.А. «Законы духовной жизни человека как основа духовного воспитания», И.А. Соловцова «Проблемы духовного воспитания»: Гуманитарно-целостный подход: Материалы «круглого стола», 20 октября 2005 г. / Сост. И.А. Соловцова; под ред. Н.М. Борытко. – Волгоград: ТЦ «ОПТИМ», 2006 г. 4. М.А. Мартюшкина. Нравственное воспитание младших школьников в учебном процессе.-Соц. педагог.-№1.-2010 5. Ю.Ф.Точилина. Нравственно-этическое воспитание в специальной (коррекционной) школе 8 вида.- Дефектология.-№2.-2003 6. Выготский Л.С. Психология искусства. Санкт-Петербург: «Азбука», 1983 | |
Просмотров: 1824 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|