Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Воспитание души

учительское слово и его место в гуманизации учебно-воспитательного процесса
УЧИТЕЛЬСКОЕ СЛОВО И ЕГО МЕСТО В ГУМАНИЗАЦИИ
УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

О.Н.Прохорова, средняя общеобразовательная школа-комплекс эстетического воспитания№8, г.Петропавловск, СКО

Педагогика. Для кого-то это – скучная дисциплина, которую нужно «сдать и забыть». Для кого-то – стремление найти конкретный ответ на вопрос «как воспитать моего оболтуса». А для кого-то, как это ни банально звучит, – дело всей жизни. Реформирование системы образования в нашей стране в духе демократизации и гуманизации коснулось преподавания всех учебных предметов, и в частности хора. Необходимость демократизации взаимоотношений между учителями и учениками обусловлена тем, что учителя, преподавая свой предмет, смогут оказывать на учеников огромное воздействие, как личным примером, так и заинтересовать их изучением предмета, помочь им реализоваться как личностям. Поэтому гуманная педагогика, одним из родоначальников которой и является Ш.А. Амонашвили, призвана учить детей гуманистическому способу освоения мира, очеловечить процесс познания, помочь увидеть связь всей бесконечно многомерной реальности с человеком, его трудом, талантом, творчеством, жизнью.
Дети должны уметь и любить мечтать, а мы, взрослые – учителя, воспитатели, – должны уметь развивать в них способность мечтать. Мечта – колыбель реальности, которую сегодня уже утверждаем мы, а завтра ее предстоит утверждать нашим детям.
Каждое появление учителя в классе выглядит как сложнейшее переплетение нитей психологических контактов. Контакт этот должен быть очень прочным и в тоже время должен объединять духовную жизнь воспитателя и воспитанников. Сейчас много говорят об учете человеческого фактора, но именно этот фактор мало присутствует в педагогической работе. Поэтому мы видим нежелание детей учиться, отсутствие интереса, активности на уроках. Очень часто бывает так: все хорошо - и конспект урока, и наглядные пособия, сам учитель хорошо подготовлен, владеет материалом, а урок не интересен. Мы часто в таких случаях говорим - нет контакта с классом.
Гуманизация образования – это введение в учебно-воспитательный процесс критериев моральности, духовности и красоты. Основная составляющая гуманизации учебно-воспитательного процесса – новый подход к определению целей обучения и воспитания школьников.
Таким образом, для демократизации и гуманизации обучения, в первую очередь необходимо на уроке создать следующие условия:
1. необходимо создать психологически положительную атмосферу на и вне урока, а именно в каждый момент общения.
2. учесть возрастные и психологические особенности учащихся.
3. выбор оптимального стиля педагогического общения для каждой конкретной ситуации.
Сегодня на вопрос: "Что бы вы изменили в школе?" - многие из поступающих в вузы отвечают без колебаний: "Отношение учителей особенно к старшеклассникам. Пусть больше доверяют, пусть не унижают достоинства, пусть избавятся от предвзятости". Две главные фигуры в школе – учитель и ученик. Их общение на уроке, во внеклассной работе, на досуге становятся важным условием эффективности учебно-воспитательного процесса, средством формирования личности школьника.
Иногда в школах можно столкнуться со следующей ситуацией: учителя стремятся улучшить учебу и дисциплину, но выбирают ложный путь – путь борьбы против учеников, стремятся подчинить их своей воле, часто забывают о таком понятии как личность. Как результат – два противоборствующих лагеря: учителя и ученики, которые борются не во имя общих целей, а в защиту собственных интересов. И еще одно следствие – ученики отвергают требования учителей и школы
Отношения между учеником и учителем – фундамент всех общественных формаций, созданных людьми за долгие годы. И на учителе, как на более опытном, лежит задача создать и поддерживать доброжелательность и взаимопонимание.
В процессе реформирования системы образования на основах демократизации школа призвана создать условия для воспитания человека, ощущающего личную ответственность за судьбы окружающих.
Все начинается с учителя, с его умения организовать со школьниками педагогически целесообразные отношения как основу творческого общения.
У педагога со стабильным эмоционально-положительным отношением к детям, деловой реакцией на недостатки в учебной работе и поведении, спокойным и ровным тоном в обращении школьники раскованы, общительны, доверчивы. Правильный стиль общения создает атмосферу эмоционального благополучия, которая во многом определяет результативность учебно-воспитательной работы. Верно найденный стиль педагогического общения, соответствующий неповторимой индивидуальности педагога, способствует решению многих задач.
Важным моментом в обучении вообще и в обучении хора в частности является то, чтобы каждый ученик мог убедиться в важности не только усвоения прочных знаний, но и развития умственных способностей. В процессе обучения многие ученики добросовестно учат теоретический материал, формулировки определений, правила, серьёзное внимание обращают на изучение нотной грамоты, которые необходимы при читке с листа. Но когда учитель предлагает простое, но необычное задание, далеко не все школьники его успешно выполняют. В таких случаях иногда даже средне или слабоуспевающий ученик может значительно быстрее проявить сообразительность и смекалку по сравнению с хорошо успевающим. Поэтому хорошая или плохая успеваемость по хору ещё не дает оснований для выявления и анализа уровня сформированности их соответствующих способностей.
Из опыта работы
За годы работы в школе, чтобы сохранить преемственность в преподавании (из урока в урок, из класса в класс), нами была разработана система ведения уроков хора. Мы работаем с понятийным аппаратом: духовная красота, экология культуры, единство природы и человека, патриотизм, гражданская позиция, национальное достоинство.
На основе выполнения учащимися тестов, учителя могут судить об определенном уровне развития музыкальных способностей своих подопечных. В то же время это вызывает положительную реакцию и со стороны учащихся, отвлекая их от определенного ожидаемого стандарта.
Как известно, успех в обучении хоровому пению в значительной мере определяется правильной организацией учебного процесса, умением учителя обеспечить активную деятельность учеников на протяжении всего урока. Вовлечение школьников в учебный процесс путем использования современных средств обучения и различных организационных форм работы на уроке может служить важным средством повышения мотивации в обучении музыке.
При подготовке урока, цели стараюсь ставить так, чтобы обеспечить:
1. Активизацию речевой и слуховой активности учащихся на уроке (чтобы каждый ответ не был монологом).
2. Взаимодействие учащихся на уроке (групповая работа, работа по партиям и индивидуальная работа с учащимся).
3. Заинтересованность учащихся в результатах обучения.
4. Наличие обратной связи "учитель-ученик". Подход к постановке урока основываю по принципу сотрудничества.
Учащийся не один в школе. Он работает вместе с другими: учащимися и учителями. Обращаются друг к другу за помощью, не боясь признать, что они чего-то не понимают.
Важнейшие аспекты сотрудничества:
- умение прислушиваться друг к другу;
- принимать совместные решения;
- доверять друг другу;
- ощущать свою ответственность за работу группы;
- возможность самостоятельно добывать знания, работая над творческими заданиями;
- побуждает учащихся к деятельности, к собственным маленьким открытиям, что запоминается намного лучше.
В ходе самостоятельных занятий учитель и ученики рационально распределяют своё время так, что каждый ученик получает помощь в необходимой ему мере.
Самостоятельность предполагает ясность заданий, реальность сроков их выполнения, дифференцированность для быстрых и медленных учеников.
При организации самостоятельной работы в классе, при закреплении и развитии сформированных операционных навыков использую модель индивидуального обучения.
Индивидуализация является важным аспектом при обучении хора как составляющая часть демократизации взаимоотношений, ибо безликих учеников не бывает – каждый человек индивидуален.
Уже с первых минут урока, определив настроение каждого ученика, провожу беглый повтор теоретического материала в свободной обстановке в виде непринужденной беседы: "если ты не помнишь, то ничего страшного – кто-нибудь поможет, а ты вспомнишь". Ключевое направление в образовании на современном этапе - гуманизация и гуманитаризация обучения. Цель - раскрепощение ученика, учителя, помощь в реализации и самоутверждении как личности каждого ребенка. Не должны в нашей школе потеряться, не получив возможности самореализоваться, будущие Ломоносовы, Пушкины, Чайковские.
Такое начало урока позволяет организовать дополнительную тренировку и повторение изученного. В то же время ребята раскрепощаются, снимают напряжение, которое всегда присутствует перед началом урока. Это позволяет намного продуктивнее им работать в дальнейшем.
При отборе материала на урок пользуюсь современной литературой. В данное время я руковожу хоровыми коллективами младшей возрастной группы – это хоровая группа 5«А», 6«А» и младший хор музыкальной школы. Произведения выбираю интересные для данной возрастной группы. Такой подход оправдан, даёт отличный результат. Учащиеся постоянно находятся в творческом поиске, их знания прогрессируют. Используя такую подготовку, результат не заставляет себя ждать. Дети на хорошо и отлично сдают экзамены по хору и фортепиано. Мы принимаем участие во всех школьных мероприятия и праздниках, что способствует профессиональному росту и сплочению детей. Самое большое достижение - 2 место в областном конкурсе хоровых коллективов и 2 место в фестивале патриотической песни.
Большое внимание уделяю подбору материалов для уроков. Использую в своей практике разнообразные виды уроков. Урок-путешествие, урок-концерт, урок-конкурс
Дифференсацию стараюсь проводить в соответствии с возрастными особенностями учащихся.
Делю учащихся на группы сильную и слабую. Вновь прибывшим учащимся даю время освоиться в классе и, занимаясь индивидуально догонять класс. Рассматриваю дифференциацию на своих уроках не как право учителя сортировать учеников, а как право учащегося не чувствовать себя ущемленным, потому что он не может петь, как другие дети.
Оценивания детей, использую индивидуализацию и дифференциацию, стараюсь максимально учитывать личностные качества учащихся, их интересы и наклонности, особенности межличностных отношений в каждом классном коллективе.
