Главная » Статьи » В помощь учителю » Воспитание души |
«.. Любовь к родной стране невозможна без любви к природе» (К.Паустовский) Краса полуночной природы, Любовь очей, моя страна. Языков. Слово « Родина» входит в жизнь человека как самое близкое и дорогое, постепенно углубляясь, год от года. Только чувство любви к Родине, которая начинается от отчего порога, только такое чувство рождает патриота и проносит его на протяжении всей жизни. Для патриота слово «Родина» имеет два значения. Одно – земля его предков с неповторимой красотой и прелесть природы, с многовековой историей и культурой. Другое – чувство интернационализма народов, проживающих в согласии и толерантности. «.. Любовь к родной стране невозможна без любви к природе», - написал Паустовский. Как эхом вторит ему наш земляк, певец Приишимья, казахский писатель Сабит Муканов: «Вы не встретите человека, который не любил бы своей родины. И каждый думает, что любит свою родину больше всех, и все любят ее по-разному, потому что нет прекраснее тех мест, где родился и рос…». Для казахской и русской литературы природа всегда была хранилищем мудрости и силы, а отношение человека к ней – мерилом его нравственной высоты. У каждого из нас есть свои Жаман-шубар, Мещерский край, малая родина, и поэтому так понятны нам и близки строки писателей об этом: «Жаман-шубар – лесистый остров посреди степи… Трава здесь такая, что в ней, как говориться, можно скрыться целому стаду овец, земля тучная, чернозем вглубь шел чуть ли не с аршин… Одна беда была – это почти полное отсутствие воды». Или у Паустовского: «этот лесной задумчивый край, любовь к которому не забудется, как никогда не забудется первая любовь». Эта любовь к писателю, горожанина-москвича, пришла уже в зрелом возрасте, в тридцать два года, когда произошло знакомство со средней полосой России. В дальнейшем внимание и любовь к этому краю оставались неизменным. На закате жизни прозаик с полным основанием скажет: « ... я не знаю ничего более близкого мне, чем наши простые русские люди, и ничего более прекрасного, чем наша земля. Я не променяю среднюю Россию на самые прославленные и потрясающие красоты земного шара. Сейчас я со снисходительной улыбкой вспоминаю юношеские мечты о тисовых лесах и тропических грозах. Всю нарядность Неаполитанского залива с его пиршеством красок я отдам за мокрый от дождя ивовый куст на песчаном берегу Оки… Самое большое, простое и бесхитростное счастье я нашел в лесном Мещорском краю». Природа родного края даровала и Сабиту Муканову, и Контантину Паустовскому тонкий и чуткий слух, проникновенный зоркий глаз, тревожное и отзывчивое сердце. Многое дала она им увидеть и почувствовать, о чем они впоследствии рассказали самобытным и красочным, правдивым и образным языком своих книг. Много больших и малых озер на нашей Земле, сиротское детство Муканова скрашивало одно из них – озеро Дос, где аульные дети купались, устраивали игры. Как трогательно, глубоко эмоционально звучит риторическое обращение к озеру уже повзрослевшего автора. Озеро в обращении превращается в живого, почти осязаемого друга детства. «Дорогой Дос! Милый, милый, незабвенный друг! Так я и не исполнил своего давнишнего обета – не написал о тебе ни поэмы, ни рассказа, не переложил на стихи ни твоих тихих жалоб в ненастную погоду, ни шепота твоих ласковых волн в ясный день. Но как тебя благодарить за все те маленькие радости, которые ты дарил нам в нашем горьком детстве! Как бы без тебя были бедны мои воспоминания об этих годах. И такое огромное богатство принес я благодаря тебе в свою трудную, овеянную огнем и дымом сражений юность! За все, за все благодарю тебя, мо друг, мой Дос!». Не меньше трепетных чувств вызвало в свое время у автора и озеро Алуа, у берегов которого вспыхнуло в нем первое чувство. В канву повествования о собственных переживаний удачно вплетена легенда о двух несчастных влюбленных Алуа и Жарылкамысе, нарушивших жестокие родовые обычаи. Их трагическая история напоминает нам легенду о Енлике и Кебек. У Паустовского озера обладают таинственной и завораживающей силой, так как путешествие по ним порой могли закончиться гибельно. На западе Мещерского края, на так названной Боровой стороне, среди сосновых лесов лежат в мелколесье восемь боровых озер. К ним нет ни дорог, ни троп, и добраться до них можно только через лес по карте и компасу. «У этих озер одно очень страшное свойство – чем меньше озеро, тем оно глубже. «… Мы шли мшарами к Поганому озеру. Озеро было таинственное. Бабы рассказывали, что по его берегам растут клюква величиной с орех и поганые грибы «чуть поболее телячьей головы». От этих грибов озеро бабы ходить опасались – около него были какие-то «зеленущие трясины». … Издали видно, какая черная, будто смола, вода в Поганом озере». Другое свойство в Мещере