РОЛЬ МОЕГО ПРЕДМЕТА В БУДУЩЕЙ ЖИЗНИ УЧЕНИКА Н.М.Фоменко преподаватель сольфеджио, средняя общеобразовательная школа-комплекс эстетического воспитания№8, г.Петропавловск, СКО Пожалуй, одной из замечательных черт нашего времени является пристальное внимание ученых и педагогов к детскому развитию и его возможностям. На центральное место среди воспитания и обучения все больше выдвигается задача создания условий для максимальной реализации способностей ребенка. Особый интерес в связи с этим проявляется к музыкальным занятиям. Младший школьный возраст совпадает с интенсивным развитием мышления и, особенно в его словесной и логической формах. В этом возрасте начинают складываться системные представления об окружающем мире, формируются понятия, обучение опирается на развитие процессов осмысления – установления связей, выделение основной главной мысли, сопоставление новой информации и уже известной, осознание своих действий и т.д. [1] Наиболее благоприятный период для развития музыкальных способностей, чем детство, трудно представить. Развитие музыкального вкуса, эмоциональной отзывчивости в детском возрасте создает фундамент музыкальной культуры человека, как части его общей духовной культуры в будущем [5] Мы все привыкли, что в школе складываются определенные отношения, можно сказать, правила общения учителя и ученика, но всегда надо помнить, что ученик это личность и слишком индивидуальны условия обучения каждого начинающего музыканта, различны способности каждого ученика, его сильные и слабые стороны, а, следовательно, и методы педагогического воздействия будут разными. Музыка весьма помогает формированию аналитических мыслительных навыков, поскольку она иерархична: даже небольшие мотивы и фразы можно представить как совокупность еще более мелких субмотивов и интервалов, следовательно, ученик знает, как более мелкие единицы объединяются в более крупные, а те становятся частью еще более крупных частей музыкального целого. Многие исследователи отмечают большую роль аналитического левого полушария в музыкальном восприятии: активизация левого полушария в процессе музыкальных занятий способствует усвоению, прежде всего, точных наук [2]. Эстетическое образование рассматривается как одно из центральных звеньев в общем процессе формирования всесторонне развитой личности. Задача педагога состоит в том, чтобы добиться развивающего эффекта в занятиях с учеником и чтобы этот эффект был максимально высок. Сегодня многие педагоги-практики убеждены, что обучение и развитие музыкально-исполнительской деятельности – понятия синонимичные, что учащийся-музыкант продвинется в своем развитии, занимаясь на инструменте, ровно настолько, насколько он «обучится». Развитие учащего музыканта – это формирование его способности, профессионально-интеллектуальных качеств. Музыкальное развитие имеет место при различных видах музыкальной деятельности: прослушивание музыки, изучение музыкально-теоретических и музыкально-исторических дисциплин, а также когда он практически, т.е. собственноручно оперирует с материалом, т.е. исполняет музыкальное произведение [3], но в отличие от экзаменов и других контрольных испытаний, известных каждому ученику и педагогу, в музыкальной школе проверяются не так называемые «ЗУНы» - знания, умения, навыки, - а способности, т.е. психологические инструменты, с помощью которых овладевают знаниями, умениями, навыками. Способности – операционный аппарат человеческого сознания, помогающий ему системно воспринимать информацию, анализировать ее и строить нужные алгоритмы действий. Способности, как операционная система, не равны приобретенным с их помощью умением - они объясняют скорость и качество овладения этими умениями. Методы работы с информацией, которыми располагает имеющаяся способность, в какой-то момент становятся несостоятельными: для выполнения более сложного задания понадобится иная стратегия качественно иные процессы анализа и синтеза, которые имеющаяся способность предложить не может. И тогда достигается так называемый «потолок»: человек не может выполнять более трудные задания, несмотря ни на какие усилия – его способности не обеспечивают стратегию деятельности, которая нужна для этих занятий. В течение жизни человека происходит раскрытие и проявление его способностей и одаренности. Ключ к музыкальному развитию лежит в росте его музыкальной мотивации, его любви к музыке. Фундамент развития способностей – мотивация. Поддерживая музыкальную мотивацию, делая ее все более осмысленной, можно пробудить резервы человека, они сами раскроются, следуя за осознанной человеком потребностью [2]. Задача педагогов-музыкантов