Главная » Статьи » В помощь учителю » Воспитание души |
УДК 37.018.324 Воспитание конкурентоспособного специалиста в условиях детского дома. Борисова Т.С. (КГУ «Детский дом №4 для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей г.Степногорск) Повышение конкурентоспособности экономики Казахстана не может быть осуществлено без аналогичных изменений в системе воспитания и образования. Конкурентоспособность - та личностная характеристика, которая свидетельствует о готовности человека к преобразованиям в профессиональной сфере при сохранении своей самобытности и свободы, непосредственности и внутренней целостности. Исследователи рассматривают конкурентоспособность в основном по двум направлениям: как качество подготовки («показатель качества») и как качество личности («характеристика личности», «способность личности», «личностное качество»). Современные экономические условия предъявляют повышенные требования к специалисту, который поступает на рынок труда. И на передний план выходит такой качественный показатель, как конкурентоспособность этого специалиста, а это есть: компетентность и профессиональная мобильность; целеустремленность и уверенность в своих силах; владение навыками самообразования и повышения квалификации; инициативность и самодисциплина; предприимчивость и деловитость; способность к самоанализу и принятию нестандартных решений; достоинство и личная ответственность; способность к риску и защите своих прав и свобод; эмоциональная устойчивость и коммуникабельность. Возможно, кто-то и продолжит этот перечень характеристик конкурентоспособной личности, так как на сегодняшний день это понятие еще не имеет окончательного своего определения, но вот вряд ли кто будет оспаривать тот факт, что одной из важнейших задач, является социальная адаптация детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подготовка выпускников детских домов как конкурентоспособных специалистов. Как важно в жизни выбрать правильную дорогу. Получить профессию, которая тебе по душе, где ты сможешь реализовать себя как высококлассный специалист, получая от этого удовольствие и принося окружающим пользу. Знакомство с профессиями начинается с раннего детства. Первые уроки кулинарного мастерства мы получаем в песочнице, все помнят «пирожки» и «каши-малаши». Первые башни и замки тоже были из песка. А первые стрижки куклам, модельные платья, собранные велосипеды - все это из детства. Кто-то пробует себя и не может найти, а есть счастливчики, которые детские мечты о профессии воплощают в реальность. У многих наших детей не было возможности играть в куклы, в песочнице, некому было читать сказки, где дети тоже могли бы узнать о профессиях. У них своя, правда, жизни. В связи с этим основной целью является формирование самостоятельной, зрелой личности, то есть личности, способной творчески реализовывать свой жизненный замысел с опорой на внутренние ресурсы, развитие и совершенствование всех сущностных человеческих сфер ребенка, составляющих основу его индивидуальности (интеллектуальной, мотивационной, эмоциональной, волевой, предметно- практической, экзистенциональной, сферы саморегуляции). Приоритетными задачами воспитания детей - сирот являются те задачи, которые обеспечивали бы им полноценное участие во всех сферах социальных отношений: экономической, политической, духовной. При этом отношения воспитанника с людьми, обществом, государством и миром в целом должны строиться на основе, сформированной у него гуманистической направленности личности. Такими задачами в первую очередь являются: 1. Формирование социальной грамотности, то есть комплекса политических, экономических, правовых, психологических знаний и умений, обеспечивающих адекватное включение в систему социальных отношений и реализацию функций социальной самозащиты. 2. Воспитание семьянина. Формирование необходимых способностей для построения собственной семьи, в которой реализуется зрелое супружество, на основе осознанной материнской и отцовской позиции. 3. Воспитание готовности к трудовой деятельности: развитие разнообразных способностей воспитанников, подготовка их к выбору профессии, экономическая подготовка, позволяющая им самостоятельно реализовывать свои жизненные планы. 4. Формирование конкурентоспособной личности, то есть овладение молодым человеком определенными способами поведения в реализации своих притязаний за право занять более значимое для него место в обществе. 5. Гражданское воспитание, формирующее у воспитанников осознание гражданской ответственности, патриотических чувств, готовности к участию в управлении обществом и государством. 