Помимо работы на хоре с каждым учеником, я занимаюсь с ними индивидуально на фортепиано. Это очень способствует налаживанию контакта между учителем и учеником. У нас спокойные, доверительные отношения. За годы обучения у наших детей меняются классные руководители, учителя-предметники, а мы их учим с 1 по 9 класс. И поэтому они воспринимают нас как родных им друзей. Многие, когда оканчивают школу, приходят, скучают. Часть детей настолько скучают, что продолжают ходить в детско-юношеский хор при соборе Петра и Павла, где я являюсь руководителем хорового коллектива
Считаю, что неудачи с усвоением школьного курса коллективного пения происходят не из-за отсутствия музыкальных способностей, а из-за отсутствия привычки систематически работать и доводить познаваемое до понимания, а не до запоминания.
Если мы хотим научить человека любить музыку, искусство, то и учить этому надо в условиях. Достичь максимального результата, можно лишь создав атмосферу психологического комфорта. Только в этом случае возможен перенос навыков и умений.
Однако думающий педагог, осмысливая и анализируя свою деятельность, должен обращать особое внимание на то, какие способы взаимодействия и общения для него более типичными, т.е. должен владеть навыками самодиагностики, без чего не может быть, сформирован стиль общения, органичный ему, адекватный его психофизическим параметрам, отвечающий задачам личностного роста педагога и учеников.
В своей книге «Здравствуйте, дети!» Ш. А. Амонашвили выделил такие слова: «Каждый урок должен быть осмыслен педагогом как подарок детям». «Стремясь познать тайну детской души, педагогического мастерства и науки педагогики, буду видеть в каждом ребенке своего учителя и воспитателя».
«Ребенок живет по своим законам, нельзя ему иначе жить».
«Действительно гуманная педагогика – это та, которая в состоянии приобщить детей к процессу созидания самих себя».
«Воспитание ребенка в действительности означает воспитание жизни в ребенке. Учитель должен воспитывать не ребенка, а жизнь в ребенке».
«Учитель! Будь осторожен! Не ошибись! Не вреди! Будь надеждой для школьника! Дари себя детям! Знай, к чему стремишься! Постоянно ищи в ребенке богатство его души! Будь терпелив в ожидании чуда и будь готов для встречи с ним в ребенке!
Дети – активные существа, деятельные мечтатели, стремящиеся к преобразованию. И если это так, то следует создать им организованную среду, только не такую, которая грозит им пальцем, напоминает о последствиях, читает мораль, а такую, которая организовывает и направляет их деятельность.
Надо видеть себя в детях, чтобы помочь им стать взрослыми; надо принимать их как повторение своего детства, чтобы совершенствоваться самому; надо, наконец, жить жизнью детей, чтобы быть гуманным педагогом.
Дорогой Взрослый Человек! Не позволяй себе высмеивать ребенка, подшучивать над ним, когда он верит, что совершает общественно значимое, важное государственное дело. Не смей в это время смотреть на него снисходительно, пусть даже с покровительственной улыбкой, не напоминай ему, что он еще ребенок, и не выгоняй его из мира взрослых! Твой долг заключается в том, чтобы отнестись к такому поведению ребенка со всей серьезностью, с чувством гордости за него и поставить умную, мудрую точку над сложным педагогическим i!
Первый принцип – это любить ребенка. Учитель должен излучать человеческую доброту и любовь, без которых невозможно воспитать гуманную душу в человеке. Ребенок становится счастливым, как только ощущает, что учитель его любит, любит искренне и бескорыстно. Педагогика любви не терпит грубости, давления, ущемления достоинства, игнорирования жизни ребенка.
Второй принцип (он вытекает из первого) – это очеловечить среду, в которой живет ребенок. Ни одна сфера общения не должна раздражать ребенка, рождать в нем страх, неуверенность, уныние, униженность. Кому объединять все сферы общения ребенка? Учителю, кому же еще. Он должен внести ясность во все эти сферы, преобразовать их в интересах воспитания ребенка.
Третий принцип – прожить в ребенке свое детство. Это надежный путь для того, чтобы ребята доверились учителю, оценили доброту его души, приняли его любовь. Одновременно это и путь познания жизни ребенка. Глубокое изучение жизни ребенка, движений его души, возможно только тогда, когда учитель познает ребенка в самом себе. Прожить свое утраченное детство вместе со своими ребятишками есть единственная роскошь, которая допустима в жизни учителя.
Дети должны уметь и любить мечтать, а мы, взрослые – учителя, воспитатели, – должны уметь развивать в них способность мечтать. Мечта – колыбель реальности, которую сегодня уже утверждаем мы, а завтра ее предстоит утверждать нашим детям.
Давайте же дарить детям как можно больше подарков!»

Категория: Воспитание души | Добавил: tat (2010-09-16) | Автор: Прохорова Ольга Николаевна E
Просмотров: 2351 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Среда, 2024-12-18, 4:41 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru