Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Воспитание души

Роль моего предмета в будущей жизни ученика
РОЛЬ МОЕГО ПРЕДМЕТА В БУДУЩЕЙ ЖИЗНИ УЧЕНИКА

Н.М.Фоменко
преподаватель сольфеджио, средняя общеобразовательная школа-комплекс эстетического воспитания№8, г.Петропавловск, СКО

Пожалуй, одной из замечательных черт нашего времени является пристальное внимание ученых и педагогов к детскому развитию и его возможностям. На центральное место среди воспитания и обучения все больше выдвигается задача создания условий для максимальной реализации способностей ребенка. Особый интерес в связи с этим проявляется к музыкальным занятиям.
Младший школьный возраст совпадает с интенсивным развитием мышления и, особенно в его словесной и логической формах. В этом возрасте начинают складываться системные представления об окружающем мире, формируются понятия, обучение опирается на развитие процессов осмысления – установления связей, выделение основной главной мысли, сопоставление новой информации и уже известной, осознание своих действий и т.д. [1]
Наиболее благоприятный период для развития музыкальных способностей, чем детство, трудно представить. Развитие музыкального вкуса, эмоциональной отзывчивости в детском возрасте создает фундамент музыкальной культуры человека, как части его общей духовной культуры в будущем [5] Мы все привыкли, что в школе складываются определенные отношения, можно сказать, правила общения учителя и ученика, но всегда надо помнить, что ученик это личность и слишком индивидуальны условия обучения каждого начинающего музыканта, различны способности каждого ученика, его сильные и слабые стороны, а, следовательно, и методы педагогического воздействия будут разными.
Музыка весьма помогает формированию аналитических мыслительных навыков, поскольку она иерархична: даже небольшие мотивы и фразы можно представить как совокупность еще более мелких субмотивов и интервалов, следовательно, ученик знает, как более мелкие единицы объединяются в более крупные, а те становятся частью еще более крупных частей музыкального целого. Многие исследователи отмечают большую роль аналитического левого полушария в музыкальном восприятии: активизация левого полушария в процессе музыкальных занятий способствует усвоению, прежде всего, точных наук [2].
Эстетическое образование рассматривается как одно из центральных звеньев в общем процессе формирования всесторонне развитой личности. Задача педагога состоит в том, чтобы добиться развивающего эффекта в занятиях с учеником и чтобы этот эффект был максимально высок. Сегодня многие педагоги-практики убеждены, что обучение и развитие музыкально-исполнительской деятельности – понятия синонимичные, что учащийся-музыкант продвинется в своем развитии, занимаясь на инструменте, ровно настолько, насколько он «обучится». Развитие учащего музыканта – это формирование его способности, профессионально-интеллектуальных качеств. Музыкальное развитие имеет место при различных видах музыкальной деятельности: прослушивание музыки, изучение музыкально-теоретических и музыкально-исторических дисциплин, а также когда он практически, т.е. собственноручно оперирует с материалом, т.е. исполняет музыкальное произведение [3], но в отличие от экзаменов и других контрольных испытаний, известных каждому ученику и педагогу, в музыкальной школе проверяются не так называемые «ЗУНы» - знания, умения, навыки, - а способности, т.е. психологические инструменты, с помощью которых овладевают знаниями, умениями, навыками. Способности – операционный аппарат человеческого сознания, помогающий ему системно воспринимать информацию, анализировать ее и строить нужные алгоритмы действий. Способности, как операционная система, не равны приобретенным с их помощью умением - они объясняют скорость и качество овладения этими умениями. Методы работы с информацией, которыми располагает имеющаяся способность, в какой-то момент становятся несостоятельными: для выполнения более сложного задания понадобится иная стратегия качественно иные процессы анализа и синтеза, которые имеющаяся способность предложить не может. И тогда достигается так называемый «потолок»: человек не может выполнять более трудные задания, несмотря ни на какие усилия – его способности не обеспечивают стратегию деятельности, которая нужна для этих занятий. В течение жизни человека происходит раскрытие и проявление его способностей и одаренности. Ключ к музыкальному развитию лежит в росте его музыкальной мотивации, его любви к музыке. Фундамент развития способностей – мотивация. Поддерживая музыкальную мотивацию, делая ее все более осмысленной, можно пробудить резервы человека, они сами раскроются, следуя за осознанной человеком потребностью [2].
Задача педагогов-музыкантов систематически повышать уровень общего музыкального развития учащихся, углублять профессиональные основы обучения при работе с детьми музыкальной школы и специализированных классов. Приближение музыкального образования к требованиям жизни вызывает необходимость еще большего внимания к развитию самостоятельности учащихся. Важно заботиться, прежде всего, о воспитании мыслящего музыканта, творчески подходящего к вопросам искусства, дать ученику как можно больше практических навыков – в чтении с листа, игре в ансамбле, в аккомпанементе, в работе над музыкальным произведением. С вопросами развития самостоятельности ученика тесно связана задача всестороннего раскрытия лучших индивидуальных черт его личности [4].
В авангарде нового педагогического движения встал университет Чикаго. Группа профессоров педагогического факультета изучала успеваемость 25000 учащихся в течение десяти лет: с 1992 по 2002 год. Эти дети учились по экспериментальной арт-программе, широко включающей искусство и музыку. В качестве контрольной группы выступали дети с других школ, не принимающих участия в эксперименте. В результате исследования оказалось, что дети экспериментальной группы гораздо лучше успевали по всем школьным предметам, и гораздо лучше выполняли положенные тесты, чем дети из контрольной группы.
Они обгоняли своих сверстников и по математике, и по качеству усвоения навыков чтения, особенно это касалось учеников 6-х классов, т.е. детей, вступающих в подростковый возраст, чье мышление претерпевает серьезные изменения.
Чрезвычайную эффективность музыки в качестве стимулятора школьной успеваемости и академической компетентности подтверждают исследования Марии Мантуржевской, выполненные с польскими музыкантами. Некоторые представители общественности, не связанные близко с музыкой полагают, будто бы музыканты в силу больших затрат времени на профессиональную подготовку, не имеют базовых знаний и в интеллектуальном смысле уступают представителям других профессий. Ничего подобного: тестирование молодых польских музыкантов подтвердило их высокоразвитую способность логически мыслить, владение языком, и математические навыки оказались у музыкантов на большой высоте, чем у представителей других профессий.
Ученые объясняют это тем, что у музыкантов большая согласованность работы мозговых полушарий. У музыкантов меньше выражена асимметрия мозговых полушарий, в процессе мозговой деятельности полушарий легче подменяют друг друга и передают друг другу различные функции. У музыкантов связь зрения, слуха и движения гораздо активнее, чем у не музыкантов. Эта закономерность ярко выражена у тех, кто, даже не будучи профессионалом, начал заниматься музыкой до 7 лет.
Древнегреческий полководец Юлий Цезарь прославился тем, что умел делать несколько дел одновременно. Главный тест на звание Цезаря – это, конечно же, чтение нот с листа. Ни что не сравнится с ним по обилию одновременно выполняемых действий: играющий должен смотреть на ноты, несколько заглядываю вперед, чтобы знать, что ему предстоит делать в ближайшее время. Одновременно его руки играют то, что глаза музыканта зафиксировали как приказ к исполнению некоторое время назад. Взгляд читающего с листа, таким образом, работает в двух режимах, сочетая прошлое и будущее. Он должен успеть осознать играемые им структуры, потому что ему приходится восполнять то, что он не доглядел или небрежно упустил собственными «соображениями» и вставками. Движение глазами взад-вперед – постоянный спутник читающего с листа, и этот процесс, как утверждают исследователи, совершается 5-6 раз в секунду на фоне сложнейших физических действий, которые музыкант одновременно контролирует и координирует.
Музыка математична, а математика музыкальна. И там и тут господствует идея числа и отношения. Нет такой области музыки, где числа не выступали бы конченым способом описания происходящего: в ладах есть определенное число ступеней, ритм делит время на единицы и устанавливает между ними числовые связи, музыкальная форма основана на идеи сходства и различия, тождества и контраста, которые восходят к понятиям множества, симметрии и формируют квазигеометрические музыкальные понятия. В математике красота и гармония ведут за собой творческую мысль также как в музыке. В математике только то верно, что прекрасно.
Между музыкой и математикой существует безусловный параллелизм. И та и другая представляют собой действие в воображении, освобождающие нас от случайностей практической жизни. Многие выдающиеся музыканты блистали математической одаренностью: выдающийся дирижер Эрнест Ансерме – профессиональный математик и лучший исполнитель Стравинского, Леонид Сабанеев – выпускник математического факультета МГУ, прекрасный пианист, композитор и друг Скрябина. Композитор Эдисон Денисов преподавал математику в Томском университете. Выдающийся виолончелист К.Давыдов закончил физико-математический факультет и имел блистательные способности к чистой и прикладной математике.
