Главная » Статьи » В помощь учителю » Воспитание души |
НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ Рассвет приходит к тем, кто верит в свет…. Я учитель литературы и очень хорошо понимаю, что литератор, как никто другой из учителей-предметников, ответственен за воспитание, внутренний мир, жизненную позицию своих учеников, ведь литература через чувства и эмоции воздействует на души детей. И как важно, чтобы не пустота, бездуховность, бесцельность, а доброе, светлое деятельное начало стало потребностью наших учеников. У Леонида Мартынова есть стихотворение «След»: А ты? Входя в дома любые, - И в серые, и в голубые, Всходя на лестницы крутые, В квартиры, светом залитые, Прислушиваясь к звону клавиш И на вопрос даря ответ, Скажи: Какой ты след оставишь? След, Чтобы вытерли паркет И посмотрели косо вслед, Или незримый прочный след В чужой душе на много лет? Именно научить своих учеников не «следить» в жизни, а оставлять след стараюсь на примерах художественной литературы. Литература дает нам колоссальный, обширный и глубочайший опыт жизни, дает понимание жизни во всех ее сложностях. Многие учителя справедливо утверждают, что профессионально воспользоваться средствами нравственного воспитания гораздо сложнее, чем провести обычный урок. Особенность проведения этических бесед, диспутов о морали заключается в том, чтобы эта мораль ни в коем случае не переходила в чрезмерную назидательность, а беседы должны содержать как можно больше обсуждений с детьми жизненных ситуаций, имеющих нравственное содержание. Литература позволяет сделать это в полном объеме. Анализируя литературные произведения, мы размышляем об уважении человеческого достоинства, о деятельном сострадании, о том, что в самых сложных ситуациях есть место проявлению гуманности. Суждение сейчас может стать убеждением, жизненной позицией в будущем, что очень важно. Когда мои ученики были в пятом классе, я провела у них классный час «Грамматика нравственности». С первых же минут нашего разговора мы окунулись в мир нравственных норм, правил и понятий, в мир, который определяет действия и поведение человека в обществе. Эти нормы связаны с обращением ребенка к собственным чувствам. Одним из вопросов этого разговора стал вопрос «Я и мои близкие». Самым близким человеком для ребенка является, как правило, мама. Для того, чтобы дотронуться до нежных струн души ребенка, я показала ребятам фильм. Задача этого фильма – донесение до сознания ребёнка, что мама – это святое, одно единственное и навсегда, данное нам однажды свыше. Однажды ребенок за день своего рождения спросил у Бога: - Я не знаю, зачем иду в этот мир. Что я должен делать? Бог ответил: -Я подарю тебе ангела, который всегда будет рядом с тобой. Он всё тебе объяснит. - Но как я пойму его, ведь я не знаю язык? - Ангел будет учить тебя своему языку. Он будет охранять тебя от всех бед. - А как зовут моего ангела? - Неважно как его зовут, у него много имен. Ты будешь звать его «мама». Но помимо общения с близкими для ребенка не менее важно общение со сверстниками. Ребенок растет, усложняются его взаимоотношения с окружающими его людьми : родителями, учителями, товарищами. Особую роль в его жизни начинает играть коллектив сверстников и складывающиеся в нем взаимоотношения. Для ребенка очень важно завоевать авторитет и уважение товарищей. Он очень чуток к мнению сверстников о себе, их отношению к себе. Общение в классном коллективе дает возможность помериться силами с равными себе, ощутить и оценить себя и других, делает жизнь эмоциональнее, богаче и интереснее. Но даже в коллективе каждый ребенок - Личность. Он индивидуален и уникален. Но не каждый способен самостоятельно раскрыться, что называется, показать себя. Задача воспитателя помочь ему в этом. Хочется обратить внимание на мир, в котором живут наши дети. Детство всегда с надеждой обращено в будущее, как бы ни было беспощадно настоящее. И дети, как правило, ждут, чтобы взрослые показали им путь, который определит их жизнь. Призовем ли мы их к Свету или оставим во тьме неведения? От этого зависит наш завтрашний день. Из страны детства все мы уходим в большую жизнь, насыщенную радостью и страданием, минутами счастья и горя. Способность радоваться жизни и умение мужественно переносить трудности закладывается в раннем детстве. Дети чутки и восприимчивы ко всему, что их окружает, а достичь им нужно очень многого. Чтобы стать добрыми к людям, надо научиться понимать других, проявлять сочувствие, честно признавать свои ошибки, быть трудолюбивыми, удивляться красоте окружающей природы, бережно относиться к ней. Трудно перечислить все нравственные качества человека, но главное, что эти качества должны закладываться сегодня. В прошлом учебном году был проведен классный час на тему «Мир наших увлечений» под девизом: «Мы все такие разные, и этим мы прекрасны…». На нем дети рассказывали о своих увлечениях спортом, музыкой. Они рассказывали о том, как помогает им их увлечение в работе над собой, в самосовершенствовании. А одноклассники смогли увидеть своего товарища с другой стороны, лучше понять, а значит, научиться уважать. Сейчас мои ученики в 6 классе. Они повзрослели. А, следовательно, «повзрослели» и темы, которые мы затрагиваем на наших классных часах. Один из недавних классных часов мы посвятили теме милосердия. Перед детьми ставились такие вопросы: Как вы понимаете значение слова «милосердие»? Нужно ли милосердие в наше время? Итогом беседы стала составленная нами «Памятка жизненных правил»: 1. Любите окружающих вас людей: родных, близких, друзей. 2. Умейте видеть достоинства людей, ценить их. 3. Научитесь прощать людям их слабости; умейте повиниться и прощать обиды. 4. Учитесь ставить себя на место оказавшихся в трудной ситуации. 5. Не стесняйтесь проявить свое сочувствие, сопереживание окружающим. 6. Старайтесь прийти на помощь в нужный момент. 7. Не пытайтесь осчастливить всех, начните со своих близких. Нравственное воспитание является основой всех основ. В зависимости оттого, что вложил педагог в душу ребенка в этом возрасте, будет зависеть, что возведет он сам в дальнейшем, как будет строить свои отношения с окружающими. Воспитание - искусство, и это искусство заключается в том, чтобы человек, которого мы воспитываем, очеловечивал мир вещей, которые входят в его жизнь, он должен чувствовать в них человеческое - разум, мудрость, любовь к людям. Если ребенок этого не переживет, то ему будет чужда подлинная человеческая чуткость восприятия. Полнота человеческого счастья заключается в развитии всех творческих способностей и сил человека, в богатстве духовной жизни, в сознании того дела, которому отдаешь свои силы. В нравственном воспитании важно не только сформулировать моральное сознание, нравственные чувства, но и самое главное - включить школьника в различные виды деятельности, где раскрываются их нравственные отношения. МУСИНА ТЛЕКТЕС ШАКЕНОВНА, учитель русского языка и литературы СОШ № 28 г. Павлодара | |
Просмотров: 837 | Комментарии: 2 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|