систематически повышать уровень общего музыкального развития учащихся, углублять профессиональные основы обучения при работе с детьми музыкальной школы и специализированных классов. Приближение музыкального образования к требованиям жизни вызывает необходимость еще большего внимания к развитию самостоятельности учащихся. Важно заботиться, прежде всего, о воспитании мыслящего музыканта, творчески подходящего к вопросам искусства, дать ученику как можно больше практических навыков – в чтении с листа, игре в ансамбле, в аккомпанементе, в работе над музыкальным произведением. С вопросами развития самостоятельности ученика тесно связана задача всестороннего раскрытия лучших индивидуальных черт его личности [4]. В авангарде нового педагогического движения встал университет Чикаго. Группа профессоров педагогического факультета изучала успеваемость 25000 учащихся в течение десяти лет: с 1992 по 2002 год. Эти дети учились по экспериментальной арт-программе, широко включающей искусство и музыку. В качестве контрольной группы выступали дети с других школ, не принимающих участия в эксперименте. В результате исследования оказалось, что дети экспериментальной группы гораздо лучше успевали по всем школьным предметам, и гораздо лучше выполняли положенные тесты, чем дети из контрольной группы. Они обгоняли своих сверстников и по математике, и по качеству усвоения навыков чтения, особенно это касалось учеников 6-х классов, т.е. детей, вступающих в подростковый возраст, чье мышление претерпевает серьезные изменения. Чрезвычайную эффективность музыки в качестве стимулятора школьной успеваемости и академической компетентности подтверждают исследования Марии Мантуржевской, выполненные с польскими музыкантами. Некоторые представители общественности, не связанные близко с музыкой полагают, будто бы музыканты в силу больших затрат времени на профессиональную подготовку, не имеют базовых знаний и в интеллектуальном смысле уступают представителям других профессий. Ничего подобного: тестирование молодых польских музыкантов подтвердило их высокоразвитую способность логически мыслить, владение языком, и математические навыки оказались у музыкантов на большой высоте, чем у представителей других профессий. Ученые объясняют это тем, что у музыкантов большая согласованность работы мозговых полушарий. У музыкантов меньше выражена асимметрия мозговых полушарий, в процессе мозговой деятельности полушарий легче подменяют друг друга и передают друг другу различные функции. У музыкантов связь зрения, слуха и движения гораздо активнее, чем у не музыкантов. Эта закономерность ярко выражена у тех, кто, даже не будучи профессионалом, начал заниматься музыкой до 7 лет. Древнегреческий полководец Юлий Цезарь прославился тем, что умел делать несколько дел одновременно. Главный тест на звание Цезаря – это, конечно же, чтение нот с листа. Ни что не сравнится с ним по обилию одновременно выполняемых действий: играющий должен смотреть на ноты, несколько заглядываю вперед, чтобы знать, что ему предстоит делать в ближайшее время. Одновременно его руки играют то, что глаза музыканта зафиксировали как приказ к исполнению некоторое время назад. Взгляд читающего с листа, таким образом, работает в двух режимах, сочетая прошлое и будущее. Он должен успеть осознать играемые им структуры, потому что ему приходится восполнять то, что он не доглядел или небрежно упустил собственными «соображениями» и вставками. Движение глазами взад-вперед – постоянный спутник читающего с листа, и этот процесс, как утверждают исследователи, совершается 5-6 раз в секунду на фоне сложнейших физических действий, которые музыкант одновременно контролирует и координирует. Музыка математична, а математика музыкальна. И там и тут господствует идея числа и отношения. Нет такой области музыки, где числа не выступали бы конченым способом описания происходящего: в ладах есть определенное число ступеней, ритм делит время на единицы и устанавливает между ними числовые связи, музыкальная форма основана на идеи сходства и различия, тождества и контраста, которые восходят к понятиям множества, симметрии и формируют квазигеометрические музыкальные понятия. В математике красота и гармония ведут за собой творческую мысль также как в музыке. В математике только то верно, что прекрасно. Между музыкой и математикой существует безусловный параллелизм. И та и другая представляют собой действие в воображении, освобождающие нас от случайностей практической жизни. Многие выдающиеся музыканты блистали математической одаренностью: выдающийся дирижер Эрнест Ансерме – профессиональный математик и лучший исполнитель Стравинского, Леонид Сабанеев – выпускник математического факультета МГУ, прекрасный пианист, композитор и друг Скрябина. Композитор Эдисон Денисов преподавал математику в Томском университете. Выдающийся виолончелист К.