Главная » Статьи » В помощь учителю » Воспитание души |
«Семья – исток духовно - нравственных ценностей» Литвинова Т.А. Ребёнок - зеркало семьи; как в капле воды отражается солнце, так в детях отражается нравственная чистота матери и отца. В.А. Сухомлинский На современном этапе развития общества происходят значительные изменения в различных сферах жизнедеятельности человека, которые существенным образом затрагивают проблему семейных отношений, их образовательно-воспитательных возможностей,семейных духовно-нравственных ценностей. Духовно-нравственная составляющая нашего общества невысока, поэтому в современном образовании и воспитании главным приоритетом становится духовно-нравственная сфера личности. Среди проблем, которые практически волнуют всех, на первый план выступил круг вопросов, связанных с безнравственностью, бездуховностью. В трактате "Наставление нравов" Я.А. Коменский приводил изречение древнеримского философа Сенеки: "Научись сперва добрым нравам, а затем мудрости, ибо без первой трудно научиться последней". [2, 144] Соответственно, в современных условиях роль семьи как истока духовно-нравственных ценностей неизмеримо возрастает. «Известно, что семья является основой любого государства (что само по себе имеет абсолютную ценность), главным и ведущим условием сохранения и поддержания духовной истории народа; традиций, национальной безопасности» Ведь, именно семье принадлежит ведущая роль в формировании духовно-нравственных ценностей детей, их воспитания и развития. Для каждого человека семья - это начало начал. «Все мы родом из детства…» Не важно, кем сказаны эти слова, важно, что сказаны для многих из нас, порой забывших, откуда мы родом. Именно детские эмоции, впечатления, открытия делают нас теми, кем мы становимся в своей взрослой жизни. Именно в детстве может произойти такое событие, которое очень сильно повлияет на будущую жизнь ребёнка. Вот почему надо почаще обращаться к своему ребёнку, чтобы проверить, не разучились ли мы быть по - детски искренними, весёлыми, не умер ли в нас тот философ, имя которому: Справедливость, Любовь, Доброта, Понимание. Семья для ребенка - это и место его рождения, и первая школа чувств, и среда обитания, и защита в бурном житейском море. Первыми наставниками в жизни каждого молодого человека являются родители - самые дорогие и самые близкие ему люди. Первые жизненные уроки ребёнок получает в семье. Его первые учителя и воспитатели - отец и мать. Давно установлено, что для ребёнка общие семейные повседневные радости и огорчения, успехи и неудачи - это источник, рождающий доброту и чуткость, заботливое отношение к людям. Семья даёт ребёнку первые представления о добре и зле, о нормах нравственности, о порядочности, о правилах общежития, об уважительном отношении к материальным и духовным ценностям. Именно в семье он переживает чувства любви, дружбы, долга, ответственности, справедливости... Именно в семье складываются жизненные планы и идеалы человека. [5, 320] И здесь большое значение имеют микроклимат семьи, нравственная позиция, занимаемая родителями, их отношение к происходящему вокруг. Многообразие отношений между ее членами, обнаженность и непосредственность чувств, которые они питают друг к другу, обилие различных форм, проявления этих чувств, живая реакция на малейшие детали поведения ребенка – всё это создаёт совместно созидаемые духовные ценности, а престижность материальных благ, хотя и остаётся высокой, но отодвигается на второй план.Вот она - благоприятная среда для эмоционального и нравственного формирования личности.[6, 314] Общего метода семейного воспитания, конечно, не существует. Но характер семейных отношений должен строится на: - Искренности (свободное обсуждение различных тем, возникающих в жизни) - Конструктивности(умение находить взаимоприемлемые решения) - Доверии - Чуткости (понимать друг друга с полуслова, уметь сопереживать) Такие отношения очень важны для воспитания детей. Известный детский врач Станислав Долецкий считает, что воспитание имеет центр тяжести. «Важно создать такие условия, чтобы дурные качества, заложенные в человеке, не могли проявиться, а лучшие качества, наоборот, получили бы все возможности для своего расцвета. Иными словами, среди людей, равнодушных к общественному добру, быстрее появится вор. Человек, круто поднимающийся по служебной лестнице, лишенный искренних и требовательных друзей и помощников, скорее потеряет свой человеческий облик и превратится в бюрократическую персону» [4, 117] Самая решающая вещь – это поведение в семье и пример родителей. Хорошо об этом сказалА.С. Макаренко, обращаясь к родителям: «Ваше собственное поведение – самая решающая вещь. Не думайте, что вы воспитываете ребенка только тогда, когда с ним разговариваете или поучаете его, или приказываете ему. Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни, даже тогда, когда вас нет дома. Как вы одеваетесь, как вы разговариваете с другими людьми и о других людях, как вы радуетесь или печалитесь, как вы обращаетесь с друзьями и с врагами, как вы смеетесь, читаете газету, – всё это имеет для ребёнка большое значение. Малейшие изменения в тоне ребёнок видит или чувствует, все повороты вашей мысли доходят до него невидимыми путями, вы их не замечаете».[8, 200] Проблема многих родителей состоит в том, что они пытаются воспитывать в детях те качества, которыми сами не обладают. Курящий, пьющий или сквернословящий родитель вряд ли убедит своего ребенка не делать того, что делает сам. Если в доме грубость, хвастливость, оскорбление – уже не нужно думать о воспитании, оно уже налицо, и никакие самые лучшие советы и методы не помогут.