почти у всех озер вода разного цвета. «Черное озеро названо так по цвету воды, вода в нем черная и прозрачная. В иных озерцах (например, в Черненьком) вода напоминает блестящую тушь…». В Уртенском озере вода фиолетовая, в Сидене – желтоватая, в Великом озере - оловянного цвета, а в озерцах за Прой – чуть синеватая. Цвет объясняется торфяным дном озер, чем старее торф, тем темнее вода». Не меньшим лиризмом проникнуты строки описания красоты и силы хозяина степного Ишима и мещерской Оби, богатство лугов, напоенных водой рек: «Луг словно изнемогает под тяжелой своей красотой, а его пестрые, пушистые цветы переливаются оперением раскрывшегося павлиньего хвоста» «Разнообразие трав в лугах неслыханное. Некошеные луга так душисты, что с непривычки туманится и тяжелеет голова. На километры тянутся густые, высокие заросли ромашки (величиной с ладонь), цикория, клевера, дикого укропа, гвоздики, мать-и-мачехи, одуванчиков, генцианы, подорожника. Колокольчиков, лютиков и десятков других цветущих трав». Описание природы в произведениях Муканова и Паустовского – это не просто урок, на котором разворачивается действие, оно помогает увидеть и почувствовать созвучие души автора и природы. Интимное, сокровенно-любовное отношение к природе определило характер пейзажной живописи писателей в степи. Просыпаясь в степи или в лесу, «два-три часа сна… стоят многих часов сна в духоте городских домов, в спертом воздухе асфальтовых дорог», перед тобой разворачивается картина восхода солнца: «… На самой линии горизонта, то есть около самой земли, появляется длинная тускло-желтая, как лепестки степного тюльпана или вялые листья клена полоса. Она растет вширь, становится все больше и больше, захватывает небо, постепенно начинает набирать багрянец, а пройдет час - и исчезнет все желтое: кроваво-красный свод полыхает над всей степью, багрово-сизые, черно-рыжие и просто черные облака, но все с алыми светящимися краешками, похожими на радужную пыльцу бабочек, плывут по нему. Солнце поднимается все выше и выше, небо начинает переливаться, как перламутровая раковина… Но солнце поднимается все выше и выше, и небо окрашивается такой чистотой, свежей, юной голубизной, что, посмотрев на него, и сам молодеешь…». После путешествия по краю, проходит быстро день и наступает «темная тишина». «…Ночь тянется медленно: кажется, ей не будет конца. Сон в осенние ночи в палатке крепкий, свежий, несмотря на то, что просыпаешься через каждые два часа и выходишь посмотреть на небо – узнать, не взошел ли Сириус, не видно ли на востоке полосы рассвета. С каждым часом ночь холодеет. К рассвету воздух уже обжигает лицо легким морозом, полотнища палатки, покрытое толстым слоем хрустящего инея, чуть-чуть провисают. И трава седеет от первого утренника…» Природа в произведениях писателей – это не просто описание полей, перелесков, холмов и рек, рассветов и зорь, и не фон, на котором разворачиваются основные события. Чувство природы равнозначно для Муканова и Паустовского чувству родины: «Природа учит нас понимать прекрасное. Любовь к родной стране невозможна без любви к ее природе». Для Паустовского отношение к природе – один из основных критериев оценки человека: «Нет ничего омерзительнее, чем равнодушие человека к своей стране, ее прошлому, настоящему и будущему, к ее языку, быту, к ее лесам, полям, к ее селениям и людям, будь они гении или деревенские сапожники». В произведениях писателей природа – это источник лирического вдохновения, она обладает большой силой эстетического воздействия на читателя. Паустовский особенно дорожил этими лирическими красками родной природы: «Я не знаю страны, обладающей такой огромной лирической силой и такой трогательно живописной – со всей своей грустью, спокойствием и простором, - как средняя полоса России. Величину любви к ней трудно измерить. Воспевая в своих произведениях природу, Паустовский выступал ее защитником. Он утверждал: «Прекрасный ландшафт есть дело государственной важности. Он должен охраняться законом. Потому что он плодотворен, облагораживает человека, вызывает у него подъем душевных сил, успокаивать и создает жизнеутверждающее состояние, без которого немыслим полноценный человек нашего времени». Картины природы, описанные писателями, заставляют душу встрепенуться, с необыкновенной остротой всмотреться в себя, в свою жизнь, отчетливо понять, в каком неоплатном долгу мы пере нашей Родиной. «…Родной край для каждого человека, это завещание, оставленное ему предками. Это то, чем ни при каких обстоятельствах нельзя пренебрегать. Да, бесспорно, планета огромна, и мир, действительно красив, но никто не сможет переубедить меня в том, что лучше Родины нет нигде на всём земном шаре!» Источник: http://статья | |
Просмотров: 7034 | | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|