Давыдов закончил физико-математический факультет и имел блистательные способности к чистой и прикладной математике. В грандиозном исследовании 25000 американских школьников, занимающихся по арт-программе, было особо отмечено, что дети, учившиеся музыке, с большей вероятностью показывали в математических тестах высшие баллы, чем дети, музыке не учившие. Наблюдения, взятые из опыта, наука полностью подтверждает: музыкальные и математические операции родственны и содержательно и психологически. Занимаясь музыкой, человек развивает и тренирует свои математические способности, значение которых в наш прагматический век оспаривать невозможно. Музыка многообразна: нет такого исторического периода и такого народа, который бы не создал свою музыку. Музыкант и человек, занимавшийся музыкой. Привыкает к многообразию воззрений, чувств социальных манер. Изучаю музыкальные предпочтения и вкусы разных социальных групп, психологи выяснили, что музыкально-образованные люди тяготеют к плюрализму. Автор социального исследования Бентани Брайсон пишет: «Политическая толерантность ассоциируется с музыкальной толерантностью. Широкое знакомство с музыкальными жанрами связано с образованием, и культурная толерантность представляет собой мультикультурный капитал, который неравномерно распределен среди населения и разных социальных групп». Люди, обладающие высокой музыкальной культурой, легче принимают «чужое» и не склонны отталкивать и отрицать его. Они и в политике и в социальной жизни чаще придерживаются либеральных воззрений. Большой музыкальный кругозор облегчает общение и взаимопонимание между разными слоями населения. Интересно исследование Мартина Гарденера, американского психолога, изучавшего основы социальной адаптации. Он исследовал лиц, состоявших на учете в полиции возрастного периода до 30 лет. Ученый сопоставил приводы в полицию и участие подростков в музыкальной деятельности и выяснил: чем больше и активнее подросток занимался музыкой, тем менее вероятны его трения с законом. Музыка облагораживает эмоционально; музыка обогащает умственно; музыка способствует росту основных человеческих способностей – способностей к логическому мышлению и способности к овладению языком и речью. Музыка со стороны психологических механизмов, ею управляющих, чрезвычайно близка базовым интеллектуальным навыкам человека, которые во многом сложились благодаря музыке и в недрах музицирования. Музыка способствует развитию социально ценных качеств человека, делая его более либеральным и способным воспринимать чужое как свое. Огромное число выдающихся и просто успешных людей, которые не стали музыкантами, но любят музыку и просто музицируют. Среди них короли и президенты, видные политики и бизнесмены, известные художники и артисты. Многие авторитетные фирмы и компании, среди которых Microsoft и крупные западные банки, предпочитают сотрудников с музыкальным образованием. Они правы: музыка расширяет и усиливает все духовные и интеллектуальные возможности человека. Музыка настолько многогранна и требовательна ко всем человеческим качествам, что не может быть музыканта, который бы не преуспел в любой сфере деятельности. Музыкант означает лучший во всем и всегда: самый дисциплинированный, самый быстрый, самый четкий, самый мыслящий. Именно такие «молодые профессионалы должны найти свое место в происходящих в стране процессах, принять самое активное участие в строительстве будущего» [6]. Широкое внедрение музыкального образования – в детском саду, в школе, в вузе и на любом уровне – позволит каждому человеку максимально раскрыть и умножить все свои способности. Список использованной литературы [1] – «Одаренность и возраст. Развитие творческого потенциала одаренных детей». Учебное пособие под ред.А.М.Матюшкина. Москва – Воронеж, 2004г. – 191стр. [2] – Кирнарская Д.К. «Музыкальные способности». Москва, «Таланты XXI век», 2004г. – 496стр. [3] – Цыпин Г.М. «Обучение игре на фортепиано». Учебное пособие «Музыка и пение». Москва, «Просвещение», 1984г. – 176стр. [4] – Алексеев А.Д. «Методика обучения игре на фортепиано». Москва, «Музыка», 1971г. – 277стр. [5] – Михайлова М.А. «Игры и упражнения для музыкального развития ребенка». Пособие для родителей и педагогов. Ярославль, «Академия развития», 2008г. – 240стр. [6] – Назарбаев Н.А. «Рост благосостояния граждан Казахстана – главная цель государственной политики». 06.02.2008г.
|