Главная » Статьи » В помощь учителю » Воспитание души |
Классный час «О ДРУЖБЕ НАСТОЯЩЕЙ, О ДРУЗЬЯХ…» Для истинных друзей Ты жизни не жалей, Но отличить умей, От недругов друзей. М. Джалиль. Цель: обобщить имеющийся опыт учащихся по взаимодействию с друг другом и коллективом в целом, развивать умение оказывать и принимать поддержку окружающих, осмысливать себя как члена коллектива, способного оказывать поддержку. Задачи: 1, Формирование понятия «истинная дружба». 2. Воспитание умения сопереживать людям, проявлять такие качества характера, как тактичность, культура общения. 3. достижение внутри коллективного сплочения, осмысление своего персонального «Я» как части общего «Мы». Форма проведения: беседа + защита проектов Предварительная подготовка: К классному часу дети делятся на творческие группы (по желанию) и получают следующие задания: » 1-я группа - подготовка проекта «О дружбе вообще» * 2-я группа — подготовка проекта «Невыдуманные истории о настоящей дружбе» (примеры из жизни) » 3-я группа - подготовка проекта «Дружба... Какая она бывает?» * 4-я группа - подготовка проекта «Есть ли дружба в нашей школе?» (по результатам интервью) Ход классного часа: Классный час открывает презентация о дружбе. - Добрый день всем! Я рада видеть вас и приветствую всех на «Часе общения», который посвящен человеческим отношениям. Час общения имеет свои правила: 1. Каждый имеет право быть выслушанным: один говорит – все слушают, 2. Каждый имеет право высказать свое мнение и не подвергаться критике при этом. 3. Плохих мнений не существует. 4. Каждый говорит только за себя. 5. ОСНОВНОЕ ПРАВИЛО: относись к другим так, как хочешь, чтобы относились к тебе. 1. Вступительное слово классного руководителя. Ребята, сегодня мы с вами прикоснемся к этике человеческих отношений, постараемся войти в мир тонкий и сложный. В мир отношений людей близких и знакомых, посторонних и совсем незнакомых, что заслуживает вечной памяти. Дружба, товарищество. Друг и товарищ казалось бы понятия простые, но как сложно бывает порой разобраться в человеческих отношениях. А от того, насколько каждому удается сберечь и отстоять в себе и окружающих человека, человеческое, зависит очень многое, зависит и то, какой будет наша жизнь. Дружба – бескорыстная стойкая приязнь» — так определяет дружбу В. Даль в своем знаменитом Толковом словаре. И не случайно на первое место знаменитый ученый ставит бескорыстие. Ты дружишь с человеком не потому, что это выгодно, а потому что он близок тебе. Близки его интересы, его взгляды, его внутренний мир. Сейчас, правда, некоторые ребята выбирают себе друга по одежке: кто богато и модно одевается, с тем и дружат. Но настоящих друзей они так и не находят. А без друзей человек не может быть счастлив. Дружбу нужно заслужить. Для этого нужно самому быть порядочным человеком. Заступиться за слабого, помочь старику, уступить место пожилому человеку – все это проявления порядочности. Лишь у порядочного человека могут быть настоящие, верные, надежные друзья. Друзья на всю жизнь. Обычно дружат люди, похожие друг на друга, сходство характеров облегчает им взаимное понимание. Недаром ведь говорится: «Скажи, кто твой друг, и я скажу, кто ты». И нередко истинность этой «крылатой» фразы подтверждается примерами из нашей же жизни. Вы, наверняка, тоже с кем-нибудь дружите. У вас есть лучший друг или подруга, есть просто друзья, есть друзья по переписке. И всё это объединяется в одно большое, ёмкое слово - ДРУЖБА, (на доске это слово выложено из отдельных букв) - Так что же такое дружба? Об этом вам расскажет первая экспертная группа 2. Выступление учащихся с проектом «О дружбе вообще», В словаре В. Даля дружба определяется так: взаимная привя¬занность двух или более людей, тесная связь их; в добром смысле - бескорыстная, стойкая приязнь, основанная на любви и уважении; в дурном - тесная связь, основанная на взаимных выгодах. - Дружба- такое доброе, такое тёплое, такое радостное слово. В нем каждая буква как будто светится изнутри и как бы говорит нам: «Давайте жить в мире и согласии», И вы сами можете в этом убедится. Попробуйте на каждую букву этого слова придумать «дружные» слова, характеризующие дружбу. (ученики называют слова) Д - доброта Р –радость У – уважение Ж - жизнелюбие Б - благодарность А — адекватность Существует много понятий, которые характеризуют взаимоотношения людей, это - знакомый, приятель, товарищ, друг. Можно ли назвать синонимами эти слова? Конечно, нет. Многие употребляют слово «друг» там, где нужно было бы употребить слово «товарищ», «приятель». Некоторые из нас плохо понимают смысл слова «друг». И употребляют его там, где нужно было бы употребить слова «товарищ», «знакомый», «приятель». Как вы считаете, можно ли назвать синонимами эти слова? И как бы вы их расположили по степени возрастания? (Знакомый, приятель, товарищ, друг) О человеке, с которым вы просто здороваетесь во дворе, вы можете сказать… знакомый. О человеке, с которым время от времени обсуждаете детали матча, фильм, какие-то события, вы скажите… приятель. Об однокласснике, с которым за 8 лет съеден пуд соли, скажете… товарищ. О человеке, которому доверяете свои тайны, с которым делите радости и печали, скажете… друг. Надежный фундамент дружбы — товарищество. Это благородное чувство. Чувство товарищества зародилось в глубокой древности, когда людям, чтобы выжить, преодолеть голод, холод, болезни, была необходима взаимопомощь. Понятие «товарищество» не всегда имело нынешнее значение. Например, в 17 веке слово «товарищ» означало боевое соратничество. В годы Великой Отечественной войны оно во многом предопределило победу нашего народа над немецко – фашистскими захватчиками. На войне люди не только воевали, на войне они продолжали жить, они вспоминали дом, мать, любимую девушку, писали письма и конечно дружили. Звучит песня Высоцкого «Он не вернулся из боя». -давайте с вами попробуем сформулировать признаки настоящей дружбы…. (заслушиваются ответы учащихся) Признаки настоящей дружбы: • Обязательность • Преданность • Взаимное доверие • Умение держать слово • Искренняя и неподдельная забота о благе других • Готовность пожертвовать собой ради друга • Открытость • Искренность • Уважение • Умение прощать • Стремление к укреплению дружбы -Как вы думаете какими качествами вы как друг обладаете? (заслушиваются ответы учащихся) Качества настоящего друга: • Я держу слово • Я признаю, что был неправ • Я презираю людей, которые причиняют мне вред • Я ценю мнение и чувства других людей • В общении я открыт и честен • Я не предаю друзей • Я стремлюсь к укреплению дружбы Звучит песня «Мой друг» Игоря Крутого и Игоря Николаева Как призыв, как мольба звучит об этом стихотворение Расула Гамзатова. «Знай, мой друг, вражде и дружбе цену Ты судом поспешным не греши Гнев на друга может быть мгновенным Изливать по- куда не спеши. Может, друг твой сам поторопился, И тебя обидел невзначай Провинился друг и повинился, Ты ему греха не поминай. Люди, мы стареем и ветшаем И с теченьем наших лет и дней Легче мы своих друзей теряем, Обретаем их куда трудней. Если верный конь, поранив ногу, Вдруг споткнулся, а потом опять, Не вини его, вини дорогу И коня не торопись менять. Я иных придерживался правил, В слабости усматривая зло. Скольких в жизни я друзей оставил, Сколько от меня друзей ушло. И теперь я всех вас видеть жажду, Некогда любившие меня, Мною не прощённые однажды Или не простившие меня. Знай, мой друг, вражде и дружбе цену Ты судом поспешным не греши Гнев на друга может быть мгновенным Изливать, покуда не спеши. Люди, я прошу вас ради бога, Не стесняйтесь доброты своей, На земле друзей не так уж много, Опасайтесь потерять друзей. Мы с вами определили признаки дружбы, выяснили какими качествами должен обладать друг, а известны ли вам законы дружбы? (заслушиваются ответы учащихся) Законы дружбы: 1. Не оставляй друга в беде, дели с ним радость и горе. Отвернуться от друга в трудную минуту – предать его. 2. Дружба – это, прежде всего вера в человека, не надо менять друзей. 3. Не ябедничай. Если друг в чем-то не прав, скажи сразу об этом, останови, если он занимается чем-то плохим. 4. Относись к своему другу так, как бы ты хотел, чтобы он относился к тебе. 5. Быть требовательным к дружбе – значит иметь мужество разорвать ее, если друг предает то, во имя чего построена дружба. 6.Не бойся у друга попросить прощения, и сам старайся поскорее забыть свою обиду. 3. Размышления о дружбе. - Познакомьтесь с размышлениями о дружбе современного писателя Феликса Кривина и попробуйте ответить на такие вопросы: Для чего человеку нужен друг? Почему рельсы всегда рядом? Рельсы всегда рядом, но никогда не встречаются. Хотелось бы встретиться, но не позволяют дела: каждый рельс несёт на себе половину трамвая, И не расходятся они потому же: ведь если один хоть на минуточку отлучится, другому придётся нести на себе целый трамвай. Это и есть настоящая дружба: быть рядом с другом не для игры, не для развлечения, а взять на себя половину трамвая, чтобы другу не пришлось нести на себе целый трамвай. Ф. Кривин - Подумайте и скажите, в чём смысл сонета В.Шекспира? Настоящий друг везде Верен — в счастье и в беде; Грусть твоя его тревожит. Ты не спишь — он спать не может, И во всем без дальних слов Он помочь тебе готов. Да, по действиям несходны Верный друг и льстец негодный, В. Шекспир Надежный фундамент дружбы — товарищество. Это благородное чувство. Чувство товарищества зародилось в глубокой древности, когда людям, чтобы выжить, преодолеть голод, холод, болезни, была необходима взаимопомощь. Во все времена дружба была мерилом ценности человека. Недаром народ сложил о ней пословицы и поговорки: «Не имей сто рублей, а имей сто друзей», «Друга ищи, а найдешь — береги», «Старый друг лучше новых двух», «Человек, богатый друзьями, широк, как степь, а без друзей — узок, как ладонь», «С другом веселее при удаче, легче в беде». «В недруге стрела — что во пне, а в друге — что во мне», «Друзья познаются в беде», «Дружба дружбе рознь, а иную хоть брось», «Недруг поддакивает, а друг спорит». Какие пословицы и поговорки о дружбе вы знаете? Ребята называют. Пословицы и поговорки о дружбе: 1. Старый друг лучше новых двух. 2. Был бы друг, будет и досуг. 3. Был бы дружок, найдется и часок. 4. Друзья прямые — братья родные. 5. Верный друг лучше сотни слуг. 6. Не имей сто рублей, а имей сто друзей. 7. Птица сильна крыльями, а человек друзьями. 8. Дерево держится корнями, а человек — друзьями. 9. Хороший друг всегда приходит вовремя. 10. У друга вода лучше, чем мед у врага. 11. Не тот друг, кто потакает, а тот, кто на ум наставляет. 12. У друзей секретов нет. 13. В дороге и отец сыну товарищ. 14. Друг научит, недруг проучит. 15. Своих друзей наживай и отцовских не забывай. 16. Скажи мне, кто твой друг, и я скажу, кто ты. 17. С кем поведешься, от того и наберешься. 18. Приятелей много, а друга нет. 19. Не хвались другом три дня, а хвались три года. Звучит песня «Если вдруг несчастье на тебя нагрянет…» 4. Выступление второй группы с проектом «Невыдуманные истории о дружбе». - Дружба учит альтруизму, бескорыстной заботе о благе другого преодолению собственного эгоизма, сочувствию, сопереживанию, состраданию. Друг разделит ваши радости, заботы, поможет решить проблемы, Но не всякий умеет быть другом. До дружбы надо дорасти. Не может быть другом тот, кто самолюбив и хочет обязательно играть в дружбе главную роль. Другом не может быть тот, кто не умеет искренне, бескорыстно, не завидуя, радоваться успеху друга Добрый друг не тот. Кто перед нами спину гнёт, К уловкам прибегая лисьим! Но кто в поступках независим, Удачу иль беду твою воспримет так же, как свою. Кто за тебя горою встанет. Не подведёт и не обманет. А. Дюрер - Как поступили бы вы на месте героев? Могут ли друзья познаваться