Главная » Статьи » В помощь учителю » Воспитание души |
1. Пояснительная записка Рабочая учебная программа по факультативной дисциплине «Этика и эстетика» составлена с учетом требований Государственного общеобразовательного стандарта образования Республики Казахстан и предназначена для реализации Государственных требований к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки студентов по специальности 1504000 «Фермерское хозяйство», квалификации «Повар» (общий объем- 36 часов), 1401000 «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений» квалификации 1401042 «Штукатур» (общий объем – 16 часов). Курс «Этика и эстетика» играет важную роль в формировании духовной культуры личности, моральных качеств, эстетического вкуса. Этика – философская, мировоззренческая дисциплина о морали. Мораль – одна из форм духовной жизни, один из древнейших универсальных способов социальной регуляции. Мораль имеет общечеловеческое значение и конкретно-историческое содержание. Особенно остро проблема места и роли моральных ценностей встала в XX-XXI веках, в период постсоветской трансформации. Проблема войны в ядерный век, глобальный экологический кризис, проблемы взаимодействия культур и образования стали планетарными проблемами. Решение их без опоры на моральную составляющая человеческого существования невозможно, поскольку интеллект «без морали» способен уничтожить не только окружающий мир, но и себя. Моральное возрождение и духовное совершенствование человека – цель развития украинского общества и человечества в целом. Эстетика играет большую роль в формировании духовной культуры студентов, развития творческого потенциала, способности воспринимать мир по законам красоты. Основная цель факультатива «Этика и эстетика» – формирование моральных ценностей и ориентиров студентов, их моральной культуры, нравственного сознания, «эстетического» мировосприятия, эстетического вкуса, развития творческих способностей. Задачи курса: • Нацелить учащихся на познание общечеловеческих этических норм и этики поведения в обществе в повседневной жизни и деловых взаимоотношениях. • Способствовать самовоспитанию учащихся, формированию качеств личности, осознающей общечеловеческие и национальные ценности, достоинства человека, знающей основы этики, имеющей широки кругозор, владеющей нормами устной и письменной речи, соблюдающей нормы этикета общения, сотрудничества, стремящейся к эстетике в жизни, в быту, к эстетике отношений, имеющей развитое творческое начало. • Дать понятие об этике и эстетике. • Познакомить с духовно-эстетическими ценностями казахского народа • Способствовать воспитанию культуры поведения в общественных местах, в общении, в быту. • Вызвать критическое отношение к собственному поведению и стремление к совершенствованию и изменению своей личности. • Вызвать интерес учащихся к вопросам культуры и искусства, раскрыть важность и необходимость овладения внешней и внутренней культурой, этикетом. • Приобщить к общечеловеческим и национальным ценностям мировой и казахской культуры, познакомить с отдельными произведениями искусства. • Сознательно формировать свой нравственно-духовной облик, используя формы самовоспитания и самопознания. • Научить учащихся делать самостоятельные выводы из представленного материала и содержания урока. 2. Планируемые результаты обучения Результатами образовательной подготовки студентов по дисциплине «Этика и эстетика» должны стать: o Представления: о моральных ценностях в современном мире, о морали как высочайшей форме духовной жизни человечества. o Знания: ценностей и социальных норм в жизни человека, основных этапов исторического развития этической мысли; категорий этики, моральных проблем человеческой деятельности; основ общения, этикета; основные этапы развития эстетики, категории этики и эстетики, особенности и специфику разных видов искусств. o Умения: определять жизненные ценности и ориентиры, осмысливать жизнь в ее многомерности и глобальности, расширять горизонты индивидуального мировосприятия; воспринимать красоту окружающего мира; оценивать прекрасное в разных видах искусства. Также прогнозируется следующий результат: • Учащиеся должны знать и владеть элементарными правилами вежливости (умение правильно здороваться, прощаться, благодарить за услуги, помощь, принести извинения и другие этикетные ситуации). • Иметь хорошие манеры, знать и стараться выполнять основные правила этикета (культура застолья, внешнего вида, культура речи и т.д). • Следить за своим внешним видом, за своей речью, манерами. • Одеваться со вкусом, вести здоровый образ жизни, соблюдать культуру тела и личную гигиену. • Правильно вести себя в общественных местах, быть вежливым. • Иметь желание посещать театры, музеи, выставки искусства и пр. • Иметь представление о видах и специфике различных искусств. • Видеть красоту в быту, в природе, в человеческих взаимоотношениях. • Заниматься самообразованием (читать об искусстве, изучать литературу, посещать художественные и творческие кружки) • Знать и соблюдать нормы поведения в процессе общения, быть доброжелательным в общении. • Заботиться о создании своего имиджа. • Уметь анализировать свои поступки, своих товарищей, литературных героев. • Понимать и уважать самобытность и особенность национального этикета, национальную культуру казахского народа. 3. Тематический план (квалификация «Повар») № Наименование разделов, тем Кол-во Часов 1 часть «Основы этики» 16 1 Введение в предмет. Что изучает этика? 1 2 История этики. 1 3 Мораль как явление духовной жизни общества. 1 4 Этика как теория морали. 1 5 Основные категории этики. 1 6 Культура человека. Этика и этикет 1 7 Этикет в кругу истории 1 8 Культура поведения и нравственность 1 9 Основы этики казахского народа 1 10 Этикет в культуре общения 1 11 Этикетные ситуации 1 12 Речевой этикет 1 13 Этикет в культуре внешности 1 14 Этикет в культуре застолья 1 15 Этикет в культуре деловых отношений 1 16 Что значит воспитанный и культурный человек? 1 2 часть «Эстетика» 36 17 Что изучает эстетика? 1 18 Что такое красота? 1 19 Эстетические категории 1 20 Предмет эстетики 1 21 Формирование эстетической и художественной культуры личности. 1 22 Основные проблемы, поставленные античной эстетикой 1 23 Аристотель как первый теоретик эстетики 1 24 Эстетика древних цивилизаций Востока. 1 25 Основные этапы развития западноевропейской эстетики. 1 26 Смысл иконы в византийско-русской культурной традиции 1 27 Художественный язык древнерусского искусства 1 28 Итальянское Возрождение как новый этап в истории эстетики 1 29 Классицизм в эстетике и искусстве 1 30 Эстетика Просвещения. Главные представители и идеи 1 31 Эстетика романтизма. Основные идеи и художественная практика 1 32 «Эстетика жизни» русских мыслителей XIX в. 1 33 Эстетика XX в. 1 34 Что такое искусство? 1 35 Виды и специфика искусств 1 36 Виды искусств 1 37 Художественный образ 1 38 Единство формы и содержания 1 39 Правда жизни и правда искусства 1 40 Вкус как эстетическая категория 1 41 Красота и прекрасное в истории эстетики 1 42 Прекрасное в век техногенной цивилизации 1 43 Безобразное как «другое» прекрасного 1 44 Игра как эстетическая парадигма 1 45 Эстетический смысл трагического 1 46 Что есть «истина» в искусстве? 1 47 Эстетика быта 1 48 Эстетика производства и жизненной среды 1 49 Эстетика жизни и быта казахского народа 1 50 Эстетическая организация быта казахского народа 1 51 Заключение. Эстетическое воспитание 1 52 Сочинение – эссе «Красота спасет мир» 1 Всего 52 3. 1 Тематический план (квалификация «Штукатур») № Наименование разделов, тем Кол-во Часов 1 часть «Основы этики» 8 1 Введение в предмет. Что изучает этика? 1 2 Культура поведения и нравственность 1 3 Основы этики казахского народа 1 4 Этикет в культуре общения 1 5 Речевой этикет 1 6 Этикет в культуре внешности 1 7 Этикет в культуре застолья 1 8 Этикет в культуре деловых отношений 1 2 часть «Эстетика» 8 9 Что изучает эстетика? 1 10 Эстетика древних цивилизаций Востока. 1 11 Основные этапы развития западноевропейской эстетики. 1 12 Что такое искусство? 1 13 Виды и специфика искусств 1 14 Эстетика быта 1 15 Эстетика производства и жизненной среды 1 16 Эстетика жизни и быта казахского народа 1 Всего 16 3. Содержание курса Тема 1 «Введение в предмет. Что изучает этика?» Этика в системе наук о человеке. Понятие об этике. Определение. Этические нормы поведения людей на различных этапах развития общества. Этика и эстетика. Тема 2 «История этики» Методологические основания историко-этического исследования. Развитие моральной рефлексии в древних культурах. Этические воззрения Средневековья и Возрождения. Этическая рефлексия Нового времени. Моральные ценности в современном мире. Тема 3 «Мораль как явление духовной жизни общества» Мораль как социальный феномен. Мораль и право. Политика и мораль. Мораль и обычаи. Мораль и религия. Мораль и дифференциация общества. Моральные аспекты проблем современного общества. Тема 4 «Этика как теория морали» Природы и суть морали. Специфика морали. Функции морали. Структура морали. Мораль и проблема ее социальной детерминации. Тема 5 «Основные категории этики» Добро и зло – самые общие и важные моральные понятия. Взаимоотношения добра и зла. Смысл жизни и отношение к смерти. Обязанность. Ответственность. Справедливость. Счастье как категория морального сознания. Честь и достоинства человека. Советь – главный показатель самосознания человека. Свобода как моральная ценность человеческого существования. Тема 6 «Культура человека. Этика и этикет» Определение этикета. Воспитанный человек. Культурный человек. Культура и красота в отношениях между людьми, в обществе, в быту, в природе, в труде. Внутренняя и внешняя культура. Культура личности. Культура общества. Тема 7 «Этикет в кругу истории». Возникновение и развитие этикета, Искусство хороших манер. Виды этикета. Принципы этикета. Тема 8 «Культура поведения и нравственность» Нравственные качества личности. Основные этические категории. Этические нормы взаимоотношений людей. Условия и качества воспитанного человека. Тема 9 «Основы этики казахского народа» Традиции предков – основа нравственности. Обычаи и традиции казахов, их сущность, специфика и своеобразие. Основные этические понятия: почитание предков, родословная, особенности кочевников, пример родителей, этнопедагогика, гостеприимство, красноречие. Комфорт и уют в казахской семье, народные обычаи и праздники (по выбору учителя). Сферы действия казахского этикета. Тема 10 «Этикет в культуре общения» Формы и содержание общения. Его выразительные средства. Формулы общения, этикетные знаки. Правила хорошего тона. Формулы общения (приветствие, обращение, прощание, извинение, сочувствие, пожелание, просьба, благодарность) Употребление «Ты» и «Вы» обращений. Тема 11 «Этикетные ситуации» Исторические сведения. Регламентация отношений между женщинами и мужчинами. «Привилегии» мужчин в этике разных стран. Повседневный этикет: в магазине, на работе, в транспорте и т. д. Этикет телефонных разговоров. Поведение в школе. Праздничный этикет (поведение на празднике, концерте, в гостях). Подарки. Культура досуга. Тема 12 «Речевой этикет» Культура речи. Значение речевого этикета. Просторечие. Жаргонная речь. Слова – паразиты. Литературная речь. Официальное общение. Искусство беседы. Правила беседы. Слушать и слышать. Речь, жесты, мимика, интонации. Коммуникабельность. Тон речи. Культура речи. Переписка. Письменная речь. Речевой этикет разных стран. Тема 13 «Этикет в культуре внешности» Вкус. Индивидуальность. Внешность. Одежда. Прическа. Осанка. Личная гигиена. Косметика, макияж. Элегантность. Здоровый образ жизни - залог красоты. Стиль делового человека. Тема 14 «Этикет в культуре застолья» Исторические сведения. Столовый этикет. Правила сервировки стола. Поведение за столом. Поведение в кафе, в ресторане. Виды застолья. Пользование столовыми приборами. Застольные беседы. Культура приема пищи. Тема 15 «Этикет в культуре деловых отношений» Этикет деловых встреч и контактов. Визитки. Этикет деловых телефонных разговоров. Офисная одежда. Деловые приемы. Устройство на работу. Имидж и этикет. Этикетные нормы деловых взаимоотношений. Профессиональный этикет. Тема 16 «Что значит воспитанный и культурный человек?» Обобщение. Тематические тесты, деловые игры, моделирование этикетных ситуаций. Культура внутренняя и внешняя. Формула вежливости. Тема 17 «Что изучает эстетика?» Происхождение эстетики. Определение эстетики. Эстетика в жизни, в быту, в отношениях между людьми. Эстетический вкус. Тема 18 «Что такое красота?» Красота в жизни и в искусстве. Красота духовная и материальная. Красота внешняя и внутренняя. Эстетический идеал. В человеке должно быть все прекрасно. Красивое и прекрасное. Виды эстетической художественной деятельности. Тема 19 «Эстетические категории» Прекрасное и безобразное. Низменное и возвышенное. Трагическое и героическое. Комическое и изящное. Спор о вкусах. Тема 20 «Формирование эстетической и художественной культуры личности» Понятие эстетической и художественной культуры личности. Эстетическое и художественное восприятие: цель, задачи. Гуманизм – высшая цель эстетического и художественного воспитания. Искусство в системе эстетического воспитания личности Тема 21 «Эстетика древних цивилизаций Востока» Шумеро-аккадская культура и эстетика. Эстетика Вавилонии и Ассирии. Эстетика Древнего Египта. Эстетика древней Индии. Эстетика Древнего Китая. Эстетика и культура Арабского Халифата. Тема 22 «Основные этапы развития западноевропейской эстетики» Феномен античного мифа. Эстетика Древней Греции и Рима. Эстетика Византии и западноевропейского средневековья. Эстетика Возрождения. Эстетика Классицизма. Эстетика Просвещения. Западноевропейская Эстетика второй половины 19 в. Эстетика 20 века Тема 23 «Эстетика XX века» Эстетические теории З. Фрейда, К._Г. Юнга, Х. Ортеги-и-Гассета. «Плюрализм» эстетических взглядов. Авангард. Фовизм. Экспрессионизм. Кубизм. Сюрреализм. Экзистенциализм. Поп-арт. Реализм в искусстве 20 в. Панорама современной художественной картины мира. Тема 24 «Что такое искусство?» Искусство как форма отражения действительности. Место и роль искусства в жизни. Специфика искусства. Познавательная, воспитательная, эстетическая и прикладная роль искусства. Характер эстетического восприятия. Понятие и сущность искусства. Тема 25 «Виды и специфика искусств» Основные критерии классификации. Историческая обусловленность возникновения различных видов искусств. Боги - покровители искусств. Понятие вида и жанра в искусстве. Взаимосвязь искусств. Основные стили и направления (классицизм, романтизм, готика, барокко, рококо, футуризм, кубизм и т. д.). Тема 26 «Виды искусств» Изобразительные, пластические, музыкальные, словесные, синтетические и их характеристика. Живопись, архитектура, графика, скульптура, музыка, хореография, декоративно – прикладное искусство, кино, театр, телевидение. Тема 27 «Художественный образ» Понятие художественного образа. Искусство – мышление в художественных образах. Художественное произведение как система образов. Отбор жизненного материала: типическое и индивидуальное. Единство мысли и чувств в образе. Определяющая роль содержания в искусстве. Содержание и форма. Тема 28 «Единство формы и содержания» Выразительные и изобразительные средства искусства. Их специфика в зависимости от вида искусства. Композиция. Сюжет. Язык. Цвет. Рисунок. Ритм. Интонация и т. д. Тема 29 «Правда жизни и правда искусства» два типа условности искусства. Правда жизни и правда искусства. Стилизация и индивидуальность образа. Художественная правда. Художественный метод, стиль, жанр. Понятие знаковости искусства. Общественная функция искусства. Тема 30 «Эстетика быта» Проявление эстетики в различных областях человеческой жизни. Эстетическая организация жизни. Жилище человека. Эстетический вкус, мода, практичность. Прикладной характер эстетического оформления предметов быта. Единство утилитарного и эстетического. Значение света, звука, цвета. Уют и комфорт. Тема 31 «Эстетика производства и жизненной среды» Культура труда (умственного и физического). Исторические сведения. Понятие производственной эстетики. Декоративно – прикладное искусство и его назначение. Дизайн, художественное конструирование. Организация производственной среды (учебная и рабочая одежда, мебель, место0. Требование эстетики к профессии. Тема 32 «Эстетика жизни и быта казахского народа» Эстетическое отношение к действительности - особенность культуры быта народа. Бытовая среда жизни казахов как область проявления нравственной культуры нации, человека. Система моральных ценностей в традиционной казахской культуре. Значение нравственных принципов в жизни казахской семьи. Эстетика отношений. Тема 33 «Эстетическая организация быта казахского народа» Народные ремесла и виды искусств. Сочетание красоты и практичности в одежде, мебели, убранстве жилища. Казахский национальный костюм. Эстетика казахских праздников и обычаев. Сочетание и организация современного быта, национальных традиций и современных эстетических идеалов. Тема 34 «Заключение. Эстетическое воспитание» Эстетическое воспитание и художественное образование. Эстетическое воспитание – составная часть гармонического воспитания личности. Эстетическое самовоспитание. 4. Перечень литературы и средств обучения Основная литература: 1. Апресян Р.Г. Этика. – М., 1998. 2. Беклешев Д.В. Манеры и поведение делового человека. – М., 1993. 3. Бердяев Н. Судьба России. – М., 1990. 4. Борев Ю. Эстетика. – М., 1988. 5. Волченко Л.Б. Гуманность, деликатность и этикет. – М., 1992. 6. Вопросы истории и теории эстетики / Под ред. М.Н. Афасижева. – М., 1982. 7. Гагев Г. Творчество, жизнь, искусство. – М., 1980. 8. Герман Ш.М., Скатерщиков В.К. Беседы об эстетике. – М., 1982. 9. Гусейнов А.А. Этика. – М., 1998. 10. Гусейнов А.А. Иррлитц. Краткая история этики. – М., 1987. 11. Заленкова И.Л., Беляева Е.В. – Этика (учебное пособие для студентов ВУЗов). – Минск, 2000. 12. Зеленов Л.А., Куликов Г.И. Методологические проблемы эстетики. – М., 1982. 13. Иванов В.Г. История Этики Древнего мира. – СПб., 1997. 14. Козлов Н.И. Философские сказки для обдумывающих жизнь. – М., 1999. 15. Майоров Г.Г. Этика в средние века. - М., 1986. 16. Малышев И.В. Эстетика: Курс лекций. – М., 1994. 17. Монтень М. Опыты. – М., 1980. 18. Маркс К. Экономико-философские рукописи 1844 года. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 42. - С. 41 – 174. 19. Маркс К. Размышление юноши при выборе профессии. – Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., Т.40. - С. 3-7. 20. Назаров В.Н. Энциклопедия нравственной мудрости. – М., 1993. 21. Ницше Ф. Так говорил Заратустра. Книга для всех и ни для кого. 22. Осовская М. Рыцарь и буржуа. – М., 1987. 23. Печчен А. Человеческие качества. – М., 1985. 24. Писаренко В.И., Писаренко И.Я. Педагогическая этика. – Минск, 1997. 25. Соловьев В.С. Духовные основы жизни. – Соб. соч. в 10 т. – М., 1988, Т.3. 26. Соловьев В.С. Смысл любви. – Соб. соч. в 10 т., Т.2. – М., 1988. 27. Столович Л.Н. Красота. Добро. Истина. Очерк истории эстетической аксиологии. – М., 1994. 28. Франкл В. Человек в поисках смысла. – М., 1990. 29. Фром Э. Психоанализ и этика. – М., 1993. 30. Фром Э. Искусство Любить. – М., 1990. 31. Франк С.Л. Смысл жизни. – М., 1994. 32. Фрэзер Дж. Золотая ветвь. – М., 1994. 33. Фрукс Э. Иллюстрированная история нравов. – М., 1994. 34. Швейцер А. Культура и этика. – М., 1973. 35. Шрейдер Ю.А. Этика. Введение в предмет. – М., 1998. 36. Етика. Навч. посіб. / В.О.Лозовий. – К., 2005, С. – 224. 37. Этетика: Учебное пособие для вузов / Под ред. А.А. Радугина. – М.: Центр, 2000. – 240 с. 38. Ясперс К. Смысл и назначение истории. – М., 1991. Дополнительная литература: 1. Авдеев В.И. Современная педагогика в поисках новой модели образования (Ступени осуществления культурно-исторического призвания человека) / Психология и педагогика. – М., 1996. 2. Бахтин М.Н. Эстетика словесного творчества. – М., 1986. 3. Калантар А.Л. Красота истины: об эстетическом начале научного познания. – Ереван, 1980. 4. Лосев А.Ф. История античной эстетики. – М., 1979. 5. Перепилицын М.Л. Аналоговые системы. – М., 1992. 6. Пресняков О. Поэтика познания и творчества. – М., 1980. 7. Толстой Л.Н. Что такое искусство? – М., 1985. | |
Просмотров: 1570 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|