6. Формирование нравственных ценностей и гуманистической позиции во взаимодействии с людьми, готовности к оказанию помощи людям и другим нравственным поступкам. 7. Воспитание готовности к здоровому образу жизни, предполагающему рациональное питание, регулярные занятия физической культурой и спортом, культуру семейных отношений, устойчивое отрицательное отношение к вредным привычкам. Для достижения вышеуказанных задач методической службой КГУ «Детский дом №4 для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей г.Степногорск» была разработана Программа работы по профориентации среди воспитанников «Дорога в жизнь», рассчитанная до 2014 учебного года. В рамках реализации программы в текущем учебном году запланирована и проводится следующая работа: 1. Методическая помощь педагогам в проведении: информационных часов посредством подбора литературы по следующим темам: «Кем быть?», «Кинолог – не просто профессия…», «Ты на свете всех милее, всех престижней и нужнее», «Уроки водоплавания», «Главный киномастер», «Престижное дело» и др. 2. Действует практикум воспитателя «Экономика семейного бюджета», на котором воспитатели учат детей основам семейной экономики, рациональному расходованию заработной платы. Дети получают представление о коммунальных расходах, расходах на обувь и одежду, расходах на приобретение мебели и посуды, лекарства, подарки, отдых, непредвиденные расходы. Приобретённые экономические знания помогут выпускнику в будущем рассчитать свой бюджет на месяц, квартал, год. Чрезвычайно полезны для детей беседы о том, что в доходной части бюджета помимо обязательной зарплаты может быть дополнительная, полученная в результате подработки на своём рабочем месте, либо другом объекте, а так же о том, что большим подспорьем для семьи является урожай с дачного участка. 3. Социальным педагогом детского дома разработана брошюра - памятка «Твои права», которая вручается каждому выпускнику, выходящему из стен детского дома. Проведены мероприятия: беседа «Твои права и обязанности»; групповая дискуссия «Для чего нужны законы?»; информационно-правовой час с подростками «Можно ли жить без установленных правил?»; информационно-правовой час для выпускников «Мои вопросы завтрашнему дню». 4. Психологом детского дома мероприятия по профориентации проводятся согласно плану: тренинг-игра «Учимся доверию»; круглый стол «Сотвори себя сам»; тренинг - игра с выпускниками «Аукцион профессий или азбука делового человека». Организуются встречи выпускников с работниками детского дома: шеф-поваром, медсестрой, врачом-педиатром, бухгалтером, швеёй. В рамках программы курса «Человек и профессия» психолог проводит следующие мероприятия: • Лекция «Дорогой друг», рисунок воспитанника «Я сейчас» • Лекция «Человек в мире профессий» • Лекция «Твои ценности», игра-тренинг «Волшебный магазин» • Лекция «Добро пожаловать в страну человеческой индивидуальности», тестирование • Лекция «Азбука общения», тестирование • Лекция «Познай себя», тестирование, игра-тренинг, решение филвордов, фанвордов, составление «Карты интересов» • Лекция «Встреча с самим собой», тестирование, анкетирование, составление плана на самоопределение • Игра-тренинг «Камни дружбы» Презентация рисунков «Я – сейчас», «Я – через 10 лет» 5. Знакомство с профессиями происходит в рамках работы кружков: «Сделай сам», «Мастерицы», «Радуга», «Коктем», «Звонкие голоса», оркестра народных инструментов «Лира»; секций: «Вольная борьба», «Футбол», «Баскетбол», «Плавание», «Настольный теннис», «Шахматы, шашки», «Тогыз-кумалак». 6. В рамках реализации Программы организуются экскурсии на предприятия и организации города Степногорска: * Городская детская библиотека * Пожарная часть г. Степногорска * Городской музей * Дом детского творчества * Экскурсия в швейное ателье * Экскурсия в художественную школу * Экскурсия в Управление СГХК * Экскурсия в цех хлебобулочных изделий *Экскурсия на ТОО «Профпласт» * Экскурсия в теплицу «Кунарлы» * Экскурсия в воинскую часть п. Заводского. 7. Администрацией, зам. директорами по ВР и УВР обязательно проводятся беседы с выпускниками «Твой жизненный выбор», воспитанники знакомятся с возможностями рынка труда по Акмолинской области. 8. В методическом кабинете в течение года проводится индивидуальное консультирование для воспитанников – выпускников 9 и 11 классов по выбору профессиональных средних специальных, высших учебных заведений. Дети изучают имеющиеся в кабинете буклеты, перекидные настольные брошюры, информацию СМИ с предложениями о поступлении в колледжи и ВУЗы Акмолинской области. 