в радости? Первая ситуация. Двое учащихся готовятся к экзаменам. У одного из них, Александра, записи в полном порядке. У другого, Сергея, отсутствуют, однако он нуждается в них не меньше. Не остаётся ничего другого., как на время попросить лекции у Александра. Но Александр отказывает товарищу, мотивируя отказ тем, что сам ещё не готов к экзамену. Вывод, Народная мудрость гласит: друзья познаются в беде, но пользоваться плодами чужого труда, быть иждивенцем тоже плохо. Вторая ситуация. Когда со мной случилось горе, Подеяться не хватало сил, Рук подоспевшее подспорье Всегда в друзьях я находил. А в счастье было тяжело — Друзья стояли в стороне. Завидуя и сожалея. Что помогли когда-то мне. А. Дементьев. Вывод. Истинная дружба проходит испытание не только горем, бедой, но и радостью. Настоящий друг никогда не будет завидовать успехам товарища, наоборот, он искренне разделит его радость. Подтверждением этому служат слова Иоанна Златоуста: «если плачущие разделяют чужие горести, если они одними своими слезами много делают для тех, кого постигло горе, значительно облегчая их горесть, то тем более приятности должен доставлять другим тот, кто радуется с другими... Сорадование служит доказательством не только того, что ты чист от завистливости, но и того, что в сердце твоём укоренилась любовь.» 5. Выступление третьей группы с проектом «Законы дружбы. Какими им быть?» После выступления учащихся зачитать законы дружбы В.А.Сухомлинского: - Не оставляй друга в беде. Отвернуться от друга в тяжёлую для него минуту - значит нравственно готовить себя к предательству. - Дружба — это нравственное обогащение человека. Обретая надёжного друга, ты умножаешь свои силы, становишься морально чище, богаче, красивее. - Дружба - это вера в человека и требовательность к нему. Чем глубже твоя вера, тем выше должна быть требовательность, тем больше ты обязан, предан, должен. - Быть требовательным в дружбе — значит иметь мужество разорвать её, если друг предаёт то, во имя чего построена дружба. Беспринципность опустошает дружбу. - Умей сделать так, чтоб вас с другом объединяло единство духа, идеалов, Подлинная дружба предохраняет от эгоизма, учит презирать корыстолюбие. 6. Выступление четвёртой группы с проектом «Есть ли дружба в нашей школе?» Так скажите нам ребята : «Кто же он этот друг? » Презентация о дружбе с комментариями детей 7.Подведение итогов классным руководителем: Ребята о многих аспектах дружбы сегодня говорилось на классном часе. Некоторые из вас освежили свои знания о дружбе, некоторые пополнили их. И в заключении я хочу рассказать такую притчу о дружбе: В какой-то момент друзья поспорили, и один из них дал пощечину другому. Последний, чувствуя боль, но ничего не говоря, написал на песке:"Сегодня мой самый лучший друг дал мне пощечину". Они продолжали идти, и пришли к морю, в котором они решили искупаться. Тот, который получил пощечину, едва не утонул, но его друг спас. Когда он пришел в себя, он написал на камне: "Сегодня мой самый лучший друг спас мне жизнь". Тот, который дал ему пощечину, а потом спас жизнь, спросил eго: - Когда я тебя обидел, ты написал на песке, а теперь ты пишешь на камне. Почему? Друг ответил: Ребята, а как вы думаете: «Что ответил друг?» (заслушиваются ответы учащихся) - Когда кто-либо нас обижает, мы должны написать это на песке, чтобы ветры могли стереть это. Но когда кто-либо делает что-либо хорошее, мы должны выгравировать это на камне, чтобы никакой ветер не смог стереть это. Научись писать обиды на песке и гравировать радости на камне. Презентация о дружбе с музыкальным сопровождением И закончить наш классный час я хотела бы словами китайской мудрости: «Человек должен выбирать себе в друзья тех, кто лучше него. Знакомых в мире всегда достаточно, а вот настоящих друзей очень мало» Источник: http://интернет ресурсы | |
Просмотров: 2677 | Комментарии: 9 | | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|