Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Воспитание души

Факультатив "Этика и эстетика"
1. Пояснительная записка

Рабочая учебная программа по факультативной дисциплине «Этика и эстетика» составлена с учетом требований Государственного общеобразовательного стандарта образования Республики Казахстан и предназначена для реализации Государственных требований к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки студентов по специальности 1504000 «Фермерское хозяйство», квалификации «Повар» (общий объем- 36 часов), 1401000 «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений» квалификации 1401042 «Штукатур» (общий объем – 16 часов).
Курс «Этика и эстетика» играет важную роль в формировании духовной культуры личности, моральных качеств, эстетического вкуса.
Этика – философская, мировоззренческая дисциплина о морали. Мораль – одна из форм духовной жизни, один из древнейших универсальных способов социальной регуляции. Мораль имеет общечеловеческое значение и конкретно-историческое содержание. Особенно остро проблема места и роли моральных ценностей встала в XX-XXI веках, в период постсоветской трансформации. Проблема войны в ядерный век, глобальный экологический кризис, проблемы взаимодействия культур и образования стали планетарными проблемами. Решение их без опоры на моральную составляющая человеческого существования невозможно, поскольку интеллект «без морали» способен уничтожить не только окружающий мир, но и себя. Моральное возрождение и духовное совершенствование человека – цель развития украинского общества и человечества в целом.
Эстетика играет большую роль в формировании духовной культуры студентов, развития творческого потенциала, способности воспринимать мир по законам красоты.
Основная цель факультатива «Этика и эстетика» – формирование моральных ценностей и ориентиров студентов, их моральной культуры, нравственного сознания, «эстетического» мировосприятия, эстетического вкуса, развития творческих способностей.
Задачи курса:
• Нацелить учащихся на познание общечеловеческих этических норм и этики поведения в обществе в повседневной жизни и деловых взаимоотношениях.
• Способствовать самовоспитанию учащихся, формированию качеств личности, осознающей общечеловеческие и национальные ценности, достоинства человека, знающей основы этики, имеющей широки кругозор, владеющей нормами устной и письменной речи, соблюдающей нормы этикета общения, сотрудничества, стремящейся к эстетике в жизни, в быту, к эстетике отношений, имеющей развитое творческое начало.
• Дать понятие об этике и эстетике.
• Познакомить с духовно-эстетическими ценностями казахского народа
• Способствовать воспитанию культуры поведения в общественных местах, в общении, в быту.
• Вызвать критическое отношение к собственному поведению и стремление к совершенствованию и изменению своей личности.
• Вызвать интерес учащихся к вопросам культуры и искусства, раскрыть важность и необходимость овладения внешней и внутренней культурой, этикетом.
• Приобщить к общечеловеческим и национальным ценностям мировой и казахской культуры, познакомить с отдельными произведениями искусства.
• Сознательно формировать свой нравственно-духовной облик, используя формы самовоспитания и самопознания.
• Научить учащихся делать самостоятельные выводы из представленного материала и содержания урока.

2. Планируемые результаты обучения

Результатами образовательной подготовки студентов по дисциплине «Этика и эстетика» должны стать:
o Представления: о моральных ценностях в современном мире, о морали как высочайшей форме духовной жизни человечества.
o Знания: ценностей и социальных норм в жизни человека, основных этапов исторического развития этической мысли; категорий этики, моральных проблем человеческой деятельности; основ общения, этикета; основные этапы развития эстетики, категории этики и эстетики, особенности и специфику разных видов искусств.
o Умения: определять жизненные ценности и ориентиры, осмысливать жизнь в ее многомерности и глобальности, расширять горизонты индивидуального мировосприятия; воспринимать красоту окружающего мира; оценивать прекрасное в разных видах искусства.
Также прогнозируется следующий результат:
• Учащиеся должны знать и владеть элементарными правилами вежливости (умение правильно здороваться, прощаться, благодарить за услуги, помощь, принести извинения и другие этикетные ситуации).
• Иметь хорошие манеры, знать и стараться выполнять основные правила этикета (культура застолья, внешнего вида, культура речи и т.д).
• Следить за своим внешним видом, за своей речью, манерами.
• Одеваться со вкусом, вести здоровый образ жизни, соблюдать культуру тела и личную гигиену.
• Правильно вести себя в общественных местах, быть вежливым.
• Иметь желание посещать театры, музеи, выставки искусства и пр.
• Иметь представление о видах и специфике различных искусств.
• Видеть красоту в быту, в природе, в человеческих взаимоотношениях.
• Заниматься самообразованием (читать об искусстве, изучать литературу, посещать художественные и творческие кружки)
• Знать и соблюдать нормы поведения в процессе общения, быть доброжелательным в общении.
• Заботиться о создании своего имиджа.
• Уметь анализировать свои поступки, своих товарищей, литературных героев.
• Понимать и уважать самобытность и особенность национального этикета, национальную культуру казахского народа.

3. Тематический план (квалификация «Повар»)

№ Наименование разделов, тем Кол-во
Часов
1 часть «Основы этики» 16
1 Введение в предмет. Что изучает этика? 1
2 История этики. 1
3 Мораль как явление духовной жизни общества. 1
4 Этика как теория морали. 1
5 Основные категории этики. 1
6 Культура человека. Этика и этикет 1
7 Этикет в кругу истории 1
8 Культура поведения и нравственность 1
9 Основы этики казахского народа 1
10 Этикет в культуре общения 1
11 Этикетные ситуации 1
12 Речевой этикет 1
13 Этикет в культуре внешности 1
14 Этикет в культуре застолья 1
15 Этикет в культуре деловых отношений 1
16 Что значит воспитанный и культурный человек? 1
2 часть «Эстетика» 36
17 Что изучает эстетика? 1
18 Что такое красота? 1
19 Эстетические категории 1
20 Предмет эстетики 1
21 Формирование эстетической и художественной культуры личности. 1
22 Основные проблемы, поставленные античной эстетикой 1
23 Аристотель как первый теоретик эстетики 1
24 Эстетика древних цивилизаций Востока. 1
25 Основные этапы развития западноевропейской эстетики. 1
26 Смысл иконы в византийско-русской культурной традиции 1
27 Художественный язык древнерусского искусства 1
28 Итальянское Возрождение как новый этап в истории эстетики 1
29 Классицизм в эстетике и искусстве 1
30 Эстетика Просвещения. Главные представители и идеи 1
31 Эстетика романтизма. Основные идеи и художественная практика 1
32 «Эстетика жизни» русских мыслителей XIX в. 1
33 Эстетика XX в. 1
34 Что такое искусство? 1
35 Виды и специфика искусств 1
36 Виды искусств 1
37 Художественный образ 1
38 Единство формы и содержания 1
39 Правда жизни и правда искусства 1
40 Вкус как эстетическая категория 1
41 Красота и прекрасное в истории эстетики 1
42 Прекрасное в век техногенной цивилизации 1
43 Безобразное как «другое» прекрасного 1
44 Игра как эстетическая парадигма 1
45 Эстетический смысл трагического 1
46 Что есть «истина» в искусстве? 1
47 Эстетика быта 1
48 Эстетика производства и жизненной среды 1
49 Эстетика жизни и быта казахского народа 1
50 Эстетическая организация быта казахского народа 1
51 Заключение. Эстетическое воспитание 1
52 Сочинение – эссе «Красота спасет мир» 1
Всего 52

3. 1 Тематический план (квалификация «Штукатур»)

№ Наименование разделов, тем Кол-во
Часов
1 часть «Основы этики» 8
1 Введение в предмет. Что изучает этика? 1
2 Культура поведения и нравственность 1
3 Основы этики казахского народа 1
4 Этикет в культуре общения 1
5 Речевой этикет 1
6 Этикет в культуре внешности 1
7 Этикет в культуре застолья 1
8 Этикет в культуре деловых отношений 1
2 часть «Эстетика» 8
9 Что изучает эстетика? 1
10 Эстетика древних цивилизаций Востока. 1
11 Основные этапы развития западноевропейской эстетики. 1
12 Что такое искусство? 1
13 Виды и специфика искусств 1
14 Эстетика быта 1
15 Эстетика производства и жизненной среды 1
16 Эстетика жизни и быта казахского народа 1
Всего 16

3. Содержание курса

Тема 1 «Введение в предмет. Что изучает этика?»
Этика в системе наук о человеке. Понятие об этике. Определение. Этические нормы поведения людей на различных этапах развития общества. Этика и эстетика.
Тема 2 «История этики»
Методологические основания историко-этического исследования. Развитие моральной рефлексии в древних культурах. Этические воззрения Средневековья и Возрождения. Этическая рефлексия Нового времени. Моральные ценности в современном мире.
Тема 3 «Мораль как явление духовной жизни общества»
Мораль как социальный феномен. Мораль и право. Политика и мораль. Мораль и обычаи. Мораль и религия. Мораль и дифференциация общества. Моральные аспекты проблем современного общества.
Тема 4 «Этика как теория морали»
Природы и суть морали. Специфика морали. Функции морали. Структура морали. Мораль и проблема ее социальной детерминации.
Тема 5 «Основные категории этики»
Добро и зло – самые общие и важные моральные понятия. Взаимоотношения добра и зла. Смысл жизни и отношение к смерти. Обязанность. Ответственность. Справедливость. Счастье как категория морального сознания. Честь и достоинства человека. Советь – главный показатель самосознания человека. Свобода как моральная ценность человеческого существования.
Тема 6 «Культура человека. Этика и этикет»
Определение этикета. Воспитанный человек. Культурный человек. Культура и красота в отношениях между людьми, в обществе, в быту, в природе, в труде. Внутренняя и внешняя культура. Культура личности. Культура общества.
Тема 7 «Этикет в кругу истории».
Возникновение и развитие этикета, Искусство хороших манер. Виды этикета. Принципы этикета.
Тема 8 «Культура поведения и нравственность»
Нравственные качества личности. Основные этические категории. Этические нормы взаимоотношений людей. Условия и качества воспитанного человека.
Тема 9 «Основы этики казахского народа»
Традиции предков – основа нравственности. Обычаи и традиции казахов, их сущность, специфика и своеобразие. Основные этические понятия: почитание предков, родословная, особенности кочевников, пример родителей, этнопедагогика, гостеприимство, красноречие. Комфорт и уют в казахской семье, народные обычаи и праздники (по выбору учителя). Сферы действия казахского этикета.
Тема 10 «Этикет в культуре общения»
Формы и содержание общения. Его выразительные средства. Формулы общения, этикетные знаки. Правила хорошего тона. Формулы общения (приветствие, обращение, прощание, извинение, сочувствие, пожелание, просьба, благодарность) Употребление «Ты» и «Вы» обращений.
Тема 11 «Этикетные ситуации»
Исторические сведения. Регламентация отношений между женщинами и мужчинами. «Привилегии» мужчин в этике разных стран. Повседневный этикет: в магазине, на работе, в транспорте и т. д. Этикет телефонных разговоров. Поведение в школе. Праздничный этикет (поведение на празднике, концерте, в гостях). Подарки. Культура досуга.
Тема 12 «Речевой этикет»
Культура речи. Значение речевого этикета. Просторечие. Жаргонная речь. Слова – паразиты. Литературная речь. Официальное общение. Искусство беседы. Правила беседы. Слушать и слышать. Речь, жесты, мимика, интонации. Коммуникабельность. Тон речи. Культура речи. Переписка. Письменная речь. Речевой этикет разных стран.
Тема 13 «Этикет в культуре внешности»
Вкус. Индивидуальность. Внешность. Одежда. Прическа. Осанка. Личная гигиена. Косметика, макияж. Элегантность. Здоровый образ жизни - залог красоты. Стиль делового человека.
Тема 14 «Этикет в культуре застолья»
Исторические сведения. Столовый этикет. Правила сервировки стола. Поведение за столом. Поведение в кафе, в ресторане. Виды застолья. Пользование столовыми приборами. Застольные беседы. Культура приема пищи.
Тема 15 «Этикет в культуре деловых отношений»
Этикет деловых встреч и контактов. Визитки. Этикет деловых телефонных разговоров. Офисная одежда. Деловые приемы. Устройство на работу. Имидж и этикет. Этикетные нормы деловых взаимоотношений. Профессиональный этикет.
Тема 16 «Что значит воспитанный и культурный человек?»
Обобщение. Тематические тесты, деловые игры, моделирование этикетных ситуаций. Культура внутренняя и внешняя. Формула вежливости.
Тема 17 «Что изучает эстетика?»
Происхождение эстетики. Определение эстетики. Эстетика в жизни, в быту, в отношениях между людьми. Эстетический вкус.
Тема 18 «Что такое красота?»
Красота в жизни и в искусстве. Красота духовная и материальная. Красота внешняя и внутренняя. Эстетический идеал. В человеке должно быть все прекрасно. Красивое и прекрасное. Виды эстетической художественной деятельности.
Тема 19 «Эстетические категории»
Прекрасное и безобразное. Низменное и возвышенное. Трагическое и героическое. Комическое и изящное. Спор о вкусах.
Тема 20 «Формирование эстетической и художественной культуры личности»
Понятие эстетической и художественной культуры личности. Эстетическое и художественное восприятие: цель, задачи. Гуманизм – высшая цель эстетического и художественного воспитания. Искусство в системе эстетического воспитания личности
Тема 21 «Эстетика древних цивилизаций Востока»
Шумеро-аккадская культура и эстетика. Эстетика Вавилонии и Ассирии. Эстетика Древнего Египта. Эстетика древней Индии. Эстетика Древнего Китая. Эстетика и культура Арабского Халифата.
Тема 22 «Основные этапы развития западноевропейской эстетики»
Феномен античного мифа. Эстетика Древней Греции и Рима. Эстетика Византии и западноевропейского средневековья. Эстетика Возрождения. Эстетика Классицизма. Эстетика Просвещения. Западноевропейская Эстетика второй половины 19 в. Эстетика 20 века
Тема 23 «Эстетика XX века»
Эстетические теории З. Фрейда, К._Г. Юнга, Х. Ортеги-и-Гассета. «Плюрализм» эстетических взглядов. Авангард. Фовизм. Экспрессионизм. Кубизм. Сюрреализм. Экзистенциализм. Поп-арт. Реализм в искусстве 20 в. Панорама современной художественной картины мира.
Тема 24 «Что такое искусство?»
Искусство как форма отражения действительности. Место и роль искусства в жизни. Специфика искусства. Познавательная, воспитательная, эстетическая и прикладная роль искусства. Характер эстетического восприятия. Понятие и сущность искусства.
Тема 25 «Виды и специфика искусств»
Основные критерии классификации. Историческая обусловленность возникновения различных видов искусств. Боги - покровители искусств. Понятие вида и жанра в искусстве. Взаимосвязь искусств. Основные стили и направления (классицизм, романтизм, готика, барокко, рококо, футуризм, кубизм и т. д.).
Тема 26 «Виды искусств»
Изобразительные, пластические, музыкальные, словесные, синтетические и их характеристика. Живопись, архитектура, графика, скульптура, музыка, хореография, декоративно – прикладное искусство, кино, театр, телевидение.
Тема 27 «Художественный образ»
Понятие художественного образа. Искусство – мышление в художественных образах. Художественное произведение как система образов. Отбор жизненного материала: типическое и индивидуальное. Единство мысли и чувств в образе. Определяющая роль содержания в искусстве. Содержание и форма.
Тема 28 «Единство формы и содержания»
Выразительные и изобразительные средства искусства. Их специфика в зависимости от вида искусства. Композиция. Сюжет. Язык. Цвет. Рисунок. Ритм. Интонация и т. д.
Тема 29 «Правда жизни и правда искусства» два типа условности искусства. Правда жизни и правда искусства. Стилизация и индивидуальность образа. Художественная правда. Художественный метод, стиль, жанр. Понятие знаковости искусства. Общественная функция искусства.
Тема 30 «Эстетика быта»
Проявление эстетики в различных областях человеческой жизни. Эстетическая организация жизни. Жилище человека. Эстетический вкус, мода, практичность. Прикладной характер эстетического оформления предметов быта. Единство утилитарного и эстетического. Значение света, звука, цвета. Уют и комфорт.
Тема 31 «Эстетика производства и жизненной среды»
Культура труда (умственного и физического). Исторические сведения. Понятие производственной эстетики. Декоративно – прикладное искусство и его назначение. Дизайн, художественное конструирование. Организация производственной среды (учебная и рабочая одежда, мебель, место0. Требование эстетики к профессии.
Тема 32 «Эстетика жизни и быта казахского народа»
Эстетическое отношение к действительности - особенность культуры быта народа. Бытовая среда жизни казахов как область проявления нравственной культуры нации, человека.
Система моральных ценностей в традиционной казахской культуре. Значение нравственных принципов в жизни казахской семьи. Эстетика отношений.
Тема 33 «Эстетическая организация быта казахского народа»
Народные ремесла и виды искусств. Сочетание красоты и практичности в одежде, мебели, убранстве жилища. Казахский национальный костюм. Эстетика казахских праздников и обычаев. Сочетание и организация современного быта, национальных традиций и современных эстетических идеалов.
Тема 34 «Заключение. Эстетическое воспитание»
Эстетическое воспитание и художественное образование. Эстетическое воспитание – составная часть гармонического воспитания личности. Эстетическое самовоспитание.

4. Перечень литературы и средств обучения

Основная литература:
1. Апресян Р.Г. Этика. – М., 1998.
2. Беклешев Д.В. Манеры и поведение делового человека. – М., 1993.
3. Бердяев Н. Судьба России. – М., 1990.
4. Борев Ю. Эстетика. – М., 1988.
5. Волченко Л.Б. Гуманность, деликатность и этикет. – М., 1992.
6. Вопросы истории и теории эстетики / Под ред. М.Н. Афасижева. – М., 1982.
7. Гагев Г. Творчество, жизнь, искусство. – М., 1980.
8. Герман Ш.М., Скатерщиков В.К. Беседы об эстетике. – М., 1982.
9. Гусейнов А.А. Этика. – М., 1998.
10. Гусейнов А.А. Иррлитц. Краткая история этики. – М., 1987.
11. Заленкова И.Л., Беляева Е.В. – Этика (учебное пособие для студентов ВУЗов). – Минск, 2000.
12. Зеленов Л.А., Куликов Г.И. Методологические проблемы эстетики. – М., 1982.
13. Иванов В.Г. История Этики Древнего мира. – СПб., 1997.
14. Козлов Н.И. Философские сказки для обдумывающих жизнь. – М., 1999.
15. Майоров Г.Г. Этика в средние века. - М., 1986.
16. Малышев И.В. Эстетика: Курс лекций. – М., 1994.
17. Монтень М. Опыты. – М., 1980.
18. Маркс К. Экономико-философские рукописи 1844 года. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 42. - С. 41 – 174.
19. Маркс К. Размышление юноши при выборе профессии. – Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., Т.40. - С. 3-7.
20. Назаров В.Н. Энциклопедия нравственной мудрости. – М., 1993.
21. Ницше Ф. Так говорил Заратустра. Книга для всех и ни для кого.
22. Осовская М. Рыцарь и буржуа. – М., 1987.
23. Печчен А. Человеческие качества. – М., 1985.
24. Писаренко В.И., Писаренко И.Я. Педагогическая этика. – Минск, 1997.
25. Соловьев В.С. Духовные основы жизни. – Соб. соч. в 10 т. – М., 1988, Т.3.
26. Соловьев В.С. Смысл любви. – Соб. соч. в 10 т., Т.2. – М., 1988.
27. Столович Л.Н. Красота. Добро. Истина. Очерк истории эстетической аксиологии. – М., 1994.
28. Франкл В. Человек в поисках смысла. – М., 1990.
29. Фром Э. Психоанализ и этика. – М., 1993.
30. Фром Э. Искусство Любить. – М., 1990.
31. Франк С.Л. Смысл жизни. – М., 1994.
32. Фрэзер Дж. Золотая ветвь. – М., 1994.
33. Фрукс Э. Иллюстрированная история нравов. – М., 1994.
34. Швейцер А. Культура и этика. – М., 1973.
35. Шрейдер Ю.А. Этика. Введение в предмет. – М., 1998.
36. Етика. Навч. посіб. / В.О.Лозовий. – К., 2005, С. – 224.
37. Этетика: Учебное пособие для вузов / Под ред. А.А. Радугина. – М.: Центр, 2000. – 240 с.
38. Ясперс К. Смысл и назначение истории. – М., 1991.
Дополнительная литература:
1. Авдеев В.И. Современная педагогика в поисках новой модели образования (Ступени осуществления культурно-исторического призвания человека) / Психология и педагогика. – М., 1996.
2. Бахтин М.Н. Эстетика словесного творчества. – М., 1986.
3. Калантар А.Л. Красота истины: об эстетическом начале научного познания. – Ереван, 1980.
4. Лосев А.Ф. История античной эстетики. – М., 1979.
5. Перепилицын М.Л. Аналоговые системы. – М., 1992.
6. Пресняков О. Поэтика познания и творчества. – М., 1980.
7. Толстой Л.Н. Что такое искусство? – М., 1985.
Категория: Воспитание души | Добавил: динара1804 (2016-12-07) | Автор: Султанова Динара Акилбековна E
Просмотров: 1570 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Среда, 2024-12-18, 3:28 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru