Главная » Статьи » В помощь учителю » Воспитание души |
Преподаватель высшего уровня квалификации первой категории Букирова Т. А. Зам. директора по профильному обучению, преподаватель по классу домбры школы искусств «Мерей» а.Бесколь Кызылжарский район Воспитательный компонент процесса обучения – один из главных векторов развития Казахстана Как говорится в послании Президента Н.А.Назарбаева от 27 января 2012 года «Социально - экономическая модернизация – главный вектор развития Казахстана», что важно усилить воспитательный компонент процесса обучения, что в себя включает: патриотизм, нормы морали и нравственности, межнациональное согласие и толерантность, физическое и духовное развитие, законопослушание. Эти ценности должны прививаться во всех учебных заведениях, независимо от формы собственности. Что такое модернизация (от греч. Moderne новейший) - усовершенствование, обновление, преобразование, улучшение, т.е. изменение чего либо в соответствии с современными требованиями. Проблема школы: Личностно – ориентированный подход, как основное направление учебно-воспитательного процесса школы в системе дополнительного образования. Исходя, из проблемы школы была создана новая система в образовательном процессе школы, которая будет работать по трём направлениям – это патриотическое воспитание, применение государственного языка в учебном процессе и воспитание толерантности, которые тоже должны опираться на одну из проблем нашей школы работа с родителями. Теперь рассмотрим, как у нас проходит реализация поставленных задач в послании Президента и над чем нам стоит ещё поработать. Патриотическое воспитание Между тем, совершенно четкое и справедливое определение патриотизма дает Глава государства Нурсултан Назарбаев. Патриотизм, по словам Президента, это способность идентифицировать себя с историей Казахстана, важнейшими жизненными ценностями предыдущих поколений. Главными ценностями каждого гражданина республики должны быть мир, стабильность и согласие в обществе. Патриот должен быть привержен таким высоким ценностям, как честь, верность долгу, порядочность, созидание во имя процветания Родины. Требовательность в отношении себя, честность в отношении окружающих, верность в отношении страны – вот ключевые моменты в воспитании настоящего гражданина, патриота Казахстана. Патриотическое воспитание – не одновременный акт. Оно не может сводиться к разовым мероприятиям. Процесс формирования должен иметь собственную идеологию и целенаправленную систему. Национальную гордость необходимо воспитывать на примерах честности, справедливости и гуманизма. Что же означает сегодня быть патриотом Казахстана? В чем именно заключается казахстанский патриотизм? В первую очередь – уважение к стране, к ее многонациональному народу, к ее достижениям, к общим символам и политическим институтам, которые сегодня олицетворяют единство всех казахстанцев. Казахстанский патриотизм – общий для всех жителей, населяющих многонациональный Казахстан, и вместе с тем основанный на глубоком уважении к традициям национальной культуры и духовности казахского и других народов страны, внесших свой вклад в формирование общего для всех граждан достояния. Проведя некоторый анализ можно сказать, наши педагоги прививают чувство патриотизма, и любви к Родине дают возможность прикоснуться к самым важнейшим духовным и социальным ценностям человечества, укрепляют основы новой казахстанской государственности. Мы создаем условия для поступательного движения в будущее, и в этом велика роль нашего образования, как фактора обеспечения мира и стабильности путем воспитания учащихся в духе толерантности и согласия. В обязательную программу обучения инструментального отделения включены произведения казахстанских композиторов, отделение хореографии регулярно обновляет репертуар танцев на произведения казахских композиторов, а художественное отделение выполняют различные поделки в национальном стиле. Так, за текущий год было проведено ряд мероприятий и участие в конкурсах, которые были нацелены на эту программу – воспитание патриотизма, приуроченную к 20-летию Независимости РК. Это участие в районных и областных мероприятиях «День Конституции», «День Независимости», «Наурыз», школьные концерты «Мен Қазақстандыкпын» – Сенкибаева А.С., «Сольный концерт Аскербекова У.» - Букирова Т.А., «Выпускной вечер» - Потякина В.В., в которых была представлена разно - жанровая программа, представляющая единство национальной музыкальной культуры и культуры других народов Казахстана. Так же были проведены открытые мероприятия: «Меңым Казақстаным» – Макимкенова Б.К. и преподавателем художественного отделения Чистяковой И.А. было проведёно открытое мероприятие «Поле чудес», в ходе которого участникам было предложено дорисовать недостающие детали в символике РК, что таким образом показывает, насколько дети знают символику нашей Республики и соответственно прививается любовь к Родине, нации и к самому себе. Ежегодным и регулярным стало участие учащихся в конкурсах областных, республиканских и международных, это областные конкурсы и фестивали «Радуга», «Дебют», «Я гитару настрою…», «Каблучок», республиканский конкурс «Жас дарын» г. Алматы, «Наш общий дом – Казахстан» г. Астана и международные конкурсы «Сибирь зажигает звёзды» г. Омск, «Золотая лира» г. Москва, где в последних с гордостью представляется национальная культура Казахстана. Доказательством реализации цели - воспитания патриотизма является участие на областном форуме патриотов «Менің Казахстаным!» Букировой Т.