Религиоведение в школе С 14 сентября 2009г приказом №430 Министра образования и науки Республики Казахстан во всех государственных средних общеобразовательных школах в 9-х классах введено преподавание нового факультативного курса «Основы религиоведения».Введение этого курса имеет большое нравственно-этическое, культурное значение на становление демократического и гражданского общества в нашей республике, если учесть многонациональность и многоконфессиональность казахстанского социума. Большинство старшего поколения казахстанского общества было воспитано на идеологии воинствующего (научного) атеизма при великом союзе и взгляд на религию у нас сформировался свой, отличающийся от других. С распадом СССР многие нравственно-идеологические ценности стали уходить, оказались неактуальными… В начале 90-х гг.в Казахстане произошло смена идеологических вех. Мы законодательно отказались от идеологии воинствующего атеизма, провозгласили полную свободу религиозного выбора, равенство всех религий и религиозных культов. Право на свободу совести было провозглашено, как одно из основополагающих прав человека. (ст.22 Конституции РК). Исключив вопросы атеистического образования (идеологию строителей коммунизма), мы не заполнили образовавшуюся пустоту даже слабым подобием какого-то религиозного образования или просвещения. Эту пустоту стали заполнять религиозные организации самого различного толка. Особенно активно вели себя на нашем духовном поле, поднаторевшие на миссионерской деятельности, многочисленные новые религиозные движения, хлынувшие в республику из-за рубежа. В результате предельного обострения социально-экономической ситуации в стране, духовно-нравственного кризиса, а также элементарной религиозной безграмотности миллионы наших граждан оказались адептами многочисленных дестуктивно-тоталитарных религиозных сект, различных оккультных и даже откровенно сатанинских организаций. В связи с назревшей проблемой в отношении этого в Казахстане приняты соответствующие законодательные акты: 1) Закон Республики Казахстан от 15 января 1992г. «О свободе вероисповедания и религиозных объединениях » с изменениями и дополнениями ( декабрь 2004г.). 2) Закон Республики Казахстан от 13 июля 1999г. № 416 «О борьбе с терроризмом ». 3) Закон Республики Казахстан от 18 февраля 2005г. № 31 «О противодействии экстремизму». 4) Указ Президента Республики Казахстан от 10 февраля 2000г. № 332 « О мерах по предупреждению и пресечению проявлений терроризма и экстремизма ». 5) Постановление Правительства Республики Казахстан от 30 января 2007г. №70 «Об утверждении Правил проведения религиоведческой экспертизы». Принятие данных законодательных актов подтверждает, что обеспечить порядок и устойчивую безопасность в религиозной сфере одними административными мерами невозможно. Нужна серьезная образовательная и просветительская работа с подрастающим поколением в области формирования религиозного мировоззрения и религии. Большие задачи возложены на предмет «Религиоведение», обучение которому начаты с сентября 2009 года во всех общеобразовательных школах Республики Казахстан. Религиоведческое образование в общеобразовательной школе должно стать составной частью гуманитарного образования, дать подрастающему поколению и молодежи объективные научные знания о религии, ее истории, роли религии в жизни человечества, его культуре, духовно-нравственной сфере. Это в свою очередь даст возможность молодому поколению более успешно реализовать свое право на свободу совести при выборе религии или отказа от этого выбора. Одной из задач религиоведения, как научного знания и учебной дисциплины является формирование объективных знаний о религии с нейтральной позиции. Знания полученные по курсу религиоведения позволяет молодому поколению определить свою позицию в отношении религии и получить достоверную информацию о запрещенных религиозных организациях в Казахстане и мире. Список запрещенных организаций на терретори РК 1. «Аль-Кайеда.» - 1990г. У.Б.Ладен Пакистан 2. «Исламская партия Восточного Туркестана.» - 1990 .гг. СУАР КНР. 3. «Курдский народный Конгресс. «(Конгра-Гел)-1978г. 4. «Исламское движение Узбекистана» (ИДУ)-80-е.гг. 5. «Асбат аль-Ансар.»-1985г Ливан. 6. «Братья мусульмане.»-1928г Египет. 7. Движение «Талибан.»-1994г. Афганистан. 8. «Боз гурд.»-1965-70е гг. Турция. 9. «Жамаат Моджахедов Центральной Азии» - на базе ИДУ. 10 «Лашкар-и-Тайба.»-1980г, г Лахор. 11. «Общество социальных реформ» -Кувейт. 12 «Хизб-ут-Тахрир». 13 «Аум Сенрике.» Япония. 14 «Организация освобождения Восточного Туркестана». 15 «Исламская партия Туркестана.» ( «Жамагат Туркестана»). 16 Движение (сомооздоровления) Абдуллаева Ф.М.(Фархат-ата), именуемое «Алля-Аят». 17 Движение «Ата жол» (Ак жол). Реализация программы «Религиоведение» поможет решить ряд учебно-воспитательных, духовных, морально-правовых и других задач, имеющих важное значение для формирования мировоззрения молодежи, ее гражданской позиции: - во-первых, религиоведческий курс закладывает теоретические и практические основы разумной, взвешенной, осмысленной реализации Конституционного права личности на свободу совести и вероисповедания; - во-вторых, религиоведение решает задачу гармонизации гуманитарных знаний и формирования личности. (богословие и атеизм) В-третьих, религиовидение оказывает активное влияние на формирование духовно-нравственных качеств молодежи, толерантности по отношению к представителям других конфессий. Казахстан - государство светское, и этот принцип закреплен в Конституции РК. Наша республика - не только многонациональное, но и многоконфессиональное общество, поэтому огромный нравственный потенциал религии, веротерпимость могут и должны играть в жизни общества консолидирующую роль, проводить идею межэтнического согласия. Большая заслуга по консолидации казахстанского общества принадлежит главе нашего государства Н.А.Назарбаеву, а также Ассамблее народов Казахстана. Не случайно инициатором проведения Всемирного Конгресса духовного единения народов является Республика Казахстан. Учитель истории и права ГУ «СОШ №18» Атентаев Г.П. г. Семей. Восточно-Казахстанская область.
|