9. На педагогических советах изучаются вопросы социализации выпускников интернатных учреждений, в частности исследовалась тема: «О подготовке выпускников к самостоятельной жизни», из которой выявлено, что проводимая воспитателями работа в плане привития навыков экономического поведения, обучения навыкам ведения домашнего хозяйства, наведения порядка и создания уюта в доме, умения самостоятельно обслуживать себя, пользоваться различными инфраструктурами - хороший жизненный фундамент для будущего конкурентоспособного специалиста. 10. Очень важным видом работы является подготовка выпускников к семейной жизни в рамках работы кружка «Юный кулинар». К участию в данном кружке привлекаем воспитанников с 14 лет и старше. Раз в неделю дети самостоятельно под контролем шеф - повара готовят определенное блюдо, пробуют его, угощают воспитателя, получают оценку от взрослых, записывают рецепты в тетрадь. Список блюд составлен заранее на весь учебный год с участием старшеклассников. 11. Не остаются безрезультатными беседы врача-педиатра детского дома, старшей медицинской сестры, а так же регулярно приглашаемых врача-гинеколога, фельдшера-нарколога о создании здоровой семьи, семейных узах, семейных традициях, ведении здорового образа жизни. 12. Очень поучительны для ребят регулярные встречи с бывшими выпускниками: А. Сологуб, Т. Даниловой, В. Бондаренко, А. Разиной, Е. Кожемякиной и др., откровенно рассказывающими о проблемах и трудностях в самостоятельной жизни при выходе из детского дома, дающими дельные советы по проживанию в общежитии, по ведению своего бюджета, по умению находить общий язык с окружающими людьми и т.д. Все эти мероприятия в комплексе дают возможность выпускникам определить свои склонности, принимать самостоятельные решения, мотивировать свой выбор, быть мобильными, гибкими, ответственными, сведущими и, в итоге, сделать правильный жизненный выбор. В перечне профессий, выбранных сегодняшними выпускниками, следующие: • специалист предприятий питания (Раиса А., Эдуард В., Владислав К., Александр Я., Елена К., Татьяна К.); • газоэлектросварщик (Жаксылык А.); • организация обслуживания гостиничных хозяйств (Артём Ж., Жанна С., Юлия Т.); • дизайнер-оформитель (Кайрат Р., Елизавета В.); • преподавание казахского языка и литературы в национальных классах (Аяжан М.); • парикмахер-модельер (Рузалина Н.); • портной – модельер (Анастасия С., Екатерина Я.); • техническое обслуживание и ремонт горного оборудования (Константин Ш., Владимир Я., Вадим Ш.); • лечебное дело (Наталья Д.); • Строительство и эксплуатация зданий и сооружений (Жулдыз Т.); • Педагог, руководитель хореографического коллектива (Татьяна Д.) и т.д. Профессии ребята выбрали реальные, с учётом наших рекомендаций, данных в процессе всей вышеперечисленной работы, своих склонностей и желаний, особенностей интеллектуального развития, состояния здоровья, учётом перечня профессий, по которым в прошлом году осуществлялся набор на обучение в лицеи и колледжи Акмолинской области. Открытость детского дома местному сообществу, многообразие его социальных связей, активность педагогов в организации взаимодействия с социальными институтами и учреждениями, использовании их воспитательного потенциала создают такую воспитательную систему детского дома, которая обеспечивает его выпускникам высокий уровень социализации, формирование социально зрелой личности. В Послании Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев призывает «весь народ вооружиться вечными качествами – усердием, трудолюбием и целеустремленностью, которые помогут устоять и создать нашей Родине достойное будущее». В нынешних условиях с особой остротой встает проблема подготовки подрастающего поколения - конкурентоспособных специалистов. Педагоги детского дома, руководители наших кружков стараются приблизить работу к индивидуальной, максимально развить в воспитанниках творческие способности, воспитать в детях трудовую дисциплину, нестандартное мышление и поведение. Обучение и воспитание направлены на активизацию образного компонента мышления, поисковую активность, на развитие способности к созданию нечто нового, на повышение адаптивных возможностей детей - а это очень важно, чтобы занять на рынке труда достойное место и выступить конкурентоспособным специалистом. Литература: 1. Красникова И.В. «Шаги к детскому счастью» - Кокшетау, 2010.-96с. 2. Альмаханова Г.Т. «Социальное воспитание в процессе становления личности»//Педагогика мәселелерi = Вопросы педагогики.-2008.-№3.-С.79-84 3. Сборник научных трудов «Социализация личности: исторический опыт советского периода и современные тенденции» Москва 1993 4. Теория и практика социальной работы» Москва-Тула 1993 Источник: http://Указаны в статье | |
Просмотров: 919 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|