автор:Исмаилова Б.М.-зам.директора по НМР, учитель русского языка и литературы ССШ№2 гор. Актобе Задачи: 1.Показать учащимся жестокость войны, принесшей нашей стране огромные бедствия, гибель миллионов людей. 2.Развивать интерес к истории, литературе периода Великой Отечественной войны 3.Воспитывать в учащихся чувство сопереживания народам, втянутым в военное действия в ХХI веке. Воспитать патриотов своего государства, интернационалистов, чтить память тех, перед чьим подвигом отступила война. Выдающаяся победа Советского Союза над фашисткой Германией явилась всемирно-историческим событием, имевшим огромное меж-дународное значение. Фашизм был разбит. Советская Армия разгромила и уничтожила свыше 500 немецких дивизий и около 100 дивизий сателлитов Германии. История еще не знала такой жестокой, кровопролитной и уничтожающей войны, какой была вторая мировая война. Особенно тяжелой, разрушительной эта война была для советского народа. Вторжение гитлеровцев принесло нашей стране ог-ромные бедствия. Гибель двадцати миллионов лю-дей. Война явилась величайшем испытанием и про-веркой всех сил народа, и эту проверку советские люди выдержали с честью. С каждым днем все больше и больше уходят от нас события Великой Отечественной войны. Но время не властно над памятью людей. Памяти погибших в Великой Отечественной войне, 65-летию Победы над фашизмом посвящается. Гудят колокола памяти. Звучат колокола, Слышали Вы в Хатыни траурный перезвон? Кровь от ужаса стынет, Только раздается он. Кажется ты в пустыне, Выжжено все дотла – В той, военной Хатыни Плачут колокола. Скорбная тишина. Она годами хранит и гул яростного огня, и надрывный плач детей, и отчаянный крик матерей, и гневные проклятия замученных, и захлеб автоматов, и стоны умирающих от пуль. 2 чтец. Как суровое напоминание потомкам хранит Хатынь печаль и тоску погибших. «Люди, берегите жизнь» заслоните солнце от свинцовых туч, голубое небо oт гари страшных пожарищ, и ни-когда больше не допускайте такого! (приглушенный удар колокола) Слушаете, люди! К вашим сердцам обращаются колокола Хатыни. С гневом и болью рассказывают они о трагедии этой деревни. Хатынь - это суровая народная память. Хатынь - это бронза, камень, без-мерная людская скорбь... 3 чтец. Название этой белорусской деревни значилось когда-то только на картах десятиверстках и, кроме жителей соседних селений, мало кому было известно. Но само слово «Хатынь» стучит пеплом в сердца миллионов людей, Хатынь стала в ряд главных обвинителей фашизма и войны. 4 чтец. ( На фоне песни А.В. Александрова и Лебедева – Кумача «Вставай, страна огромная») Орудийные залпы, надсадный рев бомбовозов, пронзительные пулеметные очереди взорвали утреннюю тишину 22 июня 1941 года. В первые же минуты воина прямой наводкой ударила по белорус-ским городам и деревням, пороховым дымом и ко-потью пожарищ окутала голубизну озер и нежный изумруд рощ. Тpu года длились черные дни оккупации Белоруссии. 440 тысяч народных мстителей вместе с подпольщиками боролись с лютым врагом. 5-чтец: Идут ребята, мужики, Детишки, бабы, старики Идут подростки и девчата. Горят их хаты, Горит земля, Леса с травой, Огонь гуляет круговой. Поля пылают. Боже мой! Огонь, как мост, встает до звезд! Звонят, звонят колокола. Тревога землю обняла... И от села и до села Встает народ (музыка смолкает) 6-чтец: (перезвон колоколов) Все человечество слышит колокольный звон Хатыни! Трагедия про¬изошла 22 марта 1943 года. Отряд карателей окружил деревню, что мирно стоя-ла в низине между песчаный холмов, в окружении задумчивого бора. Из хат выгнали всех детей, стариков и жен-щин, они еще ничего не знали. Но им уже был вы-несен смертный приговор. За то, что они белорусы - советские люди, за то, что хотели жить в своем родном Отечестве без фашистского "нового порядка". Их согнали в сарай, обложили соломой и подожгли. А тех, кто пылающим факелом вырывался из огня, расстреливали в упор. 7-чтец: Несла на руках грудного младенца Вера Яскевич. Бессловесный, он не мог спросить, куда мама идет, куда несет его. Он не видел, что мать словно окаменела, не видел ужаса в ее глазах. A eй казалось, что сынок все понимает, что он тоже чует не-минучую беду, по¬ому так прижался к ее груди и притаился под платком. 