А., которая получила диплом «Патриот года - 2012» в сфере культуры и дополнительного образования и на районном мероприятии учащаяся класса домбры Малышкина В. – диплом «Патриот года». Применение государственного языка в учебном процессе В «Послании» Президента сказано: одной из ценностей и главным преимуществом нашей страны является многонациональность и многоязычие. Государственным языком, согласно нашей Конституции, является казахский. Наравне с ним в государственных органах официально употребляется русский. Это нормы нашей Конституции, которые никому не позволено нарушать. Планомерное развитие казахского языка не будет происходить в ущерб русскому. Для того, чтобы понять главные функции государственного языка, необходимо дать определение трех понятий из теории государства и права, которые входят в логическую структуру государства: "национальность", "общество" и "власть". Национальность (народность) – это общность людей, исторически проживающая на определенной географической территории и обособленная от других народов тремя основными признаками: физическими отличиями, языком и культурой – совокупностью традиций, искусства и образа жизни. Цивилизованное общество – это союз разных национальностей (народностей), сосуществующих на единой территории и подчиняющихся единой государственной власти. Государственная власть – это политическая система, которая управляет целостным обществом, как союзом национальностей и обеспечивает соблюдение единых прав и законов на территории государства. И люди, выбранные во власть, служат законам политической системы, а не служат интересам своей национальности. Государственный язык служит целям целостного общества – это средство передачи смысла закона, идеологии и науки для всех национальностей (народов). Мы должны содействовать развитию государственного языка на наших уроках, можно начать с малого - это применение элементарных слов приветствия, некоторых простейших специальных профессиональных терминов касающихся специфики обучения, найти подходящую литературу для более доступного изучения государственного языка. Воспитание толерантности Толера́нтность (от лат. tolerantia — терпение) — социологический термин, обозначающий терпимость к иному образу жизни, поведению, обычаям, чувствам, мнениям, идеям, верованиям. Толерантность – это человеческая добродетель: искусство жить в мире разных людей и идей, способность иметь права и свободы, при этом, не нарушая прав и свобод других людей. В то же время, толерантность – это не уступка, снисхождение или потворство, а активная жизненная позиция на основе признания иного. Воспитание толерантности невозможно в условиях авторитарного стиля общения «учитель — ученик». Поэтому одним из условий воспитания толерантности является освоение учителем определенных демократических механизмов в организации учебного процесса и общения учеников друг с другом и с учителем. Ориентация педагога на постижение смыслов поведения и поступков детей означает, что в воспитательной деятельности на первый план выходят задачи понимания ребенка. Воспитание культуры толерантности, должно осуществляться по формуле: "родители + дети + учитель". Мероприятия, в которых принимают участие родители, служат хорошим примером взаимодействия двух самых важных факторов в жизни ребенка школы и семьи, объединивших свои усилия в учебном процессе, направленном на воспитание открытого, непредвзятого отношения к человеческому многообразию. Путь к толерантности – это серьезный эмоциональный, интеллектуальный труд и психическое напряжение, ибо оно возможно только на основе изменения самого себя, своих стереотипов, своего сознания. В основе педагогической деятельности учителя должен быть живой смысл и живое общение на основе живого слова, живого понятия, что, в свою очередь, важно не само по себе, а как путь не просто к толерантности, пониманию, а путь к толерантному взаимодействию, пониманию взаимному. Если педагог толерантен, он уверен, открыт, доброжелателен. Он выступает по отношению к учащемуся в роли наставника. Можно выделить две группы методов понимания: 1. Методы интерпретации. При интерпретации педагогом поведения ребенка исходной позицией является признание ребенка, уважение его собственного «я», индивидуальности, понимание того, что его поведение имеет для него самого субъективный, аутентичный смысл. 2. Методы, помогающие педагогу постичь внутренний мир ребенка в его своеобразии и целостности, проникнуть в глубину его переживаний, опираясь на чувства исследователя и интуицию. Данный подход связан с процессом развертывания человеческого отношения одного человека к другому, что предполагает толерантное, соучастное отношение, а значит, на основе диалога, на основе совместного исполнения произведений, либо работой над одним общим делом. В задачи нашей школы искусств и педагогов должно входить развитие уважения и самоуважения, учиться поддерживать друг друга, уметь доверять и доверяться, преуспевать без соперничества, верить, что все это необходимо и в общеобразовательной школе. Обучение через общение основано на умении принять чужую точку зрения и поддержке; атмосфере, способствующей честности и открытости; на поощрении и руководстве; на полном согласии и доверии учеников. Учитель и ученик - часть одной команды, они работают над достижением общих целей и результатов. На мой взгляд, формирование таких качеств, как признание человеком другого, принятие и понимание облегчило бы решение проблемы воспитания толерантности. Какую помощь мы оказываем общеобразовательной школе? Школа искусств «Мерей» относится к дополнительному образованию, и мы наряду с общеобразовательной школой оказываем помощь в воспитании таких качеств как привитие чувства патриотизма, воспитание толерантности и к более осознанному изучению государственного языка через изучение произведений казахской народной музыки, через изучение фольклорных элементов казахских народных танцев, через расширение кругозора в области культуры, истории Казахстана. | |
Просмотров: 1764 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|