[7, 158] Так среди детей своего класса провела анкети¬рование «Родители глазами детей» 1.«К кому из родителей ты чаще всего обращаешься за помощью?» 2.«Как вы с родителями проводите выходные?» 3.«Какие качества личности ты ценишь в сво¬их родителях?» 4.«Какие качества вам не нравятся в родителях?» 5.«Чтобы ты пожелал своей семье?» Анализ проведенных анкет показал, что дети хотят, чтобы в семье было меньше ссор, конфликтов между мамой и папой (6,5%); чтобы все были здоровы (7,2%), материального благополучия (6,2%); добра, любви, счастья (67,1%),совместного проведения времени(13%)Здесь необходимо отметить, что для детей нравственные ценности являются приоритетными. Это не значит, что родители должны быть идеальными в духовном и нравственном содержании, но они должны всегда работать над собой. В духовной жизни важно не то, насколько ты совершенен, а то, насколько ты способен работать над собой. Главный метод воспитания – родительское требование к себе, уважение к семье, родительский контроль над каждым своим шагом.Воспитательная работа обречена на неудачу, если присутствует самое незначительное прибавление лживости, искусственности, легкомыслия. Не следует отгораживать ребёнка от отрицательных влияний. Ведь в жизни всё равно придётся столкнуться с различными соблазнами, вредными людьми и чуждыми обстоятельствами. Родители должны выработать у детей умение разбираться в них, бороться с ними, своевременно их узнавать. Детям необходимо лишь вовремя помочь, вовремя остановить и направить. Если в семье ребенок встречает любовь и принятие, он вырастает уравновешенным, способным контролировать свое поведение и чувства. Добрые отношения между родителями и детьми оказывают положительное влияние на всестороннее формирование личности. Укрепляют эти отношения и усиливают их влияние на детей семейные традиции. Традиция - от латинского "передача". Это слово означает сложившиеся и передаваемые в течение длительного времени из поколения в поколение обычаи, порядки, правила поведения. Семейные традиции - очень ценное средство воспитания. В большинстве семей существует разумный ритм жизни с определёнными правилами и привычками, которые обыденны, просты и выполняются уже как бы автоматически. Традиции, адаптируясь к условиям современной жизни, постоянно меняются. Неизменным остаётся их назначение в человеческом обществе: они призваны служить упрочению семейно-родственных связей и отношений, передаче культурных ценностей. Вся жизнь семьи складывается из множества социальных ситуаций: прощание на ночь и приветствие друг друга по утрам, расставание перед уходом на работу, в школу, детский сад, сборы на прогулку и т.д. Умение родителей придать целевую направленность той или иной социальной ситуации превращает её в педагогическую ситуацию, когда фактором воспитания становится буквально всё: интерьер помещения, расположение предметов, отношение к ним, события семейной жизни, формы взаимоотношений и способы общения, традиции и обычаи и многое другое. Вот, например, день рождения друга. Можно ограничиться дежурным звонком по телефону и традиционными поздравлениями, тогда педагогический эффект будет минимальным. А можно заранее вовлечь ребенка в подготовку подарка, о котором мечтал его друг. Продуманная воспитательная среда, очеловеченная домашняя среда - это богатейшая пища для развития чувств, мыслей, поведения ребенка. Социальные ценности и атмосфера семьи определяют, станет ли она воспитательной средой, ареной саморазвития и самореализации. Семья играет ведущую роль в воспитании подрастающего поколения, она же дает ребенку первый жизненный опыт, именно в семье закладываются основы характера и морального облика, именно от семьи во многом зависит направление интересов и склонностей подрастающего поколения. Сейчас важно понять следующее: нравственность – условие выживания. Если мы не заполним душу ребенка чем-то добрым, найдется кто-то другой, который заполнит ее дурным. Если мы нарушаем нравственный закон – появляются проблемы. Список использованной литературы 1. Азаров Ю. П. «Семейная педагогика» М.: 1994.с. 84 2.Блюмкин В. А., Гумницкий Г. Н., Цырлина Т. В. Нравственное воспитание (философско-этические основы) – Воронеж: Изд-во Воронежского университета, 1990. – 144 с. 3. Васильцова В. Н. Народная педагогика /заметки журналиста/. — М.: Школа- Пресс, 1996.Ласько А.И. Семья как основа государства // Политика, государство и право. 2014. № 6 [Электронный ресурс]. URL: http://politika.snauka.ru/2014/06/1717 4.Долецкий С. «Мысли в пути» М: Советская Россия , 1974, с.117 5. Карабанова О. А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования. – М. :Гардарики, 2005. — 320 с. 6. Лазарев А. А. «Семейная педагогика» Учебное пособие М.: Академия, 2005. с. 314 7.Лесгафт П. Ф. «Семейное воспитание ребенка и его значение» М.: Педагогика, 1991. с. 158 8.Макаренко, А.С. Семья и воспитание детей: Учебное пособие/ А.С.Макаренко – М. : Педагогика 1984. 200с. 7. Научно-методический журнал "Классный руководитель". М.:2004 г. № 6; 8. «Открытая школа». № 4, 2014; Информационно – методический журнал 9. Петракова Т.И. Духовные основы нравственного воспитания. - М.: 1997. - 96 10.Сатир В. «Как строить себя и свою семью» М.: Педагогика – пресс, 1992. с. 68 11. Силяева Е.Г. Психология семейных отношений. - М.: Академия, 2002, с.13 12.«Средняя школа Казахстана». 2010, № 4, с42;Республиканский научно – методический журнал. | |
Просмотров: 4356 | Комментарии: 5 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|