8-чтец: Ах горюшко, горе, сыночек родной! - Сухими губами шептала, - А может, не станут они над тобой Глумиться? Ты прожил так мало! Не видел, как вишня весенней порой, Как груша в саду расцветала; Не слышал, как трубно кричат журавли, Как годы пророчит кукушка, Не знаешь ты запахов талой земли И теплой коры на опушке; Ни разу еще не промчался верхом За ветром вдогонку в ночное, Идут подростки и девчата. Горят их хаты, Горит земля, Леса с травой, Огонь гуляет круговой. Поля пылают. Боже мой! Огонь, как мост, встает до звезд! Звонят, звонят колокола. Тревога землю обняла... И от села и до села Встает народ. (музыка смолкает) Не ел, согреваясь под осень костром, Печеной картошки с золою. Ну хоть бы одни истоптал сапоги, Прочел бы хоть первую книжку… Ты слышишь наш татка, приди, помоги! Спаси не меня - так сынишку! (пауза) 7- чтец: Нeт! Никто не смог спасти маленького и еще 75 таких, как он. В тот день в эту жуткую братскую могилу легло еще 149 человек. Две де-вочки из семей Климовичей и Федоровичей спаслись и доползли по серому весеннему снегу к лесу. Обоженных, еле живых их подобрали жители деревни Хворостени. Однако и здесь повторились трагедия Хатыни. Головорезы фашистского палача Дирлевангера, свирепствовавшие в Белорусии, сожгли и эту деревню вместе с людьми, а детей побросали в колодец. Из всех хатыньских детей только Саша Желобкович, Антон Барановский и Володя Яскевич остались живыми. Обойдя цепь карателей, они нашли спасе-ние в партизанском лесу. И теперь, много лет спустя, Александр Петрович Желобкович вместе с женой, сыном и дочкой часто приходят на ме-сто былой своей хаты. 1- чтец: Восьмилетняя Лена Яскевич, заметив карателей на улице, через окно выскочила во двор. Она бежала в лес, чтобы предупредить отца. Вот уже и лес рядом, и тут ее заметили фашисты. Они стали стрелять в девочку. А она, проворная, то за кустиком скроется, то в борозду упадет - никак в нее не попасть. "Это чертенок какой-то, а не девчонка! Пули догнать не могут!" - бесились фашисты. Тогда один долговязый бросился вдогонку. Догнал, выстрелил. И произошло это на глазах отца. Сперва он стоял, онемев, потом бросился к своей дочурке. "Ленка, Лена, родненькая, не умирай!" Склонился, взял ее на руки, прижал окровавленную к груди. Она уже не дышала, а он все твердил: -Лена, дочень-ка, не умирай! Умерла Лена у него на руках. Он положил ее возле куста ракиты, а сам с топором ринулся на фашистов. Они тренированные, профессиональные убийцы, скрутили Ивана Яске-вича и поволокли к овину. А в овине полно людей: мужчин, женщин, стариков, грудных детей и подростков. 9- чтец: А из взрослых жителей Хатыни остался один. Из мертвых воскрес он в тот жуткий день. Он часто приходил на пепелище. Сняв шапку, медленными шагами шел он к месту своего бывшего подворья, туда, где играли когда-то его дети, где была его хата и калитка, что выпустила родную семью в последний путь. Подходил и молча стоял, печально склонив голову. Иосиф Иосифович Каминский чудом выкарабкался в то мартовское утро из-под об-ломков пылающего сарая к умирающему, прошитому пулями сыну. Потеряв сознание, он уже не видел, как догорал овин, как догорали в том овине дети, догорали их отцы и матери, деды и бабушки. Догорала жизнь Хатыни. 5- чтец: (на фоне песни "Белоруссия") Люди погибли, но не покорились... Деревушка Хатынь... В чем же вина твоя, что оккупанты за тысячу километров пришли, чтобы полонить тебя, разграбить, сжечь вместе с людьми? Хатыньская улица... Никогда ее не огласит смех детворы, никогда там не зацветут подсолнухи и мальвы. На этих двориках ник¬то не посадит, никто не вырастит сада. В этой деревне никогда не будет свадьбы, ни родин, не будут играть гармошки, скрипки, цимбалы, не послышатся песни. 8 этом колодце никто и никогда не зачерпнет воды, не утолит жажду в знойным день... (музыка смолкает) 9- чтец: Хатынь - памятник веем деревням, унич-тоженным фашистами на тер¬ритории Белорус-сии. В каждом бетонном дворе - колокол. Примолкнет звон у бывшей хаты край-ней. Но над другой плитой откликнется пе-чально. И вдруг призывом этот звук Проймет до дрожи в теле: "Не забывайте наших мук, Мы жить, мы жить хотели! Так день и ночь печаль и гнев Блуждают по долине, Над скорбным звоном в тишине Лишь отзвук журавлиный. Колокола звонят, звонят... (перезвон колоколов) Хатыни звон - не прощальный звон, не смиренный звон, а набатный звон. Об этом го-ворят, об этом кричит "Кладбище деревень" Хатыни. Там горит Вечный огонь - символ неугасаемой жизни, символ нашей любви к Родине. 5- чтец: А те три березки? Почему их именно три глядят на вечный огонь? Да, потому что каждый четвертый житель Белоруссии по-гиб, сгорел в адском пламени. (на фоне музыки «Воспоминание» М. Таривердиева из кинофильма "Семнадцать мгновений весны») Три березки - тоже символ. Три березки - глубокий след, жгучее напоминание о войне. У Хатыни, где камни поседели от горя, Срубы хат домовинами братскими ста-ли. Где смерч огненный выпил всю воду в колодцах, Где из аистников аисты безвозвратно В теплый край улетели, Три березки шумят ветрами, дождями, Три березки четвертую вспоминают. 9- чтец; Нет, невозможно найти оправданье: Было селенье - осталось названье: Вражьи солдаты ворвались как звери И птицы, и хаты, И люди сгорели. А жить им хотелось А жизнь так манила Все в небо ушло. Черным облаком всплыло Остались на годы, в военных туманах Одни только печи на мертвых полянах. Оплакали ливни и ветры те печи, Трубы которых, как скорбные свечи. А помнится, люди там жили богато С зарей просыпалася каждая хата. Косцы шли на луг, вслед спешили молодки А в печах томились скворча сковородки... В мирном труде дни за днями летели Люди покоя и счастья хотели Сеяли жито, с песнями жали Свадьбы оправляли, деток рожали. И жить так хотелось Так жизнь их манила... Все в небо ушло... Черным облаком сплыло. Где люди гнездились (бурьян по колено) Но память народа, как солнце нетленна Мы зерна пропахшие дымом собрали Вновь рожью трезвонят воскресшие да-ли. Родные… Земля вас по имени знает Здесь каждое зернышко В небо врастает. 10- чтец: Немые свидетели наши пущи и боры, наши перелески и холмы слагают и сейчас своим шумом возвышенные баллады, то былинные сказания о легендарных подвигах Белорусских партизан, жить которым вечно. Послушайтесь к шуму дубов и берез, к шепоту сосен и елей возле былой деревни Хатынь... Погибла Хатынь! Но на том месте, где она была, раскинулся величественный мемориальный комплекс - память о людях, которые здесь жили, которые приняли смерть от немецко - фашист-ских захватчиков. Как символ непокорного со-вет¬ского человека в центре мемориала подня-лась фигура мужчины в расстегнутой рубашке с мертвым ребенком на руках. Он смотрит вдаль и его разметанные ветром волосы похожи на серый клок дыма. 11- чтец: Бывало, что и он, Иосиф Ка-минский, остановится возле этой бронзовой фигуры, постоит, покачает седой головой и тихо скажет: "Люди... Дорогие мои... Это я. A это мой сын. Покажет рукой на черную бронзу и умолкает: душат его слезы, спазмы сжимает го-рю. Варвары и есть варвары. Они способны сжечь, убить, сгноить миллионы людей. Но не могли они сломить советские народ, который твердо верил в свою победу! Нельзя истребить, нельзя выжечь в че¬ловеческой душе стремление к свободе и счастью. Хатынь - это бронза и камень. Хатынь - это безмерная людская скорбь! Хатынь - это памятник всем пепелищам нашей земли! Плачет камень, плачет камень, И вся вселенная скорбит И мир дрожащими руками Кладет фиалки на гранит» (два участника кладут цветы к вечному огню, изображение которого с тремя березка-ми находится на сцене) И воин, подойдя к святыне, Молчит, на миг окаменев, Я вижу он у плит Хатыни Острей оттачивает гнев, Чтоб не забыл, чтоб не претил Чтоб не смягчил удара По тем, кто зверем здесь бродил И разжигал пожары. Запомни и ты золотые слова, высеченные на белом мраморе «Стены памяти!» (из-за кулис в микрофон): «Люди добрые, помните: любили мы жизнь, и Родину нашу и вас, дорогие. Мы сгорели живыми в огне. Наша просьба ко всем: пусть скорбь и печаль обернутся в мужество и силу, чтобы смогли вы утвердить навечно мир и покой на земле, чтобы отныне нигде и никогда в вихре пожаров жизнь не умирала!». Отступает с годами горе... Но мы не можем, не имеем права забыть, что где-то до сих пор ходят по земле убийцы, вешатели, раз-бойники и насильники из фашистских армий. Звучит песня Бухенвальдский набат
|