Главная » Статьи » В помощь учителю » Воспитание души |
Учитель самопознания Ильина И.В. КГУ ОШ № 117 г.Алматы Статья «Роль учителя в духовно-нравственном воспитании личности» «Самый лучший учитель для ребенка тот, кто, духовно общаясь с ним, забывает, что он учитель, и видит в своем ученике друга, единомышленника. Такой учитель знает самые сокровенные уголки сердца своего воспитанника, и слово в его устах становится могучим орудием воздействия на молодую, формирующуюся личность. От чуткости учителя к духовному миру воспитанников как раз и зависит создание обстановки, побуждающей к нравственному поведению, нравственным поступкам». Сухомлинский В.А. . Вопросы духовно-нравственного развития, воспитания, совершенствования человека волновали общество всегда и во все времена. Особенно сейчас, в наш стремительно развивающийся технически и инновационно век. Я не буду окунаться глубоко в историю педагогики, рассмотрю лишь ближайшее столетие. В начале 19 века учителя пользуются безусловным авторитетом. К ним идут за советом, их мнение самое правильное, принимаемое безоговорочно. С приходом советской власти меняются идеалы и приоритеты, но профессия «учитель» остается по-прежнему одной из престижных и уважаемых. В 90-е годы прошлого века, с расколом СССР, почти полностью происходит распад системы образования. Теряются духовно-нравственные идеалы, а на первое место выходят материальные ценности. Это связано не только с реалиями социальной жизни, но прежде всего с утратой прежних основ и ценностей воспитания. Профессия «педагог» потеряла свою актуальность и престиж… Но очень отрадно отметить, что именно 21 век стал той точкой отсчета и возрождения духовно-нравственного воспитания. Обращение государства и системы образования к идее духовно-нравственного воспитания как основного условия возрождения современного общества и человека не случайно. Нравственная деградация, прагматизм, утрата смысла жизни и культ потребления, подростковая наркомания и алкоголизм – вот те характеристики состояния современного общества и человека, которые свидетельствуют о духовном кризисе общества и утрате духовного здоровья личности. С одной стороны, духовный кризис – глобальное явление, которое связывают с преобладающим характером развития человеческой цивилизации. «Современное постиндустриальное общество, ориентированное на максимальное потребление материальных благ и преобразование окружающего мира для более полного их удовлетворения, породило особый тип технократической личности – «кибернетического человека» (Э.Фромм), интеллектуально развитого и технически образованного, но неспособного к подлинно человеческим отношениям и духовно отчужденного от мира природы и человеческой культуры». В настоящее время все еще обучение и воспитание осуществляется в разных направлениях (трудовое, физическое, культурное, эстетическое, интеллектуальное), разделив его на части, как будто личность состоит из отдельных частей, которые можно по отдельности обучать и воспитывать. В чем же заключается сущность духовно-нравственного воспитания? И почему мы настаиваем на единстве духовного и нравственного, а не обращаемся к одному из этих понятий? В воспитании своих учеников я придерживаюсь следующего правила: «Истинная нравственность растёт из сердца при плодотворном содействии светлых лучей разума. Её мерило – не слова, а практическая деятельность» (В. Белинский). Каждый человек – это уникальное творение. Он неповторим, индивидуален и имеет своё предназначение. Одной из своих педагогических задач считаю помощь в поиске каждым ребёнком своего личного предназначения в жизни. «Что такое нравственность? В чём должна состоять нравственность? В твёрдом, глубоком убеждении, в пламенной, непоколебимой вере в достоинство человека, в его высокое назначение. Это убеждение, эта вера есть источник всех человеческих добродетелей, всех действий», - писал В. Белинский. Сегодня эти мудрые мысли особенно актуальны. Духовность, на мой взгляд, – качественная характеристика сознания и самосознания личности, отражающая целостность и гармонию ее внутреннего мира, способность выходить за пределы себя и гармонизировать свои отношения с окружающим миром. Она определяется не столько образованностью, широтой и глубиной культурных запросов и интересов, сколько предполагает постоянный и непрекращающийся труд души, осмысление мира и себя в этом мире, стремление к совершенствованию себя, преобразованию пространства собственного внутреннего мира, расширению своего сознания. Это и особый эмоциональный строй личности, проявляющийся в тонких движениях души, обостренном восприятии всего, что окружает человека, в способности к высоким духовным состояниям и установлению тонких духовных связей между людьми, в основе которых – чуткое отношение к человеку, забота о его духовном росте и благополучии. Недаром значение слова «дух» – (лат. spiritus) – дуновение, тончайший воздух, дыхание. По мнению русских философов (И. Ильина, В. Соловьева, Г. Федотова и др.), истинная духовность не существует вне нравственности. Высшая духовность невозможна без душевности – эмоциональной чуткости, отзывчивости, способности к эмоциональному отклику: жалости, состраданию, любви к ближнему. Я считаю, что каждый ребёнок вправе выбирать краски и кисти в созидании своей судьбы. Но ему нельзя позволить «хватать» первое попавшееся. Он должен увидеть всё. Задача педагога: направить ребёнка к краскам и кистям – Доброго, Вечного, Прекрасного, а какие оттенки им будут выбраны – решать только ему. В заключении хочу подчеркнуть свою конечную цель: заложенные мудро, ненавязчиво духовно-нравственные принципы станут фундаментом личности творческой, думающей, созидающей, будут потребностью и неотъемлемой частью достойного человека. В духовно-нравственном воспитании школьников первостепенное значение имеет духовная атмосфера школы, а не чрезмерное наличие правил и требований. Бездуховный учитель, владеющий самыми современными методиками, не сможет раскрыть духовно-нравственные начала у своих воспитанников. Следует не только передавать нашим юным согражданам знания, но и формировать высокую внутреннюю культуру, светлые, добрые, нравственные человеческие качества. Как пишет в журнале «Педагогика» магистр богословия А.Е. Лихачев, «духовный заряд», наличие или отсутствие которого, в конечном итоге, и определяет процесс духовного воспитания, можно сравнить с вдохновением. «В его пламени преображаются все прежние движения души, весь накопленный опыт». Вдохновение, духовный заряд — явления, не управляемые ни самим учеником, ни его педагогом. Поэтому процесс духовного воспитания, по сути, не технологизируется. При этом, однако, реальность не должна пониматься как сиюминутная данность. Учет глубин исторического опыта, построение (а не сжигание) мостов от прежних поколений к нынешним и наличие, пропаганда, проповедь вечных ценностей, носителем которых является учитель. «Все человеческое в человеке должно быть воспитано» А.С.Макаренко В процессе воспитания духовности у детей важную роль играет личность учителя, а потому и учитель должен быть высоконравственным и духовным человеком, верящим в своего ученика и любящим его. Он должен быть не просто педагогом, но и психологом, другом, старшим товарищем. Считаю, что основой духовно-нравственного воспитания, прежде всего, является духовная культура той среды, в которой ребёнок живет, в которой происходит его становление и развитие - это духовная культура семьи, детского сада, школы. Тот дух, который царит в семье и детском саду, школе, дух которым живут родители и педагоги - люди, составляющие ближайшее социальное окружение ребенка, - оказывается определяющим в формировании внутреннего мира ребенка. Жизнь современной школы невозможна без деятельного участия родителей. Заинтересованность, увлечённость детей пробуждает интерес и у них, и это необходимо использовать, устанавливается неразрывная связь поколений. Как классный руководитель ставлю перед собой задачи по воспитанию духовно-нравственных ценностей: изучение личности учащихся, их склонностей, интересов с целью оказания помощи и поддержки в духовно-нравственном саморазвитии и самоопределении. Считаю, что только в комфортных условиях ребёнок может проявить себя, выразить свою индивидуальность и раскрыть свои возможности. Определяющие моего видения воспитания – уважение к личности юного человека, его мнению, желаниям, интересам, сотрудничество в достижении познаний, ненавязчивое ведение в нужном направлении на основе чести и справедливости, терпения и милосердия, долга и патриотизма. В выражении своей я-концепции для меня важнейшим средством является любовь. «Вот мой секрет, он очень прост: зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь» эти слова Экзюпери так чётко дают понять, что нужно учиться любить самому и учить детей любить то, что нас окружает: дом и улицу, где рос, родителей и друзей, утренний рассвет и вечерний закат, «жалобный стон» улетающих журавлей, запах сосновой смолы и скошенной травы. Только человек любящий, умеющий «видеть сердцем», даже если не будет слышать этого слова, понимать его значение, вырастает патриотом своей Родины. Личный пример учителя – вот главное, чему верят дети. Только через личный духовно-нравственный пример учитель может раскрыть в своих учениках духовно-нравственные качества. Многому я научился у своих наставников, еще большему - у своих товарищей, но больше всего - у своих учеников. Талмуд Самым важным явлением в школе, самым поучительным предметом, самым живым примером для ученика является сам учитель. Он — олицетворенный метод обучения, само воплощение принципа воспитания. Адольф Дистервег Через систему духовно-нравственного образования и воспитания в школе уже закладывается прочная основа духовности и нравственности у учащихся, которая подготовить почву для становления их личности. «Духовный учитель» притча Р.Э.Наджеми Духовный Учитель не должен становиться костылем, транквилизатором или необходимостью — тем, что подтачивает наши внутренние силы. Духовный Учитель должен стать зарядным устройством, к которому мы подключаем свои аккумуляторы, когда они подсаживаются. Но когда аккумулятор заряжен и автомобиль заведен, мы отсоединяем зарядное устройство и существуем на собственной энергии. Или же Духовный Учитель подобен человеку, который помогает нам, толкая машину, чтобы завести двигатель, после чего мы можем двигаться самостоятельно. Духовный Учитель незаменим в начале. Поначалу двигаться вперед самостоятельно будет довольно трудно. Позднее он становится помехой, потому что нам нужно испытать свои собственные силы, свою мудрость и свою прямую связь с Божественным. Высший показатель работы учителя, так мне кажется – когда ученик превзошел своего учителя. Самой важной на мой взгляд задачей в духовно-нравственном образовании и воспитании является помощь своим ученикам в раскрытии общечеловеческих ценностей с Любовью со стороны учителя. Подводя итог своим рассуждениям о роли учителя в духовно-нравственном воспитании личности ученика, хотелось бы еще раз отметить, что воспитание направлено на "возвышение сердца" ребенка как центра духовной жизни (И.-Г. Песталоцци). Оно, – по мнению Т.И. Петраковой, –представляет собой процесс организованного, целенаправленного как внешнего, так и внутреннего (эмоционально-серд ечного) воздействия педагога на духовно-нравственную сферу личности, являющуюся системообразующей ее внутреннего мира». Где главным является вдохновляющий пример учителя. Используемая литература: Научный журнал «Молодой ученый» — 2011. — №3. Т.2. — С. 110-115. http://moluch.ru/archive/26/2776/ Учительский портал http://www.uchportal.ru/publ/26-1-0-5208 «Коллеги» - педагогический журнал Казахстана http://collegy.ucoz.ru/publ/28-1-0-17451 Цитаты и афоризмы об учителях и учениках http://msosh.edusite.ru/p44aa1.html Петракова Т. И. Духовные основы нравственного воспитания http://razom.znaimo.com.ua/docs/1105/index-42304.html Современные притчи http://pritchi.in/pritchi_elias_hajemi/pritch История педагогики: Н.А.Константинов, Е.Н.Медынский, М.Ф.Шабаева. "Просвещение", Москва, 1982 г. http://www.detskiysad.ru/ | |
Просмотров: 1617 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|