В грандиозном исследовании 25000 американских школьников, занимающихся по арт-программе, было особо отмечено, что дети, учившиеся музыке, с большей вероятностью показывали в математических тестах высшие баллы, чем дети, музыке не учившие.
Наблюдения, взятые из опыта, наука полностью подтверждает: музыкальные и математические операции родственны и содержательно и психологически. Занимаясь музыкой, человек развивает и тренирует свои математические способности, значение которых в наш прагматический век оспаривать невозможно.
Музыка многообразна: нет такого исторического периода и такого народа, который бы не создал свою музыку. Музыкант и человек, занимавшийся музыкой. Привыкает к многообразию воззрений, чувств социальных манер. Изучаю музыкальные предпочтения и вкусы разных социальных групп, психологи выяснили, что музыкально-образованные люди тяготеют к плюрализму. Автор социального исследования Бентани Брайсон пишет: «Политическая толерантность ассоциируется с музыкальной толерантностью. Широкое знакомство с музыкальными жанрами связано с образованием, и культурная толерантность представляет собой мультикультурный капитал, который неравномерно распределен среди населения и разных социальных групп».
Люди, обладающие высокой музыкальной культурой, легче принимают «чужое» и не склонны отталкивать и отрицать его. Они и в политике и в социальной жизни чаще придерживаются либеральных воззрений. Большой музыкальный кругозор облегчает общение и взаимопонимание между разными слоями населения.
Интересно исследование Мартина Гарденера, американского психолога, изучавшего основы социальной адаптации. Он исследовал лиц, состоявших на учете в полиции возрастного периода до 30 лет. Ученый сопоставил приводы в полицию и участие подростков в музыкальной деятельности и выяснил: чем больше и активнее подросток занимался музыкой, тем менее вероятны его трения с законом.
Музыка облагораживает эмоционально; музыка обогащает умственно; музыка способствует росту основных человеческих способностей – способностей к логическому мышлению и способности к овладению языком и речью. Музыка со стороны психологических механизмов, ею управляющих, чрезвычайно близка базовым интеллектуальным навыкам человека, которые во многом сложились благодаря музыке и в недрах музицирования. Музыка способствует развитию социально ценных качеств человека, делая его более либеральным и способным воспринимать чужое как свое.
Огромное число выдающихся и просто успешных людей, которые не стали музыкантами, но любят музыку и просто музицируют. Среди них короли и президенты, видные политики и бизнесмены, известные художники и артисты. Многие авторитетные фирмы и компании, среди которых Microsoft и крупные западные банки, предпочитают сотрудников с музыкальным образованием. Они правы: музыка расширяет и усиливает все духовные и интеллектуальные возможности человека.
Музыка настолько многогранна и требовательна ко всем человеческим качествам, что не может быть музыканта, который бы не преуспел в любой сфере деятельности. Музыкант означает лучший во всем и всегда: самый дисциплинированный, самый быстрый, самый четкий, самый мыслящий. Именно такие «молодые профессионалы должны найти свое место в происходящих в стране процессах, принять самое активное участие в строительстве будущего» [6].
Широкое внедрение музыкального образования – в детском саду, в школе, в вузе и на любом уровне – позволит каждому человеку максимально раскрыть и умножить все свои способности.

Список использованной литературы
[1] – «Одаренность и возраст. Развитие творческого потенциала одаренных детей». Учебное пособие под ред.А.М.Матюшкина. Москва – Воронеж, 2004г. – 191стр.
[2] – Кирнарская Д.К. «Музыкальные способности». Москва, «Таланты XXI век», 2004г. – 496стр.
[3] – Цыпин Г.М. «Обучение игре на фортепиано». Учебное пособие «Музыка и пение». Москва, «Просвещение», 1984г. – 176стр.
[4] – Алексеев А.Д. «Методика обучения игре на фортепиано». Москва, «Музыка», 1971г. – 277стр.
[5] – Михайлова М.А. «Игры и упражнения для музыкального развития ребенка». Пособие для родителей и педагогов. Ярославль, «Академия развития», 2008г. – 240стр.
[6] – Назарбаев Н.А. «Рост благосостояния граждан Казахстана – главная цель государственной политики». 06.02.2008г.

Категория: Воспитание души | Добавил: tat (2010-04-24) | Автор: Фоменко Наталья Михайловна E
Просмотров: 3954 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 5.0/1
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Среда, 2024-12-18, 5:23 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru