Главная » Статьи » В помощь учителю » Воспитание души |
Тема: «Эстетическое воспитание как метод повышение духовно-нравственных качеств личности» Роль эстетического воспитания в развитии личности, ее всестороннем формировании трудно переоценить. Уже в древности пробивала себе дорогу мысль об элементах эстетики и красоты в жизни и деятельности человека. Исключительно велико и многообразно влияние искусства как важнейшего элемента красоты и эстетического отношения к действительности на человека. Оно прежде всего выполняет большую познавательную функцию и тем самым способствует развитию сознания и чувств личности, ее взглядов и убеждений. Большую роль играет искусство и эстетическое воспитание в формировании нравственности. Еще Аристотель писал, что музыка способна оказывать влияние на эстетическую сторону души. Сущность эстетического воспитания состоит в организации разнообразной художественно- эстетической деятельности учащихся, направленное на формирование у них способностей полноценного восприятия и правильного понимания прекрасного в искусстве и жизни, на выработку эстетических понятий, вкусов и идеалов, а также развития творческих задатков и дарований в области искусства. У нас в школе проводятся уроки музыки, изобразительного искусства, хореографии, действует студия «Акварелька», вокальная группа «Капельки», различные хореографические коллективы. Которые не раз показывали свое творчество в районе и области, а дети из студии «Акварелька» и в Республике. Важнейшим элементом эстетического воспитания является развитие у учащихся художественных восприятий. Эти восприятия должны охватить широкую сферу эстетических явлений. В частности, необходимо научить школьников воспринимать прекрасное в различных видах искусства, природе, окружающей жизни и поведении людей. Одним из средств, способствующих формированию и развитию у учащихся качеств духовно-нравственного порядка, является музыкальное искусство, поскольку оно отражает мир целостно, в единстве истины, добра и красоты, и направлено на познание прежде всего внутреннего мира человека, его идеалов, жизненных ориентиров и ценностей. Музыка – одно из самых сильных и ярких средств восприятия человека. Она всегда претендовало на особую роль в обществе. В древние века музыкальные центры лечили людей от тоски, нервных расстройств, заболеваний сердечнососудистой системы. Музыкой изменяли развитие клеток: ускоряли рост одних, замедляли рост других. Для того чтобы понимание высоких образцов музыкального творчества стало доступно человеку, он должен получить музыкальное воспитание – правильную планомерную подготовку к ее постижению. И чем раньше этот процесс познания пойдет у человека, тем больших результатов можно добиться. Поэтому очень важно, чтобы встреча с музыкой у человека состоялась как можно раньше. В школе знакомство и поприще к музыкальному искусству начинается с 0 класса. На протяжении всех лет обучения музыке, дети учатся понимать, чувствовать, выражать свои мысли, не боятся высказывать свое мнение о прослушанном или пропетом музыкальном произведении. На уроках рассматриваются темы посвященные Родине, родному краю, природе, обрядам, обычаям казахского, русского и других народов на примерах классической и народной музыки. Особое внимание в воспитании духовно-нравственных качеств уделяются народной музыке. Уже в 0,1, 2 классах мы знакомимся с народными инструментами, исполнителями, образцами, вошедшими, в золотой фонд народной музыки, с особенностями национального костюма, обрядами, праздниками. (Например, дети раскрашивают рисунок, где изображена девочка в национальном костюме, предварительно проговорив и разобрав элементы костюма и прослушав музыкальное произведение. Изучая хороводы, мы не только учим хороводную песню, но с движением ее исполняем, выясняя почему тот или иной вид хоровода имеет свое название). В 3 классе знакомимся с жанрами устного поэтического народного творчества (эпос, темрме, айтыс, тартыс). Например, знакомясь с айтысом жар-жар, не только разучиваем слова айтыса песни жигитов и девушек, но и исполняем по группам; при изучении айтыса «Биржана и Сыры» учащиеся исполняют фрагментарное пение по ролям В 4 классе говорим о том, как народная музыка становятся основной для написания профессиональных произведений, знакомимся с творчеством разных народов и их музыкальными инструментами. В 5 классе продолжаем знакомство с казахской народной музыкой (инструменты, жизнь и творчество народных музыкантов, произведения, связанные с различными историческими событиями) и не просто знакомство, и высказывание своих чувств, переживаний, свое понимание того или иного произведения. (Например: слушая песню «Елимай» мы говорим о джунгарском нашествии, и дети высказывают свое отношение не только к музыке этой песни, но и к самому событию. Идет эстетическое развитие учащихся и духовно-нравственное через восприятие песни-плача. Дети начинают понимать трагедию происходящего и учатся сопереживать). И в 6 классе разговор идет о формировании казахской профессиональной музыки европейского типа, которая развивалось на основе народной. Наряду с этим, конечно же, многие уроки посвящены примерам классической музыки, таким музыкантам как Бах, Моцарт, Гайдн. И на каждом уроке идет разговор об отношении к тому или иному произведению, где дети учится высказывать свое отношение к тому или иному событию. И были такие случаи, когда при пении у детей выступали на глазах слезы. Большое место в содержании эстетического воспитания занимает формирование у учащихся художественного вкуса, связанного с восприятием и переживание прекрасного. На уроках эстетического цикла, мы учим школьников чувствовать красоту и гармонию подлинного искусства. | |
Просмотров: 824 | Комментарии: 2 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|